Конспект урока по физике на тему Газовые законы (10 класс)

Раздел Физика
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Старо-Ермаковская средняя общеобразовательная школа

Камышлинского района Самарской области




Открытый урок

«Газовые законы»

(10 класс)



Составил:

учитель математики и физики

Шайхутдинова Р.И.




Декабрь 2010г.


План урока

По физике в 10 классе по теме:

«Газовые законы»

Дата проведения: 23.12.2010г.

Тема урока: Арифметическая и геометрическая прогрессии при подготовке к ГИА.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Дидактическая цель:

  • развивать навыки логического мышления, самостоятельный исследовательской работы, внимательность, умение сравнивать и анализировать, находить закономерности, рассуждать, делать вывод;

  • формировать навыки работы с графиками;

  • воспитывать целеустремленность, настойчивость в достижении поставленной цели, ответственное отношение к труду;

  • ввести понятие "изопроцесс";

  • изучить газовые законы.

Задачи:

  1. Образовательные: изучить газовые законы; формировать умение объяснять законы с молекулярной точки зрения; изображать графики процессов; начать обучение учащихся решать графические и аналитические задачи, используя уравнение состояния и газовые законы; установление межпредметных связей (физика, математика, биология).

  2. Воспитательные: продолжить формирование познавательного интереса учащихся; в целях интернационального воспитания обратить внимание учащихся, что физика развивается благодаря работам ученых различных стран и исторических времен; продолжить формирование стремления к глубокому усвоению теоретических знаний через решение задач.

  3. Развивающие: активизация мыслительной деятельности (способом сопоставления), формирование алгоритмического мышления; развитие умений сравнивать, выявлять закономерности, обобщать, логически мыслить; научить применять полученные знания в нестандартных ситуациях для решения графических и аналитических задач

Место урока в разделе "Основы МКТ": урок проводился в 10 классе после изучения основ молекулярно-кинетической теории газов и понятия температура.

Оборудование: Интерактивная доска, презентация к уроку, меловая доска, компьютер, проектор, карточки с заданиями.

Ход урока

  1. Повторение (10 мин).

  2. Постановка проблемы (5 мин).

  3. Решение проблемы (объяснение) (23 мин).

  4. Обобщение (5 мин).

  5. Подведение итогов. Домашнее задание (2 мин).

С самого начала на интерактивной доске открыта презентация "Газовые законы". (Приложение 1)

1. Сегодня, ребята, мы попытаемся, используя уже накопленные нами знания, пройти сложный путь первооткрывателей и сформулировать пусть уже открытые законы. Но мы пока учимся, а дальше, как знать может быть, вам откроется то, о чем сегодня ученые даже не думают. Ну а теперь - вперед! Записываем тему урока, она на доске и повторим то, что изучали ранее (работа по второму слайду: учитель выводит на доску вопрос, учащиеся отвечают на него).

2. Итак, мы отметили, что уравнение состояния идеального газа связывает между собой три макроскопических параметра: р, Т и V. Но при любых ли процессах все эти параметры изменяются? Давайте рассмотрим несколько примеров. Возьмем любой аэрозоль. Какой параметр здесь постоянен? (учащиеся отвечают: объем не изменяется). А если мы деформируем его и объем изменим, но внешних условий менять не будем? (учащиеся отвечают: при деформации объем уменьшится, давление внутри возрастет, а температура останется постоянной). А если стенки сосуда сделать настолько тонкими, чтобы они могли растягиваться и рассмотреть процесс при повышении температуры? (учащиеся отвечают: объем растет с повышением температуры, а давление внутри сосуда равно внешнему давлению и постоянно). Теперь мы знаем, что существуют процессы, при которых отдельные макроскопические параметры сохраняются (работа по третьему слайду: учитель вводит определение изопроцесса и определяет, какие изопроцессы будут рассмотрены далее).

3. Теперь рассмотрим каждый из представленных процессов подробнее и попытаемся установить для каждого из них связь между Т, р и V.

На доске демонстрируется четвертый слайд: учитель описывает систему: в сосуде с газом помещен поршень. При движении поршня объем, занимаемый газом, изменяется. Давайте заполним таблицу и по ней определим название процесса. Ученик заполняет таблицу, комментируя свои действия. Определяет название процесса. Учитель: Теперь давайте дадим определение изотермического процесса (переходит к пятому слайду).Температура постоянна, а как же изменяются другие параметры? Чтобы ответить на этот вопрос, к какому уравнению мы должны обратиться? (учащиеся отвечают: к уравнению Менделеева-Клапейрона). Давайте попробуем (учащиеся работают в тетради, учитель дает пояснения). Что же мы получили? (продолжение пятого слайда). Полученный нами закон был открыт английским физиком Робертом Бойлем в 1662 году. Имя французского аббата Эдма Мариотта в названии закона появилось в 1676 году благодаря его работе "Речь о природе воздуха", в которой были описаны опыты, аналогичные экспериментам Бойля, и при этом без ссылок на работы последнего. Еще раз вернемся к опыту. Если температура постоянна, как связаны между собой давление и объем? (учащиеся отвечают: при увеличении объема давление падает и, наоборот, при уменьшении объема давление увеличивается). Теперь рассмотрим графики изотермического процесса. Вначале зависимость р от V. Обозначим все постоянные величины через k, тогда р = k•1/V. Какая кривая является графиком такой функции? (учащиеся отвечают: графиком такой функции является гипербола). Построим гиперболы для двух процессов, при которых Т2 > Т1. (Учитель показывает графики на слайде). Графики изотермического процесса получили название изотерм. Постройте изотермы в координатах р, Т и V, T. (Учащиеся работают в тетради, а затем проверяют графики по слайду).

Теперь перейдем к следующему процессу (изобарный и изохорный процесс рассматриваются аналогично изотермическому).

4. Мы познакомились с тремя изопроцессами: изотермическим, изобарным и изохорным. Все они вытекают из уравнения состояния идеального газа. Обратимся к слайду (учитель демонстрирует первый шаг десятого слайда). Если мы рассматриваем один и тот же газ, не изменяя его массу, то количество вещества данного газа тоже изменяться не будет и можно перейти к записи Клапейрона (второй и третий шаг десятого слайда). А теперь переходим к изопроцессам (учащиеся работают в тетрадях). Сравним результаты.

5. Учитель подводит итог урока, дает задание на дом.


© 2010-2022