Учитель года. 2016. Методический семинар

Раздел Физика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР

«Исследовательская деятельность, как метод системно - деятельностного подхода в преподавании физики»

Макаренко Татьяна Александровна, МБОУ СОШ № 3,

учитель физики высшей квалификационной категории


«Единственный путь, ведущий к знанию - деятельность»

Б. Шоу

В основе Стандарта общего образования лежит системно - деятельностный подход, способствующий формированию ключевых компетентностей (информационной, коммуникативной, учебно-познавательной, социальной, предметной, продуктивной, нравственной). Современное образование предполагает перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование универсальных учебных действий. (слайд 2)

Важность проблемы - развития навыков исследовательской деятельности обучающихся обусловлена, прежде всего, падением их интереса к учебе.

Я не раз замечала, как блестят глаза обучающихся 7-х классов, приступающих к изучению физики, что-то новое всегда заинтересовывает. К сожалению, часть детей теряет интерес к учебе, но все-таки основная масса еще открыта для педагога, у них еще сильна мотивация к обучению. Возрастающая сложность и насыщенность школьной программы усложняют школьникам процесс освоения объема предлагаемых знаний. Уверена, использование исследовательских методов в обучении помогает учителю из пассивного потребителя знаний делать активного субъекта образовательной деятельности. (слайд 3)

На своих уроках использую исследовательский метод для того, чтобы ученики овладели методами научного познания, для развития и формирования у них творческой деятельности, формирования мотивов исследовательской деятельности, осознанных, оперативно и гибко используемых знаний.

Исследовательская деятельность должна выступать не как самоцель, а как средство воспитания, развития и образования обучающихся. В результате вовлечения в процесс исследования у обучающихся вырабатываются такие важные умения как:

  • видеть проблемы,

  • вырабатывать гипотезы,

  • наблюдать,

  • проводить эксперименты,

  • оценивать результаты,

  • давать определения понятиям,

  • делать выводы и пр. (слайд4)

С целью формирования навыков исследовательской деятельности, я выделила ряд задач:

  • развить интерес к предмету,

  • развить логическое мышление,

  • учить основам самообразования,

  • учить работе со справочной и научной литературой, с современными источниками информации,

  • показать практическую направленность знаний, получаемых обучающимися на уроках физики,

  • учить мыслить широко, перспективно, видеть роль и место изучаемых предметов в общечеловеческой культуре, ее связь с другими науками. (слайд5)

Сегодня современный обучающийся, как творческая, социально активная личность нового типа, по-моему, мнению, может формироваться только в процессе исследовательской, поисковой работы, которая органически сочетается с учебной деятельностью.

Исследовательская деятельность может быть успешной в том случае, если она будет строиться на следующих принципах: самодеятельности, доступности, естественности, наглядности, осмысленности. (слайд 6)

Одним из главных принципов исследовательской деятельности обучающихся является принцип самодеятельности. Обучающийся может овладеть ходом своего исследования только в том случае, если он сможет это исследование прожить на собственном опыте. Именно исследовательская деятельность предоставляет ученику более широкую свободу мыслительной деятельности, например, при создании и программировании робота. (слайд7)

Иногда обучающийся результата не достигает, и в своем исследовании не может дойти до конца. Это происходит в том случае, если проблема, которую он взялся решать, ему не по силам. Поэтому еще одним принципом является принцип доступности исследования. Занятие исследовательской деятельностью предполагает освоение материала, находящегося за рамками учебной программы, и это происходит зачастую на высоком уровне трудности. Поэтому даю задания самостоятельно провести исследования в домашних условиях доступные для понимания, например опыты с «прилипчивой» водой. (слайд 8)

Одним из важных принципов организации исследовательской деятельности является принцип естественности. Этот принцип заключается в том, что тема исследования, которую берется выполнить ученик, не должна быть надуманной и навязанной учителем. Она должна быть интересной и настоящей, а значит, реально выполнимой. Ее естественность заключается в том, что обучающийся сможет исследовать ее самостоятельно, без посторонней помощи, стать первооткрывателем без подсказки учителя. (Например, в 10 классе определить коэффициент поверхностного натяжения жидкости с помощью простых приборов: весов с разновесами, пипетки, жидкости). (слайд 9)

Следующим принципом организации исследовательской деятельности, которым необходимо руководствоваться, это принцип наглядности. Этот принцип позволяет ученику экспериментировать с теми предметами, материалами и вещами, которые он изучает в качестве исследователя и помогает ему легче усвоить материал. На уроках в 8 классе обучающиеся самостоятельно собирают электромагнит и испытывают его, а в 7 классе - из бумаги вырезают вертолет и проводят измерение скорости. (слайд 10)

Не менее важным принципом реализации исследовательских программ является принцип осмысленности. Для того, чтобы знания, полученные в ходе исследования, стали действительно личными ценностями ребенка, они должны им осознаваться и осмысливаться. Это возможно только в том случае, если цель исследования, задачи, проблема, гипотеза исследования - не готовые выкладки, сформулированные педагогом, а плод раздумий обучающегося. Именно процесс осмысления исследования дает осознанность выполняемого им действия и формирует умение совершать логические умственные операции и способность переносить полученные знания в новую ситуацию. (Например, в 7 классе - «Изучение выталкивающей силы», сначала обучающиеся ставят эксперимент, а затем выдвигают гипотезу и осмысленно объясняют явления). (слайд11)

Исследовательскую деятельность обучающихся организую по направлениям:(слайд 12)

- урочная;

- внеурочная.

Урочная исследовательская деятельность:

  • проблемные уроки (на уроках в 7 классах «Сила трения» обучающиеся самостоятельно выясняют зависимость силы трения от качества поверхности, сравнивают сил трения; покоя, скольжения, качения; «Атмосферное давление» - определяют зависимость давления от высоты столба воздуха);

  • семинары (в 10 классе «Основные положения молекулярно - кинетической теории» обучающиеся изучают положение о строении вещества и их опытное обоснование; в 11 классе «Производство, передача и использовании электрической энергии» обучающиеся рассматривают способы производства электрической энергии, их преимущества и недостатки);

  • практические и лабораторные занятия (в 7 классе - «Определение размеров малых тел», «Выяснение условий плавания тел», «Исследование зависимости давления газа от температуры»; в 9 классе - «Исследование зависимости периода и частоты колебания математического маятника от его длины»; в 10 классе - «Изучение строения и характеристики конденсатора»);

  • моделирование (в 7 классе «Сообщающиеся сосуды», «Мой фонтан»; в 11 классе «Дифракционная решетка);

  • создание презентаций (9 класс - «Колокола, колокола …», «Исаак Ньютон»; 10 класс - «Успехи освоения космического пространства», 11 класс - «Физики - лауреаты Нобелевской премии»).

Внеурочная исследовательская деятельность:

  • элективный курс «Школа - эрудит».

На основе Новосибирской дистанционной школы продуктивного обучения «Коллективный ученик» разработан авторский элективный курс «Школа - эрудит», на занятиях которого обучающиеся определяют плотность сахара; в течение месяца отмечают показания параметров погодных условий, заполняют таблицы, строят графики, устанавливают взаимосвязь между параметрами; решают задачи-парадоксы;

  • создание и реализация проектов.

Обучающиеся 10-11 классов создают и реализуют проекты: «Основные явления, наблюдаемые в системе Земля - Луна - Солнце», «Опыт «прилипчивой» водой», «Высокочастотный генератор», «Робот - Сумаист»;

  • участие в олимпиадах, конкурсах и конференциях.

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников, международная онлайн - олимпиада «Фоксфорд», «Всероссийская олимпиада ЦДО «Снейл» по физике. Опыт.», Всероссийская олимпиада по робототехнике, «Московская олимпиада школьников»; научно-практические конференции: «Серебреный росток», «Прояви инициативу», «Шаг в будущее, Сибирь!», «Человек и космос»,

Для того чтобы педагог смог организовать процесс исследования, создавать педагогические ситуации, стимулирующие их открытия, управлять творческим поиском обучающихся, он должен иметь некоторый собственный опыт исследовательской работы. Выражаясь словами Д. Пойа, учитель должен сам почувствовать «напряженность поиска и радость открытия», чтобы он мог вызвать их у своих учеников. В центре онлайн - обучения «Фоксфорд» я прошла курсовую подготовку по теме «Физика. Углубленная и олимпиадная подготовка обучающихся», где выполнила успешно контрольную работу, а как эксперт по проверки олимпиад муниципального уровня имею возможность окунуться в исследования, решая задачи повышенного уровня сложности. (слайд 13,14)

Обучающийся знает, что напряженность поиска сменяется радостью открытия и у него появится возможность участвовать и побеждать в конференциях, олимпиадах, конкурсах, тем самым мотивируя других ребят к исследованиям.

Результаты:

Школьный уровень: призовые места на школьных научно-практических конференциях

Муниципальный уровень: призеры муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников; участник VII научно-практической конференции «Серебренный росток».

Региональный уровень: призер II научной конференции школьников «Человек и космос», поездка на Байконур, 2012 год; участник Региональных соревнований юных исследователей «Шаг в будущее, Юниор!» 2013 год, поощрительная грамота за участие в научно - практической конференции «Шаг в будущее, Сибирь!» , 2013год.

Всероссийский уровень: грамоты за успешное выполнение очного задания нулевого тура «Московской олимпиады школьников», 2014 г.; лауреат Всероссийского конкурса талантливой молодежи «Национальное достояние России», 2012-2013 гг; лауреат общероссийской предметной олимпиады «Осенняя сессия по физике», 2014 г; I и II место во Всероссийской олимпиаде по предмету: физика, в центре дистанционной сертификации обучающихся «ФГОС тест».

Международный уровень: 2014 год - призер I международного конкурса «IT-Архимеды»; 2015 год: участники I Международной олимпиады по робототехнике «Windstorms EV3»; VI Международной олимпиады по Физике. Опыты; Международной онлайн - олимпиады «Фоксфорда».

Каждый достигнутый результат порождает рефлексию, следствием которой становится появление новых планов и замыслов, а в дальнейшем они конкретизируются и воплощаются в новые исследования. Интересен тот факт, что обучающиеся, однажды попробовавшие себя в исследовательской деятельности и получившие положительные оценки своих результатов, возвращаются к этой деятельности снова и снова. Таким образом, учебная активность приобретает непрерывный и мотивированный характер, что позволили повысить показатели учебной деятельности обучающихся. Участвуя в конкурсах и олимпиадах разного уровня, у обучающихся возникает желание участвовать в них многократно. (слайд 15,16,17)

Изложив основные принципы и методы своей работы, хочу сделать вывод, что ученик тогда сможет освоить самый трудный материал и получить удовлетворение от своей маленькой победы, когда он научится применять исследовательский метод на практике в любом виде деятельности.

Использованные источники информации:

  1. Артамонова И.И. Общее положение организации исследовательской деятельности учащегося. // Научно-исследовательская деятельность ученика и учителя. Сборник статей. / Под ред. М.А. Булавиной. - Омск: ООИПКРО, 2004.

  2. Газета "Физика" Издательского дома "Первое сентября" digital.1september.ru

  3. Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения АПК и ППРО, Москва 2007 г.

  4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /Министерство образования и науки Российской Федерации. 2-е изд. М.: Просвещение, 2013



© 2010-2022