- Преподавателю
- Физика
- Компетентностные технологии на уроках физики
Компетентностные технологии на уроках физики
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Гончар Е.Л. |
Дата | 18.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Учитель физики Гончар Е.Л.
«Компетентностные технологии на уроках физики»
Формирование компетентностей обучающихся, т.е. способности применять знания в реальной жизненной ситуации, является одной из наиболее актуальных проблем современного образования. На уроках физики предлагаю в основном следующее: учебники и задачники, справочную, энциклопедическую, научно-популярную литературу, видеоматериалы, презентации, физический эксперимент. Форма работы ученика может быть индивидуальной, парной, групповой.
Предъявление учащимися новых знаний происходит в разных формах: устное сообщение, ответ учителю, рассказ в группе, составленный опорный конспект, структурная схема или таблица, рисунки и др., часто учащиеся предлагают свои творческие, нестандартные формы: «Реклама физической величины» , «Физические загадки», «Физические сказки, кроссворды».
В практике работы наиболее часто использую технологию проблемного обучения на этапах целеполагания и самостоятельной продуктивной деятельности учащихся. Чаще всего проблемную ситуацию создаю на основе демонстрационного или фронтального эксперимента, с этой целью собрана папка «Проблемные опыты» с классификацией и описанием опытов по темам и классам. Элементы технологии уровневой дифференциации применяю на этапе целеполагания, когда учащиеся имеют возможность в соответствии с уровнем содержания (базовый, повышенный, высокий) и собственными способностями поставить свою цель. Соответственно присутствует уровневый контроль усвоения знаний и способов действий и разноуровневое домашнее задание.
Осознавая важную роль информатизации образования на уроках, я применяю информационно-коммуникационные технологии в учебном процессе: организую, разнообразные формы деятельности учащихся по самостоятельному извлечению и представлению знаний: например, совместно с учащимися созданы «Уроки - презентации» по многим темам школьного курса: «Открытая физика», «Физика в картинках».
Игровая технология может проводиться на разных этапах урока. В начале урока цель игры - организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине урока дидактическая игра должна решить задачу усвоения темы. В конце урока игра может носить поисковый характер. Это формирует коммуникативную компетенцию, включающую поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование.
Пример заданий познавательного, творческого и исследовательского характера, предлагаемые учащимся в форме игр: «Засели остров формул», «Объясни, что происходит», «Чему равна сила тяжести, если…», «Составь рассказ-фантазию «В мире, где нет силы тяжести»» и т. п.
Бинарный урок - это нетрадиционная компетентностная технология. В его структуре сочетаются личности преподавателя и учащихся, их взаимодействие друг с другом и взаимообусловленная деятельность преподавания и учения.
Примеры бинарных уроков «физика + …»:
1. физика + литература: «Решение физических задач, составленных по литературным произведениям» (IX класс).
2. физика + биология: «Звук» (IX класс),
3. физика + география ( на уроках физики, например, при изучении радиоактивности, выясняются роль и значение радиоактивности, где используются радиоактивные вещества, в каких странах они добываются и как производятся (а это уже знания химии, биологии, географии), или нужно выяснить, какая ответственность наступает при нарушении правил использования радиоактивных веществ ( право )).
Требования к компетентностным задачам:
-В задаче должна быть отражена возможность преобразования реальной действительности.
-Личностно или социально значимое содержание задачи.
-Задача должна отражать учет морально-этических ценностей.
-Присутствие исторических фактов.
-Задача должна содержать проблему, если уровень задачи повышенный.
-Содержание многовариантных вопросов.
-Текст задачи может быть представлен в различных формах представления информации.
-Задачи носят эвристический характер.
Приведу несколько примеров задач по физике, которые составлены в соответствии с требованиями, представляемыми к составлению компетентностных задач.
Задача 1. Пётр налил себе в чашку кофе, температура которого была около 90° С и чашку холодной минеральной воды с температурой около 5°С. Обе чашки одинаковые, объём напитков тоже одинаковый. Температура в комнате, где находился Пётр, была около 20°С. Какой, вероятнее всего, будет температура кофе и минеральной воды через 10 минут?
Задача 2. Осенью на даче стало холодно, и решили затопить печь. Колю, папа попросил принести дров. На зиму были заготовлены сосновые и березовые дрова. Какие дрова лучше принести и почему?
Задача 3. Ребята решили изготовить для школьной елки елочную гирлянду. Какое количество лампочек, рассчитанных на 6,3 В, им надо взять, чтобы гирлянду можно было включать в сеть напряжением 220 В?
Задача 4. Коля с сестрой Олей стали мыть посуду после ухода гостей. Коля под струей горячей воды мыл бокалы, и переворачивая, ставил их на стол, а Оля их вытирала полотенцем. Вымытые Колей бокалы плотно приставали к клеенке. Оля некоторые из них с трудом отрывала от неё. Она сказала об этом брату. Коля задумался. Почему так происходит? Почему посуда чаще всего бьется при ее мытье?
Задача 5. Ваня решил, пользуясь ванной с водой, в которой купается определить плотность своего тела. Как он это сделал?
Для успешного формирования коммуникативной компетенционной технологии предлагаю на уроках своеобразные памятки для учащихся.
«Правила говорящего, правила читающего»:
-
Логично строю речь - читаю быстро (скорость чтения);
-
Ясно излагаю мысли - понимаю прочитанное;
-
Не теряю "нити" разговора - умею пользоваться библиотекой;
-
Правильно и красиво говорю - читаю художественную литературу;
-
Владею интонацией - умею вести записи;
-
Умею варьировать темп речи;
-
Владею вниманием слушателей;
-
Не употребляю слов-сорняков.
Компетентностный подход в преподавании физики позволяет:
• подготовить учащихся к успеху в жизни, развивающейся по непредсказуемым законам;
• облегчить труд учителя за счёт постепенного повышения степени самостоятельности и ответственности учащихся в учении;
• обеспечить единство учебного и воспитательного процессов, когда одни и те же задачи разносторонней подготовки к жизни решаются различными средствами урочной и внеурочной деятельности;
• согласовать цели обучения, поставленные педагогами, с собственными целями учащихся;
• подготовить учеников к сознательному и ответственному обучению в вузе;
• повысить степень мотивации учения, за счёт осознания его пользы для сегодняшней и последующей жизни учащихся.