Урок по физике Металлы. Алюминий. (8 класс)

Раздел Физика
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГБОУ средняя общеобразовательная школа №530 с углубленным изучением предметов естественно-математического цикла Пушкинского района г. Санкт-Петербурга

Адрес: СПб, г. Пушкин, бульвар А. Толстого, 42 А, E- mail : [email protected]

Братушка Алла Даниловна

E-mail: [email protected]



Технологическая карта урока

Урок «Металлы. Алюминий».


Предмет

Физика, химия


Класс

Продолжительность урока

8

45 мин.


Базовый учебник

А.В. Перышкин, Физика 8кл, Москва, «Дрофа»,2013г.

Химия 8 кл.,

Цель урока: выяснить экспериментальным плотность вещества, тем самым определить вещество по таблице плотностей;

определить физический смысл величин: удельная теплоемкость, температура плавления, удельная теплота плавления, удельное сопротивление алюминия.

Задачи:

Образовательные: систематизировать знания учащихся о таких физических величинах как - плотность, удельная теплоемкость, температура плавления, удельная теплота плавления, удельное сопротивление алюминия.

Закрепить знания о правилах взвешивания тел, определении объема цилиндра при помощи мензурки с водой и путем измерения линейных размеров тел.

Развивающие: формирование навыков организации самостоятельной деятельности учащихся, применение знаний на практике, овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, посредством «делания». Развивать навыки постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умений предвидеть возможные результаты своих действий.

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, потребность в познании нового, убедить в жизненной важности физических знаний; внимание, самостоятельность, коммуникативные качества, аккуратность.

Межпредметные связи: математические расчеты, построение линейной зависимости, определение объема (математика), составление презентации в Power Point (информатика), исторические справки истории древних и средних веков, времен ВОВ (история)

Методические приемы: проблемно-поисковая учебная деятельность, создание ситуации успеха.

Тип урока: практическое закрепление знаний.

Формы работы учащихся: практическая самостоятельная исследовательская работа, фронтальная беседа, работа в группах.

Необходимое техническое оборудование: интерактивная доска, документ-камера, таблица Менделеева, таблицы плотностей твердых, жидких и газообразных веществ, таблицы температуры плавления, удельной теплоты плавления, удельной теплоемкости веществ.

Приборы и материалы: весы с разновесами, линейка, мензурка с водой, цилиндр алюминиевый


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время (мин)

1

Организационный момент.

Приветствие учащихся.

Приветствуют учителя

Проверяют готовность своего рабочего места к уроку.

2

2

Постановка цели урока, определение темы урока, в результате проблемно-поисковой деятельности.

Учителя физики и химии ставят проблему перед учениками - определить тему урока? На доске высвечивается изображение Иерусалимского храма, храма царя Соломона. Учитель химии с группой учеников рассказывает притчу, где зашифрована первая часть темы урока, фронтальным опросом подводит учеников к ответу на вопрос - какова тема урока?

Тему урока определяют ученики поэтапно, учитель химии открывает листы А4, закрепленные на доске магнитами постепенно, учитель физики симметрично открывает на документ-камере.

Учитель открывает первый лист с темой урока - «Металлы».

Знакомство с таблицами ОПТ урока. Объясняется правила и порядок заполнения ОПТ урока.

Ученики слушают выступление группы учеников, учителя химии, определяют тему урока (часть темы ).

4

2

Учитель предлагает определить вторую часть темы урока - определить, какой из металлов будет более подробно изучаться. Для этого 3 группы учеников выполняют исследовательские работы по определению рода вещества, задания предлагаются учителем физики и химии.

Задача №1а

Предлагает учащимся группы «А» выполнить исследовательскую работу №1

Используя оборудование - мензурку с водой, весы с разновесами определить плотность вещества,

по таблице плотностей определить вещество.

Дает рекомендации учащимся по работе.

Задача №1б

Предлагает учащимся группы «Б» выполнить исследовательскую работу №2

Используя оборудование - линейку и весы с разновесами определить плотность вещества,

по таблице плотностей определить вещество.

Дает рекомендации учащимся по работе.

Задача №1в

Учитель химии предлагает решить группе «В»

Элемент образует оксид состава Э2О3. Массовая доля кислорода в этом оксиде составляет 47%. Определите неизвестный элемент.

Составьте формулы: а) простого вещества, образованного данным химическим элементом; б) 5 любых сложных веществ, в состав которых входит данный элемент.

Решите анаграммы и исключите лишнее:

- ЛЕРУОГД , НМИЙЕКР, ИКСОЛОДР, ДДРОООВ, ЛЙМИНИАЮ

Определяет время выполнения работы.

Контролирует выполнение практической задачи учащимися:

- правильная и удобная установка весов на столе;

- первичное уравновешение весов;

- перевод в систему СИ массы человечка игрушечного;

- определение длины, ширины и высоты плота при помощи линейки, обращая внимание на нахождение начала отсчета на линейке.

Окончательно определяется тема урока. Открывается второй лист, определяется тема урока: «Металлы. Алюминий»

Учащиеся вспоминают правила пользования весами, проверяют на рабочем столе приборы и материалы.

Решается задача с реальным металлическим цилиндром.

Записывают «Дано» задачи:

-масса цилиндра,

-объем первоначальный воды,

-объем воды с цилиндром.

Переводят в систему СИ.

Задача решается каждым учеником в своем темпе в тетради, на доске идет также решение задачи учениками по действиям (одно действие - один ученик по желанию).

Решают задачу в тетрадях, определяют объем цилиндра.

Определяют плотность вещества.

После решения задач демонстрируют и комментируют решение с помощью документ-камеры.

Определяют тему урока (вторую часть темы).

15

4

Обобщение материала по теме.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Алюминий».

Ученики внимательно слушают, смотрят презентацию, которую подготовил ученик из класса заранее, выписывают ответы на вопросы в ОПТ урока

7

5

Обобщение материала.

Из Д/З , выполненного учениками по составлению задач по теме «ФИЗИКА и ХИМИЯ» оформлен стенд, из которого выбираются задачи для решения:

Задача №2 (группа «А»)

Определите количество теплоты, необходимое для нагревания алюминиевого провода до температуры плавления массой 100г. Начальная температура 25оС. Построить график зависимости количества теплоты от температуры.

Задача №2 (группа «Б»)

Определите количество теплоты, необходимое для плавления алюминиевого провода массой 100г, взятого при температуре плавления. Построить график зависимости количества теплоты от температуры.

Задача №2 (группа «В»)

Определить удельное сопротивление материала из которого изготовлена проволока длиной 1 км и площадью поперечного сечения 10 мм2, если по ней течет ток 5А и подано напряжение 14В?

Ученики решают задачу, самостоятельно находят в таблице температуру плавления алюминия, удельную теплоту плавления, удельную теплоемкость вещества.

По мере решения задачи заполняют ОПТ урока.

После решения задачи демонстрируют и комментируют решение с помощью документ-камеры.

10

6

Подведение итогов урока

Анализирует результаты выполнения учащимися заданий. Объясняются критерии выставления оценки за ОПТ (критерии выводятся на экран).


Рефлексия.

Слушают учителя.

Формируют выводы.

Сдают листы для проверки.

6

Домашнее задание

Сформулировать вопросы одноклассникам по ходу урока для составления отзыва в газете.

1






























Дата ________________ ОПТ урока «_________________________________________» Ф.И._________________

Вопросы

Ответы


Определите вещество по таблице плотностей




ρ = _________ кг/м3

Вещество -


Что означает плотность вещества?



ρ (_____) = _________ кг/м3, это означат, что


Положение данного элемента в периодической системе Менделеева


Относительная атомная масса элемента


Ar =

Физические свойства данного металла




Применение металла




Что означает удельная теплоемкость вещества?



С (____) = ________ Дж/кг оС , это означает, что


Какова температура плавления металла?

Что такое плавление?


tпл =

Какова удельная теплота плавления?

Что означает удельная теплота плавления?



λ (____)= _______ Дж/кг, это означает, что



Каково удельное сопротивление металла?

Что означает удельное сопротивление вещества?


ρ (____) = _________Ом/мм2.м, это означает, что



Оценка_________________
Оценка учителя ________


Группа «А»

Задача №1

Исследовательская работа №1

Используя оборудование - мензурку с водой, весы с разновесами определить плотность вещества;

по таблице плотностей определить вещество.

Ход работы:

1.Масса цилиндра: m=_______г ______мг= ___________г =_______кг.

2.Цена деления мензурки = ____________________ = _____мл.

Объем воды без цилиндра: V1= ______мл =_______л =_______м3

Объем воды с цилиндром: V2= ______мл =_______л =_______м3

3.Объем цилиндра: Vц= V2-V1=____________________=м3


4.Определяем плотность: ρ= ρ =


Ответ:




Задача №2

Определите количество теплоты, необходимое для нагревания алюминиевого провода массой 100г до температуры плавления. Начальная температура 25оС. Построить график зависимости количества теплоты от температуры.


Урок по физике Металлы. Алюминий. (8 класс)Урок по физике Металлы. Алюминий. (8 класс)Урок по физике Металлы. Алюминий. (8 класс)Урок по физике Металлы. Алюминий. (8 класс)СИ Решение















Ответ:



Группа «Б»

Задача №1

Исследовательская работа №1

Используя оборудование - линейку, весы с разновесами определить плотность вещества;

по таблице плотностей определить вещество.

Ход работы:

1.Масса цилиндра: m=_______г _____мг = _________г= _______кг

2.Определяем объем цилиндра:

Высота цилиндра h= _______см =______м

Диаметр d = ____ см =_______м

Площадь основания S = ____________________= ______ м2

Объем V = ___________ = ___ м3


4.Определяем плотность ρ =



Задача№2

Определите количество теплоты, необходимое для плавления алюминиевого провода массой 100г, взятого при температуре плавления? Построить график зависимости количества теплоты от температуры?


Урок по физике Металлы. Алюминий. (8 класс)Урок по физике Металлы. Алюминий. (8 класс)Урок по физике Металлы. Алюминий. (8 класс)Урок по физике Металлы. Алюминий. (8 класс) СИ Решение
















Ответ:


Группа «В»

Задача №1

  1. Элемент образует оксид состава Э2О3. Массовая доля кислорода в этом оксиде составляет 47%. Определите неизвестный элемент.

  1. Составьте формулы: а) простого вещества, образованного данным химическим элементом; б) 5 любых сложных веществ, в состав которых входит данный элемент.

  2. Решите анаграммы и исключите лишнее: ЛЕРУОГД , НМИЙЕКР, ИКСОЛОДР, ДДРОООВ, ЛЙМИНИАЮ

Найти: Формулы:

Дано: Решение:




Ответ:

Задача №2

Определить удельное сопротивление материала из которого изготовлена проволока длиной 1 км и площадью поперечного сечения 10 мм2 , если по ней течет ток 5А и подано напряжение 14В?


Урок по физике Металлы. Алюминий. (8 класс)Урок по физике Металлы. Алюминий. (8 класс)Урок по физике Металлы. Алюминий. (8 класс)СИ Решение















Ответ:


© 2010-2022