• Преподавателю
  • Физика
  • Доклад Формирование и развитие познавательно-информационного и коммуникативного вида деятельности на уроках физики

Доклад Формирование и развитие познавательно-информационного и коммуникативного вида деятельности на уроках физики

Раздел Физика
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Аккайынский районный отдел образования

КГУ « Ленинская средняя школа»



Доклад

« Формирование и развитие познавательно-

информационного и коммуникативного вида

деятельности на уроках физики».

( из опыта работы учителя физики Ленинской средней школы Аберле Л.П.)







Аберле Людмила Петровна - учитель физики Ленинской средней школы Аккайынского района, педагогический стаж 37лет, специальность «Учитель физики ».

Тема самообразования: «Развитие познавательной активности и мышления на уроках физики, через внедрение элементов модульного обучения».

Идея опыта: организация групповых форм обучения. Опыт проводится на уроках физики в 7-10 классах в Ленинской средней школе в течение 3 лет.

Характерной чертой современной педагогической науки является стремление к созданию новых образовательных технологий, ориентированных на личностное развитие ребёнка. Педагогическая технология содержит в своей основе идею воспроизводимого обучающего цикла. В его содержание входит:

  1. общая постановка цели обучения;

  2. переход от общей формулировки цели к её конкретизации;

  3. предварительная (диагностическая) оценка уровня знаний учащихся;

  4. совокупность учебных процедур (на этом этапе осуществляю коррекцию обучения на основе обратной связи);

  5. оценка результатов.

Опыт актуален, так как наблюдается снижение интереса к предметам естественно-математического цикла. В своей работе стремлюсь к разнообразию учебного процесса, пробуждению интереса учащихся к занятиям по физике, организации учёбы так, чтобы она соответствовала требованиям современной жизни. Известно, что без разнообразия форм и видов работы на уроке, без их связи с жизнью невозможно выполнить главную задачу урока: обеспечить оптимальное развитие каждого ребёнка, создав условия для его творческого труда. Эту проблему я пытаюсь решить, применяя групповые формы обучения, что даёт возможность повысить ЗУН уч-ся и мотивацию к обучению.

На основе научной идеи методики казахстанских авторов Н.Н.Нурахметова, М.Р.Ковжасарова я разрабатываю модули теоретического материала, при

использовании которых происходит более эффективное распределение учебного времени для изучения новых тем.

В связи с повышением потребности в высококвалифицированных кадрах, следует повышать качество обучения предметов ЕМЦ, используя разнообразные приемы и формы работы. Для активизации мыслительных процессов используется методика модульного обучения, по которой происходит поэтапное формирование умственных действий учеников. Суть этой методики в том, что каждый работает, самостоятельно имея возможность проконсультироваться у учителя или получить помощь товарища, в результате глубже познавая учебное содержание и, кроме того, всё время можно себя контролировать.

Наиболее существенным в моей деятельности является применение групповых форм обучения с использованием методики модульного обучения. Опираясь на опыт Дьяченко Ларисы Александровны учителя физики школы

№ 32 г.Петропавловска данная методика апробируется с учащимися 8 класса при изучении темы «Изменение агрегатных состояний вещества»,

« Параллельное соединение проводников», в 9 классе при изучении законов Ньютона .

Используя методику модульного обучения, мною разработаны в 7 классе уроки по теме « Давление». Изучая тему «Атмосферное давление», я опираюсь на знания, полученные учащимися ещё в начальной школе по предмету «Познание мира». На уроках естествознания в 5 классе происходит дальнейшее формирование понятия атмосферного давления. Таким образом, к изучению данной темы в 7 классе учащиеся приходят с определённым багажом знаний, на который я и опираюсь при рассмотрении модуля. На начальном этапе урока провожу входной контроль, тем самым, определяя уровень знаний по теме. В процессе изучения модуля корректирую знания учащихся. Итоги оцениваются на выходном контроле.

Модуль « Давление твёрдых тел»

УЭ-1 интегрирующая цель; УЭ-4 способы изменения давления;

УЭ-2 входной контроль; УЭ-5 решение задач;

УЭ-3 давление твёрдых тел; УЭ-6 выходной контроль.


  1. На начальном этапе урока в ходе фронтальной беседы выясняю, что учащимся известно о силе тяжести, весе тела .Сегодня на уроке речь пойдёт о возникновении давления в твёрдых телах благодаря силе действующей на горизонтальную опору или вертикальный подвес.

  2. Давление твёрдых тел связано с силой действующей на опору и площадью этой опоры. Делаю записи на доске, анализирую формулу. Устанавливаем математическую связь между величинами входящими в эту формулу.

  3. Создать условия для развития умений анализировать информацию, выстраивать причинно следственные связи, применять знания в стандартных и в новых ситуациях. На итоговом этапе суммируем полученную информацию и заполняем правую часть таблицы.

  4. На заключительном этапе учащиеся выполняют обязательный уровень заданий, который показывает уровень усвоения нового материала. Оценки выставляются в оценочном листе.

УЭ

Учебный материал с указанием цели и заданий

Комментарии для учащихся

УЭ1

Цель: Формирование понятия давления, как одной из характеристик взаимодействия, его единицах и способах изменения.

УЭ2

Входной контроль.

Цель: Проверить усвоение темы « Сила тяжести. Вес тела».

  1. Рассчитайте силу тяжести действующую на тело массой 200 г.

  2. При каком условии сила тяжести равна весу тела?

  3. Показать на рис.силу тяжести и вес тела равные по 3 Н соответственно (выполнить рис. с указанием точки приложения сил и их направления)


Запиши в тетрадь!

Провести взаимопроверку. Ответы на сладе.

УЭ3

Учитель: Вышел слон на лесную дорожку

Наступил муравью он на ножку.

И вежливо очень сказал муравью:

« Хочешь, и ты наступи на мою».

От чего зависит результат действия силы?

Р = F/ S

Единицы измерения давления в системе (СИ)


Привести примеры, когда гвоздь глубже войдёт в доску, шляпкой или остриём?

стр.121 посл.абз.

УЭ4

Цель: Формирование знаний учащихся, о способах изменения давления. Использование этих способов в природе и технике. Создание условий выстраивать причинно-следственные связи.

Вопросы: 1. Как можно изменить давление?

2. Зачем нужно изменять давление?

Увеличение давл. Уменьшение давл.

- Сила ….. …………

- Площадь…… …………

Цель: Закрепление формулы давления твёрдого тела.

Задача: Тело массой 3 кг давит на опору площадью равной 2м2. Найти давление оказываемое телом на опору.

Выходной контроль.

Обязательный уровень.


  1. В какой обуви удобнее отправляться в поход?

  2. Какую лямку лучше пришить к рюкзаку, узкую или широкую?

  3. Почему ножницы нужно подавать тупыми концами вперёд?

Повышенный уровень.

1.По какому признаку объединены эти объекты?

Игла, клещи, оса, пчела, комар

Д/з § 43, упр.20 (1)



Записать в тетрадь!

Составить схему в тетради.

Сверить с доской.

УЭ5

Решить в тетради.

Произвести взаимопроверку.

УЭ6


Запиши в тетрадь!

Взаимопроверка с ответами на слайдах.

Доклад Формирование и развитие познавательно-информационного и коммуникативного вида деятельности на уроках физики

Доклад Формирование и развитие познавательно-информационного и коммуникативного вида деятельности на уроках физики

Доклад Формирование и развитие познавательно-информационного и коммуникативного вида деятельности на уроках физики

В 10 классе разработаны модули по темам «Уравнение состояния идеального газа», « Тепловые двигатели», «Электрическое поле. Напряжённость». По этим темам учащиеся уже имеют определённые

первоначальные представления т.к. материал в ознакомительном плане уже изучался в 8 классе.

Таким образом, основными целями модуля становятся:

1. актуализация имеющихся знаний;

2.ввведение новых физических понятий и терминов.

Модуль « Уравнение состояния идеального газа»

УЭ - 1 интегрирующая цель; УЭ - 5 закон Авогадро

УЭ - 2 входной контроль; УЭ - 6 закон Дальтона

УЭ - 3 уравнение состояния ид.газа; УЭ - 7 выводы

УЭ - 4 изопроцессы УЭ - 8 выходной контроль

1.На начальном этапе урока в ходе фронтальной беседы выясняю, что учащимся известно о термодинамической системе, термодинамических параметрах. Сегодня на уроке речь пойдёт о следствиях, которые можно извлечь из понятия температуры, давления, объёма. Основное уравнение МКТ вплотную приблизило нас к установлению связей между этими параметрами.

2. Состояние данной массы газа характеризуется тремя макроскопическими параметрами Р, V, Т. Делаю записи на доске, а ученики заполняют левую часть таблицы 1.

На основном этапе урока находим связь между параметрами совместно с учениками используя основное уравнение МКТ. Выводим формулу уравнения Менделеева - Клапейрона.

3.На итоговом этапе суммируем полученную информацию и заполняем правую часть таблицы 1.

4. На заключительном этапе с помощью уравнения состояния идеального газа исследуем процессы, в которых масса газа и один из трёх параметров Р, V, Т остаются неизменными.

В левой части таблицы записываем определения газовых законов. Их математическая запись и графики зависимости.

УЭ

Учебный материал с указанием

цели и заданий

Комментарии для учащихся

УЭ-1

Цель: 1) Формирование умения учащихся выводить

уравнение состояния ид.газа на основе

уравнения МКТ.

2) Формирование умения выводить газовые законы

применяя ур-е Менделеева-Клапейрона .

УЭ-2

Тест: Входящий контроль.

  1. Найдите среднюю квадратичную скорость молекул газа , имеющего плотность

2 кг/м3 при давлении 2,43 ∙ 105 Па.

2. В чём различие понятий «концентрация молекул» и «плотность вещества»?

3. Перечислите макроскопические параметры вещества.

Входящий контроль.

1). Найдите плотность кислорода при давлении 1,3∙105 Па, если средняя квадратичная

скорость его молекул равна 1,4∙103 м/с.

  1. Что такое идеальный газ и чем он отличается от реального?

3.Перечислите микроскопические параметры вещества

1вариант

Отвечать на вопросы теста 5 мин.

Проверить ответы сверяя с ответами на слайдах.


2 вариант

Цель проведения данного опыта - повышение ЗУН и развитие коммуникативных способностей уч-ся.

При изучении темы «Электрическое поле. Напряжённость» в ходе фронтальной беседы выясняется, что учащимся уже известно по данной теме, учащимися самостоятельно делаются определённые записи в тетради, затем формируется понятие «Напряжённость» и выводится формула для её расчёта. На итоговом этапе учащиеся самостоятельно суммируют полученную информацию и заполняют правую часть таблицы 1. На заключительном этапе происходит практическое применение новых знаний. Используя экспериментальные задачи, разноуровневые карточки-задания, электронные учебники, домашние лабораторные работы пытаюсь активизировать мыслительную деятельность учащихся, их любознательность и интерес к изучению предмета. Результативность отслеживается посредством разных видов контроля: поурочного, текущего, тематического.

Опыт планировала провести в течение 5лет. Диапазон опыта: система уроков в 7-10 классах по отдельным темам .

Данная методика имеет преимущества по сравнению с другими методами обучения в том, что более эффективно влияет на развитие самостоятельности при добывании знаний, развитие мышления, устной речи, в частности, оформлению собственных суждений, развитие коммуникативных способностей, толерантности.

В этом 2012 - 2013 учебном году я решила попробовать применить методику составления кластеров, т.е. опорных конспектов (ОК) при изучении нового материала. К этому меня привели слова В.А.Сухомлинского: «Чем больше школьники овладевали навыками умственного труда, тем меньше выражали они нежелание учиться». Действительно, исследования, проведённые различными авторами (А.В.Усовой, А.В.Муравьёвым и др.), а также опыт работы коллег нашей школы показали, что главными причинами затруднений учащихся является их неумение самостоятельно приобретать знания, неумение работать с учебной литературой, решать задачи, проводить эксперимент.

На доске у меня расположены слова народной мудрости:

«Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь».

На начальном этапе я определила уровень сформированности умений и навыков самостоятельной работы с учебной литературой при помощи системы практических заданий такого содержания:

7 класс

1) найти в тексте учебника ответ на поставленный вопрос;

2) выделить главную мысль в прочитанном абзаце и изложить её своими словами;

3) самостоятельно разделить текст на части, озаглавить их, составить план параграфа, составить рассказ по плану;

Эти задания дают возможность выяснить, насколько внимательно и вдумчиво вчитываются учащиеся в текст, умеют выделять главное, разделять текст на законченные смысловые части.

8 класс

1) составить план к рассказу учителя или к ответу ученика;

2) составить по рисунку задачу, рассказ о физическом явлении;

3) рассказать по таблице об устройстве и принципе действия прибора;

4) сопоставить изложение одних и тех же вопросов в разных учебных пособиях;

Эти задания позволяют выяснить, как учащиеся умеют разделять текст на части, делать точные и краткие заголовки к каждой из них. Дают наглядное представление о развитии логического мышления, о способности к творчеству, о развитии речи.

9 класс

1) составить вопросы к тексту для взаимоконтроля;

2) дать рецензию на ответ соученика;

3) подготовить сообщение по теме.

Такие задания позволяют выявить уровни сформированности таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, сопоставление, развитие логического мышления учащихся, а так же можно судить о таких человеческих качествах , как объективность, честность.

При организации учебного процесса выбор методов и приёмов обучения определяется дидактическими принципами, выработанными на основе длительной практики. В частности, это принципы: единства обучения, воспитания и развития; научности и систематичности; сознательности и творческой активности учащихся; наглядности и прочности усвоения знаний, умений и навыков; дифференцированного подхода к учащимся; развивающего обучения.

Широкое распространение получила методическая система организации учебно-воспитательного процесса с использованием опорного конспекта ( ОК), разработанная В.Ф. Шаталовым, где к перечисленным выше принципам добавляется принцип открытых перспектив, принцип равных условий, принцип систематической обратной связи, принцип двукратного изложения материала.

По моему мнению, ОК- это средство прочного запоминания учебного материала на основе зрительных образов и ассоциативных связей. Такие конспекты могут и должны служить ещё и развитию мышления, а так же общих и специальных способностей учащихся. ОК или как сейчас принято их называть «кластеры», должны не только представлять собой отражение в лаконичной форме основного содержания и логики изложения отдельных блоков учебного материала, но и давать основные виды упражнений, обеспечивающих глубокое неформальное, в значительной мере творческое, усвоение учебного материала.

Ученики из «зрителей» превращаются в «главных действующих лиц».

Основные принципы составления кластера.

1.Полное отражение в кластере (ОК) основного содержания учебного материала

с выделением главного.

2.Строгая логическая последовательность изложения.

3.Предельная наглядность, лаконичность и яркость изложения.

4.Развитие самостоятельности, инициативности, творческих способностей

учащихся путём привлечения их к разработке различного рода ОК

( в зависимости от уровня подготовленности, объёма и содержания учебного

материала), в том числе содержащих задания творческого характера.

Привлечение учащихся к составлению кластеров является одним из очень эффективных средств достижения глубоких и прочных знаний, формирования самостоятельности и познавательной активности, развития умственных способностей учеников. Такая форма требует активных умственных действий, связанных с поиском наиболее рациональных способов выполнения предложенных заданий и обязательным анализом результатов работы.

Составление кластера можно осуществлять при индивидуальной работе с учебником и выданными учебными пособиями в классе, с целью выделения основного материала по данной теме, составление плана, его представления в ОК, продумывание записей, рисунков, схем. На первых порах это может быть не весь конспект, а какой то фрагмент, связанный с практическим применением

изучаемых явлений. НАПРИМЕР.

Применение кластеров на уроке осуществляет формирование умений учащихся давать сравнительный анализ изложения одних и тех же вопросов в различных источниках, высказывать собственные суждения, разрабатывать оптимальный вариант изложения учебного материала.

Самостоятельная работа с дополнительной литературой с целью составления ОК, является иллюстрацией к своему сообщению, приготовленному на его основе. Это значительно облегчает понимание учениками содержания сообщения, способствует усвоению дополнительной информации.

После работы в группах осуществляется совместная деятельность учителя с классом. Каждая группа на доске демонстрирует свой кластер, а весь класс записывает в тетрадь основные выводы по данному фрагменту темы.

По мере применения методики составления ОК происходит постепенное повышение степени самостоятельности учащихся при их разработке. Когда речь идёт о самостоятельности учащихся в обучении, следует выделять два её вида: умение самостоятельно овладевать знаниями и самостоятельно применять имеющиеся знания.

Составление кластеров - это один из видов самостоятельной работы по приобретению знаний, требующий достаточно высокого уровня сформированности умения работать с дополнительной и учебной литературой: ученик должен самостоятельно составить план к параграфу учебника ( в первое время этот план я составляю сама), к рассказу учителя, работать с рисунками, составляя рассказ по ним, выделять в тексте структурные элементы системы научных знаний (научные факты, законы, теории), пользоваться обобщёнными планами, работать со сложным текстом.

Рекомендуемая последовательность заданий

  1. составить план к отдельным частям текста (он может быть предложен учителем), и прочитать его вслух для всех членов группы.

  2. проработать свою часть текста по учебнику и предложенному дополнительному источнику информации.

  3. составить кластер к какому- либо фрагменту темы на основе работы с несколькими учебными пособиями, предварительно сопоставив и сравнив изложение учебного материала в каждом из источников.

  4. прослушав у доски выступления всех групп с рассмотрением их кластеров составить итоговый обобщающий ОК после изучения всей темы.

Последовательность выполнения отдельных видов работ должна быть такой, чтобы каждая работа логически вытекала из предыдущей и готовила почву для последующей. В этом случае обеспечиваются не только «ближние», но и «дальние» связи.

Пример: 9 класс. Тема: Механические колебания

Работа в группах с § 24,25,26 учебника физики 9 класс и источниками дополнительной литературы. Каждая группа готовит кластер по своей теме.

1 группа. Источники информации: Учебник физика 9 класс § 24, дополнительный источник информации на столе.

1. Определение колебательного движения

2.Условия возникновения колебательного движения.

3.Гармонические колебания

Выполнить рисунок груза на пружине, показать силы, действующие на груз при колебаниях. ( составить ОК - кластер)

2 группа. Источники информации: Учебник физика 9 класс § 24, с.89,

2абзац ; §25, дополнительный источник на столе.

Величины, характеризующие колебательное движение. Груз на пружине - выполнить рисунок, показать амплитуду, смещение, период колебания.

1) смещение

2) период колебания

3) частота колебания

4) амплитуда колебания

Записать формулы для расчёта периода и частоты колебаний груза.

(выполнить кластер - ОК)

3 группа. Источники информации: Учебник физика 9 класс § 26, дополнительный источник .

1.Колебательная система

2.Превращение энергии при механических колебаниях

А) в каком положении груза его кинетическая энергия равна нулю

Б) в каком положении груза его потенциальная энергия равна нулю

В) чему равна полная энергия колеблющегося тела

Выполнить рисунок колебания груза на пружине.

Записать формулы потенциальной и кинетической энергии при колебании груза на пружине. Объяснить.

(выполнить кластер- ОК)


  1. Схема. Составляет весь класс. ( Итоговый ОК)

Механическое колебание →

движение, которое полностью повторяется

что повторяется?

↓ ↓

положение тела в вид энергии,

пространстве которым тело обладает

Рефлексия:

2. В приведённых примерах колебательных движений укажите:

а) второе тело системы б) силы, возвращающие систему в положение равновесия:

качание маятника часов, биение сердца, колебание и гудение проводов от ветра, вибрация трубы водопровода

3. Каждой группе приготовить по два примера колебательных движений:

из жизни, техники, транспорта, медицины, науки. ( можно использовать источник дополнительной информации )




Работа в группах при составлении и защите кластеров

9 - 10 классы

Доклад Формирование и развитие познавательно-информационного и коммуникативного вида деятельности на уроках физикиДоклад Формирование и развитие познавательно-информационного и коммуникативного вида деятельности на уроках физики

Доклад Формирование и развитие познавательно-информационного и коммуникативного вида деятельности на уроках физикиДоклад Формирование и развитие познавательно-информационного и коммуникативного вида деятельности на уроках физикиДоклад Формирование и развитие познавательно-информационного и коммуникативного вида деятельности на уроках физики

© 2010-2022