Рабочая программа по физике 11 класс

Рабочая программа по физике для учащихся 11 класса по учебнику Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева. В программе учтен национально-региональный компонент, отражен в содержании деятельности. Цели и задачи отражены в пояснительной записке. В программе есть пояснительная записка, содержание деятельности, требования к уровню подготовки учащихся, учебно-тематический план, календарно-тематический план,  перечень учебно-методического обеспечения, перечень оборудования и приборов, график лабораторных и контрол...
Раздел Физика
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа составлена на основании:

  1. Закон «Об образовании в РФ»;

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт;

  3. Примерная государственная программа по физике для основной школы, рекомендованная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации.

  4. Сборник программ для общеобразовательных учреждений: Физика 10-11 класс./Н.Н.Тулькибаева, А.Э. Пушкарёв. - М.: Просвещение, 2012.



  1. УМК по физике для 7 - 11 классов для реализации данной авторской программы. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год. Утвержден приказом Минобразования РФ № 822 от 23.12.2010.

  2. Учебный план МБОУ «Тарбагатайская СОШ».

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 70 ч из расчета 2 ч в неделю для обязательного изучения физики на базовом уровне в 11 классе. Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Определен также перечень демонстраций, лабораторных работ и практических занятий.

Формы организации образовательного процесса:

традиционные уроки, лекция, семинар, тестовая работа, эвристическая беседа, практикум по решению задач, лабораторный практикум.

Виды и формы контроля:

Виды: текущий, периодический (тематический), итоговый, самоконтроль.

Формы контроля: устный и письменный, фронтальный и индивидуальный.

Данная рабочая программа адресована учащимся 11 класса МБОУ «Тарбагатайская СОШ». В программе учтен национально-региональный компонент.

Цели изучения физики

  • освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;

  • овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;

  • использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Задачи:

1) Развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;

2) Овладение знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широком применении физических законов в технике и технологии;

3) Формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей.

Общеучебные и специальные умения, навыки и способы деятельности:

В современном мире нужны не просто исполнители, а люди, деятельность которых является осознанной, обдуманной и творческой. Поэтому усвоение знаний, полное их осмысление, развитие способностей и умений следует рассматривать как две стороны единого процесса обучения. Умения - готовность личности к определенным действиям в соответствии с поставленной целью, на основе имеющихся навыков и знаний.

Среди учебных умений выделяются общеучебные и специальные умения.

В интегральной педагогической технологии в ходе усвоения новых знаний на уроках физики учащиеся специально, целенаправленно обучаются рациональным приемам учебной познавательной деятельности и умениям, стимулирующим умственное развитие и развитие личности ученика в целом. Овладение этими умениями приводит к более высокому уровню организации учебной деятельности.

Формирование общеучебных и специальных умений:

Умение сравнивать (выделять общие и различные признаки)

Умение обобщать, систематизировать

Умение выявлять причинно-следственные связи

Умение точно определить понятие

Умение правильно объяснять явления природы и процессы в быту

Умение анализировать

Умение наблюдать

Умение ставить эксперимент

Умение работать с графической информацией

Умение работать с табличными данными физических величин

Умение строить и читать схемы

Умение строить и читать диаграммы

Умение изображать взаимодействия с помощью векторов

Вычислительные умения и навыки

Умение выполнять действия с единицами измерения.

Познавательные УМЕНИЯ

- работа с литературой;

- проведение наблюдений;

- построение гипотез;

- объяснение явлений и др.

Организационные УМЕНИЯ:

- планирование учебной деятельности, организация обучения;

- выполнение эксперимента и наблюдения;

- работа в парах, группах;

- рациональное использование рабочего времени и др.

Практические УМЕНИЯ

- измерять, вычислять, пользоваться приборами;

- строить и читать графики, схемы, диаграммы;

- решать различные задачи и др.

УМЕНИЯ самоконтроля:

- умение проводить контроль своего поведения;

- действий при обучении, выполнении домашнего задания;

  • самооценка и др.

Оценочные умения

- умение давать социально-экономическую оценку полученным результатам вычислений, достоверности измерений, погрешностям и т.д.

В результате изучения курса ведется работа по выработке компетенций:

  • общеобразовательных:

- умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки до получения и оценки результата);

- умения использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

- умения использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки и презентации результатов познавательной и практической деятельности;

- умения оценивать и корректировать свое поведение в окружающей среде, выполнять экологические требования в практической деятельности и повседневной жизни.

  • предметно-ориентированных:

- понимать возрастающую роль науки, усиление взаимосвязи и взаимного влияния науки и техники, превращения науки в непосредственную производительную силу общества: осознавать взаимодействие человека с окружающей средой, возможности и способы охраны природы;

- развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе самостоятельного приобретения физических знаний с использований различных источников информации, в том числе компьютерных;

- воспитывать убежденность в позитивной роли физики в жизни современного общества, понимание перспектив развития энергетики, транспорта, средств связи и др.; овладевать умениями применять полученные знания для получения разнообразных физических явлений;

- применять полученные знания и умения для безопасного использования веществ и механизмов в быту, сельском хозяйстве и производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Программа направлена на реализацию личностно-ориентированного, деятельностного, проблемно-поискового подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(70 ч, 2 ч в неделю)

Магнитное поле (6 часов).

Взаимодействие токов. Магнитное поле тока. Магнитная индукция. Сила Ампера. Сила Лоренца.

Демонстрации:

  1. Взаимодействие параллельных токов.

  2. Действие магнитного поля на ток.

  3. Устройство и действие амперметра и вольтметра.

  4. Устройство и действие громкоговорителя.

  5. Отклонение электронного лучка магнитным полем.

Знать: понятия: магнитное поле тока, индукция магнитного поля.

Практическое применение: электроизмерительные приборы магнитоэлектрической системы.

Уметь: решать задачи на расчет характеристик движущегося заряда или проводника с током в магнитном поле, определять направление и величину сил Лоренца и Ампера,


Электромагнитная индукция (4 часов)

Явление электромагнитной индукции. Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца. Самоиндукция. Индуктивность. Взаимосвязь электрического и магнитного полей. Электромагнитное поле.

Лабораторная работа №1: Изучение электромагнитной индукции.

Демонстрации:

  1. Электромагнитная индукция.

  2. Правило Ленца.

  3. Зависимость ЭДС индукции от скорости изменения магнитного потока.

  4. Самоиндукция.

  5. Зависимость ЭДС самоиндукции от скорости изменения силы цели и от индуктивности проводника.

Знать: понятия: электромагнитная индукция; закон электромагнитной индукции; правило Ленца, самоиндукция; индуктивность, электромагнитное поле.

Уметь: объяснять явление электромагнитной индукции и самоиндукции, решать задачи на применение закона электромагнитной индукции, самоиндукции.


Электромагнитные колебания и волны (11часов)

Свободные колебания в колебательном контуре. Период свободных электрических колебаний. Переменный электрический ток. Генерирование электрической энергии. Трансформатор. Передача электрической энергии. Электромагнитные волны. Свойства электромагнитных волн. Принципы радиосвязи. Телевидение.

Демонстрации:

  1. Свободные электромагнитные колебания низкой частоты в колебательном контуре.

  2. Зависимость частоты свободных электромагнитных колебаний от электроемкости и индуктивности контура.

  3. Незатухающие электромагнитные колебания в генераторе на транзисторе.

  4. Получение переменного тока при вращении витка в магнитном поле.

  5. Устройство и принцип действия генератора переменного тока (на модели).

  6. Осциллограммы переменною тока

  7. Устройство и принцип действия трансформатора

  8. Передача электрической энергии на расстояние с мощью понижающего и повышающего трансформатора.

  9. Электрический резонанс.

  10. Излучение и прием электромагнитных волн.

  11. Отражение электромагнитных волн.

  12. Преломление электромагнитных волн.

  13. Интерференция и дифракция электромагнитных волн.

  14. Поляризация электромагнитных волн.

  15. Модуляция и детектирование высокочастотных электромагнитных колебаний.

Знать: понятия: свободные и вынужденные колебания; колебательный контур; переменный ток; резонанс, электромагнитная волна, свойства электромагнитных волн.

Практическое применение: генератор переменного тока, схема радиотелефонной связи, телевидение.

Уметь: Измерять силу тока и напряжение в цепях переменного тока. Использовать трансформатор для преобразования токов и напряжений. Определять неизвестный параметр колебательного контура, если известны значение другого его параметра и частота свободных колебаний; рассчитывать частоту свободных колебаний в колебательном контуре с известными параметрами. Решать задачи на применение формул:Рабочая программа по физике 11 класс, Рабочая программа по физике 11 класс, Рабочая программа по физике 11 класс, Рабочая программа по физике 11 класс,

Рабочая программа по физике 11 класс, Рабочая программа по физике 11 класс, Рабочая программа по физике 11 класс. Объяснять распространение электромагнитных волн.


Оптика (13 часов)

Световые волны. (9 часов)

Скорость света и методы ее измерения. Законы отражения и преломления света. Волновые свойства света: дисперсия, интерференция света, дифракция света. Когерентность. Поперечность световых волн. Поляризация света.

Лабораторная работа №2: Измерение показателя преломления стекла.

Лабораторная работа №3: Измерение длины световой волны.

Демонстрации:

  1. Законы преломления снега.

  2. Полное отражение.

  3. Световод.

  4. Получение интерференционных полос.

  5. Дифракция света на тонкой нити.

  6. Дифракция света на узкой щели.

  7. Разложение света в спектр с помощью дифракционной решетки.

  8. Поляризация света поляроидами.

  9. Применение поляроидов для изучения механических напряжений в деталях конструкций.
    Знать: понятия: интерференция, дифракция и дисперсия света.

Законы отражения и преломления света,

Практическое применение: полного отражения, интерференции, дифракции и поляризации света.

Уметь: измерять длину световой волны, решать задачи на применение формул, связывающих длину волны с частотой и скоростью, период колебаний с циклической частотой; на применение закона преломления света.

Элементы теории относительности. (3 часа)

Постулаты теории относительности. Принцип относительности Эйнштейна. Постоянство скорости света. Пространство и время в специальной теории относительности. Релятивистская динамика. Связь массы с энергией.

Знать: понятия: принцип постоянства скорости света в вакууме, связь массы и энергии.

Уметь: определять границы применения законов классической и релятивистской механики.

Излучения и спектры. (3 часа)

Различные виды электромагнитных излучений и их практическое применение: свойства и применение инфракрасных, ультрафиолетовых и рентгеновских излучений. Шкала электромагнитных излучений.

Демонстрации:

  1. Невидимые излучения в спектре нагретого тела.

  2. Свойства инфракрасного излучения.

  3. Свойства ультрафиолетового излучения.

  4. Шкала электромагнитных излучений (таблица).

  5. Зависимость плотности потока излучения от расстояния до точечного источника.

Знать: практическое применение: примеры практического применения электромагнитных волн инфракрасного, видимого, ультрафиолетового и рентгеновского диапазонов частот.

Уметь: объяснять свойства различных видов электромагнитного излучения в зависимости от его длины волны и частоты.


Квантовая физика (14 часов)

[Гипотеза Планка о квантах.] Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Фотоны. [Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Корпускулярно-волновой дуализм. Соотношение неопределенности Гейзенберга.]

Строение атома. Опыты Резерфорда. Квантовые постулаты Бора. Испускание и поглощение света атомом. Лазеры.

[Модели строения атомного ядра: протонно-нейтронная модель строения атомного ядра.] Ядерные силы. Дефект массы и энергия связи нуклонов в ядре. Ядерная энергетика. Влияние ионизирующей радиации на живые организмы. [Доза излучения, закон радиоактивного распада и его статистический характер. Элементарные частицы: частицы и античастицы. Фундаментальные взаимодействия]

Значение физики для объяснения мира и развития производительных сил общества. Единая физическая картина мира.

Лабораторная работа №4: «Изучение треков заряженных частиц».

Демонстрации:

  1. Фотоэлектрический эффект на установке с цинковой платиной.

  2. Законы внешнего фотоэффекта.

  3. Устройство и действие полупроводникового и вакуумного фотоэлементов.

  4. Устройство и действие фотореле на фотоэлементе.

  5. Модель опыта Резерфорда.

  6. Наблюдение треков в камере Вильсона.

  7. Устройство и действие счетчика ионизирующих частиц.

Знать: Понятия: фотон; фотоэффект; корпускулярно-волновой дуализм; ядерная модель атома; ядерные реакции, энергия связи; радиоактивный распад; цепная реакция деления; термоядерная реакция; элементарная частица, атомное ядро.

Законы фотоэффекта: постулаты Бора закон радиоактивного распада.

Практическое применение: устройство и принцип действия фотоэлемента; примеры технического - использования фотоэлементов; принцип спектрального анализа; примеры практических применений спектрального анализа; устройство и принцип действия ядерного реактора.

Уметь: Решать задачи на применение формул, связывающих энергию и импульс фотона с частотой соответствующей световой волны. Вычислять красную границу фотоэффекта и энергию фотозлектронов на основе уравнения Эйнштейна. Определять продукты ядерных реакций на основе законов сохранения электрического заряда и массового числа.
Рассчитывать энергетический выход ядерной реакции. Определять знак заряда или направление движения элементарных частиц по их трекам на фотографиях.

Строение Вселенной (10 часов)

Строение солнечной системы. Система «Земля - Луна». Общие сведения о Солнце (вид в телескоп, вращение, размеры, масса, светимость, температура солнца и состояние вещества в нем, химический состав). Источники энергии и внутреннее строение Солнца. Физическая природа звезд. Наша Галактика (состав, строение, движение звезд в Галактике и ее вращение). Происхождение и эволюция галактик и звезд.

Демонстрации:

  1. Модель солнечной системы.

  2. Теллурий.

  3. Подвижная карта звездного неба.

Знать: понятия: планета, звезда, Солнечная система, галактика, Вселенная.

Практическое применение законов физики для определения характеристик планет и звезд.

Уметь: объяснять строение солнечной системы, галактик, Солнца и звезд. Применять знание законов физики для объяснения процессов происходящих во вселенной. Пользоваться подвижной картой звездного неба.

Повторение (12 часов)

Национально-региональный компонент:

Тема. Электромагнитные колебания.

Развитие электроэнергетики в Республике Бурятия. Энергосберегающие установки. Экологические проблемы работы ТЭЦ-1,2, Гусиноозерской ГРЭС. Передача электрической энергии и её использование. Линии электропередач Иркутск - Улан-Удэ, Улан-Удэ - Гусиноозерск.


Тема. Электромагнитные волны.

Параметры распространения электромагнитных волн в атмосфере Бурятии (результаты работы ученых БНЦ). Применение свойств электромагнитного излучения в медицине Бурятии.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.


  • В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен

  • Знать/понимать

  • Смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;

  • Смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;

  • Смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;

  • Вклад российских и зарубежных ученых, оказавших значительное влияние на развитие физики;

  • Уметь

  • Описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и ИСЗ, свойства газов, жидкостей и твердых тел, электромагнитная индукция, распространение электромагнитных волн, волновые свойства света, излучение и поглощение света атомом, фотоэффект;

  • Отличать гипотезы от научных теорий, делать выводы на основе экспериментальных данных, приводить примеры, показывающие, что наблюдения и эксперименты являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов, физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще не известные явления;

  • Приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике, различных видов электромагнитных излучений для развития радио- и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;

  • Воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;

  • Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;

  • Оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

  • Рационального природопользования и защиты окружающей среды.




































УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(2 часа в неделю, всего - 70 ч.)


п/п

Тема

Количество часов

В том числе

уроки

лабораторные работы

контрольные работы

1.

Магнитное поле

6

6

2.

Электромагнитная индукция

4

2

1

1

3.

Электромагнитные колебания и волны

11

11

4.

Оптика

13

10

2

1

5.

Квантовая физика

14

11

1

2

6.

Строение Вселенной.

10

10

7.

Повторение.

12

11

1

Всего часов

70

61

4

5

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


№ урока

Наименование темы

Дата

Корректировка

1

Стационарное магнитное поле



2

Сила Ампера



3

Наблюдение действия магнитного поля на ток (лабораторная работа 1)



4

Сила Лоренца



5

Магнитные свойства вещества



6

Зачет по теме «Стационарное магнитное поле»



7

Явление электромагнитной индукции



8

Направление индукционного тока. Правило Ленца



9

Изучение явления электромагнитной индукции (лабораторная работа 2)



10

Закон электромагнитной индукции. ЭДС.



11

Колебания и волны. Механические колебания.



12

Определение ускорения свободного падения при помощи нитяного маятника (лабораторная работа 3)



13

Аналогия между механическими и электромагнитными колебаниями



14

Решение задач на характеристики электромагнитных свободных колебаний



15

Переменный электрический ток



16

Трансформаторы



17

Производство, передача и использование электрической энергии



18

Волна. Свойства волн и основные характеристики



19

Опыты Герца



20

Изобретение радио А. С. Поповым. Принципы радиосвязи



21

Зачет по теме «Колебания и волны», коррекция



22

Введение в оптику



23

Основные законы геометрической оптики



24

Экспериментальное измерение показателя преломления стекла (лабораторная работа 4)



25

Экспериментальное определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы (лабораторная работа 5)



26

Дисперсия света



27

Измерение длины световой волны (лабораторная работа 6)



28

Наблюдение интерференции, дифракции и поляризации света (лабораторная работа 7)



29

Элементы специальной теории относительности. Постулаты Эйнштейна



30

Элементы релятивистской динамики



31

Обобщающе-повторительное занятие по теме «Элементы специальной теории относительности»



32

Излучение и спектры. Шкала электромагнитных излучений



33

Решение задач по теме «Излучение и спектры» с выполнением лабораторной работы 16/8 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров»



34

Зачет по теме «Оптика», коррекция



35

Законы фотоэффекта



36

Фотоны. Гипотеза де Бройля



37

Квантовые свойства света: световое давление, химическое действие света



38

Квантовые постулаты Бора. Излучение и поглощение света атомом



39

Лазеры



40

Зачет по темам «Световые кванты», «Атомная физика», коррекция



41

Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям (лабораторная работа 17/9)



42

Радиоактивность



43

Энергия связи атомных ядер



44

Цепная ядерная реакция. Атомная электростанция



45

Применение физики ядра на практике. Биологическое действие радиоактивных излучений



46

Элементарные частицы



47

Зачет по теме «Физика ядра и элементы ФЭЧ», коррекция



48

Физическая картина мира



49

Небесная сфера. Звездное небо



50

Законы Кеплера



51

Строение Солнечной системы



52

Система Земля - Луна



53

Общие сведения о Солнце, его источники энергии и внутреннее строение



54

Физическая природа звезд



55

Наша Галактика



56

Происхождение и эволюция галактик. Красное смещение



57

Жизнь и разум во Вселенной



58

Резерв



59

Механика



60

Кинематика



61

Динамика



62

Законы сохранения в механике



63

Молекулярная физика



64

Основы электродинамики



65

Колебания и волны



66

Оптика



67

Квантовая физика



68-70

Решение задач











УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС


Учебно-методическое обеспечение для учащихся


1. Астрономия: Учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений / В.В. Порфирьев. - 2-е изд, перераб. и доп. - М.: Просвещение, 2009.- 174 с.

2. Астрономия: Учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений / Е.П. Левитан. - 8 -е изд. - М.: Просве­щение, 2009. - 224 с.

3. Гомоюнов К.К., Кесамаллы М.Ф., Кесамаллы Ф.П. и др. Толковый словарь школьника по физике: Учеб. пособие для средней школы / под общей ред. К.К. Гомоюнова.- серия «Учебники для вузов. Специальная литература». - СПб.: изд-во «Специальная литература», изд-во «Лань», 19 - 384 с.

4. Единый государственный экзамен: Физика: Тестовые задания для подг. к Единому гос. экзамену: 10-11 кл. / Н.Н. Тулькибаева, А.Э. Пушкарев, М.А. Драпкин, Д.В. Климентьев - M.: Просвещение, 2008.-254 с.

5. Единый государственный экзамен: Физика: Сборник заданий / Г.Г.Никифоров, В.А.Орлов, Н.К.Ханнанов. - М.:Просвещение,Эксмо,2013. 240 с.

6. Извозчиков В.А., Слуцкий A.M. Решение задач по физике на компьютере: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2005. - 256 с.

7. Сборник задач по физике: для 10-11 кл. общобразоват. учрежедний / Сост. Г.Н Степанова - 9-е изд. М.: Просвещение, 2009. - 288 с.

8. Физика. Задачник. 10-11 кл.: Пособие для общеобразоват. учреждений / Рымкевич А. П. - 7-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010. - 192 с.

9. Физика: Учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский. - 10-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 336 с.

10. Физика: Учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев. - 1-е изд. -М.: Просвещение, 2011. - 336 с.

11. Фронтальные лабораторные работы по физике в 7-11 классах общеобразовательных учреждениях: Кн. для учителя / В.А. Буров, Ю.И. Дик, Б.С. Зворыкин и др.; под ред. В.А. Бурова, Г.Г. Никифорова. - М.: Просвещение: Учеб, лит., 2008. - 368 с.

Учебно-методическое обеспечение для учителя

1. Демонстрационный эксперимент по физике в средней школе: пособие для учителей / В. А. Буров, Б. С. Зворыкин, А. П. Кузьмин и др.; под ред. А. А. Покровского. - 3-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1979. - 287 с.
2. Кабардин О. Ф. Экспериментальные задания по физике. 9-11 кл.: учеб. пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / О. Ф. Кабардин, В. А. Орлов. - М.: Вербум-М, 2009. - 208 с.

3. Шахмаев Н. М. Физический эксперимент в средней школе: колебания и волны. Квантовая физика / Н. М. Шахмаев, Н. И. Павлов, В. И. Тыщук. - М.: Просвещение, 2008. - 223 с.
4. Шахмаев Н. М. Физический эксперимент в средней школе: механика. Молекулярная физика. Электродинамика / Н. М. Шахмаев, В. Ф. Шилов. - М.: Просвещение, 2006. - 255 с.
5. Сауров Ю. А. Молекулярная физика. Электродинамика / Ю. А. Сауров, Г. А. Бутырский. - М.: Просвещение, 1989. - 255 с.
6. Мякишев Г. Я. Физика: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений / Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н. Н. Сотский. - 14-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 366 с.
7. Мякишев Г. Я. Физика: учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений / Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев. - 14-е изд. - М.: Просвещение, 2012. - 382 с.
8. Сауров Ю. А. Физика в 10 классе: модели уроков: кн. для учителя / Ю. А. Сауров. - М.: Просвещение, 2009. - 256 с.
9. Сауров Ю. А. Физика в 11 классе: модели уроков: кн. для учителя / Ю. А. Сауров. - М.: Просвещение, 2009. - 271 с.
10. Левитан Е. П. Астрономия: учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений / Е. П. Левитан. - 10-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 224 с.
11. Порфирьев В. В. Астрономия: учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений / В. В. Порфирьев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 2011. - 174 с.

Оборудование.

Для обучения учащихся основной школы в соответствии с примерными программами необходима реализация деятельностного подхода. Деятельностный подход требует постоянной опоры процесса обучения физике на демонстрационный эксперимент, выполняемый учителем, и лабораторные работы и опыты, выполняемые учащимися. Поэтому школьный кабинет физики должен быть обязательно оснащен полным комплектом демонстрационного и лабораторного оборудования в соответствии с перечнем учебного оборудования по физике для основной школы.

Демонстрационное оборудование должно обеспечивать возможность наблюдения всех изучаемых явлений, включенных в примерную программу основной школы. Система демонстрационных опытов при изучении физики в основной школе предполагает использование, как классических аналоговых измерительных приборов, так и современных цифровых средств измерений.

Использование лабораторного оборудования в форме тематических комплектов позволяет организовать выполнение фронтального эксперимента с прямым доступом учащихся к ним в любой момент времени.


ЛИТЕРАТУРА


1. Гомоюнов К.К., Кесамаллы М.Ф., Кесамаллы Ф.П. и др. Толковый словарь школьника по физике: Учеб. пособие для средней школы / под общей ред. К.К. Гомоюнова.- серия «Учебники для вузов. Специальная литература». - СПб.: изд-во «Специальная литература», изд-во «Лань», 19 - 384 с.

2. Извозчиков В.А., Слуцкий A.M. Решение задач по физике на компьютере: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1999. - 256 с.

3. Мякишев Г. Я. Физика: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений / Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н. Н. Сотский. - 14-е изд. - М.: Просвещение, 2005. - 366 с.

4. Физика. Задачник. 10-11 кл.: Пособие для общеобразоват. учреждений / Рымкевич А. П. - 7-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2003. - 192 с.

5. Физика: Учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский. - 10-е изд. - М.: Просвещение, 2002. - 336 с.

  1. Фронтальные лабораторные работы по физике в 7-11 классах общеобразовательных учреждениях: Кн. для учителя / В.А. Буров, Ю.И. Дик, Б.С. Зворыкин и др.; под ред. В.А. Бурова, Г.Г. Никифорова. - М.: Просвещение: Учеб, лит., 1996. - 368 с.

7. Демонстрационный эксперимент по физике в средней школе: пособие для учителей / В. А. Буров, Б. С. Зворыкин, А. П. Кузьмин и др.; под ред. А. А. Покровского. - 3-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1979. - 287 с.
8. Кабардин О. Ф. Экспериментальные задания по физике. 9-11 кл.: учеб. пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / О. Ф. Кабардин, В. А. Орлов. - М.: Вербум-М, 2001. - 208 с.

9. Шахмаев Н. М. Физический эксперимент в средней школе: колебания и волны. Квантовая физика / Н. М. Шахмаев, Н. И. Павлов, В. И. Тыщук. - М.: Просвещение, 1991. - 223 с.

10. Шахмаев Н. М. Физический эксперимент в средней школе: механика. Молекулярная физика. Электродинамика / Н. М. Шахмаев, В. Ф. Шилов. - М.: Просвещение, 1989. - 255 с.

11. Сауров Ю. А. Молекулярная физика. Электродинамика / Ю. А. Сауров, Г. А. Бутырский. - М.: Просвещение, 1989. - 255 с.


Приложение.

ГРАФИК ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ, ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ, ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.


Магнитное поле


л/р

прим. сроки

к/р

прим. сроки

практич. занятия

прим. сроки

Наблюдение действия магнитного поля на ток


«Стационарное магнитное поле»








Электромагнитная индукция


л/р

прим. сроки

к/р

прим. Сроки

практич. занятия

прим. сроки

Изучение явления электромагнитной индукции


-





Электромагнитные колебания и волны


л/р

прим. сроки

к/р

прим. сроки

практич. занятия

прим. сроки

Определение ускорения свободного падения при помощи нитяного маятника


«Колебания и волны»


Решение задач на характеристики электромагнитных свободных колебаний




Оптика


л/р

прим. сроки

к/р

прим. сроки

практич. занятия

прим. сроки

Экспериментальное измерение показателя преломления стекла


«Элементы специальной теории относительности»


Решения задач на излучения и спектры


Экспериментальное определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы


«Оптика»




Измерение длины световой волны






Наблюдение интерференции, дифракции и поляризации света






Наблюдение сплошного и линейчатого спектров








Квантовая физика


л/р

прим. сроки

к/р

прим. сроки

практич. занятия

прим. сроки

Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям


«Световые кванты», «Атомная физика»






«Физика ядра и элементы ФЭЧ»





Строение Вселенной


л/р

прим. сроки

к/р

прим. сроки

практич. занятия

прим. сроки

-


-


-








© 2010-2022