Рабочая программа по физике для 7-9 классов

Программа составлена на основе следующих нормативных документов: ·        Закон РФ «Об образовании»; ·        Закон РБ «Об образовании»; · «Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», приказ Минобразования РФ от 05.03.2004г. №1089; ·«Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ», приказ Минобразования РФ от 09.03.2004г. №1312; ·        Примерная программа, созданная на основе федеральног...
Раздел Физика
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Управление образования МО «Тункинский район»

МБОУ «Торская средняя общеобразовательная школа»



РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО учителей естественно-математического цикла протокол № ___

«___» ______________2014г.

руков.МО__________

/Янданова И.К.

СОГЛАСОВАНО

«___»__________2014г.

зам.директора по УВР

___________________

/Бадлуева Д.Д.

УТВЕРЖДЕНО

педсовет №___

от «___» __________2014г.

Директор МБОУ ___________

/Янданова Т.П.



Рабочая программа

по физике

для курса основного общего образования

(7-9 классы)

Составитель: ЯНДАНОВА ИНГА КИМОВНА

учитель физики, 1 кв. категории.

Рецензент: Павлуцкая Н.М., к.п.н., доцент кафедры

«Физика» ВСГТУ, ст.преп.кафедры «МФИ» РИКУиО










Торы

2014

Содержание рабочей программы

для курса основного общего образования по физике

1. Пояснительная записка

1.1. Обоснование актуальности курса;

1.2. Ведущая идея курса;

1.3.Общие цели и задачи курса;

1.4. Основные приоритеты курса;

1.5. Особенности курса;

1.6 Основные подходы, используемые в преподавании курса;

1.7. Принципы, лежащие в основе отбора содержания материала по данному курсу;

1.8. Требования к уровню подготовки выпускника;

1.9. Место предмета в учебном плане;

1.10. Контингент и уровень подготовки учащихся на начало обучения;

1.11. Структура программы.

2. Содержание программы.

2.1. Учебно - тематический план 7 - 9 классов;

2.2. Календарно-тематическое планирование в 7 - 9 классах;

3. Методические рекомендации по реализации программы.

3.1. Критерии оценивания;

3.2. Межпредметные связи.

4. Условия для реализации программы.

4.1. Перечень учебно-методического и дидактического сопровождения.

5. Перечень литературы для учащихся.

6. Перечень литературы для учителя.

7. Валеологические требования к занятиям.

8. Общие и предметные компетенции, формирующиеся при изучении физики.







1. Пояснительная записка

Программа составлена на основе следующих нормативных документов:

  • Закон РФ «Об образовании»;

  • Закон РБ «Об образовании»;

  • «Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», приказ Минобразования РФ от 05.03.2004г. №1089;

  • «Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ», приказ Минобразования РФ от 09.03.2004г. №1312;

  • Примерная программа, созданная на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования;

  • Методическое письмо «О преподавании физики в средней школе с учетом результатов ЕГЭ»;

  • Федеральный перечень учебников, утвержденных приказом от 07.12.2005г. №302. Рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;

  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Программа составлена для учащихся 7 - 9 классов по учебникам Перышкин А.В. «Физика 7 класса», Перышкин А.В. «Физика 8 класса», Перышкин А.В., Гутник Е.М. «Физика 9 класса».

1.1. Обоснование актуальности курса.


Физика, как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систематизацию знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения.

Физика как наука вносит особый вклад в решение общих задач образования и воспитания личности, поскольку вся система знаний о явлениях природы, свойствах пространства и времени, вещества и поля формирует миропонимание учащихся.

Изучение физики на базовом уровне предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Знания физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической культуры, географии, технологии, ОБЖ.


1.2. Ведущая идея курса.


Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

1.3. Изучение физики в основной школе направлено

на достижение следующих целей:


  • освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

  • овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять научные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

  • воспитание убеждённости в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как элементу общечеловеческой культуры;

  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природоиспользования и охраны окружающей среды.

Реализация данной рабочей программы предполагает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

1.4. В этом направлении приоритетами для школьного курса физики

на этапе основного общего образования являются:


Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;

  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

1.5. Особенности курса.


  • данный курс, как в теоретической, так и фактологической части является практикоориентированным: понятия, законы, теории и процессы рассматриваются в плане их практического значения, использования в повседневной жизни, роли в природе и в производстве;

  • широкое применение интегрального подхода. Это способствует формированию единой естественнонаучной картины мира уже на начальном этапе обучения;

  • пересмотрены подходы к проведению демонстрационного и лабораторного эксперимента в частности включены элементы исследовательского характера, проблемный подход к постановке и результатам;

  • усиление экологической составляющей;

  • высокий теоретический уровень, который позволяет сделать процесс обучения максимально развивающим.

1.6. Для реализации поставленных целей и отличительных особенностей данного курса выбраны следующие подходы к его преподаванию:

1. Теория поэтапного формирования умственных действий. Для полноценного формирования знаний необходима определённая последовательность этапов, которая должна соблюдаться при формировании любого нового знания. Материал изучаемого курса можно рассматривать как абсолютно новый для учащихся, хотя к началу 7 класса учащиеся уже имеют первоначальные знания о веществе, о природных явлениях и процессах, что и является предметом изучения курса «Физика».

2. Теория опережающего обучения. Чем больше число вовлечений элемента знаний в учебную деятельность, тем выше процент учащихся, освоивших этот элемент. Таким образом, знакомство учащихся с новыми понятиями, законами, учебными действиями проходят в несколько этапов: первичный (дается первоначальное представление, контроль не осуществляется), основной (раскрывается основной смысл понятия, закона, учебного действия, контроль осуществляется), вторичный (продолжается раскрытие содержания закона, понятия, учебного действия при осуществлении внутри и межпредметных связей).

3. Идея системного подхода. Рассматриваемые объекты представляют собой различные системы. Например, атом-система состоящая из элементарных частиц; молекула-система атомов; вещество-система атомов, молекул. Таким образом, рассмотрение объектов с позиции системного подхода позволяет выйти на дедуктивный метод познания, который заключается в прогнозировании свойств физических систем. Это выводит результат образования на качественно новый уровень, т.к. ученик, овладев анализом объекты.

4. Принцип интегративного подхода в образовании. Основным механизмом и средством интеграции выступают межпредметные связи. Установление межпредметных связей должно способствовать развитию системных теоретических знаний по предмету, расширению научного кругозора учащихся приобретению опыта построения и применения межпредметных связей при решении проблемных задач.

1.7. В основе отбора содержания учебного материала по курсу физики основного общего образования лежат следующие принципы:


  • Научность (ознакомление школьников с объективными научными фактами, понятиями, законами, теориями, с перспективами развития физики, раскрытие современных достижений науки);

  • Генерализация (фундаментальность) знаний (объединение учебного материала на основе научных фактов, фундаментальных понятий и величин, теоретических моделей, законов и уравнений, теорий);

  • Целостность (формирование целостной картины мира с его единством и многообразием свойств);

  • Преемственность и непрерывность образования (учитывание предшествующей подготовки учащихся);

  • Систематичность и доступность (изложение учебного материала в соответствии с логикой науки и уровнем развития школьников);

  • Гуманитаризация образования (представление физики как элемента общечеловеческой культуры;

  • Экологичность содержания (обсуждение социальных и экономических аспектов охраны окружающей среды, рассмотрения влияния на живой организм факторов природной среды).

1.8. Требования к уровню подготовки выпускника.

Требования к уровню подготовки учащихся составлены на основе федерального и регионального (национально-регионального) компонента государственного стандарта. Они направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностноориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Уровень образованности обучающихся определяется по следующим составляющим результата образования: предметно-информационной, деятельностно-коммуникативной и ценностно-ориентационной. Содержание предметно-информационной и деятельностно-коммуникативной составляющих определяется спецификой содержания физического образования.

Содержание ценностно-ориентационной составляющей определяется по результатам обучения и воспитания.

В результате изучения физики ученик основной школы должен: предметно- информационная составляющая образованности:

Знать/понимать:

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;

  • смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоёмкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;

  • смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах. Сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света.

деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:

Уметь:

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, механические колебания и волны, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током;

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебания маятника от длины нити, периода колебания груза на пружине от массы груза и жёсткости пружины, температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;

  • выражать результаты измерений и расчётов в единицах Международной системы;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;

  • решать задачи на применение изученных физических законов;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), её обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;

  • контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;

  • рационального применения простых механизмов;

  • оценки безопасности радиационного фона.

ценностно-ориентационная составляющая образованности:

Отношение к себе:

  • уверенность в личных возможностях успешного развития и саморазвития в учебной и внеучебной деятельности на этапе активного становления личности;

  • понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей для обеспечения более полного раскрытия задатков и способностей в дальнейшей учебной деятельности, активном самоутверждении в различных группах;

  • ориентация на постоянное развитие и саморазвитие на основе понимания особенностей современной жизни, ее требований к каждому человеку;

  • понимание важности владения методами умелого самоопределения при выборе профиля дальнейшего обучения с учетом индивидуальных склонностей и потребностей республики.

Отношение к другим:

  • понимание ценности своей и чужой позиции при решении конкретных проблем;

  • понимание роли коллектива сверстников в становлении индивидуальной позиции личности.

Отношение к учебной деятельности:

  • понимание особой ценности школьного образования на этапе подростковой социализации;

  • понимание личной ответственности за качество приобретаемых знаний и умений, определяющих отношение к себе, ближайшему окружению, перспективам личного участия в развитии республики;

  • осознание ценности получаемых знаний для обоснованного выбора профиля обучения в старших классах;

  • понимание значимости умелого выбора методов самообразования для обеспечения более полного выявления способностей и их дальнейшего развития.

Отношение к миру:

  • готовность активно участвовать в улучшении экологической ситуации на территории проживания.

1.9. Место предмета в учебном плане.


Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 210 часов для обязательного изучения физики на ступени основного общего образования. В том числе в 7, 8, 9 классах по 70 учебных часов из расчёта 2 учебных часа в неделю.

1.10. Контингент и уровень подготовки учащихся

на начало обучения.


К началу 7 класса учащиеся уже имеют первоначальные элементы физических знаний, полученные при изучении курсов: «Окружающий мир», «Природоведение», «Биология», «Экологическая культура». Они способствуют выработки специальных знаний и умений, необходимых при изучении систематического курса физики основной школы. Кроме того, систематическая внеклассная и внешкольная работа экологического направления также способствует формированию у учащихся первоначальных физических знаний.

Учащиеся, преступающие к изучению физики обладают определенным объемом знаний, которые можно представить по составляющим образованности.

Предметно-информационная составляющая:

  • смысл понятий вещество, явление;

  • иметь представление о многообразии тел, веществ;

  • знать экологические проблемы своей местности.

Деятельностно-коммуникативная составляющая:

  • определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);

  • различать объекты живой и неживой природы;

  • использовать естественнонаучную лексику.

Ценностно-ориентационная составляющая:

  • уверенность в способности освоения необходимого для самореализации и самоутверждения в этом возрасте;

  • ценность основных навыков безопасного поведения в повседневной жизни;

  • умение дать оценку соответствия своего поведения нормам и правилам взаимодействия с членами семьи, педагогами, учащимися школы и другими людьми;

  • радость освоения новых способов деятельности; удовольствие от учебы, чувство ответственности за результаты учебной деятельности;

  • оценка результативности развития учебных навыков в соответствии с поставленной целью;

  • интерес к рациональному познанию как основе последующего развития;

  • сохранение и развитие способности удивляться многогранности мира на основе постоянного расширяющегося его познания;

  • интерес к познанию законов, определяющих процессы, происходящие в природе.


1.11. Структура программы.


Федеральный компонент государственного стандарта структурируется содержанием физического образования по темам.

Курс физики 7 класса структурно представлен 5 темами: «Введение», «Первоначальные сведения о строении вещества», «Взаимодействие тел», «Давление твердых тел, жидкостей и газов», «Работа и мощность. Энергия».

Раздел «Введение» выполняет три функции: во-первых: повторение раннее изученного в курсе «Природоведение» материала; во-вторых, показ места человека во Вселенной; в третьих, ознакомление с ролью физики в познании природы. Особое внимание при изучении данной темы уделяется методам изучения природных явлений, представлению о прямых и косвенных измерениях, точности измерений, выработки умений пользоваться оборудованием, отбирать и использовать измерительные приборы, определять цену деления измерительного прибора, оценивать погрешность.

Изучение темы: «Первоначальные сведения о строении вещества» объясняет учащимся строение и свойства вещества, раскрывает особенности процесса диффузии, дает представление о температуре и ее связи со скоростью движения молекул вещества, знакомит с наличием взаимодействия между молекулами, объясняет механические свойства твердых тел, жидкостей и газов.

Изучение темы: «Взаимодействие тел» знакомит учащихся с понятием механического движения и его видами, с понятием скорости, расчетом пройденного пути и времени движения, знакомит с явлением инерции и ее проявлением в быту и технике. Позволяет раскрыть физическую сущность взаимодействия тел. Учащиеся узнают о понятии массы, плотности и объема тела и способами их расчета. Дает понятие силы, и видов сил.

Тема «Давление твердых тел, жидкостей и газов» знакомит учеников с понятием давление. Ознакомление с гидростатическим давлением и законом Паскаля дает возможность обратить внимание на работу водопровода и гидравлического пресса, объясняет причины возникновения атмосферного давления. Знакомит с устройством и принципом действия приборов ля измерения давления. Объясняет возникновение выталкивающей силы и условиями плавания тел.

Изучение темы «Работа. Мощность. Энергия» начинается с рассмотрения условий равновесия рычага, что дает представление о простых механизмах и их применениях в быту и технике. Дает первые представления о работе, мощности и энергии.

Курс физики 8 класса структурно представлен 5 темами: «Тепловые явления», «Изменение агрегатных состояний вещества», «Электрические явления», «Электромагнитные явления», «Световые явления».

При изучении темы «Тепловые явления» учащиеся знакомятся с основными характеристиками тепловых процессов, понятие внутренней энергии способах ее изменения. Учатся объяснять тепловые процессы на основе молекулярно-кинетической теории.

Изучая тему «Изменение агрегатных состояний вещества» учащиеся знакомятся с физическими особенностями и свойствами различных веществ, с особенностями перехода вещества из одного агрегатного состояния в другое, учатся рассчитывать количество теплоты в изучаемых фазовых переходах. Знакомятся с физическими основами горения веществ, с устройством и принципом действия тепловых двигателей.

Тема «Электромагнитные явления» дает учащимся первоначальные знания об электрических явлениях и об электризации тел. Формирует у школьников представление об электрическом поле и его свойствах, знакомит с устройством электроскопа, с физической природой электрического тока, с понятием напряжение и сопротивление и законом их взаимосвязи. Формирует у учащихся научные представления о магнитном поле, о его связи с электрическим полем. Знакомит с устройством электромагнитов и постоянных магнитов.

Тема «Световые явления» знакомит учащихся с естественными и искусственными источниками света, с законами прямолинейного распространения света, с законами отражения и преломления света, раскрывает учащимся особенности зеркального и диффузного отражения света. Дает знания о линзах, их физических свойствах и характеристиках. Изучение данной темы позволяет сформировать практические знания о свойствах линз для нахождения изображений, даваемых линзами. Исследовать оптические явления, что способствует развитию умений управлять ходом световых лучей и конструированию различных оптических приборов.

Курс физики 9 класса структурно представлен 4 темами: «Законы взаимодействия и движения тел», «Механические колебания и волны. Звук», «Электромагнитное поле», «Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер».

Изучение темы: «Законы взаимодействия и движения тел» в основной школе дает возможность подготовить учащихся к пониманию широкого круга природных явлений. В формулировки основной задачи механики - определение положения тела в любой момент времени по заданным начальным условиям отчетливо проявляется предсказательная функция физической теории. Метод решения основной задачи механики используется в преподавании физики как модель любого научного прогнозирования. Основная задача механики решается на основе законов Ньютона, применяемых как единая теория.

Изучение темы «Колебания и волны» позволяет ознакомить с их характеристиками, с применением к ним закона сохранения энергии.

При изучении темы «Электромагнитное поле» продолжается формирование представлений о дискретности свойств вещества на примере дискретности заряда, дается представление об электромагнитном поле и его свойствах. Это позволяет заложить основы для понимания одной из существенных особенностей микромира.

В разделе «Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер» продолжается формирование представлений о дискретности свойств вещества, рассматривается протонно-нейтронная модель атомного ядра, дается представление о ядерных силах, радиоактивности, и свойствах радиоактивного излучения, влияния радиоактивного излучения на жизнедеятельность организмов.

2. Содержание программы.

2.1. Учебно - тематический план

7 класс:

Наименование раздела

Кол-во часов

Из них

Лабораторные работы, ч

Контрольные работы, ч

1

Введение

2



2

Первоначальные сведения о строении вещества

6

1

-

3

Взаимодействие тел

23

7

1

4

Давление твердых тел, жидкостей и газов

23

2

2

5

Работа и мощность, энергия

13

2

1

6

Повторение

3

-

1


Итого:

70

12

5

8 класс:

Наименование раздела

Кол-во часов

Из них

Лабораторные работы, ч

Контрольные работы, ч

1

Тепловые явления

13

2

1

2

Изменение агрегатного состояния вещества

11

1

1

3

Электрические явления

28

5

2

4

Электромагнитные явления

6

2

1

5

Световые явления

8

3

1

6

Повторение

4

-

1


Итого

70

13

7


9 класс:

Наименование раздела

Кол-во часов

Из них

Лабораторные работы, ч

Контрольные работы, ч

1

Законы взаимодействия и движения

25

2

3

2

Механические колебания и волны

11

2

1

3

Электромагнитное поле

18

2

1

4

Строение атома и атомное ядро

12

2

1

5

Повторение

4

-

1


Итого

70

8

7

2.2. Календарно - тематическое планирование

7 класс:

Наименование разделов и тем

Всего часов

Срок

Д/з

1

Введение

2



1.1

Вводный инструктаж по ТБ.

Урок-игра «Что такое физика?»

1

02.09.

§ 1-3

1.2

Инструктаж по ТБ. Зачем мы измеряем?

1

05.09.

§4,5 Упр1

2

Первоначальные сведения о строении вещества

6



2.1

Строение вещества. Молекулы

1

09.09.

§7,8 Д/Э

2.2

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №1 «Определение размеров малых тел»

1

12.09.


2.3

Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах

1

16.09.

§9 Д/Э

2.4

Взаимодействие молекул.

1

19.09.

§10

2.5

Три состояния вещества

1

23.09.

§11,12 задание 3

2.6

Урок обобщения темы «Строения вещества».

1

26.09.


3

Взаимодействие тел

23



3.1

Механическое движение

1

30.09.

§13,14 Упр 3

3.2

Скорость

1

03.10.

§15 Упр 4

3.3

Расчет пути и времени движения.

1

07.10.

§16 Упр 5

3.4

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 2 «Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости».

1

10.10.


3.5

Инерция

1

14.10.

§17 Д/Э

3.6

Взаимодействие тел. Масса.

1

17.10.

§18,19 Упр 6

3.7

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 3 «Измерение массы на рычажных весах»

1

21.10.


3.8

Плотность вещества.

1

24.10.

§20,21 Упр 7

3.9

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №4 «Измерение объема тела мензуркой»

1

28.10.


3.10

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №5 «Определение плотности тела»

1

31.10.


3.11

Решение задач на определение плотности тел.

1

11.11.

§22 задание5

3.12

Урок-игра «Движение и взаимодействие тел»

1

14.11.

Повторить

3.13

Контрольная работа №1 по теме «Механическое движение. Плотность вещества»

1

18.11.


3.14

Сила

1

21.11.

§23

3.15

Явление тяготения

1

25.11.

§24

3.16

Закон Гука

1

28.11.

§25

3.17

Инструкция по ТБ. Лабораторная работа № 6 «Закон Гука»

1

02.12.


3.18

Вес тела. Лабораторная работа № 7 «Градуирование пружины динамометра»

1

05.12.

§26-28

3.19

Равнодействующая сила

1

09.12.

§29

3.20

Решение задач на сложение сил

1

12.12.

§30

3.21

Сила трения

1

16.12.

§31,32

3.22

Инструкция по ТБ. Лабораторная работа № 8 «Измерение сил трения»

1

19.12.


3.23

Решение задач

1

23.12.


4

Давление твердых тел, жидкостей и газов

23



4.1

Давления и сила давления

1

26.12.

§33

4.2

Давление в природе и технике

1

30.12.

§34 задание 6

4.3

Давление газа

1

14.01.

§35

4.4

Закон Паскаля

1

17.01.

§36 Д/Э

4.5

Гидростатическое давление

1

21.01.

§37,38

4.6

Решение задач

1

24.01.

Упр 15

4.7

Сообщающиеся сосуды

1

28.01.

§39 Упр 16

4.8

Атмосфера и атмосферное давление

1

31.01.

§40,41Упр17,18

4.9

Измерение атмосферного давления

1

04.02.

§42

4.10

Барометр-анероид

1

07.02.

§43,44 Упр21

4.11

Манометры. Поршневой жидкостный насос

1

11.02.

§45, 46

4.12

Гидравлический пресс

1

14.02.

§47

4.13

Решение задач

1

18.02.

Упр 22

4.14

Контрольная работа № 2 по теме « Давление твердых тел, жидкостей и газов»

1

21.02.


4.15

Действие жидкости и газа на погруженное тело

1

25.02.

§48 Д/Э

4.16

Закон Архимеда

1

28.02.

§49 Упр 24

4.17

Инструкция по ТБ. Лабораторная работа № 9 «Измерение выталкивающей силы»

1

04.03.


4.18

Плавание тел

1

07.03.

§50 Упр 25

4.19

Инструкция по ТБ. Лабораторная работа № 10 «Выяснение условий плавания тел»

1

11.03.


4.20

Плавание судов

1

14.03.

§51

4.21

Воздухоплавание

1

18.03.

§52

4.22

Решение задач

1

21.03.

Упр 26

4.23

Контрольная работа № 3 по теме «Архимедова сила

1

25.03.


5

Работа и мощность, энергия

13



5.1

Механическая работа

1

01.04.

§53 Упр 28

5.2

Мощность

1

04.04.

§54

5.3

Решение задач

1

08.04.

Упр 30

5.4

Простые механизмы. Рычаг

1

11.04.

§55,56

5.5

Правило моментов

1

15.04.

§57 Упр32

5.6

Инструкция по ТБ. Лабораторная работа № 11 «Выяснение условий равновесия рычага»

1

18.04.


5.7

Простые механизмы, их применение

1

22.04.

§58

5.8

Блок

1

25.04.

§59,60

5.9

КПД

1

29.04.

§61 Упр 35

5.10

Инструкция по ТБ. Лабораторная работа № 12 «Определение КПД наклонной плоскости»

1

02.05.


5.11

Энергия

1

06.05.

§62

5.12

Превращение энергий

1

13.05.

§63

5.13

Контрольная работа №4 по теме «Механическая работа, мощность. Простые механизмы»

1

16.05.


6

Повторение

3



6.1

Повторение «Взаимодействие тел»

1

20.05.

§13-32

6.2

Повторение «Давление твердых тел, жидкостей»

1

23.05.

§33-52

6.3

Итоговая контрольная работа

1

27.05.


8 класс:

Наименование разделов и тем

Всего часов

Срок

Д/з

1

Тепловые явления

13



1.1

Инструктаж по ТБ. Тепловое движение. Температура

1

02.09.

§1

1.2

Внутренняя энергия и способы ее изменения

1

03.09.

§2,3 задание1

1.3

Теплопроводность

1

09.09.

§4 Упр 1

1.4

Конвекция. Излучение

1

10.09.

§5,6 Упр 2

1.5

Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Самостоятельная работа по теме «Виды теплопередачи»

1

16.09.

§7,8

1.6

Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела и выделяемого им при охлаждении

1

17.09.

§9 Упр4

1.7

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 1 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры»

1

23.09.


1.8

Вводный контроль

1

24.09.


1.9

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 2 «Измерение удельной теплоемкости твердого тела»

1

30.09.


1.10

Энергия топлива. Удельная теплота сгорания.

1

01.10.

§10 Упр 5

1.11

Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах. Самостоятельная работа по теме «Количество теплоты»

1

07.10.

§11 Упр 6

1.12

Тест по теме «Тепловые явления». Решение задач по теме «Тепловые явления»

1

08.10.


1.13

Контрольная работа №1 по теме «Тепловые явления»

1

14.10.


2

Изменение агрегатного состояния вещества

11



2.1

Агрегатные состояния вещества.

1

15.10.

§12

2.2

Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания

1

21.10.

§13,14 Упр7

2.3

Удельная теплота плавления

1

22.10.

§15 Упр8

2.4

Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар. Поглощение энергии при испарении и поглощение ее при конденсации

1

28.10.

§16,17 Упр9

2.5

Кипение. Тест по теме «Плавление и отвердевание»

1

29.10.

§18 Упр 10

2.6

Влажность воздуха и ее измерение. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 3 «Измерение относительной влажности воздуха»

1

11.11.

§19

2.7

Удельная теплота парообразования и конденсации

1

12.11.

§20 Упр11

2.8

Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания

1

18.11.

§21,22

2.9

Паровая турбина. КПД теплового двигателя. Экологические проблемы использования тепловых машин.

Тест по теме «Изменение агрегатных состояний вещества»

1

19.11.

§23,24

2.10

Решение задач по теме «Изменение агрегатных состояний вещества»

1

25.11.


2.11

Контрольная работа № 2 по теме «Изменение агрегатных состояний вещества»

1

26.11.


3

Электрические явления

28



3.1

Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов

1

02.12.

§25,26

3.2

Электроскоп. Проводники, полупроводники и непроводники электричества. Электрическое поле.

1

03.12.

§27,28

3.3

Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атомов.

1

09.12.

§29,30

3.4

Объяснение электрических явлений. Проверочная работа по теме «Электризация тел»

1

10.12.

§31

3.5

Электрический ток. Источники электрического тока

1

16.12.

§32 задание6

3.6

Электрическая цепь и ее составные части. Проверочная работа по теме «Электрический ток»

1

17.12.

§33

3.7

Электрический ток в металлах, полупроводниках, газах и электролитах. Действия электрического тока

1

23.12.

§34,35

3.8

Направление электрического тока. Сила тока

1

24.12.

§36,37

3.9

Амперметр. Измерение силы тока. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 4 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках»

1

30.12.

§38

3.10

Электрическое напряжение

1

31.12.

§39,40

3.11

Измерение напряжения. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 5 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи»

1

14.01.


3.12

Зависимость силы тока от напряжения.

1

15.01.

§42,43 Упр17

3.13

Электрическое сопротивление. Самостоятельная работа по теме «Сила тока и напряжение»

1

21.01.

§44 Упр19

3.14

Закон Ома для участка цепи

1

22.01.

§45 Упр20

3.15

Решение задач на закон Ома

1

28.01.


3.15

Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление.

1

29.01.

§46

3.16

Реостаты. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 6 «Регулирование силы тока реостатом»

1

04.02.

§47 Упр21

3.17

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 7 «Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах. Измерение сопротивления проводника»

1

05.02.


3.18

Решение задач по теме «Электрические явления» Тест по теме «Электрические явления»

1

11.02.

Повторить

3.19

Контрольная работа № 3 по теме «Электрические явления»

1

12.02.


3.20

Полупроводниковые приборы. Последовательное соединение проводников.

1

18.02.

§48

3.21

Параллельное соединение проводников

1

19.02.

§49 Упр 23

3.22

Работа электрического тока

1

25.02.

§50

3.23

Мощность электрического тока. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 8 «Измерение работы и мощности тока в лампе»

1

26.02.

§51

3.24

Решение задач на работу и мощность тока

1

04.03.


3.24

Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца

1

05.03.

§53

3.25

Лампа накаливания. Нагревательные приборы. Короткое замыкание. Тест по теме «Постоянный ток»

1

11.03.

§54

3.26

Решение задач по теме «Постоянный ток»

1

12.03.


3.27

Контрольная работа № 4 по теме «Работа и мощность тока»

1

18.03.


4

Электромагнитные явления

6



4.1

Магнитное поле. Магнитные линии

1

19.03.

§56,57

4.2

Магнитное поле катушки с током. Электромагниты. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 9 «Сборка электромагнита и испытание его действия»

1

25.03.

§58 Упр 28

4.3

Магнитное поле Земли

1

26.03.

§59,60

4.4

Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. Динамик и микрофон

1

08.04.

§61,задание11

4.5

Тест по теме «Магнитное поле». Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №10 «Изучение электрического двигателя постоянного тока»

1

09.04.


4.6

Контрольная работа № 5 по теме «Электромагнитные явления»

1

15.04.


5

Световые явления

8



5.1

Источники света. Распространение света.

1

16.04.

§62 Упр29

5.2

Отражение света. Законы отражения света. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №12 «Исследование зависимости угла отражения от угла падения света»

1

22.04.

§63 Упр30

5.3

Преломление света

1

23.04.

§64

5.4

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №13 «Исследование зависимости угла преломления от угла падения света». Самостоятельная работа

1

29.04.


5.5

Линзы. Оптическая сила линзы Изображения, даваемые линзой

1

30.04.

§65, 66

5.6

Глаз и зрение. Оптические приборы. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №14 «Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Получение изображений»

1

06.05.

§67 Упр34

5.7

Решение задач по теме «Световые явления». Тест по теме «Световые явления»

1

07.05.


5.8

Контрольная работа № 6 по теме «Световые явления»

1

13.05.


6

Повторение

4



6.1

Повторение материала по теме «Тепловые явления» Тест по теме «Тепловые явления»

1

14.05.


6.2

Повторение материала по теме «Электрические явления» Тест по теме «Электрические явления»

1

20.05.


6.3

Повторение материала по теме «Электромагнитные явления»


21.05.


6.4

Итоговая контрольная работа

1

27.05.


9 класс:

Наименование разделов и тем

Всего часов

Срок

Д/з

1

Законы взаимодействия и движения

25



1.1

Инструктаж по ТБ в кабинете физики. Материальная точка. Система отсчета

1

02.09.

§1 Упр1

1.2

Перемещение

1

03.09.

§2

1.3

Определение координаты движущегося тела. Перемещение при прямолинейном равномерном движении

1

09.09.

§3,4

1.4

Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение. Проверочная работа по теме «Механическое движение»

1

10.09.

§5

1.5

Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости

1

16.09.

§6 Упр6

1.6

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении Самостоятельная работа «Прямолинейное равноускоренное движение»

1

17.09.

§7 Упр7

1.7

Вводный контроль

1

23.09.


1.8

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости»

1

24.09.


1.9

Решение задач по теме «Основы кинематики» Тест по теме «Основы кинематики»

1

30.09.


1.10

Контрольная работа № 1 по теме «Основы кинематики»

1

01.10.


1.11

Относительность движения. Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона.

1

07.10.

§9,10 Упр10

1.12

Второй закон Ньютона

1

08.10.

§11 Упр11

1.13

Третий закон Ньютона

1

14.10.

§12

1.14

Свободное падение тел Самостоятельная работа по теме «Законы Ньютона»

1

15.10.

§13 Упр13

1.15

Движение тела, брошенного вертикально вверх. Невесомость.

1

21.10.

§14 Упр14

1.16

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 2 «Исследование свободного падения»

1

22.10.


1.17

Закон всемирного тяготения

1

28.10.

§15

1.18

Ускорение свободного падения на Земле и других небесных тел

1

29.10.

§16 Упр16

1.19

Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью.

1

11.11.

§18,19 Упр18

1.20

Искусственные спутники Земли

1

12.11.

§20 Упр19

1.21

Импульс тела. Закон сохранения импульса

1

18.11.

§21,22 Упр21

1.22

Самостоятельная работа «Криволинейное движение, ИСЗ». Реактивное движение. Ракеты

1

19.11.

§23

1.23

Закон сохранения механической энергии

1

25.11.

§23

1.24

Решение задач по теме «Основы динамики»

1

26.11.


1.25

Контрольная работа № 2 по теме «Основы динамики»

1

02.12.


2

Механические колебания и волны

11



2.1

Колебательное движение. Колебательные системы.

1

03.12.

§24,25 Упр23

2.2

Величины, характеризующие колебательное движение

1

09.12.

§26 Упр24

2.3

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 3 «Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины»

1

10.12.


2.4

Математический маятник. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 4 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити»

1

16.12.

§27 Упр25

2.5

Превращения энергии при колебательном движении. Затухающие и вынужденные колебания

1

17.12.

§28-30

2.6

Механические волны. Продольные и поперечные волны Проверочная работа по теме «Механические колебания»

1

23.12.

§31,32 Упр27

2.7

Длина и скорость распространения волны

1

24.12.

§33 Упр28

2.8

Источники звука. Звуковые колебания. Проверочная работа по теме «Механические волны»

1

30.12.

§34-36

2.9

Распространение звука. Скорость звука

1

31.12.

§37,38 Упр31

2.10

Инструктаж по ТБ в кабинете физики. Отражение звука. Решение задач по теме «Механические колебания и звук» Тест по теме «Звук»

1

14.01.

§39-42 Упр32

2.11

Контрольная работа №3 по теме «Механические колебания и звук»

1

15.01.


3

Электромагнитное поле

18



3.1

Магнитное поле. Однородное и неоднородное магнитное поле

1

21.01.

§43,44

3.2

Направление тока и направление линий его магнитного поля.

1

22.01.

§45

3.3

Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток.

1

28.01.

§46

3.4

Индукция магнитного поля. Магнитный поток

1

29.01.

§47,48

3.5

Явление электромагнитной индукции. Правило Ленца Самостоятельная работа по теме «Магнитное поле»

1

04.02.

§49

3.6

Явление самоиндукции. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 4 «Изучение явления электромагнитной индукции»

1

05.02.


3.7

Получение и передача переменного электрического тока. Трансформатор Проверочная работа «Электромагнитная индукция.

1

11.02.

§50

3.8

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны.

1

12.02.

§51

3.9

Конденсатор. Проверочная работа по теме «Электромагнитные волны»

1

18.02.

§52

3.10

Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний

1

19.02.

§53

3.11

Принципы радиосвязи и телевидения

1

25.02.

§54

3.12

Электромагнитная природа света. Тест по теме «Электромагнитные волны»

1

26.02.


3.13

Преломление света.

1

04.03.


3.14

Дисперсия света.

1

05.03.


3.15

Решение задач на преломление света

1

11.05.


3.16

Испускание и поглощение света атомами. Линейчатые спектры. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 6 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров»

1

12.03.


3.17

Решение задач по теме «Электромагнитные явления»

1

18.03.


3.18

Контрольная работа №4 по теме «Электромагнитное поле»

1

19.03.


4

Строение атома и атомное ядро

12



4.1

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов

1

25.03.

§55

4.2

Модели атомов. Опыт Резерфорда

1

26.03.

§56

4.3

Радиоактивные превращения атомных ядер

1

08.04.

§57 Упр43

4.4

Экспериментальные методы исследования частиц. Открытие протона и нейтрона. Состав атомного ядра

1

09.04.

§58-64

4.5

Ядерные силы. Энергия связи. Дефект масс.

1

15.04.

§65

4.6

Решение задач на энергию связи

1

16.04


4.7

Деление ядер урана. Цепная реакция. Лабораторная работа № 7 «Изучение деления ядра урана по фотографии треков»

1

22.04.

§66,67

4.8

Ядерный реактор. Атомная энергетика

Проверочная работа

1

23.04.

§68

4.9

Лабораторная работа № 8 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям»

1

29.04.

§69

4.10

Биологическое действие радиации. Закон радиоактивного распада. Лабораторная работа №9 «Измерение естественного радиационного фона дозиметром» Самостоятельная работа

1

30.04.

§70,71

4.11

Термоядерная реакция. Решение задач по теме «Ядерная физика»

1

06.05.

§72,73

4.12

Контрольная работа № 5 по теме «Ядерная физика»

1

07.05.


5

Повторение

4



5.1

Повторение материала по теме «Основы кинематики и динамики»

1

13.05.


5.2

Тест по теме «Кинематика и динамика» Повторение материала по теме «Механические колебания и волны»

1

14.05.


5.3

Повторение материала по теме «Электромагнитные явления»

1

20.05.


5.4

Итоговая контрольная работа

1

21.05.


3. Методические рекомендации по реализации программы.

Главной задачей педагога физика на основной ступени является создание условий для формирования личности, способной к самореализации и самоопределению на основе полученных знаний и умений, готовой брать на себя ответственность за свои решения и поступки во всех сферах повседневной деятельности.

В освоении программ основного общего образования ведущая роль принадлежит ценностно-ориентационному блоку, обеспечивающему полноту овладения предметно-информационной и деятельностно-коммуникативной составляющих. При этом основное внимание должно уделяться развитию логического мышления, активизация которого происходит на основе познания основных законов организации окружающего мира.

Необходимо учитывать особенности школьника основной ступени образования, для которого характерно самоутверждение среди сверстников и взрослых в совместной учебной и внеучебной деятельности на базе знаний и умений. У подростка возникает осознанное стремление участвовать в общественно необходимой работе, активно проявляется потребность в утверждении собственных представлений, мнений и оценок, регулирование отношений к нему разных людей. Обучающимся на данной ступени характерно строить общение в различных коллективах с учетом принятых норм взаимоотношений, умение оценивать свои личные возможности. Увеличивается потребность в самостоятельном определении своего поведения во всех сферах жизни. Создаются условия для выбора возможного будущего вида профессиональной деятельности, что предполагает сформированность устойчивых интересов и предпочтений, ориентации в различных сферах труда и общественно полезной деятельности. Содержание учебной деятельности должно включаться в общий социокультурный, общественно-экономический и личностный опыт подростков.

В связи с этим, предпочтительными формами организации учебной деятельности должны быть парные и групповые.

Реализация данной программы предполагает использование современных педагогических технологий (модульное обучение, интегральное обучение, метод проектов) в сочетании с традиционной. Для повышения мотивации и результативности обучения целесообразно широкое применение физического эксперимента (демонстрационного и лабораторного). Информационные технологии позволяют сделать обучение более привлекательным, показать динамику некоторых процессов, что способствует повышению качества обучения.

Демонстрация опытов, выполнение лабораторного эксперимента должно сопровождаться постановкой целей их проведения, последующим обсуждением и формулированием выводов.

Для измерения уровня учебных достижений школьников создан пакет КИМ, который состоит из двух частей: текущего и обязательного контроля.

Блок текущего контроля предназначен для оперативной проверки уровня усвоения учебного материала и представляет собой преимущественно задания в тестовой форме. Блок текущего контроля содержит измерители практически для каждого урока или цикла уроков. Их применение носит вариативный характер, т.е. задания могут быть предложены всем или только части учащимся. При этом можно получить оперативную информацию о состоянии сформированности основных понятий, приемов деятельности и использовать ее для коррекции.

Блок обязательного контроля содержит измерители в виде «традиционных» и тестовых контрольных и самостоятельных работ. При этом используются задания трех уровней. Применение разноуровневых заданий направлено на реализацию принципа развивающего обучения с учетом зоны ближайшего развития школьников и основополагающих идей гуманизации, гуманитаризации, демократизации образования.

Ученику заранее сообщаются требования, предъявляемые к изучению каждой темы.

Анализ контрольных и самостоятельных работ осуществляется поэлементно, с обязательной фиксацией степени овладения учащимися конкретных требований, предъявляемых к уровню подготовки в соответствующем классе.

В случае неудачи на зачетном уроке (по материалу обязательного контроля), ученик имеет возможность, после дополнительного изучение учебного материала, доделать контрольное задание по неосвоенным единицам контроля.

Таким образом, каждый ученик может достичь уровня подготовки не ниже установленного стандартом.

Оценивание качества освоения обучающимися требований федерального, регионального (национально-регионального) компонента основного общего образования осуществляется путем определения:

  • степени владения информацией, раскрывающей способности учебного предмета «Физика»;

  • уровня развития навыка эффективного применения приобретенных знаний и умений в повседневной жизни;

  • степени соответствия индивидуальных ориентаций и установок жизнедеятельности тем ценностям, нормам и правилам, которые определяют возможность успешной социальной адаптации личности.

3.1. Критерии оценивания

1. Оценка выполнения заданий текущего контроля (тестовые проверочные работы).

Оценка «5». Ответ содержит 90-100 % элементов знаний.

Оценка «4». Ответ содержит 70-89 % элементов знаний.

Оценка «3». Ответ содержит 50-69 % элементов знаний.

Оценка «2». Ответ содержит менее 50 % элементов знаний.

2. Оценка устного ответа, письменной контрольной работы (задания со свободно конструированным ответом).



Оценка

Критерии оценивания по составляющим образованности

Предметно-информационная

Деятельностно-коммуникативная

Ценностно-ориентационная

«5»

При ответе (в письменной работе) учащийся обнаружил:

знание формул, законов, правил , понятий, понимание причинно-следственных связей, приводит примеры связи теории с практикой, умеет пользоваться учебным материалом.

Ответ полный и правильный на основании изученных теорий, при этом допущена одна несущественная ошибка, исправленная по указанию учителя.

Специальные умения: умение называть и писать формулы и определения различных физических явлений и величин, и их единиц измерения.

Общеучебные умения и навыки: объяснение применения законов в различных физических явлениях и процессах, самостоятельно переносить знания в новую ситуацию, аналитически мыслить, умение прогнозировать результат, умение находить информацию и ее интерпретировать.

Коммуникативные умения: умение выбрать необходимый материал, умение выдвигать гипотезы, и комментировать их, делать обобщения и выводы, умение наглядно представлять информацию.

признает общественную потребность и значимость развития науки физики;

Владеет ценностными ориентациями на уровне целостной картины мира, готов занять активную целесообразную экологическую позицию

Осмысление собственного отношения к проблеме и оценка соответствующих знаний для деятельности человека.

«4»

тоже, что и на оценку «5», но при этом учащийся допускает две-три несущественных ошибки, исправленные по требованию учителя.

уровень формирования специальных и общеучебных умений и навыков соответствует оценке «5», но при этом допускается два-три недочета

Коммуникативные умения: умение выбрать необходимый материал, умение выдвигать гипотезы, и комментировать их, делать обобщения и выводы, умение наглядно представлять информацию.

признает общественную потребность и значимость развития науки физики;

Владеет ценностными ориентациями на уровне целостной картины мира, готов занять активную целесообразную экологическую позицию

Осмысление собственного отношения к проблеме и оценка соответствующих знаний для деятельности человека.

«3»

знание основных формул, законов, правил, понятий. Ответ содержит не менее половины элементов знаний или при полном ответе допущена одна грубая ошибка.

не менее половины элементов специальных и общеучебных умений и навыков, и при этом допущена одна существенная ошибка.

Коммуникативные умения: затрудняется в выборе необходимого материала, представлении информации в наглядном виде; ответ не аргументирован, не сделаны обобщения и выводы.

признает общественную потребность и значимость развития науки физики;

Владеет ценностными ориентациями на уровне целостной картины мира, готов занять активную целесообразную экологическую позицию

Осмысление собственного отношения к проблеме и оценка соответствующих знаний для деятельности человека.

«2»

ответ содержит менее половины элементов знаний , при этом допущено несколько существенных ошибок.

менее половины элементов специальных и общеучебных умений и навыков или допущено несколько существенных ошибок.

Коммуникативные умения: не может отобрать учебный материал, строить высказывание, наглядно представлять информацию.

не воспринимает общественную потребность и значимость развития физики, не может осознать собственного отношения к проблеме и ценность знаний для деятельности человека.

3. Оценка умений решать расчетные задачи.


Оценка

Критерии оценивания по составляющим образованности

Предметно-информационная

Деятельностно-коммуникативная

Ценнностно-ориентационная

«5»

знаний формул, законов, понятий, понимание причинно-следственных связей, необходимых для решения задачи.

в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена наиболее рациональным способом, при этом учащийся показал умение применять теоретические знания для решения конкретной задачи, выбрать необходимую информацию из условия задачи и его интерпретировать, составлять краткую запись, записывать формулы, сделал перевод единиц измерения физических величин.

проявляет самостоятельность и интерес при решении задач, осознает роль физических расчетов на производстве, в быту и научной деятельности.

«4»

знание формул, законов, понятий, понимание причинно-следственных связей, необходимых для решения задачи. Возможно допущение одной-двух несущественных ошибок

В логическом рассуждении и решении нет ошибок, но задача решена нерациональным способом, при этом учащийся показал умение применять теоретические знания при решении конкретной задачи, выбрать необходимый материал из условия задачи и видоизменить его, составил краткую запись, правильно произвел перевод единиц измерения, и записал формулы.

проявляет самостоятельность и интерес при решении задач, осознает роль физических расчетов на производстве, в быту и научной деятельности.

«3»

Знание формул, законов, понятий, необходимых для решения задачи, но допущено три-четыре несущественных ошибки

В логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена ошибка в математических расчетах.

проявляет самостоятельность и интерес при решении задач, но при этом правильно записал формулы, применяемые для решения данной задачи.

проявляет самостоятельность и интерес при решении задач,

«2»

Незнание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки

В логическом рассуждении допущены существенные ошибки, учащийся не может применять теоретические знания при решении конкретной задачи, выбрать необходимый материал из условия задачи и видоизменить его.

Не понимает роли физических расчетов на производстве, в быту и научной деятельности.


4. Оценка экспериментальных умений.


Оценка

Критерии оценивания по составляющим образованности

Предметно-информационная

Деятельностно-коммуникативная

Ценностно-ориентационная

«5»

Во время работы и в отчете учащийся обнаружил:

представление о методах исследования, изучаемых в физике, знание правил техники безопасности, необходимых для проведения эксперимента, владение соответствующей терминологией, систематической номенклатурой.

эксперимент выполнен полностью и правильно в соответствии с планом и техникой безопасности, сделаны соответствующие измерения, расчеты и выводы, отчет сделан литературным языком с точным и правильным использованием основных физических понятий, формул.

проявляет самостоятельность и интерес при выполнении лабораторного эксперимента, осознает его роль в познании.

«4»

представление о методах исследования, изучаемых в физике, знание правил техники безопасности, необходимых для проведения эксперимента, владение соответствующей терминологией, систематической номенклатурой.

эксперимент осуществлен в соответствии с планом и учетом правил техники безопасности не полностью, допущены две три не существенные ошибки при проведении измерений, сделаны соответствующие измерения и выводы. отчет сделан литературным языком с точным и правильным использованием основных физических понятий, формул.

проявляет самостоятельность и интерес при выполнении лабораторного эксперимента, осознает его роль в познании.

«3»

представление о методах исследования, изучаемых в физике, знание правил техники безопасности, необходимых для проведения эксперимента, владение соответствующей терминологией, систематической номенклатурой.

Эксперимент осуществлен не менее чем на половину, допущена существенная ошибка в ходе эксперимента в проведении измерений, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с оборудованием, которая может быть исправлена по требованию учителя.

проявляет самостоятельность и интерес при выполнении лабораторного эксперимента, осознает его роль в познании.

«2»

Допущены существенные ошибки при выполнении эксперимента, не владеет соответствующей номенклатурой.

Эксперимент осуществлен менее чем на половину или допущены две и более существенных ошибки в ходе эксперимента, в оформлении работы, в проведении расчетов и измерений, не сделан вывод по результатам работы.

Эксперимент выполнен без заинтересованности, не может оценить его роль в познании.

3.2. Межпредметная связь.


Межпредметные связи курса физики с другими предметами могут быть установлены успешнее, если предварительно вскрыть логические связи разных курсов естественных наук. Это позволит, не нарушая логики развития отдельных предметов, использовать знания того или иного предмета.

Межпредметные связи как средство обучения и воспитания требуют согласованности в работе учителей разных предметов естественного цикла, изучения программ и содержания смежных дисциплин, взаимопосещения уроков и внеклассных мероприятий, совместного планирования отдельных уроков, учета знаний и умений, получаемых учащимися на уроках по другим предметам.

Окружающая природа является тем объектом, где наиболее полно представляется возможность осуществить взаимосвязь между предметами.

Взаимосвязь естественно-математических предметов осуществляется на базе практических видов деятельности учащихся. Разрабатывается система умений, необходимых для овладения функциональными понятиями на уроках математики и физики. Изучается возможность формирования измерительных, вычислительных и графических навыков в условиях взаимосвязи преподавания математики, физики, черчения. Такая деятельность вырабатывает у школьников единый подход к решению задач.

Одно из центральных математических понятий в курсе физики - понятие функции.

С помощью этого понятия раскрываются зависимости физических параметров. Построение графиков функции позволяет осмысливать математические выражения различных физические законов, анализировать физические явления и процессы.

Усвоение координатного метода помогает сознательно пользоваться понятием системы отсчета и принципом относительности.

Связь физики с историей позволяет знакомить учащихся с биографиями ученых физиков, их вкладом в развитие науки, культуры общества. Знакомит с историей становления физической науки.

Связь физики с русским языком и литературой способствует развитию культуры речи учащихся, учит работать с литературой.

4. Условия для реализации программы.

4.1. Перечень учебно - методического и

дидактического сопровождения

Учебники:

1. Пёрышкин А.В. «Физика 7 класс».- М.: Дрофа, 2008.- 192с.

2 Пёрышкин А.В. «Физика 8 класс».- М.: Дрофа, 2008.- 192с.

3 Пёрышкин А.В, Гутник Е.М. «Физика 9 класс».- М.: Дрофа, 2008. -256с.

Справочные пособия:

1. Лукашик В.И. «Сборник задач по физике для 7 - 9 классов».- М.: Просвещение, 2008.- 192с.

Электронные образовательные ресурсы:

Виртуальная физическая лаборатория 7 класс.

Виртуальная физическая лаборатория 8 класс.

Виртуальная физическая лаборатория 9 класс.

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия 7-11 классы.

Комплекты проверочных работ:

Карточки для самостоятельной работы учащихся на уроке.

Тестовые задания.

Разноуровневые контрольные работы.

Сборники тестов, задач и упражнений:

1 Гельфгап И.М., Гендештейн Л.Э., Кирик Л.А. « 1001 задача по физике с ответами, указаниями, решениями». - М.: Гимназия, 1999.-350с.

2 Баканина Л.П., Белонучкин В.Е., Козел С.М. «Сборник задач по физике».- М.: Наука, 1975. -415с.

3. Павленко Н.И. Павленко К.П. «Тестовые задания по физике 7 класс». -М.: Школьная пресса, 2003.-62с.

4. Павленко Н.И. «Тестовые задания по физике 8 класс». -М.: Школьная пресса, 2002.-80с.

5. Марон А.Е. Марон Е.А.«Дидактические материалы по физике 7 класса». - М.: Дрофа, 2006.-123с.

6. Марон А.Е. Марон Е.А.«Дидактические материалы по физике 8 класса». - М.: Дрофа, 2007.-125с.

7. Павленко Н.И. «Тестовые задания по физике 9 класс». -М.: Школьная пресса, 2004.-48с.

8. Марон А.Е. Марон Е.А.«Дидактические материалы по физике 9 класса». - М.: Дрофа, 2006.-127с.

Сборники контрольных и проверочных работ:

1. Кирик Л.А. «Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы 7 класс». -М.: Илекса, 2007.-176с.

2. Кирик Л.А. «Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы 8 класс». -М.: Илекса, 2002.-160с.

3. Кирик Л.А. «Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы 9 класс». -М.: Илекса, 2002.-176с.

5. Перечень литературы для учащихся.

Пёрышкин А.В. «Физика 7 класс».- М.: Дрофа, 2008.- 192с.

Пёрышкин А.В. «Физика 8 класс».- М.: Дрофа, 2008.- 192с.

Пёрышкин А.В, Гутник Е.М. «Физика 9 класс».- М.: Дрофа, 2008. -256с.

Гельфгап И.М., Гендештейн Л.Э., Кирик Л.А. « 1001 задача по физике с ответами, указаниями, решениями». - М.: Гимназия, 1999.-350с.

Баканина Л.П., Белонучкин В.Е., Козел С.М. «Сборник задач по физике».- М.: Наука, 1975. -415с.

Шевцов В.А. « Способы решения экзаменационных задач по физике». - Волгоград, Братья Гринины, 1996.- 58с.

Шевцов В.А. «Решение задач разных типов по физике».- Волгоград, Учитель, 1999.-73с.

Богатин А.С. «Пособие для подготовки к централизованному тестированию по физике».- Ростов-на- Дону: «Феникс», 2002.- 256с.

Шевцов В.А. «Физика для учащихся 9 класса. Ответы на экзаменационные вопросы».- Волгоград, Братья Гринины, 1997.- 53с.

Лукашик В.И. «Сборник задач по физике в 7-8 классах».- М.: Просвещение, 2008.- 192с.

6. Перечень литературы для учителя.

Кабардин О.Ф., Кабардина С.И., Орлов В.А. «Контрольные и проверочные работы по физике 7-11 классы».- М.: Дрофа, 2001.-192с.

Волков В.А. «Поурочные планы 7 класс».- М.: Вако, 2006.-464с.

Волков В.А. «Поурочные планы 8 класс».- М.: Вако, 2006.-366с.

Волков В.А. «Поурочные планы 9 класс».- М.: Вако, 2005.-304с.

Шевцов В.А. «Задачи для подготовки к олимпиадам по физике. 9-11 классы. Механика».- Волгоград: Учитель, 2004.-143с.

Горлова Л.А. «Интегрированные уроки физики 7-11 классы». -М.: Вако, 2009.-144с.

Минькова Р.Д., Свириденко Л.К. «Проверочные задания по физике в 7, 8 и 10 классах средней школы». - М.: Просвещение, 1992.- 111с.

Кирик Л.А. « Физика 7 класс. Самостоятельные и контрольные работы».- М: «Илекса», 2007.- 176с.

Кирик Л.А. « Физика 8 класс. Самостоятельные и контрольные работы».- М: «Илекса», 2002.- 160с.

Кирик Л.А. « Физика 9 класс. Самостоятельные и контрольные работы».- М: «Илекса», 2002.- 176с.

Шевцов В.А. «Поурочные планы по физике 7 класс».- Волгоград: Учитель, 2005.- 303с.

Семке А.И. «Игры на уроках физики и после. 8 - 11 классы». -М.: Чистые пруды, 2007.-32с.

Тихомирова С.А. «Дидактические материалы 7 - 11 классы». -М.: Школьная пресса, 2003.-112с.

Семке А.И. «Занимательные материалы к уроку 7 класса». -М.: НЦ Энас, 2006. -120с.

Семке А.И. «Занимательные материалы к уроку 8 класса». -М.: НЦ Энас, 2006. -152с.

Тихомирова С.А. «Физика в пословицах и загадках». -М.: Школьная пресса, 2002.-128с.

Чеботарев А.В. «Дидактический материал 8 класс». -М.: Школа-Пресс, 1994.-144с.

7. Валеологические требования к занятиям

Факторы урока

Уровни гигиенической рациональности урока

рациональный

недостаточно рациональный

нерациональ-ный

1

Плотность урока

не менее 60% и не более 75-80%

85-90%

более 90%

2

Количество видов учебной деятельности

4-7

2-3

1-2

3

Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности

не более 10 мин.

11-15 мин.

более 15 мин.

4

Частота чередования различных видов учебной деятельности

Смена не позже чем через 7-10 мин.

Смена через 11-15 мин.

Смена через 15-20 мин.

5

Количество видов преподавания

не менее 3-х

2

1

6

Чередование видов преподавания

не позже чем через 10-15 мин.

Через 15-20 мин.

Не чередуются

7

Наличие эмоциональных разрядок (количество)

2-3

1

нет

8

Место и длительность применения ТСО

В соответствии с гигиеническими нормами

С частичным соблюдением гигиенических норм

В произвольной форме

9

Чередование позы

Поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся

Имеются случаи несоответствия позы виду работы. Учитель иногда контролирует посадку учащихся

Частые несоответствия позы виду работы. Поза не контролируется учителем

10

Наличие, место, содержание и продолжительность физминуток.

на 20 и 35 мин. Урока по 1 мин. Из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого

1 физминутка с неправильным содержанием или продолжительностью

отсутствуют

11

Психологический климат

Преобладают положительные эмоции

Имеются случаи отрицательных эмоций. Урок эмоционально индифферентный

Преобладают отрицательные эмоции

12

Момент наступления утомления учащихся по снижению учебной активности

не ранее 40 мин.

не ранее 35-37 мин.

до 30 мин.

8. Общие и предметные компетенции, формирующиеся при изучении физики


Группы предметных компетенций по физике

Компе-тенции

Знаний

Умения

Способы реализации

Когнитивные

Знание теоретических основ школьного курса физики:

  • Явлений;

  • Понятий;

  • Законов;

  • Теорий;

  • Приборов и установок;

  • Фундаментальных физических опытов.

    • Теоретически мыслить, разбираться в логике физических процессов и явлений, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать, обосновывать, аргументировать и др.;

    • Отвлекаться от несущественных сторон исследуемых явлений, создавать образ идеальной модели;

    • Обобщение и систематизации знаний, выделение особенностей предметов и явлений;

    • Мысленно абстрагироваться от теоретических положений, творчески предсказывать конкретные результаты, обобщать полученные выводы;

    • Строить индуктивные и дедуктивные умозаключения для объяснения процессов, явлений, свойств вещества и физических полей.

        • Подача теоретического материала «крупными пор-циями» (лекции, опорные конспекты);

        • Решение качественных, экспериментальных, расчетных задач различных типов и видов сложности;

        • Решение исследовательских задач и задач-парадоксов.

Практические

Теоретические знания, необходимые для анализа задачной ситуации (поня-тия, законы, теоретичес-кие положения).

Знание структуры зада-чи, знание алгоритмов решения задач данного типа, знание единиц измерения физических величин.


      • Анализировать задачную ситуацию;

      • Применять теоретические знания при решении задач;

      • Оперировать идеальными моделями, устанавливать аналогии между явлениями и задачами;

      • Применять понятия, законы и теории для объяснения явления, о котором идет речь в задаче;

      • Правильно записывать условие задачи;

      • На основе известных законов и формул решать задачу в общем виде;

      • Пользоваться справочными таблицами физических величин;

Проверять размерность полученного результата и проводить необходимые вычисления.

        • Решение задач по физике всех типов и видов сложнос-ти;

        • Организация самостоятель-ной работы;

        • Работа в малых группах.

Экспериментальные

Теоретические знания, необходимые для анализа эксперимента (понятия, законы, теоретические положения).

Знание теоретических основ эксперименталь-ной деятельности, знания о способах деятельности.

Знание принципов действия основных физических приборов, используемых для измерений физических величин.

      • Планирование своей деятельности при подготовке и выполнении эксперимента;

      • Обращаться с физическими приборами, в производстве основных физических измерений;

      • Объяснять наблюдаемые физические явления и свойства тел, понимать практическую значимость приборов, механизмов и машин;

      • Наблюдать, находить существенные признаки физических явлений;

      • Осуществлять переход от известных фактов к выдвижению гипотезы, переход от теоретических выводов к экспериментальной проверке.

        • Решение эксперименталь-ных и исследовательских задач;

        • Выполнение лабораторных работ и физического практи-кума.

Исследовательские

Знание теоретических основ исследовательской деятельности.

      • Формулировать проблему;

      • Использовать имеющиеся знания в нестандартных ситуациях;

      • Теоретически и практически подтверждать гипотезу;

      • Находить решение проблемы, создавать субъективно новый образовательный продукт.

        • Решение исследовательских экспериментальных задач по физике;

        • Решение задач-парадоксов;

        • Выполнение физического практикума;

        • Организация самостоятель-ной работы.


Группы общих (ключевых) компетенций


Компетенции

Способности и умения

Способы реализации

Коммуникативная

  • Эффективная коммуникация с ученическим коллективом и обществом в целом.

Теоретические, практические, экспериментальные виды деятельности

Информационная

  • Поиск и обработка информации, включая использование электронных ресурсов;

  • Компьютерная грамотность;

  • Использование информационных ресурсов, работа с текстами;

  • Применение знаний и понимание;

  • Критическое отношение к информации.

Теоретические, практические, экспериментальные виды деятельности

Организационно-управленческая

  • Исполнительская дисциплина;

  • Инициативность в работе;

  • Организаторские способности и способность к лидерству;

  • Способность брать на себя ответственность и принимать решения;

  • Навыки самоуправления (целеполагание, планирование, презентация);

  • Способность к адаптации к новым ситуациям;

  • Критическое мышление;

  • Способность самостоятельно организовать свою учебную деятельность.

Теоретические, практические, экспериментальные виды деятельности


© 2010-2022