• Преподавателю
  • Физика
  • Статья по теме «Использование информационно – коммуникационных технологий на уроках физики и во внеурочной деятельности»

Статья по теме «Использование информационно – коммуникационных технологий на уроках физики и во внеурочной деятельности»

Статья по теме «Использование информационно – коммуникационных технологий на уроках физики и во внеурочной деятельности» является неким подведением итогов первого года работы преподавателя по теме самообразования  «Использование информационно - коммуникационных технологий на уроках физики и во внеурочной деятельности с целью развития познавательной активности обучающихся в системе среднего профессионального образования».В статье тезисно указаны плюсы и минусы использования ИКТ на уроках физики и во внеурочной деятельности, а так же приведены примеры из рабо...
Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Областное государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Белгородский строительный колледж

г. Белгород










Выступление

на заседании ЦК

по теме «Использование информационно - коммуникационных

технологий на уроках физики и во внеурочной деятельности»








Подготовила:

Еськова Т.М.,

преподаватель физики











Белгород, 2013

Использование информационно - коммуникационных технологий на уроках физики и во внеурочной деятельности.


Информационные технологии активно входят в жизнь современного общества, оказывая все большее влияние на все сферы жизнедеятельности человека, образование не стало исключением. Информационно - коммуникационные технологии применяются не только в современной школе, они заняли достойное место и в начальном профессиональном образовании.

Английская пословица гласит «Я услышал и забыл, я увидел и запомнил». А по данным научных исследований, в памяти человека остается лишь четверть услышанной информации, треть - увиденной, половина от увиденного и услышанного. Самая большая доля информации, три четверти, сохраняется в памяти при условии, если студент вовлекается в активные действия в процессе обучения. Руководствуясь всем выше сказанным, я стараюсь, как можно чаще использовать ИКТ на своих уроках.

Не секрет, что ИКТ не смогут в полной мере заменить живого учителя, но они помогут облегчить его труд, обеспечив новое восприятие традиционного материала, а так же активизировав познавательную деятельность студентов.

Применение ИКТ на уроках физики позволяет:

  • сделать урок разнообразным и наглядным;

  • специальные программы позволяют выполнять виртуальные лабораторные работы;

  • вовлекать студентов в активную познавательную деятельность, за счет динамичной подачи материала;

  • развивать творчество и самостоятельность студентов;

  • экономить время урока за счет использования всевозможных ресурсов.

Наиболее успешным, на мой взгляд, является применение компьютерных технологий на уроках, требующих показа опытов или, например, при выполнении виртуальных лабораторных работ.

Программа «Начала электроники» предназначена в помощь студентам и преподавателям для изучения разделов курса физики "Электричество". Он естественным образом дополняет классическую схему обучения, состоящую из усвоения теоретического материала и выработки практических навыков экспериментирования в физической лаборатории.

Программа представляет собой электронный конструктор, позволяющий имитировать на экране монитора процессы сборки электрических схем, исследовать особенности их работы, проводить измерения электрических величин так, как это делается в реальном физическом эксперименте.

Статья по теме «Использование информационно – коммуникационных технологий на уроках физики и во внеурочной деятельности»

С помощью конструктора можно:

  • изучать зависимость сопротивления проводников от удельного сопротивления его материала, длины и поперечного сечения;

  • изучать законы постоянного тока - закон Ома для участка цепи и закон Ома для полной цепи;

  • изучать законы последовательного и параллельного соединения проводников, конденсаторов и катушек;

  • изучать принципы использования предохранителей в электронных схемах;

  • изучать законы выделения тепловой энергии в электронагревательных и осветительных приборах, принципы согласования источников тока с нагрузкой;

  • ознакомиться с принципами проведения измерений тока и напряжения в электронных схемах с помощью современных измерительных приборов (мультиметр, двухканальный осциллограф), наблюдать вид переменного тока на отдельных деталях, сдвиг фаз между током и напряжением в цепях переменного тока;

  • изучать проявление емкостного и индуктивного сопротивлений в цепях переменного тока, их зависимость от частоты генератора переменного тока и номиналов деталей;

  • изучать выделение мощности в цепях переменного тока;

  • исследовать явление резонанса в цепях с последовательным и параллельным колебательным контуром;

  • определять параметры неизвестной детали;

  • исследовать принципы построения электрических фильтров для цепей переменного тока.

Одной из главных особенностей комплекса является максимально возможная имитация реального физического процесса. Для этой цели предусмотрено, например, следующее:

  • изображения деталей конструктора и измерительных приборов приводятся не схематически, а в таком виде, как "на самом деле";

  • при превышении номинальной мощности электрического тока, протекающего через сопротивление, последнее "сгорает" и приобретает вид почерневшей детали;

  • лампочка и электронагревательный прибор при номинальной мощности начинают светиться и "перегорают", если мощность, рассеиваемая на них, превышает рабочее значение;

  • при превышении рабочего напряжения на конденсаторе, последний также "выходит из строя";

  • при превышении номинального рабочего тока через предохранитель, он "перегорает";

  • большинство операций и их результаты сопровождаются звуковыми эффектами.

Это делается для того, чтобы студент наглядно видел последствия своих ошибок, учился разбираться в причинах того или иного неудачного эксперимента и вырабатывал необходимые навыки предварительного анализа схемы.

Учитывая то, что студенты не всегда могут представить различные физические явления, применение компьютера позволяет не только это представить, но и увидеть при помощи анимации или видеоролика.

ИКТ так же освобождаются учителя от рисования чертежей непосредственно на уроке, тем самым, экономя драгоценное время. Эффекты анимации позволяют обратить внимание на главные части чертежа.

Использование ИКТ является успешным не только на уроках физики, но и во внеклассной работе. ИКТ - это отличный помощник в проведении внеклассных мероприятий будь - то викторина, сопровождаемая мультимедийной презентацией, или презентация проекта, над которым студенты работали самостоятельно. Применение ИКТ позволяет реализовать весь потенциал личности студента - познавательный и творческий, морально - нравственный и эстетический, способствует развитию интеллекта и информационной культуры.

К сожалению, при массе достоинств ИКТ, есть и ряд недостатков, в частности при работе с интерактивной доской, на которых мне хотелось остановиться:

  • требуется огромное количество материала и времени на подготовку полноценных, интересных уроков;

  • утомляемость учащихся.

Но вместе с тем информационно - коммуникационные технологии твердо вошли в жизнь человека, не обойдя стороной образование. Их применение способствует формированию и развитию самостоятельности, творческих и исследовательских способностей учащихся.

© 2010-2022