- Преподавателю
- Физика
- Сценарий открытого мероприятия Лаборатория Эврика
Сценарий открытого мероприятия Лаборатория Эврика
Раздел | Физика |
Класс | 10 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Рудь Н.Ю. |
Дата | 25.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Проектирование лабораторного практикума с использованием
ресурсов технопарка и лабораторных комплектов по физике и химии.
РС (Я) г Мирный МБОУ «Политехнический лицей»
Рудь Н. Ю. - учитель физики, высшая категория, стаж работы 39 лет
Демина В. Д. - учитель химии, высшая категория, стаж работы 36 лет
«Один опыт я ставлю выше,
чем тысячу мнений,
рождённых только воображением»
М. В. Ломоносов
Представление опыта открытого занятия ФИЗИКО-ХИМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ
В рамках стажировочной площадки «Школьный технопарк - средство достижения нового качественного образования в условиях реализации ФГОС» (30.01.2014г).
Цель: Интеграция современных технических средств обучения и потенциала участников образовательного процесса для расширения образовательного пространства и нового качества образования в связи с введением ФГОС.
Задачи:
-
Овладение умениями планировать и организовывать самостоятельную учебную деятельность на базе интегрированных ресурсов технопарка и лабораторных комплектов по физике и химии.
-
Совершенствование навыков работы с интегрированными ресурсами технопарка и лабораторных комплектов по физике и химии.
-
Получение опыта анализа результата и публичного выступления с отчётом о проделанной работе.
Оборудование: Учительский компьютер, проектор, мультимедийная доска, документ-камера, устройства измерения и обработки данных (УИЩВ2), презентация, маршрутные карты;
лабораторные комплекты: «Электролиз», «Получение газов», «Тепловые явления», «Электромагнитные явления» ;
датчики: рН, определение кислорода, определение углекислого газа, мутности раствора, температуры, температуры поверхности, силы тока, напряжения;
растворы: медного купороса, сульфата никеля (II);
I часть. Работа с учащимися.
Методические обоснования:
Современное общество предъявляет к образованию требование повышения эффективности обучения: «научить способам и вооружить средствами познания мира, сформировать научное мировоззрение».
Наиболее успешно справляются с этим велением времени физический и химический эксперименты.
Экспериментальная исследовательская деятельность школьников - перспективная образовательная технология. В выигрыше все участники образовательного процесса : у учителя появляется возможность осуществлять личностно-ориентированный подход к обучению. У учащихся происходит формирование научного мировоззрения, основанного на принципах объективности, воспитывается умение критического восприятия новой информации.
Новый способ общения в ходе выполнения лабораторного практикума помогает сделать обучение физике и химии интересным, доступным, полезным, увлекательным и продуктивным. В итоге мы получаем самостоятельных, активных, общительных, с высоким уровнем знаний и позитивным отношением к окружающим, к школе, к непрерывному образованию учеников.
С одаренными учащимися работа проводится по выявления интереса к физическому и химическому экспериментам, развитию научного мышления, расширению кругозора, организации практической деятельности, курированию научно-исследовательских работ.
Естественно-математические науки являются прочным фундаментом образования, особенно в профильном учебном заведении - Политехническом лицее г. Мирного. Их образовательный и воспитательный потенциалы учат ориентироваться в шкале жизненных ценностей, способствуют выработке активной жизненной позиции, формируют личность, приобщают к творчеству.
Приобретаются экспериментальные умения: умение пользоваться приборами и инструментами, умение делать выводы на основе экспериментальных данных, умение соблюдать правила техники безопасности .Учащиеся учатся находить и осмысливать информацию, приучаются оценивать свои достижения, планировать продвижение в исследовании выбранной темы, оценивать её актуальность, новизну, практическую значимость, приобретают навыки организации своей деятельности и участия в коллективном деле, приобретают навыки публичных выступлений.
Формируются экспериментальные умения : умение пользоваться приборами и инструментами, умение делать выводы на основе экспериментальных данных, умение соблюдать правила техники безопасности. Учащиеся учатся находить и осмысливать информацию, приучаются оценивать свои достижения, планировать продвижение в исследовании выбранной темы, оценивать её актуальность, новизну, практическую значимость, приобретают навыки организации своей деятельности и участия в коллективном деле, приобретают навыки публичных выступлений.
У современной молодёжи сильно развито чувство самосознания и собственного достоинства и самооценки. Это обстоятельство побуждает искать новые методы и средства обучения, способствующие развитию интереса к предмету.
Новый способ деятельности, отличный от того, что традиционно присутствует на уроке, делает обучение интересным, доступным, полезным. В итоге мы получаем самостоятельных, активных, общительных, с высоким уровнем знаний и позитивным отношением к окружающим, к жизни, к непрерывному образованию учеников.
Новейшее оборудование с компьютерными измерительными блоками и современными электронными датчиками для измерения множества физических и химических величин даёт ученикам замечательную возможность не только выполнять плановые лабораторные работы, но и проводить экспериментальные и научные исследования, участвовать в постановке и проведении физико-химического практикума, получать сведения об окружающем мире и законах природы, подкрепленные личными наблюдениями и опытами.
Экспериментальная деятельность даёт возможность моделировать, «трогать руками», расширять область своих предметных и научных интересов, находить применение своим знаниям, экспериментально проверять возникшие гипотезы, демонстрировать фактический уровень образования, добиваться повышения его качества в современном, вкладываемом в эту фразу, смысле.
Ученики приобретают предметные и метапредметные компетенции, общаются друг с другом, делясь результатами личных наблюдений, приобретают присущие будущим ученым черты: упорство, усидчивость, трудолюбие, оптимизм, заинтересованность в результате своего труда, его необходимости для окружающих, умение работать с лабораторным оборудованием и приборами, ставить опыты, видеть проблемы и искать пути их решения.
Учащиеся самостоятельно формулируют цель эксперимента и по его результатам делают выводы. С помощью эксперимента можно живо и легко поддерживать мотивацию и интерес к таким сложным и не всегда любимым предметам, как физика и химия.
Эксперимент в преподавании позволяет добиваться подлинного усвоения курса, реализовывать системно-деятельностный подход.
Сосредоточенно, вдумчиво и осознанно планируя и проводя физико-химические эксперименты, опыты-исследования, лабораторные и практические работы, успешным в обучении учитель может сделать каждого ученика. Поэтому так актуально, востребовано и важно владение учителем умениями планировать и организовывать самостоятельную учебную деятельность на базе интегрированных ресурсов технопарка и лабораторных комплектов по физике и химии.
Задача: Использование ресурсов школьного технопарка при решении экспериментально-расчётных задач.
Лабораторные работы проводились по технологии «Деловая игра».
Лицеисты по предпочтениям разделились на две группы: физики и математики. Физикам предстояло проделать предлагаемые лабораторные работы и измерить датчиками искомые физические величины, а математикам - рассчитать эти же величины по формулам, а в ходе защиты проделанной работы результаты обеих групп сравнивались. Ребята получили задания, обсудили ход его выполнения, подготовили, провели и определили искомую физическую величину, подготовились к защите.
Работа 1 «Проверка уравнения теплового баланса в агрегатных превращениях. Определение начальной температуры льда из уравнения теплового баланса.» (Фото 4 Защита работы)
Работа 2 «Определение удельной теплоты сгорания сухого горючего. Определение и сравнения мощности нагревательных установок».(Фото2, 3 Выполнение работы)
Работа 3 «Определение максимальной мощности электрического тока в реостате». (Фото1 Защита работы)
На выполнение работы отводилось 25 минут, а на защиту - 5 минут.
Сама форма проведения занятия была интересна всем участникам образовательного процесса своей новизной, а результат, полученный двумя способами (экспериментальным и теоретическим) практически совпал. В ходе работ были получены достоверные результаты, не противоречащие законам физики, а подтверждающие их. Результаты математиков отличались в допустимых пределах погрешности до 5 %.
II часть Работа с учителями.
Методические обоснования:
Лицей первым из школ региона приобрел комплект «Школьного технопарка». Разработал и защитил программу стажировочной площадки «Школьный технопарк - средство достижения нового качественного образования в условиях реализации ФГОС».
Являясь одним из ведущих общеобразовательных учреждений в районе, имеющий достаточный опыт инновационной деятельности и по праву выполняя миссию повышения профессионального уровня учителей естественно - научного цикла, развития профессиональных компетенций педагогов в рамках стажировочной площадки провёл обучение учителей региона в форме технологии «Модульный урок» по теме «Овладение умениями планировать и организовывать самостоятельную учебную деятельность на базе интегрированных ресурсов технопарка и лабораторных комплектов по физике и химии».
Перед выполнением практической работы были проведена презентация ресурсов технопарка и лабораторных комплектов по физике и химии по теме «Электролиз» и предложено учителям составить, обсудить («Мозговой штурм») возможные варианты проведения инновационных лабораторных, исследовательских, научных, проектных работ в свете новых возможностей оборудования технопарка и лабораторных комплектов.
Предлагаемые варианты выписывались на мультимедийную доску, а потом были сравнены с вариантами, разработанными в лицее.
-
Определение стандартного электродного потенциала.
-
Электролиз на инертных электродах (p-pы: NaCL ,,)
-
Электролиз на активных растворимых электродах (Zn,Cu)
-
Нахождения выхода массы меди при электролизе раствора сульфата меди (II)
-
Электрохимическая защита металла от коррозии (нанесение Cr,Ag,Cu,Ni,Au)
-
Влияние температуры электролита, времени пропускания тока через электролит, концентрации раствора электролита, площади и глубины погружения электродов, напряжения на электродах на результат электролиза.
-
Разрядка на аноде в различных средах.
-
Электролиз растворов смеси солей.
-
Нахождение электрохимического эквивалента меди при электролизе раствора сульфата меди (II)
-
Определение заряда электрона и сравнение его с зарядом одновалентного иона ( по законам Фарадея для электролиза).
Список можно продолжить.
Затем учителя распределились на группы с целью поучаствовать в качестве учеников, составили маршрутную карту по заинтересовавшей их работе, подготовили и провели её. В качестве лаборантов-консультантов выступили учащиеся лицея, имеющие опыт подобных работ(Фото 8 Помощь консультанта.) .
Проведены практические работы:
-
Электролиз на инертных электродах (p-pы: NaCI ,2, 4 ) (Фото5 Выполнение работы.)
-
Электрохимическая защита металла от коррозии (нанесение Cu,Ni,) (Фото6 Выполнение работы.)
-
Нахождение электрохимического эквивалента меди при электролизе раствора сульфата меди (II) (Фото7 Выполнение работы.)
В завершение произошло обсуждение и обмен мнениями.
Получены положительные оценки занятия.
Фото 1
Фото 2
Фото 3
Фото4
Фото5
Фото6
Фото7
Фото8