Программа внеурочных занятий Эксперименты в физике

Раздел Физика
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа внеурочных занятий по физике.

Эксперименты в физике

Пояснительная записка

Программа элективного курса разработана на основе программы внеурочных занятий по физике, опубликованной в книге из серии «Стандарты второго поколения» Примерные программы по учебным предметам. Физика. 7-9 классы. Естествознание. 5 класс. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2010. - 80 с. руководители проекта: вице-президент РАО А.А.Кузнецов, академик- секретарь Отделения общего образования РАО М.В. Рыжаков, член-корреспондент РАО А.М. Кондаков и на основе программы основного общего образования по физике (авторы Н.С. Пурышева, Н.Е.Важеевская) из сборника Рабочие программы. Физика. 7-9 классы: учебно-методическое пособие/ составитель Е.Н.Тихонова. М.: Дрофа, 2013 г). Курс рассчитан на 34 часа 1 час в неделю.

Целью внеурочных занятий по этой теме является удовлетворение индивидуального интереса учащихся к практическим приложениям физики в процессе самостоятельной познавательной и творческой деятельности при проведении экспериментов и исследований.

Данный элективный курс по физике рассчитан на учащихся 7 класса. Он способствует:

  1. развитию экспериментальных навыков обучающихся,

  2. развитию умения подбирать необходимое оборудование для решения задачи,

  3. собирать установку для опыта,

  4. проводить опыты

  5. делать соответствующие выводы из результатов опытов,

  6. воспитывает умение сотрудничать при проведении экспериментов, обсуждении результатов опытов.

  7. Способствует развитию интереса к физике как к учебному предмету и науке.

  8. Развитию познавательных и творческих способностей учащихся,

  9. формированию умений применять полученные знания на практике.

Экспериментальные навыки очень важно прививать обучающимся в связи с тем, что количество часов, отводимое по учебной программе для изучения физики в старших классах (9 - 11 кл.), сокращается, а значит, на уроке остается меньше времени на эксперимент. Так же уменьшается количество времени, отведенное на лабораторный практикум в этих классах. Но все же учащиеся должны понимать, что физика - наука экспериментальная. Умение экспериментировать, ставить опыты с простым оборудованием поможет учащимся и в решении повседневных практических задач, таких как изготовление своими руками необходимого простейшего устройства, приспособления.

Занятия курса организуются так, что учащиеся выполняют самостоятельный поиск решения задачи, подбирают приборы, проверяют свои варианты решений или же изучают необходимую литературу и выполняют опыты. Достижению этих целей в большей мере способствует процесс самостоятельного познания мира, а не процесс передачи готовых знаний. Поэтому при организации самостоятельной работы учащихся над индивидуальными исследовательскими или конструкторскими проектами целесообразно возможно чаще ставить школьника в положение не слушателя, а докладчика, первооткрывателя, изобретателя. Содержание занятий постепенно усложняется от простых практических умений к их творческому применению. На первом этапе рассматриваются методы измерения физических величин, устройство и принципы действия измерительных приборов, способы обработки и представления результатов измерений.

На втором этапе учащиеся могут испытать свои силы при самостоятельном выполнении индивидуальных экспериментальных заданий и конструкторских работ, посвященных исследованиям физических процессов и явлений. На основе приобретения самостоятельного опыта использования физических измерительных приборов у школьников вырабатывается чувство уверенности в своих способностях успешно взаимодействовать с предметами окружающего мира и разнообразными техническими устройствами. В завершение этого этапа обучения учащиеся могут представить результаты своих исследований на классном или школьном конкурсе творческих работ.



№п/п

Тема урока

дата

1.

Определение цены деления шкалы и инструментальной погрешности приборов

2.

Определение длины линии и площади плоской фигуры

3.

Определение диаметра нити, тонкой проволоки, волоса

4.

Измерение длины проволоки

5.

Определение толщины пластины прямоугольной формы

6.

Определение скорости и характера движения пузырька воздуха в стеклянной трубке с водой

7.

Определение средней скорости игрушечного автомобиля

8.

Определение конечной скорости шарика на наклонной плоскости

9.

Прямые и косвенные измерения площадей различных фигур

10.

Прямые и косвенные измерения объёмов различных тел

11.

Определение массы тела, плавающего в воде

12.

Сравнение масс двух тел по взаимодействию и по результатам взвешивания

13.

Определение плотности картофеля и лука

14.

Определение длины проволоки, используя весы с разновесом и линейку

15.

Определение объёма куска льда

16.

Определение внутреннего объёма ёмкости

17.

Определение плотности камня

18.

Определение жесткости пружины, резины

19.

Определение веса бруска, используя линейку

20.

Измерение силы трения при движении брусков

21.

Измерение и сравнение силы трения качения и силы трения скольжения

22.

Определение давления воды на дно стакана

23.

Определение давления цилиндра на горизонтальную поверхность

24.

Вычисление силы, необходимой для отрыва присоски от стола

25.

Измерение равнодействующих сил, направленных вдоль одной прямой

26.

Измерение силы Архимеда

27.

Определение плотности вещества методом гидростатического взвешивания

28.

Зависимость силы Архимеда от объёма погруженной в жидкость части тела

29.

Определение мощности, при подъёме на 4 этаж

30.

Определение центра тяжести плоских тел

31.

Проверка правила моментов сил при равновесии рычага

32.

Взвешивание тела при помощи рычага

33.

Определение массы тела на неравноплечных весах

34.

Подведение итогов курса

Уровень усвоения указанных умений определяется на заключительных занятиях при проведении отчета обучающихся, посещавших данный элективный курс, в виде выступления с демонстрацией занимательных опытов по физике перед учащимися 6 класса.

Приборы и материалы для опытов:

К опыту 1: стеклянная банка, картонное кольцо по диаметру шире отверстия в банке, монета, карандаш;

К опыту 2: полотенце кухонное, стакан, 2 монеты одинакового диаметра, 1 монета меньшего диаметра;

К опыту 3: 2 кольца из газетной бумаги шириной 2,5 см, 2 деревянных бруска, металлический стержень, карандаш;

К опыту 4: чашка с водой, лезвие, металлические иглы, крем косметический;

К опыту 5: мензурка с водой, пипетка, резиновая пленка (разрезанный воздушный шарик), нитки;

К опыту 6: 5 металлических брусочков одинакового размера, стакан с водой, линейка:

К опыту 7: вареное яйцо, колба с диаметром отверстия меньше, чем яйцо, бумага, спички, металлический поднос.

Подготовительная работа:

Объявление-приглашение для семиклассников о проведении заключительного занятия элективного курса "Физика вокруг нас" в форме викторины;

Изготовление бумажных жетонов с буквами "Т" и "П";

Изготовление "медалей" - "Лучшему физику - теоретику 6 класса" и "Лучшему физику - практику 6 класса";

Приготовить яблоко, изюм, черный ящик.

Пригласить в счетную комиссию учащихся 9 класса (3 чел.).

Ход занятия 1.

Вступительное слово учителя.

Сегодня у нас проходит заключительное занятие элективного курса по физике, на котором семиклассники учились овладевать премудростями эксперимента, изготовляли игрушки на основе физических явлений, учились демонстрировать опыты. Сейчас они покажут свои умения для вас. Чтобы шестиклассникам не было скучно, мы решили и им дать возможность выполнить опыты. Условия таковы: семиклассник задает вопрос, в котором описана экспериментальная задача, каждый шестиклассник, желающий ответить, поднимает руку, рассказывает план решения задачи. Если принцип решения не нарушает условия вопроса, то ему предоставляется возможность попробовать выполнить опыт. Удачное решение вопроса дает возможность ученику 6 класса получить жетон с буквой "П" - практик. В случае неудачи шестиклассников, решение вопроса демонстрирует семиклассник и объясняет его суть. Пожелаем успеха и шестому и седьмому классу!

Для подготовки оборудования к опытам потребуется некоторое время. В эти паузы для учеников 6 класса будут предлагаться теоретические вопросы. Правильно ответивший на теоретический вопрос получает жетон с буквой "Т" - теоретик. Подсчетом и раздачей жетонов занимается наша счетная комиссия. Получившие наибольшее количество тех или других жетонов, в конце занятия награждаются "медалями".

Итак, физика вокруг нас, знаем ли мы физические явления, умеем ли использовать их на практике? 2. Викторина.

(Теоретические и практические вопросы задают учащиеся 7 класса, они же анализируют и комментируют ответы учеников 6 класса).

Теоретический вопрос: Что обозначает слово физика в переводе с греческого языка?

Теоретический вопрос: Какой ученый впервые ввел слово "физика" в науку?

Теоретический вопрос: Что называют инерцией?

Опыт 1. На банке стоит картонное кольцо, на кольце лежит монета. Не дотрагиваясь до кольца и монеты руками, используя явление инерции, положите монету в банку.

Опыт 2. На столе вверх дном стоит стакан. Он опирается на две монеты. Под стаканом лежит еще одна монета. Не дотрагиваясь до стакана, достаньте ту монету, которая лежит внутри стакана. (Стол покрыт полотенцем или скатертью).

Теоретический вопрос: В черном ящике находится предмет, который, как рассказывает легенда, помог открыть явление всемирного тяготения. Какой предмет находится в черном ящике?

Опыт 3. На два бруска я повесил бумажные кольца. На кольца положил карандаш. Что произойдет, если я сейчас ударю палкой по карандашу: сломается палка, сломается карандаш или разорвутся кольца? Отвечает тот, кто первым поднимет руку.

Теоретический вопрос: Полезна ли мужчинам борода? Ответ дайте с точки зрения физики.

После заслушивания ответов учеников можно привести такие сведения. С бородой мужчинам теплее. Зимой утепление нижней части лица бородой действует положительно, а летом, особенно при физических усилиях, голова и мозг бородатого мужчины перегреваются. Чем больше и гуще борода, тем сильнее выпадают волосы на голове, и тем чаще образуется лысина, усиливающая охлаждение мозга. К такому выводу пришли ученые из Лионского университета (Франция).

Опыт 4. В руках у меня лезвие. Есть чашка с водой. Положите лезвие на воду так, чтобы оно плавало. Перевезите с помощью лезвия 7 иголок от одного края чашки на другой.

Теоретический вопрос: Правда ли, что железную дорогу придумали заключенные? Если "да", то, как это произошло?

После ответов учащихся можно привести следующие сведения.

В старину на рудниках, где работали заключенные, для груженных рудой тележек прокладывали пути из деревянных брусьев. Так как такие пути были недолговечны, то к брусьям прикрепляли вначале стальные полосы, а потом короткие чугунные рельсы. А деревянные брусья стали класть поперек, так появились пути, которые м ы называем сегодня железнодорожными.

Опыт 5. У меня есть сосуд с водой, в котором плавает пипетка. Сосуд сверху закрыт. Не открывая сосуда, не замочив рук, опустите пипетку до дна, а потом поднимите вверх, т.е. заставьте ее нырять.

После выполнения опыта можно рассказать о его истории.

Этому занимательному опыту около 300 лет. Его приписывают Рене Декарту (по латыни его фамилия Картезий). Опыт был так популярен, что на его основе создали игрушку, которую и назвали "картезианский водолаз".

Теоретический вопрос: Две сестры качались, правды добивались. А когда добились, то остановились. Что это такое?

Опыт 6. На столе стопкой лежат металлические бруски, на них стоит стакан с водой. Предложите способ, как опустить стакан на стол, не дотрагиваясь до него.

Теоретический вопрос: Благодаря какому великому ученому слово "физика" появилось в русском языке? Опыт 7. Предложите способ, как это вареное яйцо положить в колбу. Разрезать яйцо нельзя.

Теоретический вопрос: И наконец - изюминка нашего занятия! (на тарелке выносят изюминку) Последний маленький вопрос: какое физическое явление произойдет, если изюминку положить в воду.

3. Подведение итогов викторины, награждение победителей.

4. Подведение итогов элективного курса.

Используемая литература:

Билимович Б. Ф. Физические викторины. - М.: Просвещение, 1977

Горев Л. А. Занимательные опыты по физике. - М.: Просвещение, 1977

Майоров А. Н. Физика для любознательных или О чем не узнаешь на уроке. - Ярославль: Академия развития, Академия, К°, 1999

Рабиза Ф. В. Опыты без приборов. - М.: Детская литература, 1988г.





© 2010-2022