Конспект урока Сообщающиеся сосуды

Раздел Физика
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Алексеева Татьяна Александровна

МБОУ СОШ №4 г. Алейска

Алтайского края

Урок физики в 7 классе.

Тема: Сообщающиеся сосуды.

Тип урока: комбинированный.

Цели урока:

  • выявить особенности устройства сообщающихся сосудов;

  • раскрыть законы сообщающихся сосудов;

  • формировать представления о применении сообщающихся сосудов в жизни человека и нахождении их в природе.

Задачи урока:

  • образовательная - продолжить формирование понятия давления жидкости на дно сосуда и изучение закона Паскаля на примере однородных и разнородных жидкостей в сообщающихся сосудах;

  • развивающая - формировать интеллектуальные умения анализировать, сравнивать, находить примеры сообщающихся сосудов в быту, технике, природе, развивать навыки самостоятельной работы с дополнительной литературой;

  • воспитательная - воспитание аккуратности, бережного отношения к оборудованию кабинета, умения слушать и быть услышанным.

Оборудование:

  • проектор,

  • компьютер,

  • презентация-cопровождение в Power Point(приложение 1),

  • физкультминутка (приложение 2),

  • различные виды сообщающихся сосудов,

  • два стеклянных сосуда, соединенных резиновой трубкой,

  • модель фонтана,

  • видео "Поющий фонтан"(приложение3).

Способ предоставления информации: текстовой, структурно-логический,

информационно-технологический.

Метод обучения: частично-поисковый, словесно - наглядный

Структура урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

1

Мобилизационный

Приветствие, создание рабочей атмосферы

Приветствуют, готовность к работе

1 мин.

2

Самоопределение

Повторение пройденного материала, проверка и коррекция знаний.

Выполнение индивидуальных заданий у доски, фронтальный опрос

10 мин.

3

Момент недостатка знаний

Демонстрация сообщающихся сосудов, зависимости от рода жидкости.

Делают выводы, записывают в тетрадь определения и выводы из демонстраций

15 мин.

4

Закрепление материала.

Демонстрация модели фонтана, обобщение сообщений учащихся, видео «Поющий фонтан»

Сообщения учащихся о применении сообщающихся сосудов в быту, технике (работа в группах), обсуждают, а затем слушают выступающих.

10 мин.

5

Рефлексия

Подведение итогов урока, оценивание результатов работы учащихся на уроке

Обсуждение и оценивание своих результатов работы на уроке

2 мин.

6

Домашнее задание

Запись домашнего задания на доске.

Запись домашнего задания в дневниках.

2 мин.

























Ход урока



  1. Мобилизационный момент

Учитель. Здравствуйте! Напутствием нашего урока будут слова Максима Горького: «Всегда - учиться, все - знать! Чем больше узнаешь, тем сильнее станешь».

- Как вы понимаете данное высказывание? (слайд 1)

  1. Самоопределение.

1.Физические величины по теме «Давление» (заполнить таблицу)

(слайд 2)

Конспект урока Сообщающиеся сосуды

- Обменяйтесь карточками, проверьте правильность заполнения и оцените.

Ни одной ошибки - «5», 1-2 ошибки - «4», 3-4 ошибки - «3». Оценки проставьте карандашом и передайте по ряду. (слайд 3)

Конспект урока Сообщающиеся сосуды

2.Задача ( решение учеником у доски самостоятельно по карточке)

Условие: Определить высоту столба серной кислоты, которая оказывает

давление на дно сосуда, равное 36 кПа.

Ответ: h = 2 м.

3.Решение качественных задач (условия предложены на слайдах):

- Почему тупой иглой плохо шить?

(давление твёрдых тел зависит от площади, на которую действует сила)

- По какой формуле рассчитывается давление жидкости?

( p = ρgh)

- Назовите правильные единицы измерений давлений:

н/м2 ; Па; Н; м2; кг; л; (н/м2 , Па)

- О какой физической величине должен помнить папа, готовя шило для ремонта обуви? (давление твёрдых тел)

- Почему формулу p = ρgh нельзя использовать для расчета атмосферного давления? (плотность воздуха непостоянна, нет чёткой границы уровня атмосферы)

- В каком сосуде давление на его дно максимально? (во всех одинаковое, т.к. высота жидкости не меняется)

- Почему горящую нефть нельзя тушить водой?

(потому, что она будет находиться на верхнем слое)

- Собака водолаз (спасатель), вытаскивая человека из воды, до берега справляется с ношей легко, а около берега бросает человека. Почему?

(вес тела в воде меньше, чем на воздухе) (слайд 4)

- Почему вода вытекает из отверстий? Из чего следует, что давление увеличивается с глубиной? (Под действием давления вода вытекает, чем глубже, тем давление больше) (слайд 5)


  1. Момент недостатка знаний.

- Сегодня нас интересует очень важная проблема - подача воды. Наш обычный день невозможно представить без неё. Поэтому, мы всегда недовольны, когда её нет. Человек и вода неразделимы. Первые водопроводы построены несколько тысяч лет назад. Например, в Древнем Риме водопровод представлял собой огромное сооружение, из каменных каналов, по которым струилась вода. Римский водопровод прокладывался не в земле, а над ней, на высоких каменных столбах. Для чего это делалось? Разве не проще было бы прокладывать трубы в земле, как это делается теперь?

(слайд 6)

Конечно, проще, но римские инженеры того времени имели весьма смутное представление о законах физики. Поэтому они придавали трубам равномерный уклон вниз на всём пути. А для этого требовалось иногда вести воду в обход, или возводить огромные арочные подпоры. Полсотни километров каменной кладки пришлось проложить из-за незнания элементарного закона физики.

- Может быть, кто-нибудь из вас знает этот закон?

- Какова цель нашего урока?

Итак, ребята, цель нашего урока - понять принцип действия современного водопровода, и тогда мы поймём, в чём ошиблись древние. А помогут нам в этом сообщающиеся сосуды.

Оглашение темы, задач урока. Запись темы на доске и в тетрадях. (слайд 7)

- Какие же сосуды называются сообщающимися? Можете привести примеры?

- С некоторыми мы очень часто встречаемся. (слайд 8)

1.Демонстрация: сообщающиеся сосуды, заполненные жидкостью; заварочный чайник.)

- Что общего имеют эти сосуды? (слайд 9)

(сосуды имеют общую часть, заполненную покоящейся жидкостью)

Учитель: такие сосуды, имеющие общую часть, заполненную покоящейся

жидкостью, называются сообщающимися. (Учащиеся записывают определение в тетради).

2.Демонстрация: сообщающиеся сосуды с одинаковым уровнем жидкости в коленах и с разным уровнем жидкости в коленах.

С сообщающимися сосудами можно проделать простой опыт. (слайд 10)

Возьмем две стеклянные трубки, соединенные резиновой трубкой. Сначала резиновую трубку в середине зажимают, и в одну из трубок нальем воды. Что произойдет, если открыть зажим?

Учащиеся. Жидкость установиться в обоих сосудах на одном уровне.

Учитель. Как поведет себя жидкость, если одну из трубок поднять?

Учащиеся. Жидкость установиться в обоих сосудах на одном уровне.

Учитель. Как поведет себя жидкость, если одну из трубок опустить?

Учащиеся. Жидкость установиться в обоих сосудах на одном уровне.

Учитель. Как поведет себя жидкость, если одну из трубок наклонить?

Учащиеся. Жидкость установиться в обоих сосудах на одном уровне.

Учитель. Изменится ли уровень жидкости, если правый сосуд будет шире левого? уже левого? если сосуды будут иметь разную форму? (слайд 11)

Учащиеся. Нет, жидкость установиться в обоих сосудах на одном уровне.

Учитель. При изменении формы сосудов может изменяться лишь высота уровня воды в сосудах, отмеренная от уровня стола (из-за того, что изменяется объем сосудов). Однако уровни воды в сообщающихся сосудах не зависят от формы сосудов и останутся равны. (Демонстрация опыта с сообщающимися сосудами различной формы). (слайд 12)

Учитель. Измениться ли уровень жидкости при наклоне сообщающегося сосуда?

Учащиеся. Нет, жидкость будет распределяться равномерно на одном уровне горизонтально. (слайд 13)

Учитель. Посмотрите внимательно на рисунки и объясните различия.

(слайд 14)

- Однородная жидкость в сообщающихся сосудах устанавливается на одном уровне.

- Если в сообщающиеся сосуды налить две несмешивающиеся жидкости разной плотности? (слайд 14)

- Высота столбов жидкостей в сосудах будет разной.

Учитель. При равенстве давлений высота столба жидкости большей плотности меньше, чем высота столба жидкости меньшей плотности. (Учащиеся выводы записывают в тетради). (слайд 15)

Учитель. Попробуйте доказать это математически, используя закон Паскаля и определение гидростатического давления дома. (слайд 16)

Доказательство: по закону Паскаля p1 = p2, по определению гидростатического давления p1 = g Конспект урока Сообщающиеся сосуды1h1, p2 = g Конспект урока Сообщающиеся сосуды2h2, отсюда g Конспект урока Сообщающиеся сосуды1h1 = g Конспект урока Сообщающиеся сосуды2h2, т.е h1: h2 = Конспект урока Сообщающиеся сосуды2:Конспект урока Сообщающиеся сосуды1.

Учитель. Высоты столбов разнородных жидкостей сообщающихся сосуда обратно пропорциональны их плотностям.

IV. Закрепление материала.

3.Демонстрация: модель фонтана как пример сообщающегося сосуда.

Применение сообщающихся сосудов в быту, природе, технике.

- Закон сообщающихся сосудов люди используют в разных технических устройствах: водопроводах с водонапорной башней; водомерных стеклах; фонтанах; шлюзах; сифонах под раковиной, "водяных затворах" в системе канализации. (слайд 17)

Учитель. А сейчас я предлагаю разбиться на 2 группы и по плакату обсудить принцип работы водопровода и шлюза, затем представитель от группы расскажет классу об устройстве и работе.

Выступления учащихся (слайд 18)


V. Рефлексия (слайд 19)

● Что вы узнали на уроке?

● Чему вы научились на уроке?

● Что для вас было сложным на уроке?

● Что вам понравилось на уроке?

Подведение итогов

Выставляются оценки, комментируются ответы учеников.

VI.Домашнее задание. (слайд 20)

§ 39, упражнение16 (1,2).

Предлагаю вам побыть учеными - экспериментаторами, теоретиками и дизайнерами.

Экспериментаторам и дизайнерам:

создать мини-модель (на выбор) фонтана, оросительной системы для огорода или модель системы водопровода.

Теоретикам: составить кроссворд по теме.

Учитель. Достопримечательностью Краснодарского края является «поющий» фонтан. В 2008 году во время празднования дня станицы Кущевской состоялось его официальное открытие. На момент открытия этот поющий фонтан является крупнейшим на юге России. Диаметр чаши фонтана - 17 метров, высота центральной струи 14 метров. Всего в этом музыкальном фонтане 457 струй. Фонтан работает как в «поющем», так и в динамическом или статическом режимах. (слайд 21,22)

- Спасибо всем за урок!



© 2010-2022