Компетентностные технологии на уроках физики

Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель физики Гончар Е.Л.

«Компетентностные технологии на уроках физики»


Формирование компетентностей обучающихся, т.е. способности применять знания в реальной жизненной ситуации, является одной из наиболее актуальных проблем современного образования. На уроках физики предлагаю в основном следующее: учебники и задачники, справочную, энциклопедическую, научно-популярную литературу, видеоматериалы, презентации, физический эксперимент. Форма работы ученика может быть индивидуальной, парной, групповой.

Предъявление учащимися новых знаний происходит в разных формах: устное сообщение, ответ учителю, рассказ в группе, составленный опорный конспект, структурная схема или таблица, рисунки и др., часто учащиеся предлагают свои творческие, нестандартные формы: «Реклама физической величины» , «Физические загадки», «Физические сказки, кроссворды».

В практике работы наиболее часто использую технологию проблемного обучения на этапах целеполагания и самостоятельной продуктивной деятельности учащихся. Чаще всего проблемную ситуацию создаю на основе демонстрационного или фронтального эксперимента, с этой целью собрана папка «Проблемные опыты» с классификацией и описанием опытов по темам и классам. Элементы технологии уровневой дифференциации применяю на этапе целеполагания, когда учащиеся имеют возможность в соответствии с уровнем содержания (базовый, повышенный, высокий) и собственными способностями поставить свою цель. Соответственно присутствует уровневый контроль усвоения знаний и способов действий и разноуровневое домашнее задание.

Осознавая важную роль информатизации образования на уроках, я применяю информационно-коммуникационные технологии в учебном процессе: организую, разнообразные формы деятельности учащихся по самостоятельному извлечению и представлению знаний: например, совместно с учащимися созданы «Уроки - презентации» по многим темам школьного курса: «Открытая физика», «Физика в картинках».

Игровая технология может проводиться на разных этапах урока. В начале урока цель игры - организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине урока дидактическая игра должна решить задачу усвоения темы. В конце урока игра может носить поисковый характер. Это формирует коммуникативную компетенцию, включающую поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование.

Пример заданий познавательного, творческого и исследовательского характера, предлагаемые учащимся в форме игр: «Засели остров формул», «Объясни, что происходит», «Чему равна сила тяжести, если…», «Составь рассказ-фантазию «В мире, где нет силы тяжести»» и т. п.

Бинарный урок - это нетрадиционная компетентностная технология. В его структуре сочетаются личности преподавателя и учащихся, их взаимодействие друг с другом и взаимообусловленная деятельность преподавания и учения.

Примеры бинарных уроков «физика + …»:

1. физика + литература: «Решение физических задач, составленных по литературным произведениям» (IX класс).

2. физика + биология: «Звук» (IX класс),

3. физика + география ( на уроках физики, например, при изучении радиоактивности, выясняются роль и значение радиоактивности, где используются радиоактивные вещества, в каких странах они добываются и как производятся (а это уже знания химии, биологии, географии), или нужно выяснить, какая ответственность наступает при нарушении правил использования радиоактивных веществ ( право )).

Требования к компетентностным задачам:

-В задаче должна быть отражена возможность преобразования реальной действительности.

-Личностно или социально значимое содержание задачи.

-Задача должна отражать учет морально-этических ценностей.

-Присутствие исторических фактов.

-Задача должна содержать проблему, если уровень задачи повышенный.

-Содержание многовариантных вопросов.

-Текст задачи может быть представлен в различных формах представления информации.

-Задачи носят эвристический характер.

Приведу несколько примеров задач по физике, которые составлены в соответствии с требованиями, представляемыми к составлению компетентностных задач.

Задача 1. Пётр налил себе в чашку кофе, температура которого была около 90° С и чашку холодной минеральной воды с температурой около 5°С. Обе чашки одинаковые, объём напитков тоже одинаковый. Температура в комнате, где находился Пётр, была около 20°С. Какой, вероятнее всего, будет температура кофе и минеральной воды через 10 минут?

Задача 2. Осенью на даче стало холодно, и решили затопить печь. Колю, папа попросил принести дров. На зиму были заготовлены сосновые и березовые дрова. Какие дрова лучше принести и почему?

Задача 3. Ребята решили изготовить для школьной елки елочную гирлянду. Какое количество лампочек, рассчитанных на 6,3 В, им надо взять, чтобы гирлянду можно было включать в сеть напряжением 220 В?

Задача 4. Коля с сестрой Олей стали мыть посуду после ухода гостей. Коля под струей горячей воды мыл бокалы, и переворачивая, ставил их на стол, а Оля их вытирала полотенцем. Вымытые Колей бокалы плотно приставали к клеенке. Оля некоторые из них с трудом отрывала от неё. Она сказала об этом брату. Коля задумался. Почему так происходит? Почему посуда чаще всего бьется при ее мытье?

Задача 5. Ваня решил, пользуясь ванной с водой, в которой купается определить плотность своего тела. Как он это сделал?

Для успешного формирования коммуникативной компетенционной технологии предлагаю на уроках своеобразные памятки для учащихся.

«Правила говорящего, правила читающего»:

  • Логично строю речь - читаю быстро (скорость чтения);

  • Ясно излагаю мысли - понимаю прочитанное;

  • Не теряю "нити" разговора - умею пользоваться библиотекой;

  • Правильно и красиво говорю - читаю художественную литературу;

  • Владею интонацией - умею вести записи;

  • Умею варьировать темп речи;

  • Владею вниманием слушателей;

  • Не употребляю слов-сорняков.

Компетентностный подход в преподавании физики позволяет:

• подготовить учащихся к успеху в жизни, развивающейся по непредсказуемым законам;

• облегчить труд учителя за счёт постепенного повышения степени самостоятельности и ответственности учащихся в учении;

• обеспечить единство учебного и воспитательного процессов, когда одни и те же задачи разносторонней подготовки к жизни решаются различными средствами урочной и внеурочной деятельности;

• согласовать цели обучения, поставленные педагогами, с собственными целями учащихся;

• подготовить учеников к сознательному и ответственному обучению в вузе;

• повысить степень мотивации учения, за счёт осознания его пользы для сегодняшней и последующей жизни учащихся.


© 2010-2022