• Преподавателю
  • Физика
  • Методические рекомендации для написания учебно-исследовательских работ (Структура и содержание учебно-исследовательских работ)

Методические рекомендации для написания учебно-исследовательских работ (Структура и содержание учебно-исследовательских работ)

Структура и содержание учебно-исследовательской работы (методические рекомендации для учащихся и руководителей)        Участвуя в конкурсах исследовательских, творческих работ необходимо помнить, что оценка исследовательской компетентности учащихся зависит от структуры и содержания работы, от правильного оформления результатов своих исследований. Часто из-за несоблюдения основных требований, работы, заслуживающие внимания, не проходят отборочный конкурс.    Данные положения подходят для написания ученических курсовых работ, учебно-исследовательских, творческих, проектных работ. Положения не являются абсол...
Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Структура и содержание учебно-исследовательской работы (методические рекомендации для учащихся и руководителей)

Участвуя в конкурсах исследовательских, творческих работ необходимо помнить, что оценка исследовательской компетентности учащихся зависит от структуры и содержания работы, от правильного оформления результатов своих исследований. Часто из-за несоблюдения основных требований, работы, заслуживающие внимания, не проходят отборочный конкурс. Данные положения подходят для написания ученических курсовых работ.

Структура работы (базовые элементы):

Титульный лист;

Содержание;

Введение;

Основная часть;

Заключение;

Список источников;

Приложения.

Выбор темы исследовательской работы

Тема исследования - это свернутое (сокращенное) описание изучаемого свойства объекта или явления.

Требования к выбору темы:

  • Теоретическая и практическая значимость темы;

  • Соответствие познавательным возможностям;

  • Доступность материала, на базе которого организовано для исследования;

Тема должна быть краткой и выразительной, четко указывать на изучаемое свойство объекта. Выбирается в соответствии с интересами учащегося.

ВВЕДЕНИЕ

Данная часть работы может содержать:

  • актуальность темы (или ее научный интерес);

  • цель работы;

  • задачи, которые следует решить, чтобы достигнуть заявленную цель работы;

  • определяется объект, предмет и методы исследования;

  • методы достижения цели, задач;

  • список оборудования;

  • гипотезу ( не для всех типов работ);

  • практическую значимость работы;

  • краткая характеристика структуры работы и использованной в ней литературы.

Все вышеперечисленное составляет научный аппарат исследования. Именно на этапе его разработки учащемуся особенно требуется помощь руководителя.

Актуальность

Актуальность - важный элемент исследования, показывает важность, значимость изучения именно этого объекта или явления. Показывает кругозор и содержание мотивации учащихся.

Актуальность - это то, зачем и почему мы изучаем именно эту проблему.

Цель

Цель - это свёрнутое описание предполагаемого (планируемого) результата изучения объекта (явления) и обобщённое описание направленной на объект деятельности.

Это ожидаемый результат исследования.

Требования для постановки цели:

  • Цель работы должна быть конкретной, четко сформулированной, чтобы ясно выделить вопрос, на который мы хотим получить ответ;

  • Цель должна быть доступна для конкретного исследования.

Цель должна давать представление о предполагаемом результате исследования.

Следует различать, что цель и задача - не одно и тоже:


  • Цель - существенно шире задачи;

  • Цель работы вытекает из предложенной темы, а задачи соответствуют сформулированной цели.

Задачи исследования

Задачи - это краткое описание действий, которые необходимо выполнить для достижения, намеченного в цели результата.

Задачи должны отвечать на вопрос: «Что сделать?»

  • Выявить …

  • Определить …

  • Сравнить …

  • Проанализировать …

  • Рассмотреть …

  • Представить … и др.

Задачи должны раскрывать содержание и последовательность действий, которые предполагается выполнить в рамках исследования.

Объект исследования

Определяя объект исследования, проясняется вопрос: « Что именно мы исследуем?»

Предмет исследования

Предмет исследования - это то, что именно в объекте исследования мы изучаем. Это изучаемое свойство объекта.

Формулировка гипотезы

Гипотеза - предположение о причинно-следственной связи между изучаемым свойством объекта и определенными факторами среды.

Гипотезу можно выразить формулой, включающей две части: «Если» (описание фактора или состояния), «То» (описание характера связи, предполагаемое следствие).

Оборудование

Краткое описание оборудования и материалов, необходимых для проведения исследования. Или их перечень.

Методы

Методы - это способы получения информации об изучаемом объекте.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ РАБОТЫ

Должна включать литературный обзор изучаемой проблемы (свойств объекта, явления) и исследовательскую часть.

План должен быть авторским. В нем проявляется подход автора, его мнение, анализ проблемы.

Первая глава работы обычно чисто теоретическая (общий обзор изучаемого объекта, явления).

Вторая глава (аналитическая, исследовательская) посвящена разбору какого-либо исторического периода, отрасли, территории, выявляется и описывается некая проблема. Исследование объекта.

В третьей главе (проектная) предлагаются возможные пути решения найденной проблемы.

Собственно - исследование

  • Работа с литературой по теме исследования;

  • Постановка эксперимента и организация исследования;

  • Учет данных эксперимента;

  • Математическая обработка полученных данных;

  • Формулировка выводов.

Методика исследования

Метод - способ достижения цели, совокупность приемов.

Методы и методики - это, то с помощью чего и как будем исследовать.

Теоретические методы:

Практические методы:

  • сравнительный анализ информации из научной литературы,

  • моделирование,

  • системный анализ,

  • методика решения противоречий,

  • конструирование

  • проектирование.

  • Наблюдение

  • Измерение

  • Анкетирование

  • Интервью

  • Тестирование

  • Беседа

  • Эксперимент

Результаты исследований

  • Изложение наблюдений;

  • Результаты опытов, измерений;

  • Сравнение и их обсуждение;

  • Диаграммы, таблицы, графики, рисунки и другие материалы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Заключение - наряду с введением обязательная часть структуры работы.

Здесь даются ответы на все поставленные во введении задачи, делается общий вывод и дается заключение о достижении цели курсовой. Определяются перспективы дальнейшей работы над поставленной проблемой или возможность использования результатов данной работы.

В заключении представлены основные выводы, ясно сформулированные в тезисной форме и, обычно, пронумерованы.

Выводы должны соответствовать задачам, их количеству. Это описание результатов этапов исследования. Сформулированы кратко, лаконично, конкретно. Выводы следует сопоставить с гипотезой, подтвердить ее, или опровергнуть.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложения - это наглядное представление полученных результатов.

Приложения могут быть представлены в виде: схем, таблиц, графиков, рисунков, фотографий и т.п.



Требования к приложению:

1. Объем ограничен до 10 страниц (обычно).

2. Каждое приложение на своем листе. Подписывается в правом верхнем углу (Приложение 1 и т.д.)

3. Номер и название таблиц подписываются над таблицей. Номер и название рисунков подписываются под рисунком.

4. На полученный в приложении материал должны быть ссылки в основном тексте работы.

Под исследовательской компетентностью учащегося следует понимать умение разрабатывать (моделировать) научный аппарат исследования и прогнозировать его результаты. Структура и содержание работы подтверждают эти умения. Помогают представить публично работу в форме сообщения на научно-практических конференциях.

© 2010-2022