- Преподавателю
- Физика
- Программа элективного курса Эврика! Нашел ответ. .. (9 класс)
Программа элективного курса Эврика! Нашел ответ. .. (9 класс)
Раздел | Физика |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Лысенкова С.Ю. |
Дата | 11.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2»
муниципального образования «город Десногорск»
Смоленской области
Предметно - ориентированный курс для учащихся 9-х классов
«Эврика! Нашел ответ…»
Составитель:
Лысенкова Светлана Юрьевна,
учитель физики муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2»
муниципального образования «город Десногорск» Смоленской области
г. Десногорск
Пояснительная записка
Обучение физике в школе служит общим целям образования и воспитания личности: вооружить учащихся знаниями, необходимыми для их развития; готовить их к практической работе и продолжению образования; развить исследовательскую компетенцию и предпрофессиональные навыки учащихся как основу профильного обучения в старшей школе; формировать научное мировоззрение.
Однако, развитие исследовательских умений учащихся блокируется преобладанием репродуктивных методов обучения, установкой обучающих на передачу, а обучаемых на усвоение готовых знаний; основным видом исследовательской деятельности учащихся чаще всего выступают рефераты, доклады, сочинения, которые не являются по-настоящему творческими в силу шаблонности тематики и сведения к минимуму исследовательских задач; учащиеся практически не включаются в поисковую деятельность из-за нехватки свободного времени и их загруженности; исследовательские умения вырабатываются стихийно, без учета их структуры и логики развития, что тормозит у школьников формирование творческих способностей.
Исследовательский подход в обучении - это путь знакомства учащихся с методами научного познания, важное средство формирования у них научного мировоззрения, развития мышления и познавательной самостоятельности.
Сущность исследовательского подхода в обучении состоит в следующем:
-
во введении общих и частных методов научного исследования в процесс учебного познания на всех его этапах (от восприятия до применения на практике);
-
в организации учебной и внеучебной научно-образовательной, поисково-творческой деятельности;
-
в актуализации внутрипредметных, межпредметных и межцикловых связей;
-
в усложнении содержательной и совершенствовании процессуальной сторон познавательной деятельности;
-
в изменении характера взаимоотношений «учитель-ученик-коллектив учащихся» в сторону сотрудничества.
Содержательную основу исследовательского подхода в обучении составляет взаимосвязь между содержанием изучаемого материала, методами и формами обучения, организационными формами учебной работы. Процессуальную основу его составляет научно-творческая деятельность, способствующая организованному усвоению опыта творческой деятельности и творческому усвоению и применению знаний.
Исследовательский подход в обучении помогает школьнику увидеть гармонические связи между разрозненными явлениями и фактами, картину природы как связного целого.
В программу включены прогрессивные научные знания и наиболее ценный опыт практической деятельности человека.
Программа включает новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах. Содержание построено таким образом, что изучение всех последующих тем основывается на предыдущих или на знаниях базовых курсов, прослеживаются межпредметные связи.
Данный курс ставит целью:
- помочь учащимся сориентироваться в выборе профиля, восполнить пробелы его предыдущей подготовки, показать типичные для данного профиля виды деятельности, дать возможность ученику проявить себя и добиться успеха;
- способствовать развитию интереса учащихся к изучению физики и проведению физического эксперимента,
- способствовать ознакомлению учащихся с методами проведения научных исследований;
- воспитывать инициативу, творческое отношение к труду, рационализаторскую деятельность;
- расширить межпредметные связи с математикой, астрономией, биологией;
- сформировать у учащихся современную естественнонаучную картину мира на основе приобретения знаний о методах и результатах исследования физической природы всех материальных объектов от элементарных частиц до небесных тал и их систем, строения и эволюции Вселенной.
Задачи курса:
- обучить умениям и навыкам исследовательской работы;
- повысить мотивацию учащихся к самостоятельному научному поиску;
- научить школьников оформлять научные идеи, размышления;
- организовать активный и успешный опыт участия школьников в творческой исследовательской деятельности.
Программа позволяет осуществить личностно-ориентированное обучение школьников и организовать их практическую деятельность в изучаемой области знаний. Материал курса доступен для изучения, учитывает возрастные особенности учащихся, не создает учебных перегрузок для школьников, способствует развитию логического мышления, повышению интеллектуального и творческого уровня школьников.
Данная программа учит школьников умению сопоставления при решении задач исследовательского характера, а также при выполнении исследовательских заданий различных видов. Использование приема сопоставления изучаемого понятия, факта, явления, предмета с уже известным объектом дает возможность построить самостоятельное исследование изучаемого явления, факта, понятия.
Немаловажное значение в ходе выполнения различных видов исследовательских и творческих задания имеет прием обобщения. Творческий характер учебного познания при исследовательском подходе требует от учащихся обобщения известных ему фактов, явлений и построения на этой основе цепи рассуждений, позволяющих сформулировать правильный вывод.
Данный курс учит школьников умению выдвижения гипотез, что способствует закреплению верных представлений об изучаемом явлении, активизации поисково-творческой деятельности. Поисковый путь учебного познания при исследовательском подходе дает возможность учащимся переносить полученные знания в новую ситуацию.
Программа развивает у учащихся навыки планирования своей деятельности.
При подборе практических работ большее внимание, чем в основном курсе, уделяется задачам технического и практического содержания, занимательным и экспериментальным заданиям.
Повышение познавательного интереса учащихся достигается как подбором практических работ, так и методикой работы с ними. Программа предполагает использование активных методов обучения (эвристическая беседа, проектный, исследовательский методы). На занятиях применяются коллективные и индивидуальные формы работы, лекции, семинары.
Итогом изучения курса является овладение школьниками основными приемами исследовательской деятельности: работа по определенному плану, осознание собственной деятельности при выполнении работы, самоконтроль и самооценка, моделирование физических явлений.
Формы контроля знаний и умений: на каждом занятии ученик получает определенный балл, который вносится в индивидуальную карту достижений учащегося. На заключительном занятии проводится конференция, на которой учащиеся защищают свои проекты, сочинения, делают отчет о проведенных практических работах, решенных задачах, подводится итог всей работы.
Ожидаемые результаты элективного курса:
-
формирование представлений о методах научного исследования природы и современной физической картине мира;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей на основе опыта самостоятельного приобретения знаний;
-
воспитание духа сотрудничества, сознательное самоопределение ученика относительно профиля дальнейшего обучения или профессиональной деятельности.
Продолжительность данного курса 17 часа.
По окончании курса учащиеся должны знать:
- сущность метода научного познания окружающего мира;
- основные понятия и законы физики;
- классификацию и методы исследовательской деятельности;
- способы измерений физических величин;
- способы вычисления абсолютной и относительной погрешности измерений.
Учащиеся должны уметь:
- анализировать физическое явление;
- анализировать предложенную проблему;
- самостоятельно составлять план исследования;
- анализировать полученный ответ;
- решать задачи различной степени сложности;
- решать комбинированные задачи;
- работать самостоятельно, в паре, группе.
По окончании курса учащиеся овладевают навыками:
- исследовательской деятельности;
- работы с большими и малыми величинами;
- работы с книгой, таблицей, графиком, словарем, энциклопедией;
- работы с калькулятором;
- самостоятельной работы.
Учебно-тематический план
№№
п/п
Тема
Количество
часов
Форма проведения занятия
Практический
выход
1
Вводное занятие
1
Лекция
Теоретические навыки проведения исследования
2
Определение собственной средней скорости движения и пройденного пути
1
Практическая работа (в парах)
Умение работать по предложенному плану
3
Определение времени реакции человека
1
Работа в паре, группе
Составление плана исследования, умение обобщать и делать выводы
4
Исследование условий плавания тел
1
Работа в паре, индивидуальная работа
Работа по плану, умение видеть явление, изучать его, представлять модель исследования
5
Определение плотности стекла пробирки
1
Работа в паре, группе
Навыки составления самостоятельного плана исследования
6
Исследование способа определения плотности дерева
1
Индивидуальная работа, работа в паре, группе
Навыки составления самостоятельного плана исследования
7
Определение плотности облака
1
Работа в группах, индивидуальная работа
Работа по предложенному плану с элементами творческой деятельности, умение работать с большими и малыми числами
8
Исследование степени загрязненности снега в различных местах города Десногорска и его окрестностях
1
Практическая работа
Экологическое воспитание учащихся, составление коллективного плана исследования, умение работать в группе
9
Исследование степени загрязненности окружающего воздуха
1
Самостоятельная работа
Работа по предложенному плану, умение ставить проблему и находить способы ее разрешения
10
Определение давления собственного тела на пол
1
Работа в группах
Навыки вычислительной и аналитической деятельности
11
Исследование особенностей сообщающихся сосудов
1
Работа в группах
Составление плана исследования, навыки работы с географической картой
12
Исследование явления капиллярности
1
Работа в группах
Работа по предложенному плану, навыки работы с энциклопедическим словарем «Юный биолог», справочной литературой
13
Определение количества теплоты, выделенного телом человека, и мощности излучения тела человека
1
Самостоятельная работа
Бережное отношение к своему физическому здоровью, умение работать с большими и малыми числами
14
Исследование закона Бернулли (на примере движения крови по капиллярам)
1
Работа в группах
Умение разрешать проблемную ситуацию, составлять план исследования, умение работать со справочной литературой по физике, биологии, медицине
15
Исследование планет Солнечной системы
1
Работа в группах
Работа по предложенному плану, умение сравнивать, обобщать и делать выводы, умение работать с большими числами, навыки работы со словарями «Юный астроном», «Юный историк»
16
Определение первой космической скорости и ускорения свободного падения планет Солнечной системы
1
Работа в группах
Составление плана исследования, развитие коммуникативных, расчетных навыков учащихся, навыков исследовательской деятельности, умение работать со словарем «Юный астроном»
17
Итоговое занятие
1
Защита проектных исследовательских работ
Подготовка работ учащихся к «Неделе науки»
Аттестация учащихся
В целях объективной оценки достижений учащихся предлагаю следующую схему.
Вид деятельности
Уровни и критерии
Баллы
Выполнение исследований с использованием физических приборов
Умение формулировать цель исследования, его гипотезу, планировать эксперимент, оценивать полученные результаты, делать выводы
Выполнение исследований с использованием программно-педагогических средств
Умение формулировать цель исследования, его гипотезу, планировать эксперимент, оценивать полученные результаты, делать выводы
Поиск и отбор информации
Привлечение различных источников информации, умение выбрать материал согласно плану, соответствие информации теме исследования
Конспектирование информации и подготовка выступлений
Умение выделить основное в отобранной информации изложить в письменной форме
Выполнение исследований с использованием энциклопедической литературы
Умение использования энциклопедических данных для подтверждения своих гипотез
Участие в исследованиях
Умение работать согласно плану, предвидеть различные способы разрешения ситуации
Работа в паре
Умение сотрудничать, высказывать и обосновывать свою точку зрения
Работа в группе
Коммуникативные навыки, умение работать в коллективе, сотрудничество, взаимопомощь, умение представлять модель исследования
Критерии оценки исследовательских работ:
-
значимость темы;
-
соответствие содержания работы заявленной теме;
-
обоснованность выбора методики эксперимента;
-
глубина исследования;
-
воспроизводимость и точность экспериментальных данных;
-
качество публичного представления работы.
Критерии оценки исследовательских проектов:
Фамилия, имя
Баллы
Оценка работы
Актуальность и новизна предлагаемых решений, сложность темы
Объем разработок и количество предлагаемых решений
Реальность и практическая ценность
Уровень самостоятельности
Качество оформления работы, использование информационных технологий
Оценка рецензента
Оценка защиты
Качество работы
Проявление глубины и широты знаний по данной теме
Проявление глубины и широты знаний по данному вопросу
Ответы на вопросы жюри
Ответы на вопросы учащихся
Оценка творческих способностей докладчика
Субъективная оценка деловых качеств докладчика Итоговая оценка
Итоговая оценка
Задачи для самостоятельного решения
-
Вот одно из опровержений принципа относительности Галилея. Находясь в вагоне, я выпустил из рук монету, и она упала на пол, двигаясь по вертикальной прямой. Мальчик, стоявший на перроне, увидел, что монета падала по криволинейной траектории - по параболе. Вагон двигался относительно перрона равномерно и прямолинейно, однако траектории в обеих системах отсчета оказались разные. Выходит, что принцип относительности несправедлив. Где ошибка в данном рассуждении?
-
Могут ли обе силы, о которых говорится в третьем законе Ньютона, действовать на одно тело?
-
Представьте себе, что вы находитесь посредине площадки, на которой отсутствует трение, например на идеальном катке. Как бы Вы вышли из такого затруднительного положения?
-
Герой романа Сирано де Бержерака «История государства на Луне» рассказал о якобы происшедшем с ним случае: он был поднят вместе со склянками (занимался физическими опытами) в воздух. Через некоторое время, к его удивлению, он очутился уже не во Франции, а в Канаде. Он объяснил это тем, что, в то время когда он висел в воздухе, Земля, продолжая вращаться, переместилась под ним. Объясните, возможен ли подобный случай.
-
Укажите, в чем ошибочность следующего рассуждения. Трактор тянет плуг с силой F. По третьему закону Ньютона сила реакции на плуг со стороны почвы равна - F. Поскольку сама этих двух сил не равна нулю, плуг не может двигаться.
-
Если бы яблоня в саду Ньютона находилась на высоте 384 000 км, то с каким бы ускорением двигалось бы яблоко?
-
Истинно или ложно утверждение: если космонавт выключает двигатель, то космический корабль перестает ускоряться?
-
Истинно или ложно утверждение: если человек не ускоряется, то он должен находиться в состоянии невесомости?
-
Можно ли провести опыт Кавендыша по «взвешиванию Земли» на Марсе? Получится ли такой же результат?
-
Можем ли мы, исходя из третьего закона Кеплера, сравнить периоды обращения Луны и Земли? Можно ли сравнивать периоды обращения Луны и спутника Юпитера? Можно ли сравнивать периоды обращения всех спутников Юпитера?
-
В этой задаче мы проведем расчет аттракциона, в котором желающие могут испытать состояние невесомости в течение короткого промежутка времени. Две «ракеты» укреплены на 20-метровых штангах и вращаются в вертикальной плоскости со скоростью v. Какова должна быть величина этой скорости, чтобы пассажиры стали невесомыми, в верхнем положении «ракеты»? Чему будет равен их вес в нижнем положении «ракеты»?
Предложенные задачи учащиеся могут выбрать в качестве зачетных и на итоговом заключительном занятии выступить с их защитой - обоснованием.
Также учащимся предлагаются темы проектов и сочинений, которые они выбирают для защиты на итоговом занятии.
Перечень тем для исследовательских проектов
-
Занимательные опыты с водой.
-
Использование атмосферного давления в медицине.
-
Опыт Кавендыша (экспериментальное задание).
-
Физика и религия.
-
Старинные русские меры длины, массы, площади, объема.
Перечень тем сочинений
-
Все в этой жизни относительно.
-
Физика и явления природы.
-
Сочинение-рассуждение «Если исчезнут силы природы».
-
Сочинение-рассуждение «Если исчезнет сила трения».
Перечень практических домашних работ
-
Определение средней и максимальной скорости при езде на велосипеде, автобусе, троллейбусе, автомобиле.
Методические указания. Проходимый путь определяют счетчиком или при помощи географической карты, а время - обычными часами.
-
Измерение ускорения тела при равноускоренном движении.
Методические указания. Работу выполняют экспериментально два ученика, а третий ученик решает подобную задачу теоретически.
-
Демонстрация явления невесомости. Оборудование: резиновый надувной шар, штатив универсальный, нить.
Методические указания. В шар наливают воду и завязывают его нитью, затем подвешивают к штативу. Сопоставляют форму шара до и после разрезания нити, делают вывод.
-
Определение средней плотности собственного тела.
Методические указания. Массу измерить с помощью напольных весов, объем тела - путем погружения в ванну (голову не погружать в воду, учесть, что ее объем равен примерно 4% объема тела).
-
Определение величины силы, при которой происходит обрыв швейных ниток № 40.
-
Определение мышечной силы кистей рук.
-
Изучение зависимости силы трения от веса тела.
Методические указания. В качестве тела можно выбрать кастрюлю, в которую последовательно следует доливать воду с помощью мерной кружки. Равномерное движение кастрюли по поверхности кухонного стола обеспечивается с помощью бытовых пружинных весов. Необходимо составить таблицу зависимости силы трения от веса тела.
В начале элективного курса проводится анкетирование учащихся, с целью изучения интересов школьников.
Анкета для учащихся № 1
-
Какие школьные предметы тебе больше всего нравятся?
-
Почему тебе нравятся эти предметы (напиши, к какому предмету относится):
-
-
нравится учитель;
-
знания пригодятся в жизни;
-
на уроках всегда интересно;
-
легко запоминается материал;
-
-
Что тебе нравится больше всего на уроках:
-
слушать учителя;
-
узнавать новое;
-
решать задачи;
-
отвечать у доски;
-
выполнять лабораторные работы;
-
выполнять самостоятельные и контрольные работы;
-
Хотел бы ты, чтобы уроки в школе были короче?
-
Хотел бы ты увеличить каникулы?
-
О чем ты больше всего любишь читать?
-
О чем больше всего любишь смотреть фильмы?
-
Назови 5 самых любимых твоих занятий.
Другая анкета проводится в конце элективного курса, целью которой является изучение мотивации и удовлетворенности учащихся.
Анкета для учащихся № 2
1. Обучение в школе и знания нужны мне для:
-
хороших оценок;
-
продолжения образования, поступления в институт;
-
поступления на работу;
-
чтобы получить хорошую профессию;
-
чтобы быть образованным и интересным человеком;
-
солидности.
2. Я бы не учился, если бы не…
-
было школы;
-
не было учебников;
-
родителей;
-
хотелось учиться;
-
было интересно;
-
мысли о будущем;
-
школа и долг перед Родиной;
-
хотелось поступить в ВУЗ и иметь хорошее образование.
3. Мне нравится, когда на занятиях по физике меня хвалят за…
-
хорошие отметки;
-
усилия, трудолюбие;
-
мои способности;
-
хорошую работу;
-
выполнение домашнего задания;
-
мои личные качества.
4. Моя цель на занятиях по физике…
-
слушать и запоминать все, что сказал учитель;
-
усвоить материал, понять тему;
-
получить новые знания;
-
сидеть тихо как мышка;
-
внимательно слушать.
5. Когда я планирую свою работу, то…
-
смотрю классную работу и вспоминаю урок;
-
думаю;
-
анализирую задание, стараюсь понять суть;
-
составляю план своей работы;
-
внимательно читаю задание;
-
стараюсь сделать сразу все;
-
открываю «готовые домашние задания»;
-
сначала отдыхаю.
6. Самое интересное на занятиях по физике…
-
разные игры по теме;
объяснение учителя;
-
новая тема;
-
устные задания;
-
больше читать;
-
общаться с друзьями;
-
отвечать у доски.
7. Мне нравится делать задания по физике, когда…
-
они легкие и их мало;
-
остается время погулять;
-
они интересные;
-
есть настроение;
-
всегда, так как это необходимо для глубоких знаний.
8.Я более активно работаю на занятиях по физике, если…
-
ожидаю похвалы;
-
мне интересна выполняемая работа;
-
хочу больше узнать;
-
хочу, чтобы меня заметили;
-
изучаемый материал мне нужен.
-
Хорошие баллы- это результат…
-
хороших знаний;
-
везения;
-
добросовестного выполнения домашних заданий;
-
помощи друзей;
-
упорной работы;
-
помощи родителей.
-
Мой успех в выполнении заданий на занятии по физике зависит от…
-
настроения;
-
трудности заданий;
-
моих способностей;
-
приложенных усилий;
-
везения;
-
внимания к объяснению учителя.
-
Я буду активным на занятии, если…
-
хорошо знаю тему и понимаю материал;
-
смогу справиться;
-
почти всегда;
-
не будут ругать за ошибку;
-
уверен, что отвечу хорошо;
-
довольно часто.
-
Если какой-либо учебный материал не понятен мне (труден для меня), то я…
-
ничего не предпринимаю;
-
прибегаю к помощи других;
-
мирюсь с ситуацией;
-
стараюсь разобраться во что бы то ни стало;
-
надеюсь, что пойму потом;
-
вспоминаю объяснение учителя и просматриваю записи на уроке.
-
Ошибившись в выполнении задания, я…
-
делаю его снова;
-
теряюсь;
-
нервничаю;
-
исправляю ошибку;
-
бросаю это задание;
-
прошу помощи.
-
Если я не знаю, как выполнить какое-либо действие, то я…
-
анализирую его снова;
-
огорчаюсь;
-
спрашиваю у учителя или родителей;
-
откладываю его;
-
обращаюсь к учебнику или конспекту;
-
не делаю его, потом списываю.
-
Мне не нравится выполнять задания, если они…
-
сложные и большие;
-
с легким решением;
-
письменные домашние;
-
не требуют усилий;
-
только теоретические или только практические;
-
неинтересные, которые можно выполнять по шаблону.
Список литературы
-
Акофф Рассел Л. Искусство решения проблем. - М.: Мир, 1982.
-
Балл Г.А. Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект. - М.: Педагогика, 1990.
-
Бенерджи Р.Л. Теория решения задач. - М.: Мир, 1972.
-
Давыдов В.В. Виды обобщений в обучении. - М.: Педагогика, 1972.
-
Ефимов Е.И. Решатели интеллектуальных задач. - М.: Наука, 1982.
-
Капица П.Л. Физические задачи. - М.: Знание, 1966.
-
Кирик Л.А. Разноуровненвые самостоятельные и контрольные работы. - М.: Илекса, 2005.
-
Кондратьева С.В. Понимание учителем личности учащегося// Вопросы психологии. - 1980.
-
Кулюткин Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений. - М.: Педагогика, 1970.
-
Ланге В.Н. Экспериментальные задачи на смекалку. - М.: Наука, 1979.
-
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1979.
-
Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М.: Просвещение, 1977.
-
Моргун В.Ф. Тип личности и профессиональная ориентация школьников// Вопросы психологии. - 1985, № 4.
-
Нильсон Н. Искусственный интеллект. Методы поиска решений.- М.: Мир, 1973.
-
Разумовский В.Г. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения физике. - М.: Просвещение, 1975.
-
Резников Л.И. Графический метод в преподавании физики. М.: Учпедгиз, 1960.
-
Фридман Л.М. Логико-психологический анализ школьных учебных задач. - М.: Просвещение, 1989.
-
Шардаков М.Н. Мышление школьника. - М.: Учпедгиз, 1963.
-
Эсаулов А.Ф. Психология решения задач. - М.: Высшая школа, 1972.
Занятие 3
(Практическая работа)
Тема: Определение времени реакции человека
Цель: определить опытным путем время реакции человека на основе законов свободного падения.
Оборудование: линейка.
Методический комментарий: известен простой способ проверки быстроты реакции: один человек зажимает пальцами линейку и внезапно отпускает, второй, ранее расположивший пальцы вблизи нулевого деления, ловит ее как можно скорее. Линейка свободно падает, поэтому по длине «пролетевшего» участка h можно определить время реакции второго человека t: h=gt2/2. Следовательно,
t=
Учащимся предлагается заполнить следующую таблицу
Номер опыта
Имя исследуемого
Длина участка, м
Время реакции, с
На основании проделанных опытов учащиеся делают вывод, в котором анализируют зависимость времени реакции человека от времени суток, от возраста, от физического состояния и т.д.
Практический выход: пользуясь планом, провести исследования времени реакции членов семьи, соседей, друзей; представить отчет о проделанной работе с обобщенным выводом.
Медпредметные связи: физика, математика, биология.
Занятие 8
(Практическая работа)
Тема: Исследование степени загрязненности снега в различных местах города Десногорска и его окрестностях
Цель: определить степень загрязненности снега, собранного в различных местах г.Десногорска и его окрестностях; способствовать экологическому воспитанию учащихся, наблюдательности, умению строить план исследования.
Оборудование: собранный в различных местах в чистые стеклянные баночки снег, баночка с чистой водопроводной водой, фильтровальная бумага.
Методический комментарий: в данной работе учащимся заранее предлагается собрать снег в чистые баночки в различных местах (у дороги, в лесу или парке, в поле и т.п.); ставится проблема, намечаются пути ее исследования и способы ее разрешения; учащимся предлагается самостоятельно составить план исследования, провести его, сделать выводы и предложения.
В ходе выполнения работы учащиеся сравнивают прозрачность и цвет воды, полученной из снега с прозрачностью и цветом воды из водопроводного крана. Фильтруя воду, высушивают фильтровальную бумагу и сравнивают по цвету осадки от талой воды, анализируя при этом природу осадка.
Межпредметные связи: физика, география, биология, химия.
Практический выход:
-
Представление плана исследования.
-
Разработка практического занятия для учащихся 4 - 5 классов с последующим его проведением.
Занятие 15
(Исследовательская работа учащихся)
Тема: Исследование планет Солнечной системы.
Цель: пользуясь справочной литературой, исследовать планеты Солнечной системы, установить межпредметные связи физики с астрономией, историей, способствовать развитию навыков работы в группе, умению анализировать свою деятельность и деятельность своих товарищей, наблюдать, обобщать и делать выводы.
Оборудование: Справочник по физике и технике под редакцией А.С.Еноховича, энциклопедические словари «Юный физик», «Юный астроном», «Юный историк».
Ход занятия
Тур 1
«А вы знаете…»
-
С какого дня недели начался ХХI век?
-
Через какой минимальный промежуток времени после солнечного затмения может наступить лунное затмение?
-
Сколько времени распространяется солнечный свет до Плутона, имеющего радиус орбиты 39,5 а.е.?
-
Почему в день весеннего равноденствия в календаре долгота дня указана 12 часов 16 минут?
__________________________________________________________________
Ожидаемые ответы:
-
1 января 2001 года, понедельник
-
Минимальный промежуток времени между солнечными и лунными затмениями составляет 14 дней 18 часов 35 минут 30 секунд.
-
Солнечный свет достигает Плутона примерно за 19700 секунд.
-
В день весеннего равноденствия долгота ночи на 16 минут меньше светлого времени из-за рефракции (преломления) солнечных лучей в атмосфере Земли.
Тур 2
«Листая «Энциклопедический словарь юного астронома»
Определите, о каких планетах сказано…
-
Углекислый газ и водяной пар создают в атмосфере … парниковый эффект, приводящий к сильному разогреванию поверхности планеты.
-
Солнечные сутки на … длятся 24 часа 39 минут 35 секунд.
-
Только в 1965 году благодаря применению радиолокации был измерен период вращения … вокруг оси, оказавшийся равным 58,65 суток, т.е. ровно 2/3 периода обращения вокруг Солнца.
-
Средняя удаленность … от Солнца 30,1 а.е., период обращения по орбите - 164 года 288 дней.
-
… был открыт Клайдом Томбо (США) в 1930 году.
-
Кольца … - одно из самых интересных и удивительных образований в Солнечной системе.
-
Так как … обращается по орбите вокруг Солнца за 84 года, то полярный день на полюсах планеты продолжается 42 года, а затем сменяется полярной ночью такой же продолжительности.
-
Период вращения … - самый короткий из всех планет - 9 часов 50 минут 30 секунд на экваторе и 9 часов 55 минут 40 секунд в средних широтах.
__________________________________________________________________
Ожидаемые ответы:
-
… в атмосфере Венеры.
-
… на Марсе.
-
… период вращения Меркурия.
-
… удаленность Нептуна.
-
Плутон.
-
Кольца Сатурна.
-
Уран.
-
Вращение Юпитера.
Тур 3
Трехсерийное задание
Серия 1
«А знает вы что…»
-
Какой цвет имеет Луна, когда она попадает в тень Земли? Почему?
-
Чем вызвано кажущееся сплющивание дисков Солнца и Луны, когда они находятся низко над горизонтом?
-
Каковы минимальные размеры объектов, которые космонавты, находясь на 400-километровой орбите, еще могут отличить невооруженным глазом на поверхности Земли?
-
Что покажет термометр, который космонавт возьмет с собой, выходя в открытый космос?
Серия 2
Листая «Энциклопедический словарь юного астронома»
Определите, о ком из великих астрономов сказано:
-
В 1929 году … обнаружил, что между лучевыми скоростями движения галактик и расстояниями до них существует линейная зависимость (закон…) и определил численное значение коэффициента этой зависимости (постоянная…)
-
После семилетнего заточения в тюрьме … сожгли на костре в Риме на площади Цветов.
-
В 1781 году … открыл планету Уран.
-
Выдающимся достижением … и самаркандских астрологов стал новый каталог, содержащий положения на небе 1018 звезд.
-
Свою теорию … создавал почти 30 лет. Она изложена в его знаменитом сочинении «Об обращении небесных сфер» (1543).
-
Открытие Нептуна с помощью предвычислений … - одно из крупнейших событий в области теоретической астрономии.
-
Оптика … выросла из попыток усовершенствовать объективы для астрономических телескопов, избавить от искажений аберраций. В 1668 году он разработал конструкцию зеркального телескопа-рефлектора.
-
Солнце, занимая один из фокусов эллиптической орбиты планеты, является, по …, источником силы движущей планеты.
-
… обнаружил фазы у Венеры и открыл четыре спутника Юпитера. Наблюдая Луну, … обнаружил, что на ней есть горы, долины, глубокие пропасти.
-
С именем … связаны открытие сверхновой звезды в созвездии Кассиопеи, первый, обоснованный наблюдателями, вывод о внеземной природе комет.
Серия 3
Творческое задание: составить цели, задачи, состав и обязанности членов экспедиции на Уран. Можно включить описание корабля, режим работы экипажа и один из дней работы экипажа.
_________________________________________________________________
Принимаются творческие ответы учащихся.
Тур 4
«Путем Кеплера»
Учащимся предлагаются четыре связки чисел. Задание: попробуйте, следуя за прозорливым Кеплером, найти, какой зависимостью они связаны друг с другом. Какие числа в каждой связке отсутствуют?
I)
2 3 6
4 6 24
8 10 80
10 14 140
15 ? 165
16 19 ?
II)
8 140 32
20 85 15
80 52 48
27 43 ?
? 99 17
19 ? 58
III)
3 4 5
6 8 10
9 12 15
7 24 ?
? 20 25
51 ? 149
IV)
1 2 1
2 3 8
4 3 64
5 2 ?
? 2 16
7 ? 49
Ответы записать в виде формул.
Тур 5
-
О ком говорят, что он остановил Солнце и сдвинул Землю?
-
В одном источнике указано: «Бородинское сражение началось рано утром 26 августа 1812 года». Французский историк Рамбо, описывая сражение при Бородине, писал: «7 сентября 1812 года бой завязался в 5 часов утра». Как объяснить это расхождение в источниках?
-
Какова продолжительность ХХ века в сутках?
Определите, о ком идет речь в следующих предложениях.
-
Особой заслугой … как теоретика было то, что он доказал принципиальную возможность захвата Солнцем случайно встреченного им протопланетного облака.
-
составленные … таблицы положения Солнца и Луны позволили предвычислять моменты наступления затмений с ошибкой 1 - 2 часа.
-
… считал, что планеты образовались из струи вещества, вырванного из Солнца притяжением пролетавшей мимо звезды.
-
В 1913 году … и датский астроном Герцшпрунг независимо друг от друга исследовали зависимость между спектрами звезд и их светимостью.
-
В 1960 году … начал готовиться к полету в космос в Центре подготовки космонавтов, ныне носящем его имя.
-
Работа … по определению плотности звезды послужила толчком для развития физики сверхплотного (вырожденного) газа.
-
… принадлежит первое (1837) успешное измерение расстояния до звезды (Веги в созвездии Лиры).
-
Одним из главных достижений … в астрономии было открытие атмосферы планеты Венера, сделанное им 26 мая 1761 года во время наблюдения прохождения по диску Солнца.
Тур 6
Определите, какие физические приборы дали название созвездиям, и каково назначение этих приборов.
Тур 7
Путешествие на Марс
Ответьте на вопросы:
-
Будут ли привезенные на Марс маятниковые часы ходить правильно?
-
Будет ли пробивная способность пистолетной пули на Марсе такой же, как на Земле?
-
Разовьет ли велосипедист на Марсе ту же скорость, что и на Земле (при том же мускульном усилии)?
-
Будет ли автомобильная катастрофа на Марсе такой же опасной, как и на Земле (при той же скорости автомобиля)?
-
Изменится ли погружение судна при той же нагрузке, что и на Земле?
-
Можно ли на Марсе сварить яйцо вкрутую?
-
Опишите вид звездного неба с поверхности Марса.
-
Большинство планет названо именами древнеримских богов, и у каждого имеется свой аналог в древнегреческой мифологии. Какой бог у греков аналогичен римскому Марсу?
Подведение итогов, обмен мнениями.
Практический выход:
-
Разработать памятку по работе с энциклопедическим словарем.
-
Составить текст викторины по астрономии для младших школьников с последующим ее проведением на неделе предметов ЕНЦ.