• Преподавателю
  • Физика
  • Тема: «Виды деятельности участника образовательного процесса» (выступление на педагогическом совете)

Тема: «Виды деятельности участника образовательного процесса» (выступление на педагогическом совете)

Раздел Физика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Виды деятельности участник образовательного процесса» (выступление на педагогическом совете)

(Его Величество-УРОК!) (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

1.Учитель - организатор процесса обучения.

►Российская педагогика и практика накопила огромный опыт в организации образовательного процесса, но все больше детей проявляют свое нежелание учиться, говорят о том, что учиться не интересно, трудно и скучно. Как научить всех учеников, преодолевать сложность предмета, как развить их индивидуальные способности, как привить интерес к предмету и сохранить при этом их здоровье?

Сегодня мы все перегружены информацией, и поэтому главная задача научить каждого ребенка ориентироваться в этом нарастающем потоке информации, научить его отсеивать ненужное, искать достаточное для обоснования необходимого. Именно систематизация знаний обучающихся помогает учителю создать наиболее благоприятные условия и возможности для реализации их способностей с учетом индивидуального восприятия информации и способов работы с нею.

Ведущей формой обучения был и остаётся урок. Уроки бывают разные, в зависимости от того, как срежиссирует свой урок учитель.

► Необходимо, чтобы педагог в своём творчестве на уроке не был одинок, а опирался на творчество и достижения своих учеников, поднимая их, тем самым, на новую ступень развития.

Когда урок делают вместе учитель и ученик, когда к нему готовы и учитель и ученик, можно говорить о его эффективности. Учитель ведёт урок, опираясь на ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, НАВЫКИ и Деятельность учеников, выполняя действия корректировки и расширения Зоны Познания и Развития детей. Ученики же используют свои ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ,НАВЫКИ в новой Деятельности, предложенной учителем, соотносят их с возможностью практического применения, стараются войти в новую ЗОНУ ПОЗНАНИЯ и РАЗВИТИЯ вслед за учителем, который вновь использует результаты деятельности учеников для дальнейшей их работы.

Важно отметить, что творческая деятельность ученика должна всегда носить поощрительный характер. Ребёнок должен получать удовольствие от своего труда. Это первое. И второе, обязательное использование продукта деятельности учеников на уроках и во внеурочное время.

Сотрудничество учителя и обучающихся, их взаимопонимание является важнейшим условием образования.

Используя творческую деятельность ученика, мы можем поднять его мотивацию учения на более высокий уровень.

1.Чёткой организации и проведению урока способствуют применение элементов технологии Н.П. Гузика «Блочная система изучения программного материала» (проблема актуальна, так как количество часов по физике сокращено). Эту систему можно назвать «Путеводитель по новой теме» (Опорные конспекты). Это план, продуманный для учеников, алгоритм действий ученика на уроке, который позволяет каждому работать в собственном режиме. Он содержит задачи актуализации знаний, задачи урока разного уровня или задания на выбор и выход на проверку, самопроверку и коррекцию знаний ученика. Опыт показывает, такие «Путеводители- ОК» помогают ученику находиться в активном действии в течение всего урока и не потерять его логическую нить.

При решении задач по данной теме, ребята используют данный блок (ОК). Моя задача, научить находить нужную информацию и применить её для решения задачи.

Составление данного пособия - это один из способов повторения и систематизации изученного материала. Ученикам представляется чёткий алгоритм работы. Это позволяет выстроить линию зависимости изучаемых вопросов между собой и применять теоретические знания на практике. Результат - эффективность урока повышается.Главная задача такой работы- подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ.

В рамках технологии развивающего обучения работа по составлению пособия с учениками помогает учителю учить всех учеников, преодолевая сложность предмета, трудности обучения, развить их индивидуальные способности и подвести их к успешной сдаче ЕГЭ.

Итог такой работы - готовое пособие для сдачи экзамена по предмету.

► Повышению эффективности урока и качества преподавания помогает использование навыков компьютерной грамотности, как преподавателя, так и учеников.

Компьютерное программное обеспечение можно использовать в качестве домашнего задания для самоподготовки учащихся, для внеклассной работы по предмету, для отбора материала по темам, практиковать «выход» в Интернет. С большим желанием и старанием ученики находят материал по различным темам, как для обобщения или повторения изученного, который демонстрирует и объясняет явления природы. (видеоролики, презентации). Например - По теме «Тепловые явления» ребята демонстрировали материал «Образование инея, дождя, больших малых градин». Фотографии были яркими, красочными. Самое ценное, что данные явления ребята объясняли с научной точки зрения и очень доступно. Затраты времени на уроке минимальны, а объём материала большой.

На уроках физики невозможно обойтись без демонстрационного эксперимента. Но для проведения полноценного физического эксперимента, как демонстрационного, так и фронтального необходимо в достаточном количестве соответствующее оборудование. В настоящее время наша школьная лаборатория по физике очень слабо оснащена приборами по физике и учебно-наглядными пособиями для проведения демонстрационных и фронтальных лабораторных работ. Оборудование имеется в недостаточном количестве и материальная база кабинета не соответствует требованиям современного кабинета физики. И поэтому здесь на помощь приходит компьютерный эксперимент. Компьютер становится помощником не только ученика, но и учителя. Интерактивные опыты можно использовать для демонстрации на уроке, это позволит решить вопросы, связанные с недостатком лабораторного оборудования, оптимально организовать рабочее время.( Демонстрация опыта «Колебания маятника в электрическом поле»)

Необходимо отметить, что компьютерный эксперимент способен дополнить "экспериментальную" часть курса физики и значительно повысить эффективность уроков. При его использовании можно вычленить главное в явлении, отсечь второстепенные факторы, выявить закономерности, многократно провести испытание с изменяемыми параметрами, сохранить результаты и вернуться к повторному показу в удобное время. К тому же, в компьютерном варианте можно провести значительно большее количество экспериментов.

Благодаря компьютеру в процессе обучения:

- происходит перенос акцента с обучающей деятельности преподавателя на познавательную деятельность обучающихся, активизируя их учебную деятельность.

наиболее эффективным для занятий является использование видеофрагментов натурных опытов. Но таких опытов пока недостаточно в информационной среде.

Но при организации занятий не следует подменять работу школьников в виртуальной информационной среде с натурными установками.Реальные физические демонстрации не должны вытесняться компьютерными версиями. Эффективность использования виртуальной среды определяется мастерством учителя.

Но для повышения эффективности урока необходимо решить ещё одну проблему. Ученики не могут представить некоторые явления макромира и микромира, так как отдельные явления, изучаемые в курсе физики средней школы невозможно наблюдать в реальной жизни и тем более воспроизвести экспериментальным путем за короткое время в физической лаборатории, например, явления атомной и ядерной физики или как движутся заряженные частицы в проводниках т.д. Поэтому учителю приходится объяснять их суть чисто теоретически, не подкрепляя экспериментально, что сказывается на уровне подготовки обучающихся по физике и затрачивается много времени, а эффективность урока падает.Для решения этой проблемы используется анимация. (видеоролики «Электрический ток в металлах», «Электролиз», «Магниты)

Чтобы уровень внимания у обучающихся не снизился, я использую следующий прием. На карточке разрабатываю ряд вопросов, на которые ребята должны дать ответ при повторной демонстрации видеоматериала.

При проведения лабораторных работ по физике с использованием информационных технологий предлагаются программы «Виртуальные лабораторные работы по физике», которыепозволяют: - глубже понять физические процессы и закономерности, а также научиться применять полученные знания на практике. - реализовать личностно-ориентированный подход в обучении. - интегрировать знания обучающихся. - поэтапно проводить эксперименты, создавать ситуацию успеха на уроке, возможность применять методы дифференцированного обучения. (Видеоролик «Виртуальные лабораторные работы»)

Несмотря на большие плюсы, рекомендуется учителям физики не отказываться полностью от реальных практических работ, так как на начальном этапе обучения физике (7-9 классы) у подростков более развита предметная деятельность, чем наглядно-образное мышление, а в старших классах (10-11), когда обучение обучающихся основано на теоретическом уровне обобщения, можно использовать компьютерные модели, развивающие логику и мышление учащихся.

Расширение знаний учителя в области «Методика проведения лабораторных работ по физики с использованием информационных технологий» позволяет педагогу: -осваивать новейшие достижения педагогической науки и практики.- стимулировать исследовательскую и творческую деятельность, которая развивает познавательные интересы учеников. - использовать компьютерный эксперимент, который способен дополнить «экспериментальную» часть курса физики и значительно повысить эффективность уроков.

Таким образом, обучение на основе компьютерной технологии создаёт условия для эффективного проявления фундаментальных закономерностей мышления, оптимизирует познавательный процесс, а эффективность урока многократно повышается.

Интернет ресурсы:

Video.yandex.ru; school.collection.edu.ru;

© 2010-2022