- Преподавателю
- Физика
- Урок Закон сохранения импульса
Урок Закон сохранения импульса
Раздел | Физика |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Абрамович Д.В. |
Дата | 10.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Урок № 21
Предмет: физика
Класс: 9
«Импульс тела. Закон сохранения импульса»
Цели урока:
-
Образовательные:
-
ввести новую физическую характеристику - импульс тела;
-
найти взаимосвязь между действующей силой, временем ее действия и изменением скорости тела;
-
изучить закон сохранения импульса.
-
Воспитательная:
-
показать, что знание основ физики необходимо каждому;
-
показать, что явления физики происходят повсюду вокруг нас;
-
формирование познавательного интереса к физике.
-
Развивающая:
-
развитие политехнических знаний и умений, умения пользоваться языком физики и применять знания в новой обстановке.
План урока:
I. Организационный момент.
II. Активизация опорных знаний.
III. Изучение нового материала.
IV. Закрепление изученного материала.
V. Домашнее задание.
VI. Подведение итогов.
Оборудование:
-
М/проектор, компьютерная презентация, компьютер, видеофрагменты, интернет-ресурсы.
2. Шары разной массы, баллистический пистолет с зарядами, деревянный брусок, наклонная плоскость, штатив с муфтой и лапкой, магнит.
Ход урока:
«Я слушаю и забываю,
я вижу и запоминаю,
я делаю и понимаю».
Конфуций
-
Организационный момент.
-
Активизация опорных знаний.
Проблема: Почему? (Слайд 1)(ответить в конце урока)
- формулировка темы (Слайд 2) (домашнее задание - решение кроссворда)
- фронтальный опрос:
1. Что изучает динамика? (раздел механики, в котором изучаются причины возникновения механического движения)
2. Что такое механическое движение? (изменение положения тела в пространстве относительно других тел, происходящее с течением времени)
3. Что вы можете сказать о законах Ньютона. (три закона, лежащие в основе классической механики и позволяющие записать уравнения движения для любой механической системы, если известны силовые взаимодействия для составляющих её тел)
4. Сформулируйте законы Ньютона. (Первый закон Ньютона гласит: существуют системы отсчёта (называемые инерциальными), в которых замкнутая система продолжает оставаться в состоянии покоя или прямолинейного равномерного движения.
Второй закон Ньютона формулируется следующим образом: ускорение тела прямо пропорционально равнодействующей всех сил, приложенных к телу, и обратно пропорционально его массе.
Третий закон Ньютона - два тела взаимодействуют между собой, с силами, равными по модулю и противоположными по направлению. Или сила действия равна силе противодействия.
-
Изучение нового материала. (класс делится на группы)
Зная основные законы механики (законы Ньютона), мы думаем, что можем решить любую задачу о движении тел. Но оказывается - это не так.
Законы Ньютона позволяют решать задачи, связанные с нахождением ускорения движущегося тела, если известны все действующие на тело силы, т.е. равнодействующая всех сил. Но часто бывает очень сложно определить равнодействующую силу.
Для описания подобных ситуаций в механике введены специальная величина, значение которой не изменяется при взаимодействии тел: импульс тела.
Импульс тела - это характеристика движения. Импульс обозначается: р.
Понятие импульса было введено в физику французским ученым Рене Декартом (1596-1650 г.), который назвал эту величину «количеством движения»: «Я принимаю, что во вселенной… есть известное количество движения, которое никогда не увеличивается, не уменьшается, и, таким образом, если одно тело приводит в движение другое, то теряет столько своего движения, сколько его сообщает». (Слайд 3)
Учитель: А теперь давайте попытаемся с вами определить от каких величин зависит импульс тела. Я обращаю ваше внимание на технику безопасности во время проведения экспериментов. (Слайд 4)
Работа учащихся по маршрутным листам (приложение 1)
Провести эксперименты, выводы записать в маршрутный лист (пункт 1)
Фронтальный эксперимент №1 «Зависимость импульса тела от массы тела»
Ход работы:
1) на штативе укрепить наклонную плоскость;
2) с наклонной плоскости скатывайте шары разной массы;
3) определите результаты взаимодействия шаров с деревянным бруском.
Вывод: импульс тела зависит от массы тела, чем больше масса тела - тем больше импульс тела.
Фронтальный эксперимент №2 «Зависимость импульса тела от скорости тела»
Ход работы:
1) измените угол наклонной плоскости;
2) повторите опыт с шаром большей массы;
3) определите результаты взаимодействия шара с деревянным бруском, при разных углах наклона
Вывод: импульс тела зависит от скорости тела, чем больше скорость тела - тем больше импульс тела.
В результате фронтального эксперимента мы получили, что импульс тела зависит от массы и скорости тела. Следовательно, (Слайд 5)
Фронтальный эксперимент №3 «Зависимость результата взаимодействия тел от времени взаимодействия»
Ход работы:
1) на поверхность стола поместите стальной шарик;
2) быстро пронесите магнит над шариком;
3) медленно пронесите магнит над шариком;
4) определите от чего зависит результат взаимодействия тел.
Вывод: результат взаимодействия тел зависит от времени взаимодействия.
Фронтальный эксперимент №4 «Зависимость результата взаимодействия тел от силы взаимодействия»
Ход работы:
1) повторите опыт приблизив магнит к шарику;
Вывод: результат взаимодействия тел зависит от силы взаимодействия.
В результате фронтального эксперимента мы получили, что результат взаимодействия двух тел зависит от силы и времени взаимодействия этих тел. Для характеристики этого результата взаимодействия вводят понятие импульс силы.
(Слайд 7)
Учащиеся используя интернет-ресурсы, учебники, дополнительную литературу записывают в маршрутный лист (пункт 3) связь между импульсом тела и импульсом силы. (Слайд 8) «Вывод соотношения между импульсом силы и импульсом тела»
1. Из второго закона Ньютона
(1)
2. Используем формулу ускорения
(2)
3. Подставляем формулу (1) в формулу (2)
4. Раскрываем скобки и переносим время t в левую часть уравнения
5. Получаем соотношение между импульсом силы и импульсом тела
(3)
Импульс силы равен изменению импульса тела.
Уравнение (3) является уравнением второго закона Ньютона в импульсной форме
«Вывод закона сохранения импульса» (Слайд 9)
1. По третьему закону Ньютона два тела взаимодействуют друг с другом с силами, равными по модулю и противоположными по направлению.
2. По второму закону Ньютона
3. Используем формулу ускорения
4. Подставляем формулу ускорения в формулу (1)
5. После сокращения на время t и раскрытия скобок получаем
6. Перенесем в левую часть уравнения векторы импульсов тел до взаимодействия, а в правую часть - векторы импульсов тел после взаимодействия.
Это уравнение называется законом сохранения импульса тел.
Определение закона сохранения импульса, формулу записывают в маршрутный лист (пункт 4)
Но, закон сохранения импульса выполняется только в замкнутых системах.
Определение замкнутой системы (пункт 5) (Слайд 10)
Формулировку закона сохранения импульса обучающиеся смотрят в учебнике.
«Применение закона сохранения импульса в жизни»
В жизни мы встречаемся с такими явлениями как отскакивание мяча при ударе о стенку, землю, при разлете мячей при ударе друг о друга. На даче при поливе с использованием шланга можно наблюдать, как шланг извивается, когда вода выливается из него. В ванной комнате многие наблюдали, что при сильном напоре воды кран начинает крутиться в разные стороны. Охотники и стрелки рассказывают, что при выстреле из ружья ощущается отдача оружия при вылете пули. На уроках биологии вы знакомились с принципами движения морских обитателей: кальмаров, каракатиц, осьминогов.
Закон сохранения импульса проявляется в реактивном движении. А с этим видом движения мы с вами познакомимся на следующем уроке. (Слайд 11,12)
IV. Закрепление изученного материала.
Мини-тест (приложение 3)
1. Импульс силы измеряется в CИ:
а) 1Н; б) 1м; в) 1 Дж; г) Н • с
2. Импульс тела измеряется в СИ:
а) кг• м/c б) кг/м •с в) кг • с/м
3.Что называют импульсом тела:
а. величину, равную произведению массы тела на силу;
б. величину, равную отношению массы тела к его скорости;
в. величину, равную произведению массы тела на его скорость.
4. Что можно сказать о направлении вектора скорости и вектора импульса тела?
а) направлены в противоположные стороны;
б) перпендикулярны друг другу;
в) их направления совпадают
№ вопроса
1
2
3
4
5
Вариант ответа
Фамилия, имя
-
Домашнее задание. (Слайд 15).
§ 21, упр. 20 (1-3)
VI. Подведение итогов.
Свою работу на уроке учащиеся записывают в оценочном листе (приложение 2)
Рефлексия - из трех предложенных стихов выбери одно, характеризующее твоё состояние на конец урока (приложение 2 пункт 5)
1.
Искрятся глаза, Смеется душа, И ум мой поет: «К знаниям вперед»
2.
Не весел я сегодня,
В тишине взгрустнулось мне,
И о законе сохраненья
Все промчалось вдалеке.
3.
Вспоминая, все познания свои,
И физики мир постигая,
Я благодарен матушке судьбе,
Что импульс есть и нам его не счесть.
Используемая литература:
1.Сайты: infourok.ru/material.
class-fizika.narod.ru/
fcior.edu.ru/
fipi.ru/
omc-sinergi.ru/
school-collection.edu.ru/
2. Учебник А.В.Перышкин, Е.М. Гутник «Физика 9», издательство «Дрофа», 2011.
3. Г.Н. Степанова «Сборник задач по физике», издательство «Просвещение», 2005.
4. А.П. Рымкевич «Задачник 9-11 классы», «Дрофа», 2006 г.
6