• Преподавателю
  • Физика
  • МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА по программе «Развитие у учащихся познавательных универсальных учебных действий средствами Способа диалектического обучения»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА по программе «Развитие у учащихся познавательных универсальных учебных действий средствами Способа диалектического обучения»

Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА по программе «Развитие у учащихся познавательных универсальных учебных действий средствами Способа диалектического обучения»МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА по программе «Развитие у учащихся познавательных универсальных учебных действий средствами Способа диалектического обучения»МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА по программе «Развитие у учащихся познавательных универсальных учебных действий средствами Способа диалектического обучения»









МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА




по программе «Развитие у учащихся познавательных универсальных учебных действий средствами Способа диалектического обучения»



Система заданий по физике к теме «Агрегатные состояния вещества»











Выполнил(а)

Учитель физики

МКОУ СОШ№2

ЗАТО п. Солнечный

Красноярского края

Новинская Елена Алексеевна







Тема: Агрегатные состояния вещества.

Класс: 8

Учебник Пёрышкин А. В. физика 8 класс: учеб. для общеобразоват. заведений. М: Дрофа, 2013.

Система заданий

Предполагаемые ответы учащихся

Развиваемые предметные умения

ПУУД

1.

Сформулируйте проблемные вопросы к теме урока, которые будут отражать цель урока.

Какие агрегатные состояния воды вам известны?

Что же отличает одно агрегатное состояние вещества от другого?


Формулирует определение понятия агрегатных состояний вещества. распознаёт особенности молекулярного строения, газов, жидкостей и твёрдых тел. доказывает, что внутренняя энергия одинаковых масс, твёрдого тела, жидкости и газа при одинаковых температурах различна.

ЛогПУУД:

Анализ объектов с целью выделения признаков (сущ.инесущ.).

ОУ ПУУД:

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

1.




2.




3.



4.



5.



6.


7.

Прочитав выражения, установить, какие из них являются определением понятия, и доказать свою точку зрения:

Агрегатные состояния вещества - это состояния одного и того же вещества, переходам между которыми соответствуют скачкообразные изменения свободной энергии, энтропии, плотности и других физических параметров вещества.


Восстановить пропущенные элементы в определениях понятий:

А) Газ- ... вещества, расстояние между молекулами которого очень ..., притяжение между молекулами ..., расстояние между молекулами во много раз ..., занимает ... предоставленный ... .

Б) Твёрдое тело- ... вещества, характеризующееся ... формы и характером теплового движения атомов, которые совершают ... колебания около положений ... .

Установить истинность/ложность определений понятия газ:

  • Газ является агрегатным состоянием вещества.


  • Газ представляет собой скопление движущихся беспорядочно молекул, постоянно сталкивающихся друг с другом и другими предметами вокруг них.

Сформулировать вопросы-суждения, ответы на которые будут доказательством правильности выполнения предыдущего задания.

Почему первое и второе выражения не являются истинными определениями понятия "газ"?

Из перечисленных понятий выписать только те, которые имеют общий родовой признак, и указать его:

1)Азот, ртуть, золото, хлор, аммиак, железо.

2)Текучесть, твёрдость, вязкость, летучесть, изгиб.

Указать каждому понятию ближайший родовой признак:


  • H2O, бензин, спирт-

  • Мрамор, лёд, железо

Из понятий каждой строки выписать пары противоположных понятий и обобщить их до ближайшего рода:

  • Лёд, огонь, снег

  • Твёрдость, текучесть, мягкость.



Пример ответа: Данное выражение является определением понятия " агрегатные состояния вещества ", так как в нём указан истинный родовой признак (состояния), а так же истинные видовые признаки (скачкообразные изменения свободной энергии, энтропии, плотности)

Полный ответ!

Пропущенные понятия: агрегатное состояние; велико; мало; больше самих молекул; любой; объем.

Пропущенные понятия:

агрегатное состояние; стабильностью; малые; равновесия.

Первое определение неверное, так как несмотря на наличие верного родового признака, не используется видовой признак.

Второе определение тоже неверное, так как в определении не указан верный родовой признак (агрегатное состояние вещества)




Ответы:

1) Азот, хлор аммиак- газы.;

Железо, золото, ртуть- металлы, твёрдые тела.

2) Текучесть, вязкость- свойства жидкости

H2O, бензин, спирт - жидкие вещества (жидкое агрегатное состояние веществ)

Мрамор, лёд, железо



Ответы:

Лёд-огонь- явление.

Твёрдость-мягкость- свойства физическое тело.

Свежий- лёгкий- воздух.

Определять существенные признаки понятия «агрегатные состояния вещества».

ЛогУУД:

Анализ объектов с целью выделения признаков (сущ., несущ.).

Синтез…

Подведение под понятие.

Построение логической цепи рассуждений. Доказательство.

ОУ ПУУД: Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

2 сессия

Задание №1.

А - 1 тонна

В - 1000 кг

А,В



А- физическая величина

В - ускорение



А- твёрдое вещество

В- жидкое вещество

С- вода

А

ВВ


А

В

С




А- твёрдое тело

В- медь

С-железо

СВ

А


ВВ






А- протон

В- электрон

С-нейтрон


А С В




А- влажный воздух

В- невлажный (сухой) воздух

А В



Обобщение и ограничение

Задание №1. Обобщить понятия до ближайшего рода

Плотность воды

Протон

Равномерное движение

Марс

Плотность воды - физ. свойство воды

Протон - положительно заряженная частица

Равномерное движение - механическое движение

Марс - планета Солнечной системы

Анализ объектов с целью выделения признаков (сущ., несущ.).

Синтез..

Подведение под понятие.

Структурирование

Установление причинно-следственных связей

Доказательство

Подведение под понятие

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной речи

Задание №2. Обобщить пары понятия до ближайшего рода

Марс - Нептун

Атом - молекула

Марс - Нептун - планеты Солнечной системы

Атом - молекула - частицы

Анализ…

Синтез..

Структурирование

Установление причинно-следственных связей

Доказательство

Подведение под понятие

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной речи

Задание №3. Ограничить каждое понятие до дальнего вида

планеты Солнечной системы

планеты Солнечной системы - Марс (и др.)

Анализ…

Синтез..

Структурирование

Установление причинно-следственных связей

Доказательство

Подведение под понятие

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной речи

Суждения

Задание №1.Сформулировать суждения на сравнение воды и спирта , выделив их общие признаки.

Также как и вода, спирт - жидкое вещество.

Как спирт, так и вода не имеют формы.

Сравнивая спирт и воду можно сказать, что молекулы не могут удаляться друг от друга.

Распознают спирт и воду по существенным признакам

Задание № 2.Сформулировать суждения на сравнения льда и спирта , выделив их особенные признаки .

Сравнивая лёд и спирт, можно сказать, что лед - твердое вещество, а спирт - жидкое вещество.

Если лёд имеет температуру плавления 0 °, то спирт температуру кипения 78 °.

В отличие от льда, у которого расстояние между молекулами мало, то у спирта молекулы находятся на большем расстоянии друг от друга.

Находят отличительные признаки для понятий лёд и спирт

Задание №3. Сформулировав суждение на сравнение по карточке №3 , ответить на вопрос - суждение : каким образом жидкие вещества отличаются от твёрдых (газообразных)?

Сравнивая лёд и спирт, можно сказать, что лед - твердое вещество, а спирт - жидкое вещество.

Если лёд имеет температуру плавления 0 °, то спирт температуру кипения 78 °.

В отличие от льда, у которого расстояние между молекулами мало, то у спирта молекулы находятся на большем расстоянии друг от друга.

Находят отличительные признаки для понятий лёд и спирт

Задание №4. Сформулировать такой вопрос -суждение , который позволит сравнить указанные понятия .

Каким образом лёд отличается от спирта ?

Ответ : Сравнивая лёд и спирт, можно сказать, что лед - твердое вещество, а спирт - жидкое вещество.

Если лёд имеет температуру плавления 0 °, то спирт температуру кипения 78 °.

В отличие от льда, у которого расстояние между молекулами мало, то у спирта молекулы находятся на большем расстоянии друг от друга.

Задание №5 .


Проблемные вопросы

Задание №1. Прочитать текст учебника § 13, с.30, составить вопросы-понятия.

Что называется агрегатным состоянием вещества?

Что представляет собой кристаллическая решётка?

Каковы свойства и виды веществ?

В чем заключается сущность перехода из одного агрегатного состояния в другое?

Задание №2. Прочитать текст учебника § 13, с.30,составить вопросы-суждения.

Чем объяснить, что газ не имеет форму?

Как доказать, что спирт - это жидкое вещество?

В каком случае вещество будет иметь кристаллическую решётку?

Когда вещество имеет высокую температуру плавления?

Каким образом жидкие вещества отличаются от твёрдых (газообразных)?

Почему некоторые вещества из твёрдого состояния переходят в газообразное?

Задание №3. Ответить на вопрос-суждение: каким образом жидкие вещества отличаются от твёрдых (газообразных)?

Сравнивая лёд и спирт, можно сказать, что лед - твердое вещество, а спирт - жидкое вещество.

Если лёд имеет температуру плавления 0 °, то спирт температуру кипения 78 °.

В отличие от льда, у которого расстояние между молекулами мало, то у спирта молекулы находятся на большем расстоянии друг от друга.

Находят отличительные признаки для понятий лёд и спирт

Задание №4. Прочитать текст учебника § 13, с.30, составить вопрос-суждение, отражающий основную мысль текста.

Вследствие чего вещества образуют разные агрегатные состояния?


Сравнение

Задание №1. Сравнить спирт и воду, найти 3 общих признака

Также как и вода, спирт - жидкое вещество.

Как спирт, так и вода не имеют формы.

Сравнивая спирт и воду можно сказать, что молекулы не могут удаляться друг от друга.

Распознают спирт и воду по существенным признакам

Анализ…

Синтез..

Структурирование

Установление причинно-следственных связей

Доказательство

Подведение под понятие

Выбор критериев для сравнения сериации, классификации

Осознанное и

произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной речи

Задание №2. Прочитать текст учебника § 13, с.30, ответить на вопрос-суждение каким образом лёд отличается от спирта, используя карточку №3.

Сравнивая лёд и спирт, можно сказать, что лед - твердое вещество, а спирт - жидкое вещество.

Если лёд имеет температуру плавления 0 °, то спирт температуру кипения 78 °.

В отличие от льда, у которого расстояние между молекулами мало, то у спирта молекулы находятся на большем расстоянии друг от друга.

Находят отличительные признаки для понятий лёд и спирт

Анализ…

Синтез..

Структурирование

Установление причинно-следственных связей

Доказательство

Подведение под понятие

Выбор критериев для сравнения сериации, классификации

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной речи

Поиск основной и второстепенной информации

Задание №3. Составить карточку №3, сравнив лёд и спирт.

По сравнению со льдом, который имеет кристаллическую решётку и правильную геометрическую форму, спирт таких свойств не имеет.

Также как и вода, спирт - жидкое вещество.

Как спирт, так и вода не имеют формы.

Сравнивая спирт и воду можно сказать, что молекулы не могут удаляться друг от друга. Сравнивая лёд и спирт, можно сказать, что лед - твердое вещество, а спирт - жидкое вещество.

Кроме льда, спирт способны переходить из одного агрегатного состояния в другое.

Помимо льда и спирт имеют объём.

Температура кипения спирта больше, чем у льда.

Не только спирт, но и лёд имеет практическое значение в жизни человека.

Если лёд имеет температуру плавления 0 °, то спирт температуру кипения 78 °.

В отличие от льда, у которого расстояние между молекулами мало, то у спирта молекулы находятся на большем расстоянии друг от друга.

Распознают лёд и спирт по их физическим свойствам, определяют состояния веществ (агрегатное состояние веществ)

Задание №4. Сравнив лёд и спирт, выявить только отличительные признаки, используя карточку №3.

Если лёд имеет температуру плавления 0°, то спирт температуру кипения 78 °.

В отличие от льда, у которого расстояние между молекулами мало, то у спирта молекулы находятся на большем расстоянии друг от друга.

По сравнению со льдом, который имеет кристаллическую решётку и правильную геометрическую форму, спирт таких свойств не имеет.

Температура кипения спирта больше, чем у льда


Задание №5. По каким признакам можно сравнить лёд и спирт?

Спирт и лёд можно сравнить по агрегатному состоянию, по температуре кипения,

по расстоянию между молекулами, по наличию кристаллической решётке.

Умозаключения

Задание №1. Определить вид умозаключения

В спирте молекулы не могут удаляться друг от друга.

В керосине молекулы не могут удаляться друг от друга.

В воде молекулы не могут удаляться друг от друга .

Спирт, керосин, вода - жидкости.

Следовательно, молекулы в жидкостях не могут далеко удаляться друг от друга.

Все умозаключения, в которых мысль движется от частного к общему , называется индуктивным умозаключением.

В данном умозаключении мысль движется от частного (Спирт, керосин, вода) к общему (жидкости).

Следовательно, данное умозаключение является индуктивным.

Указывают свойства жидкостей.

Определяют вид умозаключения

Анализ…

Синтез..

Структурирование

Установление причинно-следственных связей

Доказательство

Подведение под понятие

Выбор критериев для сравнения сериации, классификации

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной речи

Задание №2. Восстановить пропущенные посылки в умозаключениях:

В спирте молекулы не могут удаляться друг от друга.

В керосине молекулы не могут удаляться друг от друга.

В воде молекулы не могут удаляться друг от друга .

???????????????????????????

Следовательно, молекулы в жидкостях не могут далеко удаляться друг от друга.

Вещество, кристаллическая решётка которых из молекул и расстояние сравнимо с размерами молекул, называется твёрдым веществом.

Лёд имеет кристаллическую решётку, которая состоит из молекул и расстояние сравнимо с размерами молекул мало.

Следовательно, лёд - твердое вещество.

В спирте молекулы не могут удаляться друг от друга.

В керосине молекулы не могут удаляться друг от друга.

В воде молекулы не могут удаляться друг от друга .

Спирт, керосин, вода - жидкости.

Следовательно, молекулы в жидкостях не могут далеко удаляться друг от друга.

Умозаключение, в котором мысль движется от общего к частному, называется дедуктивным умозаключением.

В данном умозаключении мысль движется от общего (твёрдое вещество) к частному (лёд). Следовательно, данное умозаключение - дедуктивное.

Распознают жидкие и твёрдые вещества по существенным признакам.

Восстанавливают пропущенные посылки в умозаключениях.

Анализ…

Синтез..

Структурирование

Установление причинно-следственных связей

Доказательство

Подведение под понятие

Выбор критериев для сравнения сериации, классификации

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной речи

Задание№3.Прочитав параграф 13 сформулировать 2 индуктивных умозаключения .

Вещество, кристаллическая решётка которых состоит из молекул и расстояние сравнимо с размерами молекул, называется твёрдым веществом.

Лёд имеет кристаллическую решётку, которая состоит из молекул и расстояние сравнимо с размерами молекул мало.

Следовательно, лёд - твердое вещество.

Если керосин - жидкое вещество, то лёд - твёрдое вещество. (аналогия отношения, вид - род)

Свинец - плотное вещество, твёрдое, не взаимодействует с водой, нехрупкое, плавится при высокой температуре.

Вольфрам - плотное вещество, твёрдое, не взаимодействует с водой, нехрупкое.

Значит, вероятно, вольфрам имеет высокую температуру плавления (аналогия свойств)

Называют свойства жидких и твердых веществ

Анализ…

Синтез..

Структурирование

Установление причинно-следственных связей

Доказательство

Подведение под понятие

Выбор критериев для сравнения сериации, классификации

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной речи

Задание №4. Ответить на вопрос-суждение в форме умозаключения

Как доказать, что лёд - твердое вещество?

Вещество, кристаллическая решётка которых состоит из молекул и расстояние сравнимо с размерами молекул, называется твёрдым веществом.

Лёд имеет кристаллическую решётку, которая состоит из молекул и расстояние сравнимо с размерами молекул мало.

Следовательно, лёд - твердое вещество.

Находят существенные признаки твёрдых и жидких веществ.

Анализ…

Синтез..

Структурирование

Установление причинно-следственных связей

Доказательство

Подведение под понятие

Выбор критериев для сравнения сериации, классификации

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной речи

Задание №5. Сформулировать вывод к умозаключению

Вещество, кристаллическая решётка которых состоит из молекул и расстояние сравнимо с размерами молекул, называется твёрдым веществом.

Лёд имеет кристаллическую решётку, которая состоит из молекул и расстояние сравнимо с размерами молекул мало.

???????????????????????????????????????

Вещество, кристаллическая решётка которых состоит из молекул и расстояние сравнимо с размерами молекул, называется твёрдым веществом.

Лёд имеет кристаллическую решётку, которая состоит из молекул и расстояние сравнимо с размерами молекул мало.

Следовательно, лёд - твердое вещество.

Анализ…

Синтез..

Структурирование

Установление причинно-следственных связей

Доказательство

Подведение под понятие

Выбор критериев для сравнения сериации, классификации

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной речи

Анализ и синтез

Задание №1. Вставить пропущенные понятия в высказывании:

Сравнивая лёд и спирт, можно сказать, что лед - ...... вещество, а спирт - ......... вещество.

Ответ: твёрдое, жидкое .

Распознают жидкие и твёрдые вещества по существенным признакам.

Восстанавливают пропущенные посылки в умозаключениях

Анализ объектов с целью выделения признаков.

Синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов.

Подведение под понятие.

Построение логической цепи рассуждений.

Задание №2. Прочитав текст § 13, с.30 , выписать признаки твёрдого вещества .

Ответ: признаками твёрдого тела являются: кристаллическая

Решётка, большая плотность, несжимаемость,

притяжение между молекулами велико .

Анализ объектов с целью выделения признаков.

Синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов.

Подведение под понятие.

Построение логической цепи рассуждений.

Задание № 3. Сформулировав определение понятия агрегатного состояния , выделить родовой и видовые признаки .

Ответ : В зависимости от условий одно и то же вещество может находиться в различных состояниях :в твёрдом , жидком или газообразном .Эти состояния называют агрегатными состояниями.

Родовой признак: вещество

Видовые признаки:

твёрдое ,жидкое, газообразное.

Анализ объектов с целью выделения признаков.

Синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов.

Подведение под понятие.

Построение логической цепи рассуждений.











Анализ объектов с целью выделения признаков.

Синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов.

Подведение под понятие.

Построение логической цепи рассуждений.

Предмет: физика

Тема урока: Агрегатные состояния вещества

Заявка на оценку:

«5» - 16 баллов и более

«4» - 13 баллов - 15 баллов

«3» - 9 баллов -12 баллов

Содержание урока

Критерии оценки

1.

Оргмомент: знакомство учащихся с заявкой на оценку. Планирование оценки.

2

Физический диктант на пройденный материал на предыдущем уроке:

  • Какие агрегатные состояние воды вам известны?

  • В каком агрегатном состоянии вещество (вода) обладает минимальным запасом внутренней энергии? Почему?

  • В каком агрегатном состоянии вещество (вода) обладает максимальным запасом внутренней энергии? Почему?

  • Чем можно сильнее обжечься: кипятком, температурой 1000С или паром, той же температуры?

  • Перечислите процессы перехода вещества из одного агрегатного состояния в другое, начиная с агрегатного состояния с меньшей энергией до агрегатного состояния вещества с большей энергией?

Все задания выполнены, верно - 5 баллов, 4 задания - 4 балла, 3 задания - 3 балла, 2 задания и меньше 2 балла.

3.

Работа с иллюстрациями (репродукции, рисунки). Рассмотреть иллюстрации, показать друг другу, письменно ответить на вопросы: Какая общая тема этих картин? (Природа).

Какой вы видите воду на этих картинках? (Снег, лёд, ручей, река, туча, лужи, туман...).

Как называются эти состояния воды в физике? (Агрегатные).

1 балл за верный вариант ответа

Выступающим от группы- по 1 баллу.

4.

Работа со стихотворениями (приложение 1). Стихотворения известных авторов: Пушкина, Есенина...

Ответить на вопросы: О каком времени года идёт речь? (Весна). Какая информация о воде идёт в этих строках? (Ручей петляет, талый снег).

1 балл за верный вариант ответа.

Выступающим от группы- по 1 баллу.

5.

Работа с таблицей №1 (под музыку А. Вивальди "Времена года"). Найти в поэтических строках известных авторов информацию о воде, определить устойчивое агрегатное состояние или переходный процесс.

Все слова распределены верно- 7 баллов, допущено- 1-3 ош.- 5 баллов, 4-6 ош.- 3 балла.

Выступающим от группы- по 1 баллу.

6.

С каким противоречием столкнулись, заполняя таблицу?

Сформулируйте вопрос - суждение к данному заданию.

1-3 балла за формулировку противоречия, 2 балла за вопрос суждение, 1-3 балла - ответ.

7.

Работа с физическими понятиями (приложение №2). Из данных природных явлений найти и выписать физические явления, характерны для осени, для весны, и явления, который происходит круглый год. (Для осени- кристаллизация, для весны- плавление, круглый год- испарение). Охарактеризовать каждое физическое явление.

  • Снег

  • Иней

  • Тучка лёгкая

  • Туман

  • Узоры на стекле

А) индивидуальный труд

Б) простая кооперация: объединившись в группы обсудить физические признаки каждого явления.

В) Сложная кооперация - выступление групп.

Г) самопроверка и самооценка выполнения задания.

За верно найденное явление и верные указанные признаки по 1 баллу ( всего 5 баллов)

Выступающим от группы - по 1 баллу

2 балла вопрос - суждение

1-3балла - ответ

8.

Обобщение темы урока посредством проблемных вопросов.

Подведение итогов.

1 б.- вопрос-понятие

2 б.- вопрос-суждение

1-3 балла- ответ



Приложение № 1. Подборка стихотворений о зиме, весне, лете и осени.

лето

зима

Небо чисто после бури,-

Только там, на дне лазури,

Чуть заметна и бледна,

Тучка легкая видна…

Разольешься ль ты туманом

Над бездонным океаном?

Или мелкою росой

Ты забрезжишь над травой?... С.Ф. Дуров

Под голубыми небесами,

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит.

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

А.С Пушкин

Вяжут кружево над лесом

В желтой пене облака.

В тихом дреме по навесом

Слышу шепот сосняка

Светят зелено в сутемы

Под росою тополя.

Я - пастух; мой хоромы -

В мягкой зелени поля. С. Есенин

Белая береза под моим окном

Принакрылась снегом, точно серебром

На пушистых ветках снежною каймой Распустились кисти белой бахромой…

С.Есенин

весна

осень

Ручей петляет осторожно

Сквозь талый вылинявший снег.

Кричат грачи и невозможно

Остановить …. разбег. (весны)

О. Меньшиковой

Скучная картина!

Тучи без конца,

Дождик так и льется,

Лужи у крыльца;

Что же ты рано в гости

Осень к нам пришла?

Еще просит сердце

Света и тепла! А.Н.Плещеев

Вот уж снег последний в поле тает,

Теплый пар восходит от Земли,

И кувшинчик синий расцветает,

И зовут друг друга журавли. А. Толстой

Поутру вчера дождь

В стекла окон стучал,

Над землею туман

Облаками вставал

В полдень дождь перестал,

И что белый пушок,

На осеннюю грязь

Начал падать снежок.

Ночь прошла. Расцвело.

Нет нигде облачка

Воздух легок и чист,

Замерзла река. И.С. Никитин

Таблица № 1

Информация о воде из стихотворений.

Устойчивое агрегатное состояние

Переходный процесс

Энергия (процесс происходит с выделением или поглощением энергии)

Время года

Ручей петляет осторожно

Жидкое

весна

Сквозь талый вылинявший снег

Твердое и жидкое

плавление

С поглощение энергии

весна

Снег тает

Плавление

с поглощением энергии

весна

Пар восходит от земли

Испарение

с поглощением энергии

весна

Снег лежит

Твердое

зима

Иней

Твердое

зима

И речка подо льдом блестит

Твердое

зима

Снегом, снежною каймой

Твердое

зима

Тучи без конца

Жидкое

осень

Дождик так и льется

Жидкое

осень

Лужи у крыльца

Жидкое

осень

Туман

Испарение, потом конденсация

Испарение - с поглощением энергии, конденсация - с выделением энергии

осень

Снежок

твердое

осень

Замерзла река

Кристаллизация

С выделением энергии

осень

Тучка легкая видна

Жидкое

Разольешься туманом

Жидкое

лето

Мелкою росой

Жидкое

лето

В желтой пене облака

Жидкое

Лето.







Приложение №2

Снег - атмосферные осадки, состоящие из ледяных кристаллов разной формы - снежинок.

Иней - тонкий слой ледяных кристаллов, образующийся на почве, растениях и наземных предметах в результате их охлаждения. Возникает в тихие ясные ночи, когда велико земное излучение.

Тучка легкая - скопление легких капель воды в атмосфере.

Туман - скопление капель у поверхности Земли, образующихся из перенасыщенных паров в результате конденсации.

Роса - капли воды образованные в результате конденсации водяного пара на почве, растениях в результате их охлаждения в ясные безветренные ночи (сильное излучение земли).

Узоры из ледяных кристаллов образуются из-за неровностей на стеклах и микротрещин на нем. Для осени характерно то, что большое количество капель воды находится в атмосфере во взвешенном состоянии, отсюда густые туманы, тучи без конца, частые дожди. Одним словом - осень плаче.





Фрагмент учебно - тематического планирования с определением предлагаемых результатов.

Раздел

Содержание учебного предмета

Кол-во часов

Планируемые результаты

(в соответствии с ФГОС)


Понятия

Предметные

результаты

ПУУД

Личностные результаты

1

2

3

4

5

6

7

Введение (4часа)


1/1

Первичный инструктаж по ТБ.

Что изучает физика. Наблюдения и опыты.

1

предмет физика

физические явления

физические тела

материя, вещество, поле

овладение научной терминологией наблюдать и описывать физические явления

формирование учебно-познавательного интереса к новому материалу, способам решения новой задачи

осознание важности изучения физики, проведение наблюдения,

формирование познавательных интересов

2/2

Физические величины. Погрешность измерений.

1

физическая величина

цена деления шкалы

погрешность измерения

формирование научного типа мышления

формирование умений работы с физическими величинами

убежденность в возможности познания природы

3/3

Лабораторная работа

№ 1

,,Определение цены деления измерительного прибора».

1

физическая величина

цена деления шкалы

погрешность измерения

овладение практическими умениями определять цену деления прибора

оценивать границы погрешностей результатов

целеполагание, планирование пути достижения цели,

формирование умений работы с физическими приборами, формулировать выводы по данной л.р.

осуществлять взаимный контроль, устанавливать разные точки зрения, принимать решения, работать в группе

развитие внимательности аккуратности

4/4

Физика и техника.

1

И. Ньютон

Дж. Максвелл

С.П. Королев

Ю.А. Гагарин и др

формирование убеждения в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей

коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования

основы прогнозирования, аргументировать свою точку зрения

оценивать ответы одноклассников, осуществлять расширенный поиск информации

формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений









© 2010-2022