Урок на тему: Сила. Масса. Второй закон Ньютона

Раздел Физика
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дата:

Тема: Сила. Масса. Второй Закон Ньютона.

Цели урока:

  • Развивать умение учащихся экспериментально определять физические величины, устанавливать связь между ними.

Развивать критическое мышление при помощи обнаружения и опровержения учащимися заранее запланированных ошибок, сравнивая воспринятого на уроке материала с известными правилами и законами; установление истинного и ложного; поиск доводов для опровержения ошибок.

  • Повторить первый закон Ньютона. Изучить второй закон Ньютона по результатам экспериментальной работы, на основе которой устанавливаются связи между измеряемыми величинами.

Тип урока: Комбинированный

Ход урока:

1.Орг момент

2.Актуализация знаний

А сейчас давайте вспомним, материал который вы проходили в 7 классе:

Что называют силой тяжести?

Что называют свободным падением?

Какую силу называют силой упругости?

Какую силу называют силой трения?

Какую силу называют силой реакции опоры?

Каким прибором измеряют силу?

В каких единицах?

Сделайте вывод из данного набора слов

3. Изучение нового материала

Сила - в результате, тело, приобретает, которого, мерой, физическая, являющаяся, величина, воздействия, на, других, тел, со стороны, ускорение, тело

- Рассматривая равноускоренные движения, мы знаем, что причиной ускорения является действие на него других тел, т.е. сил. Второй закон Ньютона устанавливает зависимость ускорения тела от действующей на него силы и от массы тела.

- Пусть масса тела остается неизменной. Исследуем на ряде опытов зависимость ускорения тела от действующей на него силы. Для этого рассмотрим движение тележки, которая может перемещаться с очень малым трением по гладкому столу. Ускорение тележки можно измерять с помощью формулы s=at2/2, а=2s/t2. Достаточно заметить какое время понадобиться тележки для прохождения заданного расстояния.

Вывод делают ребятаю.

Количественная взаимосвязь между массой тела, ускорением, с которым оно движется, и равнодействующей приложенных к телу сил, называется вторым законом Ньютона. Второй закон Ньютона формулируется так:

Ускорение, с которым движется тело, прямо пропорционально действующей на него силе обратно пропорционально массе тела.

Математически второй закон Ньютона выражается формулой:

Урок на тему: Сила. Масса. Второй закон Ньютона.

Мы видим, что вектор ускорения совпадает по направлению с вектором равнодействующей приложенных к телу сил. В скалярном виде второй закон можно написать:

ах = / m

или

a = F / m

где ах и -проекции векторов ускорения и силы на ось Х, а а и F модули этих векторов.

При решении многих практических задач приходится рассчитывать действующую на тело силу по значению вызванного этой силой ускорения и массе тела:

F = am

Теперь можно уточнить смысл единицы силы один ньютон. Один ньютон - это сила, под действием которой тело массой 1 кг. движется с ускорением 1 м/с2.

1Н = 1 кг ∙ 1 м/с2 = 1 кг ∙ м/с2

Если на тело действует не одна сила, а несколько, то находят равнодействующую всех сил. Тогда второй закон Ньютона записывается в таком виде:

F = am

Где ∑ F - векторная сумма всех сил, или равнодействующая всех приложенных сил к телу.

4. Закрепление 15 мин

a) Для закрепления решим следующие задачи:

  1. Упражение 9 (1)

  2. Упражнение 9 (2)

  3. Упражнение 9(3)

5. Рефлексия (работа в группах) 3 мин

Найдите ошибки в данном тексте

- Первый ученный, который занимался изучением причин придающих, движению тот или иной характер был великий римский мыслитель (1)Аристотель. Благодаря ему, на протяжении двадцати веков, существовало убеждение, что на Земле движение с постоянной скоростью нуждается для своего поддержания во внешнем воздействии, а при отсутствии такого воздействия движение прекращается, тело приходит в состояние покоя. Понадобился гений Галилея и Ньютона, чтобы увидеть картину мира и осознать, что объяснения требуют не движения с постоянной скоростью, а изменение скорости. Тщательные опыты по изучению движения тел были впервые проведены испанским ученным (2) Галилео Галилеем в конце XVI и начале XVII века. Они позволили установить следующий основной закон:Если на тело не действуют никакие другие тела, то тело сохраняет состояние покоя или равномерного прямолинейного движения относительно Земли. Его величайшая заслуга состоит в том, что он показал равноправие тел покоящихся и тел, движущихся равномерно и прямолинейно. Находясь, например, в каюте равномерно движущегося корабля, никакими механическими опытами невозможно обнаружить, движется корабль или покоится. Одинаково мелькают летающие бабочки, одинаково падают капли воды, попадая в сосуд с узким горлышком, одинаково раскачиваются маятники и т.д. Такое равноправие названо принципом относительности Галилея.

- Американский ученный (3) И. Ньютон обобщил все знания о движении тел, накопленный наукой до него, и сформировал закон, который стал называтьсяпервым законом Ньютона. Этот закон часто называют законом инертности(4): Явление сохранения телом состояния покоя или равномерного движения при равенстве нулю равнодействующих всех приложенных к телу сил называется инертностью (5).

b) Пришло время проверить сколько ошибок вы отметили в моем объяснении, и докажите почему, по вашему мнению это утверждение является ошибкой.

Содержание ошибки

Комментарий

1

«Ошибка эрудиции»

Римский мыслитель

Аристотель-это греческий ученный

2

«Ошибка эрудиции»

Испанский ученный

Галилей был итальянцем

3

«Ошибка эрудиции»

Американский ученный

И.Ньютон - великий английский математик и физик

4

«Ошибка знаний»

Инертность тел

Речь шла об инерции тел

5

«Ошибка знаний»

Инертностью

Движение, происходящее без внешних воздействий, - это движение по инерции

5. Итог урока 3мин

  1. Что нового вы узнали на уроке?

  2. Сформулируйте II закон Ньютона? Каким путем мы пришли к этому выводу?

  3. В чем смысл единицы измерения 1 Ньютон?

6.Домашнее задание: п. 11-12


© 2010-2022