Рабочая программа по физике в 7 классе

Раздел Физика
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ КСТОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Лицей № 7»

607662 Нижегородская область, г. Кстово, ул. Свободы дом 1

тел. 8 (83145)2-76-30, 2-84-23, 2-81-33, факс 8(83145)3-70-64

E-mail: [email protected], sites.google.com/site/lyceum7kstovo



СОГЛАСОВАНО

____________________С.А. Чандаева

руководитель школьного МО учителей естественнонаучного цикла

Протокол от 28.09.2015 № 3

УТВЕРЖДЕНО

приказом МБОУ Лицей № 7

от №






Рабочая программа

по физике для 7 класса

на 2015-2016 учебный год


Автор-составитель:

Л. З. Матюшина,

учитель физики












Кстово

2015



Пояснительная записка

Исходными документами для составления рабочей программы
по физике в 7 классе являются:

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования по физике, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;

  • Примерная программа для основного общего образования по физике, созданная на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования.

  • Е.М.Гутник, А.В. Перышкин из сборника "Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 - 11 кл. / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. - М.: Дрофа, 2009.

  • Учебник: Перышкин А.В. Физика. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений.- 2-е изд. М.: Дрофа, 2012-2013 г.

Место предмета в федеральном базисном учебном плане


Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение физики на ступени основного общего образования отводится не менее 210 ч из расчета 2 ч в неделю с VII по IX класс. Изучение курса физики в 7-9 классах структурировано на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления.

Рабочая программа по физике для 7 класса рассчитана на 70 часов из расчета 2 часа в неделю.


Общая характеристика учебного предмета


Введение нормативного документа - стандарта физического образования - определяет требования:

 к содержанию общеобразовательного курса физики и базовому уровню его предъявления учащимся;

 к объему учебной нагрузки в виде сетки часов в учебном плане школы;

к уровню обязательной подготовки школьников, сформулированному в виде требований к научным представлениям, знаниям, умениям, а также в виде образцов типовых задания.

Для обеспечения единого образовательного пространства государство издает еще один норматив - «Базисный учебный план», определяющий обязательные предметы и время на их изучение.

Физика является фундаментом естественнонаучного образования, естествознания и научно-технического процесса. Введение данных нормативов по физике способствуют пониманию целей как учителями, так и школьниками и их родителями, а также повышению ожидаемых учебных результатов.

Общими целями, стоящими перед курсом физики, является формирование и развитие у ученика научных знаний и умений, необходимых для понимания явлений и процессов, происходящих в природе, быту, для продолжения образования.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

1. Владеть методами научного познания

1.1. Собирать установки для эксперимента по описанию, рисунку или схеме и проводить наблюдения изучаемых явлений.

1.2. Измерять: температуру, массу, объем, силу (упругости, тяжести, трения скольжения), расстояние, промежуток времени, плотность.

1.3. Представлять результаты измерений в виде таблиц, графиков и выявлять эмпирические закономерности:

- изменения координаты тела от времени;

- силы упругости от удлинения пружины;

- силы тяжести от массы тела;

- массы вещества от его объема;

1.4.Объяснить результаты наблюдений и экспериментов:

- смену дня и ночи в системе отсчета, связанной с Землей, и в системе отсчета, связанной с Солнцем;

- большую сжимаемость газов;

- малую сжимаемость жидкостей и твердых тел;

1.5. Применять экспериментальные результаты для предсказания значения величин, характеризующих ход физических явлений:

- положение тела при его движении под действием силы;

- удлинение пружины под действием подвешенного груза;

2. Владеть основными понятиями и законами физики

2.1. Давать определения физических величин и формулировать физические законы.

2.2. Описывать:

- физические явления и процессы;

- изменения и преобразования энергии при анализе: свободного падения тел, движения тел при наличии трения.

2.3. Вычислять:

- равнодействующую силу,

- кинетическую энергию тела при заданных массе и скорости;

- потенциальную энергию взаимодействия тела с Землей и силу тяжести при заданной массе тела;

3. Воспринимать, перерабатывать и предъявлять учебную информацию в различных формах (словесной, образной, символической)

3.1. Читать и пересказывать текст учебника.

3.2. Выделять главную мысль в прочитанном тексте.

3.3. Находить в прочитанном тексте ответы на поставленные вопросы.

3.4. Конспектировать прочитанный текст.

3.5. Определять:

- промежуточные значения величин по таблицам результатов измерений и построенным графикам;

- по графику зависимости координаты от времени: координату времени в заданный момент времени; промежутки времени, в течение которых тело двигалось с постоянной, увеличивающейся, уменьшающейся скоростью; промежутки времени действия силы.







СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

(70 часов, 2 часа в неделю)


I. ведение (4 ч)


Предмет и методы физики. Экспериментальный метод изучения природы. Измерение физических величин.

Погрешность измерения. Обобщение результатов эксперимента.

Наблюдение простейших явлений и процессов природы с помощью органов чувств (зрения, слуха, осязания). Использование простейших измерительных приборов. Схематическое изображение опытов. Методы получения знаний в физике. Физика и техника.

Фронтальная лабораторная работа.

1.Определение цены деления измерительного прибора.

II. Первоначальные сведения о строении вещества. (6 часов.)

Гипотеза о дискретном строении вещества. Молекулы. Непрерывность и хаотичность движения частиц вещества.

Диффузия. Броуновское движение. Модели газа, жидкости и твердого тела.

Взаимодействие частиц вещества. Взаимное притяжение и отталкивание молекул.

Три состояния вещества.

Фронтальная лабораторная работа.

2.Измерение размеров малых тел.

III.Взаимодействие тел. (24 час.)


Механическое движение. Равномерное и не равномерное движение. Скорость.

Расчет пути и времени движения. Траектория. Прямолинейное движение.

Взаимодействие тел. Инерция. Масса. Плотность.

Измерение массы тела на весах. Расчет массы и объема по его плотности.

Сила. Силы в природе: тяготения, тяжести, трения, упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела. Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Трение.

Упругая деформация.

Фронтальная лабораторная работа.

3.Измерение скорости тела.

4.Измерение массы тела на рычажных весах.

5.Измерение объема тела.

6.Измерение плотности твердого вещества.

7.Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины.

8.Градуирование пружины и измерение сил динамометром.

9.Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления.

IV.Давление твердых тел, жидкостей и газов. (20 час)

Давление. Опыт Торричелли.

Барометр-анероид.

Атмосферное давление на различных высотах. Закон Паскаля. Способы увеличения и уменьшения давления.

Давление газа. Вес воздуха. Воздушная оболочка. Измерение атмосферного давления. Манометры.

Поршневой жидкостный насос. Передача давления твердыми телами, жидкостями, газами.

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда.

Сообщающие сосуды. Архимедова сила. Гидравлический пресс.

Плавание тел. Плавание судов. Воздухоплавание.

Фронтальная лабораторная работа.

10.Измерение давления твердого тела на опору.

11.Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.

12.Выяснение условий плавания тела в жидкости.

V. Работа и мощность. Энергия. (13 часов.)


Работа. Мощность. Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы. КПД механизмов.

Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе.

Применение закона равновесия рычага к блоку. Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики.

Фронтальная лабораторная работа.

13.Выяснение условия равновесия рычага.

14.Определение центра тяжести плоской пластины.

15.Измерение КПД при подъеме по наклонной плоскости.



Учебно-тематический план

по физике (2 часа в неделю, всего 70 ч.)

УМК: «Физика, 7 класс,

А. В. Перышкин, М.: Дрофа, 2011 г.

№ п/п

Тематический блок

Кол-во часов

Разделы

1

Введение

4

2

Глава 1 Первоначальные сведения о строении вещества.

6

3

Глава 2 Взаимодействие тел.

24

4

Глава 3 Давление твердых тел, жидкостей и газов.

20

5

Глава 4 Работа, мощность, энергия.

13

6

Итого

67

Практическая часть

Контрольные работы

4

Лабораторные работы

15

Количество уроков с использованием ИКТ

80%

План-график проведения контрольных и практических работ



Тема контрольной/лабораторной работы

1 четверть

  1. Лабораторная работа № 1 «Определение цены деления измерительного прибора».

  2. Лабораторная работа № 2 «Измерение размеров малых тел».

  3. Лабораторная работа № 3 «Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости».

2 четверть

  1. Лабораторная работа № 4 «Измерение массы тела на рычажных весах».

  2. Лабораторная работа № 5 «Измерение объёма тела»

  3. Лабораторная работа № 6 «Измерение плотности твердого тела».

  4. Лабораторная работа № 7 Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины.

  5. Лабораторная работа № 8 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром».

  6. Лабораторная работа № 9 «Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления».

  7. Контрольная работа № 1 «Равномерное и неравномерное движение. Расчет массы и объема тела по его плотности».

3 четверть

  1. Лабораторная работа № 10 «Измерение давления твердого тела на опору».

  2. Лабораторная работа № 11 «Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело».

  3. Лабораторная работа № 12 «Выяснение условий плавания тела в жидкости».

  4. Контрольная работа № 2 «Взаимодействие тел».

4 четверть

  1. Лабораторная работа № 13 «Выяснение условия равновесия рычага».

  2. Лабораторная работа № 14 «Определение центра тяжести плоской пластины».

  3. Лабораторная работа № 15 «Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости».

  4. Контрольная работа № 3 «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов».

  5. Контрольная работа № 4 «Работа и мощность. Энергия».




Тематическое планирование учебного материала по физике

в 7 классе

№ п/п

Тема урока

Введение 4 ч

1

Что изучает физика.

2

Физические термины. Наблюдения и опыты.

3

Физические величины и их измерение. Точность и погрешность измерений. Физика и техника.

4

Лабораторная работа № 1 «Определение цены деления измерительного прибора».

Глава 1 Первоначальные сведения о строении вещества 6 ч

5

Строение вещества. Молекулы.

6

Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах.

7

Лабораторная работа № 2 «Измерение размеров малых тел».

8

Взаимное притяжение и отталкивание молекул.

9

Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твёрдых тел, жидкостей и газов.

10

Повторение по теме «Первоначальные сведения о строении вещества».

Глава 2 Взаимодействие тел 24 ч.

11

Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение.

12

Скорость. Единицы скорости.

13

Лабораторная работа № 3 «Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости»

14

Решение задач по теме «Расчёт пути и времени движения».

15

Инерция. Взаимодействие тел.

16

Масса тела. Единица массы. Измерение массы тела на весах.

17

Лабораторная работа № 4 «Измерение массы тела на рычажных весах».

18

Плотность вещества. Расчет массы и объема тела по его плотности.

19

Лабораторная работа № 5 «Измерение объёма тела».

20

Лабораторная работа № 6 «Измерение плотности твердого тела».

21

Решение задач по теме «Равномерное и неравномерное движение. Расчет массы и объема тела по его плотности».

22

Повторение по теме «Равномерное и неравномерное движение. Расчет массы и объема тела по его плотности».

23

Контрольная работа по теме «Равномерное и неравномерное движение. Расчет массы и объема тела по его плотности».

24

Сила. Явление тяготения. Сила тяжести.

25

Сила упругости. Закон Гука.

26

Лабораторная работа № 7 «Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины»

27

Вес тела. Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела.

28

Динамометр. Лабораторная работа № 8 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром».

29

Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил.

30

Сила трения. Трение покоя.

31

Лабораторная работа № 9 «Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления».

32

Решение задач по теме «Сила упругости. Вес тела. Сила Тяжести»

33

Повторение по теме «Взаимодействие тел».

34

Контрольная работа по теме «Взаимодействие тел».

Глава 3 Давление твёрдых тел, жидкостей и газов 20 ч

35

Давление и способы его изменения. Единицы давления.

36

Лабораторная работа № 10 «Измерение давления твердого тела на опору».

37

Давление газа.

38

Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе.

39

Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда.

40

Решение задач по теме «Давление жидкости на дно и стенки сосуда. Давление в твердых телах».

41

Сообщающиеся сосуды.

42

Вес воздуха. Атмосферное давление.

43

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли.

44

Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах.

45

Манометры.

46

Поршневой жидкостный насос. Гидравлический пресс.

47

Действие жидкости газа на погруженное в них тело.

Архимедова сила.

48

Лабораторная работа № 11 « Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело».

49

Плавание тел.

50

Лабораторная работа № 12 «Выяснение условий плавания тела в жидкости».

51

Решение задач по теме «Архимедова сила. Условия плавания тел».

52

Плавание судов. Воздухоплавание.

53

Повторение по теме «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов».

54

Контрольная работа по теме «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов».

Глава 4 Работа, мощность, энергия 13 ч

55

Механическая работа и мощность.

56

Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге.

57

Момент силы. Рычаги в быту и технике.

58

Лабораторная работа № 13 «Выяснение условия равновесия рычага».

59

Лабораторная работа № 14 «Определение центра тяжести плоской пластины».

60

Применение закона равновесия рычага к блоку. «Золотое правило» механики.

61

Коэффициент полезного действия механизма.

62

Лабораторная работа № 15 «Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости».

63

Решение задач по теме «Механическая работа. Мощность».

64

Решение задач по теме «Золотое правило механики. КПД»

65

Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение одного вида энергии в другой.

66

Повторение по теме «Работа и мощность. Энергия».

67

Контрольная работа по теме «Работа и мощность. Энергия».

68-70

Резервное время 3 ч



Информационно - методическое обеспечение


УМК, используемый при работе по данной программе:


  1. Тематическое и поурочное планирование по физике: 7 класс: К учебнику А.В. Перышкина «Физика. 7 класс»/ Р.Д. Минькова, Е.Н. Панаиоти. 2-е издание. М., «Экзамен», 2004

  2. Универсальные поурочные разработки по физике: 7 класс. Москва ВАКО, 2010 год

  3. Сборник задач по физике. 7-9 кл. /составитель В.И. Лукашик. - 7-е изд. М.: Просвещение, 2009 г.

Литература для учителя:

  1. Кабардин О. Ф., Кабардина С. И., «Физика. 8 класс. Книга для учителя»

  2. Волков В.А. Тесты по физике: 7-9 классы. - М.: ВАКО,2010

  3. Ушаков М.А. Физика. 7 класс: Дидактические карточки-задания / М.А. Ушаков, К.М. Ушаков. - 2-е изд.,стереотип. - М. Дрофа,2002.

  4. Марон А.Е. Физика. Сборник вопросов и задач. 7-9 кл.: учеб. Пособие / А.Е. Марон, Е.А. Марон, С.В. Позойский. - 2-е изд.,стереотип. - М.: Дрофа,2014

  5. Марон А.Е. Опорные конспекты и дифференцированные задачи по физике: 7,8,9 кл. : Книга для учителя / А.Е. Марон, Е.А. Марон. - М.: Просвещение,2003.

  6. Кирик Л.А. Физика - 7. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы. - 5-е изд., перераб. - М.: Илекса,2008.

  7. Я иду на урок физики: 7 класс. Часть I: Книга для учителя.- М.: Издательство «Первое сентября», 2002.

  8. Я иду на урок физики: 7 класс. Часть II: Книга для учителя.- М.: Издательство «Первое сентября», 2002.

  9. Физика. 7 класс: поурочные планы по учебнику А.В. Перышкина / авт.- сост. В.А. Шевцов. - Волгоград: Учитель,2007.

  10. Физика. 7 класс: диагностика предметной обученности (контрольно-тренировочные задания, диагностические тесты и карты) / авт.-сост. В.С. Лебединская. - Волгоград: Учитель, 2009.

  11. Чеботарева А.В. Тесты по физике. 7 класс: к учебнику А.В. Перышкина «Физика. 8» / А.В. Чеботарева. - М.: Издательство «Экзамен», 2008.

Литература для ученика:


  1. Ковтунович М.Г. Домашний эксперимент по физике: пособие для учителя/М.Г.Ковтунович.М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2007.

  2. Разумовский В.Г. Физика в школе. Научный метод познания и обучения/В.Г.Разумовский, В.В.Майер.-М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2007.

  3. Покровский С.Ф. Наблюдай и исследуй сам. - М., 1966.


Интернет- ресурсы:

  1. it-n.ru - Сеть творческих учителей.

  2. intergu.ru - Интернет-сообщество учителей.

  3. fcior.edu.ru/wps/portal/main - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.

  4. school-collection.edu.ru - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

  5. wikipedia.org - Википедия, свободная энциклопедия.







© 2010-2022