Рабочая программа по физике 11 класс (Мякишев, 2 часа в неделю)

Раздел Физика
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Волоколамская средняя общеобразовательная школа №2»




УТВЕРЖДАЮ:

Директор МОУ «ВСОШ №2»:

_____________ /Т.К.Алексеева/

«01 »сентября 2015г


Рабочая программа по физике

(базовое изучение)

11 класс





Составитель: Муравьев А.О.

учитель физики и информатики,

первая квалификационная категория





г. Волоколамск

2015 г.


Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе:

- федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования (2004г.);

- примерной программы основного общего образования по физике;

- авторской программы "Программы общеобразовательных учреждений. Физика 10-11 классы. Автор: П.Г. Саенко." Изд. "Просвещение" 2010г.

Изучение физики направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о методах научного познания природы; современной физической картине мира: свойствах вещества и поля, пространственно-временных закономерностях, динамических и статистических законах природы, элементарных частицах и фундаментальных взаимодействиях, строении и эволюции Вселенной; знакомство с основами фундаментальных физических теорий: классической механики, молекулярно-кинетической теории, термодинамики, классической электродинамики, специальной теории относительности, квантовой теории;

  • овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, выдвигать гипотезы и строить модели, устанавливать границы их применимости;

  • применение знаний по физике для объяснения явлений природы, свойств вещества, принципов работы технических устройств, решения физических задач, самостоятельного приобретения и оценки достоверности новой информации физического содержания, использования современных информационных технологий для поиска, переработки и предъявления учебной и научно-популярной информации по физике;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний, выполнения экспериментальных исследований, подготовки докладов, рефератов и других творческих работ;

  • воспитание духа сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента, обоснованности высказываемой позиции, готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, уважения к творцам науки и техники, обеспечивающим ведущую роль физики в создании современного мира техники;

  • использование приобретенных знаний и умений для решения практических, жизненных задач, рационального природопользования и защиты окружающей среды, обеспечения безопасности жизнедеятельности человека и общества.

Основные задачи:

сформировать у школьников общеучебные умения и навыки, универсальные способы деятельности и ключевые компетенции:

  • общеобразовательные:

- умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки до получения и оценки результата);

- умения использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

- умения использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки и презентации результатов познавательной и практической деятельности;

- умения оценивать и корректировать свое поведение в окружающей среде, выполнять экологические требования в практической деятельности и повседневной жизни.

  • предметно-ориентированные:

- понимать возрастающую роль науки, усиление взаимосвязи и взаимного влияния науки и техники, превращения науки в непосредственную производительную силу общества: осознавать взаимодействие человека с окружающей средой, возможности и способы охраны природы;

- развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе самостоятельного приобретения физических знаний с использований различных источников информации, в том числе компьютерных;

- воспитывать убежденность в позитивной роли физики в жизни современного общества, понимание перспектив развития энергетики, транспорта, средств связи и др.; овладевать умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных физических явлений;

- применять полученные знания и умения для безопасного использования веществ и механизмов в быту, сельском хозяйстве и производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Формы текущего контроля и промежуточной аттестации:

Освоение основной общеобразовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией учащихся.
Результаты промежуточной аттестации являются одной из двух составляющих итоговой оценки результатов освоения основной общеобразовательной программы.
Промежуточная аттестация учащихся проводятся в следующих формах:

  1. Тестирование

  2. Лабораторная работа

  3. Контрольная работа

  4. Зачёт

  5. Итоговый контроль в форме экзамена (9, 11 класс)

Общая характеристика учебного предмета «Физика»

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и методы научного познания».

Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Курс физики в примерной программе среднего (полного) общего образования структурируется на основе физических теорий: механики, молекулярной физики, электродинамики, электромагнитных колебаний и волн, квантовой физики.
Особенностью предмета «физика» в учебном плане образовательной школы является и тот факт, что овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни.

Место учебного предмета «Физика» в учебном плане

Учебный план МОУ «ВСОШ № 2» на 2015/16учебный год отводит на изучение учебного предмета «Физика» в 11 классе 68 часов, из расчета - 2 часа в неделю: 2 часа из обязательной части учебного плана. Количество контрольных работ - 5, количество лабораторных работ - 10

Содержание учебного предмета «Физика»:

I. Электродинамика

Магнитное поле. Взаимодействие токов. Магнитное поле. Индукция магнитного поля. Сила Ампера. Сила Лоренца. Магнитные свойства вещества.

Электромагнитная индукция. Открытие электромагнитной индукции. Правило Ленца. Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции. Вихревое электрическое поле. Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля. Электромагнитное поле.

Фронтальные лабораторные работы

1. Наблюдение действия магнитного поля на ток.

2. Изучение явления электромагнитной индукции.

II. Колебания и волны

Механические колебания. Свободные колебания. Математический маятник. Гармонические колебания. Амплитуда, период, частота и фаза колебаний. Вынужденные колебания. Резонанс. Автоколебания.

Электрические колебания. Свободные колебания в колебательном контуре. Период свободных электрических колебаний. Вынужденные колебания. Переменный электрический ток. Емкость и индуктивность в цепи переменного тока. Мощность в цепи переменного тока. Резонанс в электрической цепи.

Производство, передача и потребление электрической энергии. Генерирование электрической энергии. Трансформатор. Передача электрической энергии.

Механические волны. Продольные и поперечные волны. Длина волны. Скорость распространения волны. Звуковые волны. Интерференция волн. Принцип Гюйгенса. Дифракция волн.

Электромагнитные волны. Излучение электромагнитных волн. Свойства электромагнитных волн. Принципы радиосвязи. Телевидение.

Фронтальные лабораторные работы

3. Измерение ускорения свободного падения с помощью маятника.

III. Оптика

Световые лучи. Закон преломления света. Призма. Дисперсия света. Формула тонкой линзы. Получение изображения с помощью линзы. Светоэлектромагнитные волны. Скорость света и методы ее измерения. Интерференция света. Когерентность. Дифракция света. Дифракционная решетка. Поперечность световых волн. Поляризация света. Излучение и спектры. Шкала электромагнитных волн.

Фронтальные лабораторные работы

4. Измерение показателя преломления стекла.

5. Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы.

6. Измерение длины световой волны.

7. Наблюдение интерференции и дифракции света.

8. Наблюдение сплошного и линейчатого спектров.

IV. Основы специальной теории относительности

Постулаты теории относительности. Принцип относительности Эйнштейна. Постоянство скорости света. Пространство и время в специальной теории относительности. Релятивистская динамика. Связь массы с энергией.

V. Квантовая физика

Световые кванты. Тепловое излучение. Постоянная Планка. Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Фотоны.

Атомная физика. Строение атома. Опыты Резерфорда. Квантовые постулаты Бора. Модель атома водорода Бора. Трудности теории Бора. Квантовая механика. Гипотеза де Бройля. Корпускулярно-волновой дуализм. Дифракция электронов. Лазеры.

Физика атомного ядра. Методы регистрации элементарных частиц. Радиоактивные превращения. Закон радиоактивного распада. Протон-нейтронная модель строения атомного ядра. Энергия связи нуклонов в ядре. Деление и синтез ядер. Ядерная энергетика.

Фронтальные лабораторные работы

9. Изучение треков заряженных частиц.

VI. Строение и эволюция Вселенной

Строение Солнечной системы. Система Земля-Луна. Солнце - ближайшая к нам звезда. Звезды и источники их энергии. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца, звезд, галактик. Применимость законов физики для объяснения природы космических объектов.

VII. Значение физики для понимания мира и развития производительных сил

Единая физическая картина мира. Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия. Физика и научно-техническая революция. Физика и культура.

Фронтальные лабораторные работы

10. Моделирование траекторий космических аппаратов с помощью компьютера.

Обобщающее повторение

Тематическое планирование 11 класс

Наименование разделов

Количество часов

Контрольные работы

Лабораторные

работы

Тема 1. Электродинамика

10

1

2

Тема 2. Колебания и волны

11

1

1

Тема 3. Оптика

11

1

5

Тема 4. Основы специальной теории относительности


3




Тема 5. Квантовая физика

13

1

1

Тема 6. Строение и эволюция Вселенной


10



Тема 7.Значение физики для понимания мира и развития производственных сил


2




1

Повторение

8

1


Итого

68

5

10

Календарно-тематическое планирование


№ ур.

Тема урока

Дата

План

Факт

1

Повторный инструктаж по охране труда на рабочем месте. Взаимодействие токов. Вектор и линии магнитной индукции

2

Модуль вектора магнитной индукции. Сила Ампера.

3

Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца.

4

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №1 «Наблюдение действия магнитного поля на ток»

5

Открытие электромагнитной индукции. Магнитный поток. Правило Ленца

6

Входной контроль. Закон электромагнитной индукции. Вихревое электрическое поле.

7

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №2 «Изучение явления электромагнитной индукции»

8

ЭДС индукции в движущихся проводниках. Самоиндукция. Индуктивность.

9

Энергия магнитного поля тока. Электромагнитное поле.

10

Контрольная работа №1 по теме «Магнитное поле. Электромагнитная индукция»

11

Работа над ошибками. Механические колебания.

12

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №3 «Определение ускорения свободного падения при помощи маятника»

13

Свободные и вынужденные электромагнитные колебания. Уравнение, описывающее процессы в колебательном контуре

14

Переменный электрический ток.

15

Резонанс в электрической цепи.

16

Генерирование электрической энергии. Трансформатор.

17

Производство, передача и использование электроэнергии.

18

Электромагнитные волны

19

Изобретение радио. Принципы радиосвязи. Понятие о телевидении.

20

Свойства электромагнитных волн. Распространение радиоволн. Радиолокация.

21

Контрольная работа №2 по теме «Колебания и волны»

22

Работа над ошибками. Скорость света. Принцип Гюйгенса. Закон отражения света.

23

Закон преломления света. Призма. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №4 «Измерение показателя преломления стекла»

24

Линзы. Построение изображений в линзах. Формула тонкой линзы.

25

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №5 «Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы»

26

Дисперсия света. Интерференция механических волн и света.

27

Дифракция механических волн и света. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №6 «Наблюдение интерференции и дифракции света».

28

Дифракционная решетка. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №7 «Измерение длины световой волны»

29

Рубежный контроль.

Виды излучений. Виды спектров.

30

Спектральный анализ. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №8 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров»

31

Контрольная работа №3 по теме «Геометрическая оптика»

32

Работа над ошибками. Шкала электромагнитных волн.

33

Повторный инструктаж по охране труда на рабочем месте. Постулаты теории относительности.

34

Основные следствия из постулатов теории относительности

35

Элементы релятивистской динамики. Тест по теме «Элементы теории относительности».

36

Фотоэффект.

37

Теория фотоэффекта. Фотоны

38

Строение атома. Опыты Резерфорда.

39

Квантовые постулаты Бора. Лазеры

40

Методы наблюдения и регистрации элементарных частиц. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №9 «Изучение треков заряженных частиц»

41

Радиоактивность. Альфа-, бета-, гамма-излучения. Радиоактивные превращения.

42

Закон радиоактивного распада. Изотопы. Открытие нейтрона.

43

Строение атомного ядра. Ядерные силы. Энергия связи атомных ядер.

44

Ядерные реакции. Деление ядер урана. Цепные ядерные реакции

45

Ядерный реактор. Применение ядерной энергии.

46

Термоядерные реакции. Биологическое действие радиации

47

Элементарные частицы

48

Контрольная работа №4 по теме «Квантовая физика»

49

Работа над ошибками. Предмет астрономии.

50

Законы движения планет

51

Строение Солнечной системы. Система Земля-Луна.

52

Физическая природа планет и малых тел Солнечной системы

53

Солнце.

54

Основные характеристики звезд

55

Строение и эволюция звезд

56

Млечный Путь - наша Галактика. Галактики.

57

Строение и эволюция Вселенной

58

Семинар «Космос - решение глобальных проблем человечества»

59

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №10 «Моделирование траекторий космических аппаратов с помощью компьютера»

60

Единая физическая картина мира.

61

Повторение темы «Кинематика и динамика»

62

Повторение темы «Молекулярная физика. Термодинамика»

63

Повторение темы «Электродинамика»

64

Повторение темы «Колебания и волны»

65

Повторение темы «Оптика»

66

Повторение темы «Квантовая физика»

67

Итоговая контрольная работа

68

Работа над ошибками. Итоговое повторение.







Учебно - методическое обеспечение

  • Физика. Задачник. 10-11 кл.: Пособие для общеобразоват. учреждений / Рымкевич А.П. - 7-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2003. - 192 с.

  • Физика: учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский.- М.: Просвещение, 2006. - 366 с.

"Программы общеобразовательных учреждений. Физика 10-11 классы. Автор: П.Г. Саенко." Изд. "Просвещение" 2010г

Оборудование и приборы. Перечень демонстрационного оборудования:

Модель генератора переменного тока, модель опыта Резерфорда. Измерительные приборы: секундомер, гальванометр, амперметр, вольтметр, компас.

Прибор для демонстрации правила Ленца, прибор для демонстрации дифракции и интерференции света, прибор для демонстрации фотоэффекта, осциллограф.

Нитяной и пружинный маятники, волновая машина, дифракционная решетка.

Трансформатор, конденсатор, полосовые и дугообразные магниты, катушка, ключ, катушка-моток, соединительные провода, низковольтная лампа на подставке, спектроскоп, высоковольтный индуктор, спектральные трубки с газами, стеклянная призма, линзы.

Мини-лаборатория по оптике.

Перечень оборудования для лабораторных работ:

Работа №1. Проволочный моток, штатив, источник постоянного тока, реостат, ключ, соединительные провода, дугообразный магнит.

Работа №2. миллиамперметр, источник питания, катушка с сердечником, дугообразный магнит, ключ, соединительные провода, реостат, компас.

Работа №3. Секундомер, измерительная лента, шарик на нити, штатив с муфтой и кольцом.

Работа №4. Стеклянная трапеция, источник света, набор иголок, лист бумаги.

Работа №5. Собирающая линза, лампочка на подставке, источник тока, соединительные провода, экран, направляющая рейка.

Работа №6. Штатив, дифракционная решетка, экран с узкой вертикальной щелью.

Работы №7 спектральные трубки с водородом, неоном или гелием, высоковольтный индуктор, стеклянная пластина со скошенными гранями.

Работы №8 Прибор для демонстрации дифракции и интерференции света.

Работы №9 Фотографии треков заряженных частиц, полученных в камере Вильсона, пузырьковой камере и фотоэмульсии.

Работы №10 Компьютер

Планируемые результаты

В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;

  • смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;

  • смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;

  • вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;

  • отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;

  • приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;

  • воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи.;

  • оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

рационального природопользования и защиты окружающей среды

Рассмотрено

на заседании методического

объединения учителей естественно-научного цикла

от 26.08.2015г.

_________/ И.В. Белова

Согласовано

Зам.директора по УВР

_________/ Т.М.Донская/

27.08.2015г.


© 2010-2022