Учебная программа по физике 11 класс

Пояснительная записка Количество недельных часов:   2  Количество часов в год: 70  Уровень программы: базовый. Тип программы: типовая Данная рабочая программа по физике для  11  класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования в соответствие с Основной образовательной программой  и Учебным планом  Сусанинской общеобразовательной школы  на 2014-2015 учебный год. Актуальность изучения физики Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступа...
Раздел Физика
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сусанинская общеобразовательная школа I - III ступеней

Первомайского районного совета

Республика Крым


РАССМОТРЕНО

на заседании педагогического совета

Протокол № 1 от «__» ______ 2014г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

______________С.П.Мудрая

Приказ №___ от «___»______2014г.





Учебная программа по физике

11 класс

2014 - 2015 учебный год

Составитель: учитель высшей категории В.Ф.Казьмина



СОГЛАСОВАНО

на заседании МО естественно- математических дисциплин

Протокол № 1 от «____» _______2012г. .

Руководитель МО __________ Л.А.Шевцова

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР

_______________ В.Ф. Казьмина

«____» _________ 2014г.

с. Кормовое

2014г.

Пояснительная записка

Количество недельных часов: 2

  1. Количество часов в год: 70

  2. Уровень программы: базовый.

  3. Тип программы: типовая

Данная рабочая программа по физике для 11 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования в соответствие с Основной образовательной программой и Учебным планом Сусанинской общеобразовательной школы на 2014-2015 учебный год.

Актуальность изучения физики

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников.

Изучение физики в общеобразовательных школах направлено на достижение следующих целей :

· освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;

· овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;

· развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

· воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;

· использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

формирование системы физических знаний и умений в соответствии с Обязательным минимумом содержания среднего полного общего образования и на этой основе представлений о физической картине мира.

Изучение физики в 11 классе осуществляется по учебнику

Г. Я. МЯКИШЕВ, Б. Б. БУХОВЦЕВ, В.М. Чаругин «Физика 11».

Обучение ведётся по программе, рассчитанной на 2 часа в неделю. Общее число часов по учебному плану за год составляет 70 часов. Это достаточное количество уроков, чтобы дать учащимся представление о новых темах данного учебного предмета. Данная учебная программа предполагает проведение лабораторных работ, которые дают возможность учащимся практически овладеть некоторыми навыками работы с лабораторным оборудованием, учат соблюдать правила техники безопасности в кабинете физики и служат формированию у обучающихся интереса к предмету физики. Так же данный курс предполагает проведение самостоятельных, тестовых и контрольных работ, которые дают возможность контроля практических знаний учащихся и проверки умения решать задачи по предмету.

Программа построена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Нормативные правовые документы,

на основании которых разработана рабочая программа:


  1. Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании».

  2. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004;

  3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Приказ № 413 от 17.05.2012г.

  4. Фундаментальное ядро содержания общего образования. М. : Просвещение, 2011.

Современные информационные технологии как инструмент

В разделе рабочей программы «Использование ИКТ» спланировано применение имеющихся компьютерных продуктов: демонстрационный материал, задания для устного опроса учащихся, тренировочные упражнения, различные электронные учебники, образовательные электронные ресурсы по физике для 11 класса.

Демонстрационный материал (презентация, слайды).

Создается с целью обеспечения наглядности при изучении нового материала, использования при ответах учащихся. Применение анимации при создании такого компьютерного продукта позволяет рассматривать вопросы физической теории в движении, обеспечивает другой подход к изучению нового материала, вызывает повышенное внимание и интерес у учащихся.

Изучение некоторых тем в физике связано с знанием и пониманием свойств элементарных функций. Решение задач на различные виды движений предполагает глубокое знание поведения элементарных функций. Научиться распознавать виды движений, используя свойства таких функций, помогают компьютерные слайды.

Электронные образовательные ресурсы позволяют учащимся глубже понять законы, проследить зависимость физических величин.

Задания физического диктанта.

Эти задания дают возможность отрабатывать различные вопросы теории и практики, применяя принципы наглядности, доступности. Их можно использовать на любом уроке в режиме учитель - ученик, взаимопроверки, а также в виде тренировочных занятий.

Тренировочные упражнения. Включают в себя задания с вопросами и наглядными ответами, составленными с помощью анимации. Они позволяют ученику самостоятельно отрабатывать различные вопросы физической теории, практики.

Электронные учебники.

Они используются в качестве виртуальных лабораторий при проведении практических занятий, уроков введения новых знаний, в постановке демонстрационного и лабораторного экспериментов В них заключен большой теоретический материал, много тренажеров, практических и исследовательских заданий, справочного материала. На любом из уроков возможно использование компьютерных устных упражнений, что активизирует мыслительную деятельность учащихся, развивает вычислительные навыки, так как позволяет осуществить иной подход к изучаемой теме.

Использование компьютерных технологий в преподавании физики позволяет непрерывно менять формы работы на уроке, постоянно чередовать устные и письменные упражнения, осуществлять разные подходы к решению физических задач с учётом индивидуальных особенностей учащихся, а это постоянно создает и поддерживает интеллектуальное напряжение детей, формирует у них устойчивый интерес к изучению данного предмета.

Требования к базовому уровню подготовки

учащихся 11 класса

Знать/понимать понятия:

материальная точка, относительность механического движения,

путь, перемещение, мгновенная скорость, ускорение,

амплитуда, период, частота колебаний.

понятия: масса, сила (сила тяжести, сила трения, сила упругости), вес, невесомость,

импульс, инерциальная система отсчета, работа силы,

потенциальная и кинетическая энергия,

внутренняя энергия, работа в термодинамике, количество теплоты.

удельная теплоемкость необратимость тепловых процессов, тепловые двигатели:

тепловое движение частиц; массы и размеры молекул;

идеальный газ; изотермический, изохорный, изобарный и адиабатный процессы;

броуновское движение; температура (мера средней кинетической энергии молекул);

насыщенные и ненасыщенные пары; влажность воздуха;

анизотропии монокристаллов, кристаллические и аморфные тела;

упругие и пластические деформации.

элементарный электрический заряд, электрическое поле; напряженность,

разность потенциалов, напряжение, электроемкость,

диэлектрическая проницаемость.

электролиз, диссоциация, рекомбинация,

термоэлектронная эмиссия,

собственная и примесная проводимость полупроводников.

Законы и принципы: Законы Ньютона, принцип относительности Галилея, закон всемирного тяготения, закон Гука, зависимость силы трения скольжения от силы давления, закон сохранения импульса, закон сохранения и превращения энергии, Кулона, сохранения заряда, основное уравнение молекулярно-кинетической теории, уравнение Менделеева - Клапейрона, связь между параметрами состояния газа в изопроцессах. первый закон термодинамики, Ома для полной цепи, электролиза. сторонние силы и ЭДС.

Практическое применение: движение искусственных спутников под действием силы тяжести, реактивное движение,

устройство ракеты, КПД машин и механизмов.

использование кристаллов и других материалов и технике;

тепловых двигателей на транспорте, в энергетике и сельском хозяйстве;

методы профилактики и борьбы с загрязнением окружающей среды;

защита приборов и оборудования от статического электричества;

электроизмерительные приборы магнитоэлектрической системы;

электролиза в металлургии и гальванотехнике,

электронно-лучевой трубки,

полупроводникового диода, терморезистора, транзистора.

Уметь: пользоваться секундомером. Измерять и вычислять физические величины (время, расстояние, скорость, ускорение). Читать и строить графики, выражающие зависимость кинематических величин от времени, при равномерном и равноускоренном движениях. Решать простейшие задачи на определение скорости, ускорения, пути и перемещения при равноускоренном движении, скорости и ускорения при движении тела по окружности с постоянной по модулю скоростью. на расчет количества вещества, молярной массы, с использованием основного уравнения молекулярно-кинетической теории газов, уравнения Менделеева - Клайперона, связи средней кинетической энергии хаотического движения молекул и температуры. на применение первого закона термодинамики, на расчет работы газа в изобарном процессе, КПД тепловых двигателей. закон сохранения электрического заряда и закон Кулона; на движение и равновесие заряженных частиц в электрическом поле; на расчет напряженности, напряжения, работы электрического поля, электроемкости, на определение количества вещества выделившегося при электролизе,

Изображать на чертеже при решении задач направления векторов скорости, ускорения. Рассчитывать тормозной путь.

.

Измерять и вычислять физические величины (массу, силу, жесткость, коэффициент трения, импульс, работу, мощность, КПД механизмов,). Читать и строить графики, выражающие зависимость силы упругости от деформации. Решать простейшие задачи на определение массы, силы, импульса, работы, мощности, энергии, КПД. Изображать на чертеже при решении задач направления векторов ускорения, силы, импульса тела. Рассчитывать силы, действующие на летчика, выводящего самолет из пикирования, и на движущийся автомобиль в верхней точке выпуклого моста; определять скорость ракеты, вагона при автосцепке с использованием закона сохранения импульса, а также скорость тела при свободном падении с использованием закона сохранения механической энергии.

Читать и строить графики зависимости между основными параметрами состояния газа. Пользоваться психрометром; определять экспериментально параметры состояния газа. решать задачи Вычислять, работу газа с помощью графика зависимости давления от объема.

Уметь: производить расчеты электрических цепей с применением закона Ома для участка и полной цепи и закономерностей последовательного и параллельного соединения проводников

Пользоваться миллиамперметром, омметром или авометром, выпрямителем электрического тока.

Собирать электрические цепи. Измерять ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока.

Оценивать и анализировать информацию содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях

Содержание курса

Тематическое планирование

11 класс

Основы электродинамики (продолжение)

Магнитное поле 4

Электромагнитная индукция 8

Злектромагнитные колебания и волны 18

Механические колебания 4

Электромагнитные колебания 5

Производство, передача и использование электрической энергии 2

Механические волны 3

Электромагнитные волны 4

Оптика 19

Световые волны 13

Элементы теории относительности 2

Излучение и спектры 4

Квантовая физика 15

Световые кванты 4

Атомная физика 3

Физика атомного ядра 7

Элементарные частицы 1

Строение Вселенной 4

Всего часов 68

11 Класс. Содержание учебного материала.

(68 часов, 2 часа в неделю, резерв 1 час)

Основы электродинамики (продолжение).

Магнитное поле (4 часа).

Взаимодействие токов.

Магнитное поле тока. Магнитная индукция. Сила Ампера. Сила Лоренца. Действие магнитного поля на движущуюся заряженную частицу. Магнитные свойства вещества.

Лабораторная работа №1: Наблюдение действия магнитного поля на ток.

Демонстрации:

  1. Взаимодействие параллельных токов.

  2. Действие магнитного поля на ток.

  3. Устройство и действие амперметра и вольтметра.

  4. Устройство и действие громкоговорителя.

  5. Отклонение электронного лучка магнитным полем.

Знать: понятия: магнитное поле тока, индукция магнитного поля.

Практическое применение: электроизмерительные приборы магнитоэлектрической системы.

Уметь: решать задачи на расчет характеристик движущегося заряда или проводника с током в магнитном поле, определять направление и величину сил Лоренца и Ампера,

Электромагнитная индукция (8 часов)

Явление электромагнитной индукции. Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца. Самоиндукция. Индуктивность. Взаимосвязь электрического и магнитного полей. Электромагнитное поле.

Лабораторная работа №2: Изучение электромагнитной индукции.

Демонстрации:

  1. Электромагнитная индукция.

  2. Правило Ленца.

  3. Зависимость ЭДС индукции от скорости изменения магнитного потока.

  4. Самоиндукция.

  5. Зависимость ЭДС самоиндукции от скорости изменения силы тока в цепи и от индуктивности проводника.

Знать: понятия: электромагнитная индукция; закон электромагнитной индукции; правило Ленца, самоиндукция; индуктивность, электромагнитное поле.

Уметь: объяснять явление электромагнитной индукции и самоиндукции, решать задачи на применение закона электромагнитной индукции, самоиндукции.

Колебания и волны (18 часов: колеб.4/7+волны7)

Свободные колебания, гармонические колебания, затухающие и вынужденные колебания, превращение энергии в электромагнитных колебаниях. Период свободных электрических колебаний, формула Томсона.. Переменный электрический ток. Резонанс в электрической цепи. Генерирование электрической энергии. Трансформатор. Передача электрической энергии. Характеристики волн. Звуковые волны. Интерференция, дифракция, поляризация. Электромагнитное поле. Электромагнитная волна. Принципы радиосвязи, радио Попова. Свойства электромагнитных волн.. Телевидение. Развитие средств связи

Лабораторная работа №3: Определение ускорения свободного падения с помощью маятника.

Демонстрации:

  1. Свободные электромагнитные колебания низкой частоты в колебательном контуре.

  2. Зависимость частоты свободных электромагнитных колебаний от электроемкости и индуктивности контура.

  3. Незатухающие электромагнитные колебания в генераторе на транзисторе.

  4. Получение переменного тока при вращении витка в магнитном поле.

  5. Устройство и принцип действия генератора переменного тока (на модели).

  6. Осциллограммы переменною тока

  7. Устройство и принцип действия трансформатора

  8. Передача электрической энергии на расстояние с мощью понижающего и повышающего трансформатора.

  9. Электрический резонанс.

  10. Излучение и прием электромагнитных волн.

  11. Отражение электромагнитных волн.

  12. Преломление электромагнитных волн.

  13. Интерференция и дифракция электромагнитных волн.

  14. Поляризация электромагнитных волн.

  15. Модуляция и детектирование высокочастотных электромагнитных колебаний.

Знать: понятия: свободные и вынужденные колебания; колебательный контур; переменный ток; резонанс, электромагнитная волна, свойства электромагнитных волн.

Практическое применение: генератор переменного тока, схема радиотелефонной связи, телевидение.

Уметь: Измерять силу тока и напряжение в цепях переменного тока. Использовать трансформатор для преобразования токов и напряжений. Определять неизвестный параметр колебательного контура, если известны значение другого его параметра и частота свободных колебаний; рассчитывать частоту свободных колебаний в колебательном контуре с известными параметрами. Решать задачи на применение формул:, , , ,

, ,. Объяснять распространение электромагнитных волн.

Оптика (19 часов)

Световые волны. (13 часов)

Скорость света и методы ее измерения. Законы отражения и преломления света. Полное отражение света. Линзы. Построение изображений в линзе. Формула тонкой линзы. Увеличение линзы. Волновые свойства света: дисперсия, интерференция света, дифракция света. Когерентность. Дифракционная решетка. Поперечность световых волн. Поляризация света.

Лабораторная работа №4: Измерение показателя преломления стекла.

Лабораторная работа №5Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы.

Лабораторная работа №6: Измерение длины световой волны.

Демонстрации:

  1. Законы преломления снега.

  2. Полное отражение.

  3. Световод.

  4. Получение интерференционных полос.

  5. Дифракция света на тонкой нити.

  6. Дифракция света на узкой щели.

  7. Разложение света в спектр с помощью дифракционной решетки.

  8. Поляризация света поляроидами.

  9. Применение поляроидов для изучения механических напряжений в деталях конструкций.
    Знать: понятия: интерференция, дифракция и дисперсия света.

Законы отражения и преломления света,

Практическое применение: полного отражения, интерференции, дифракции и поляриза-ции света.

Уметь: измерять длину световой волны, решать задачи на применение формул, связывающих длину волны с частотой и скоростью, период колебаний с циклической частотой; на применение закона преломления света.

Элементы теории относительности. (2 часа)

Постулаты теории относительности, основные следствия из постулатов: пространство и время в специальной теории относительности Элементы релятивистской динамики. Принцип соответствия. Постоянство скорости света. Связь массы с энергией.

Знать: понятия: принцип постоянства скорости света в вакууме, связь массы и энергии.

Уметь: определять границы применения законов классической и релятивистской механики.

Излучения и спектры. (4 часа)

Различные виды электромагнитных излучений. Спектры и спектральный анализ. Шкала электромагнитных излучений, свойства и применение инфракрасных, ультрафиолетовых и рентгеновских излучений.

Лабораторная работа №7: Наблюдение сплошного и линейчатого спектров.

Демонстрации:

  1. Невидимые излучения в спектре нагретого тела.

  2. Свойства инфракрасного излучения.

  3. Свойства ультрафиолетового излучения.

  4. Шкала электромагнитных излучений (таблица).

  5. Зависимость плотности потока излучения от расстояния до точечного источника.

Знать: практическое применение: примеры практического применения электромагнитных волн инфракрасного, видимого, ультрафиолетового и рентгеновского диапазонов частот.

Уметь: объяснять свойства различных видов электромагнитного излучения в зависимости от его длины волны и частоты.

Квантовая физика (15 часов)

Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Законы фотоэффекта. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Красная граница фотоэффекта. Применение фотоэффекта. Фотоны. Корпускулярно-волновой дуализм. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц Принцип неопределенности Гейзенберга. Давление и химическое действие света.

Строение атома. Опыты Резерфорда. Квантовые постулаты Бора. Испускание и поглощение света атомом.

Модели строения атомного ядра: протонно-нейтронная модель строения атомного ядра. Ядерные силы. Дефект массы и энергия связи нуклонов в ядре.Радиоактивность. Закон радиоактивного распада. Методы наблюдения и регистрации элементарных чстиц. Искусственная радиоактивность. Ядерные реакции. Деление ядер урана, цепная ядерная реакция. Ядерный реактор. Термоядерные реакции. Ядерная энергетика. Влияние ионизирующей радиации на живые организмы. Доза поглощенного излучения, Элементарные частицы: частицы и античастицы. Фундаментальные взаимодействия]

Значение физики для объяснения мира и развития производительных сил общества. Единая физическая картина мира.

Лабораторная работа №8: «Изучение треков заряженных частиц».

Демонстрации:

  1. Фотоэлектрический эффект на установке с цинковой платиной.

  2. Законы внешнего фотоэффекта.

  3. Устройство и действие полупроводникового и вакуумного фотоэлементов.

  4. Устройство и действие фотореле на фотоэлементе.

  5. Модель опыта Резерфорда.

  6. Наблюдение треков в камере Вильсона.

  7. Устройство и действие счетчика ионизирующих частиц.

Знать: Понятия: фотон; фотоэффект; корпускулярно-волновой дуализм; ядерная модель атома; ядерные реакции, энергия связи; радиоактивный распад; цепная реакция деления; термоядерная реакция; элементарная частица, атомное ядро.

Законы фотоэффекта: постулаты Борщ закон радиоактивного распада.

Практическое применение: устройство и принцип действия фотоэлемента; примеры технического - использования фотоэлементов; принцип спектрального анализа; примеры практических применений спектрального анализа; устройство и принцип действия ядерного реактора.

Уметь: Решать задачи на применение формул, связывающих энергию и импульс фотона с частотой соответствующей световой волны. Вычислять красную границу фотоэффекта и энергию фотозлектронов на основе уравнения Эйнштейна. Определять продукты ядерных реакций на основе законов сохранения электрического заряда и массового числа.
Рассчитывать энергетический выход ядерной реакции. Определять знак заряда или направление движения элементарных частиц по их трекам на фотографиях.

Строение Вселенной (4 часов)

Строение солнечной системы. Система «Земля - Луна». Общие сведения о Солнце (вид в телескоп, вращение, размеры, масса, светимость, температура солнца и состояние вещества в нем, химический состав). Источники энергии и внутреннее строение Солнца. Физическая природа звезд. Наша Галактика (состав, строение, движение звезд в Галактике и ее вращение). Происхождение и эволюция галактик и звезд.

Демонстрации:

  1. Модель солнечной системы.

  2. Теллурий.

  3. Подвижная карта звездного неба.

Знать: понятия: планета, звезда, Солнечная система, галактика, Вселенная.

Практическое применение законов физики для определения характеристик планет и звезд.

Уметь: объяснять строение солнечной системы, галактик, Солнца и звезд. Применять знание законов физики для объяснения процессов происходящих во вселенной. Пользоваться подвижной картой звездного неба.

4. Календарно - тематическое планирование учебного материала по физике в 11 классе

по учебнику Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский «ФИЗИКА 11 класс» на 2014-2015 учебный год

( 2 часа в неделю, всего 68 часов)

Основы электродинамики (продолжение)

( 12 часов )

Магнитное поле

(4 часа)

Тема урока

Домашнее задание

Вид

контроля

Развитие интеллекта

Дата

Скорр.

дата



1.1.. Взаимодействие токов. Магнитное поле. Магнитная индукция. Линии магнитной индукции. ИКТ

§1

текущий

Развитие памяти и внимания

2.2. Модуль вектора магнитной индукции. Сила Ампера. Лабораторная работа №1 «Наблюдение действия магнитного поля на ток»

§2

л/р


3.3. Действие магнитного поля на движущийся электрический заряд. Применение закона Ампера. Сила Лоренца.

§4

текущий

Развитие памяти и внимания

4.4. Магнитные свойства вещества.

§6

текущий

Электромагнитная индукция

( 8 часов)

5.1. Открытие явления электромагнитной индукции. Магнитный поток.К/Ф,ИКТ

§7

текущий


6.2. Правило Ленца. Закон электромагнитной индукцииК/Ф,ИКТ

§8

текущий


7.3. Лабораторная работа №2 «Изучение явления электромагнитной индукции».

с. 414

л/р


8.4. задачи на явление

с.24 №1-6

текущий


9.5. Явление самоиндукции. Индуктивность. Энергия магнитного поля тока

§11

текущий


10.6. задачи на правило Ленца, закон эл-м. индукции

с39 31-5

текущий


11.7. Решение задач по теме «Электромагнитная индукция»ИКТ

с45 №1-4

с/р

Развитие памяти и внимания

12.8 . Контрольная работа №1 по теме «Электромагнитная индукция »

к/р

Колебания и волны

( 18 часов )

Механические колебания

( 4 часа )

Электромагнитные колебания

( 5 часов )

13.1. Свободные колебания. Математический маятник, ИКТ

§13

текущий


14.2. Гармонические колебания. Фаза колебаний. ИКТ

§14

текущий


15.3. Описание гармонических колебаний. Превращение энергии при гармонических колебаниях.

§14 с65№1-3, §15 №1-3

текущий

Развитие словесно-логического мышления «Вопрос - ответ

16.4. Лабораторная работа №3 «Определение ускорения свободного

падения при помощи маятника»

Затухающие и вынужденные колебания. Резонанс.

с 415

§16

л/р


17.1. Свободные колебания в колебательном контуре. Превращение энергии при электромагнитных колебаниях. ИКТ

§17

текущий

Развитие словесно-логического мышления «Вопрос - ответ

18.2. Гармонические колебания. Период свободных электрических колебаний (формула Томсона

§19

текущий


19.3. Переменный электрический ток. Действующие значения силы тока и напряжения

§21

текущий


20.4. задачи на колебания

с76№1-3

с82?

с90?№1-2

текущий

Развитие словесно-логического мышления «Лучший вопрос

21.5. Резонанс в электрической цепи. Генератор на транзисторах. Автоколебания. ИКТ

§23

текущий

Производство, передача и использование электрической энергии

( 2 часа )

22.1. Генерирование электрической энергии. Трансформаторы.К/Ф, ИКТ

§26

текущий

Развитие словесно-логического мышления «Вопрос - ответ

23.2. Производство и использование электрической энергии. ИКТ,К/Ф

§27

текущий

Механические и электромагнитные волны

( 7 часов )

24.1. Волновые явления. Распространение механических волн. Длина волны. Скорость волны.ИКТ

§29

текущий


25.2. Звуковые волны. ИКТ

§31

с128№1

с130 А2С3

текущий

Развитие словесно-логического мышления «Лучший вопрос

26.3. Интерференция, дифракция, поляризация мех. волн

§33

текущий


27.4 Электромагнитное поле. Эл-м волна

§35с145

№1-3

текущий


28.5. Изобретение радио Поповым. Принцип радиосвязи. Свойства электромагнитных волн.

§37,39

с159№1-4

текущий


29.6.Понятие о телевидении. Развитие средств связи.

§41,42

с168№3

с169№1-3

повторите

с/р

Развитие памяти и внимания «Моментальное фото

30.7. Контрольная работа №2 по теме «Колебания и волны»

к/р

Оптика (19 часов)

Световые волны

( 13 часов )

31.1. Развитие взглядов на природу света. Скорость света. Принцип Гюйгенса. Закон отражения света.К/Ф

с170-171 §44,45

текущий


32.2. Закон преломления света. Полное отражения ИКТ, К/Ф

§47,48

текущий


33.3. Лабораторная работа №4 «Измерение показателя преломления стекла»

с186№1-4

л/р


34.4. Линза. Построение изображения в линзе. Формула тонкой линзы. Увеличение линзы. ИКТ

§50,51

текущий

Развитие словесно-логического мышления «Лучший вопрос

35.5. Лабораторная работа №5 «Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы».

с196№1-5

л/р


36.6. Решение задач по теме « Законы геометрической оптики. Линзы» ИКТ

с199№1-2

с202№3

с/р


37.7. Дисперсия света. ИКТ

§53 с205№1-3

текущий


38.8. Интерференция механических волн и света. Применения интерференции. К/Ф

§54 с210 №1-4

текущий

Развитие словесно-логического мышления «Вопрос - ответ

39.9. Дифракция света. Дифракционная решетка. ИКТ

§56,58

текущий


40.10. Лабораторная работа №6 «Измерение длины световой волны»

с220№1-4

л/р


41.11. Поляризация света. ИКТ

§60 с228

повтори

текущий


42.12. Решение задач по теме « Оптика»

с227№1-2

с224№3

с/р


43.13. Контрольная работа №3 по теме «Оптика»

§ 61

к/р

Элементы теории относительности

( 2 часа )

44.1. Постулаты теории относительности.

§62,63 с235

№1-5

текущий

Развитие словесно-логического мышления «Лучший вопрос

45.2. Релятивистская динамика. Связь между массой и энергией. ИКТ

§64 с238№1-4

текущий

Излучение и спектры

( 4 часа )

46.1. Виды излучений. Источники света. Спектры и спектральные аппараты. ИКТ

§66

текущий


47.2. Виды спектров и спектральный анализ.ИКТ

§67

текущий


48.3. Лабораторная работа №7 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров»

л/р


49.4. Инфракрасное и ультрафиолетовое излучения. Рентгеновские лучи. Шкала электромагнитных излучений.

§68

текущий

Квантовая физика

( 14 часов )

Световые кванты

( 4 часа )

50.1. Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна. ИКТ

с259,§69

текущий


51.2 Фотоны. Применение фотоэффекта. ИКТ

§70,71

с271№1-5

текущий

Развитие словесно-логического мышления «Вопрос - ответ

52.3.. Давление света. Химическое действие света. Решение задач по теме «Световые кванты»

§72 с275 №1-3

текущий


53.4. Контрольная работа №4 по теме «Световые кванты»

с.278разл.

св-ва света през

к/р

Атомная физика

( 3 часа)

54.1. Строение атома. Опыт Резерфорда. ИКТ

§74

текущий


55.2. Квантовые постулаты Бора. ИКТ

§75с288

текущий


56.3. применение Лазеров, их свойства.

§76 презент

текущий

Развитие словесно-логического мышления «Лучший вопрос

Физика атомного ядра

( 7 часов)

57.1. Строение атомного ядра. Ядерные силы

§78

текущий


58.2. Энергия связи атомных ядер

§80

текущий


59.3. Радиоактивность Закон радиоактивного распада

§82,84 с320№1-4

текущий


60.4. Методы наблюдения и регистрации элементарных частиц. Искусственная радиоактивность

§86,87

с331№1-5

текущий

Развитие словесно-логического мышления «Вопрос - ответ

61.5. Деление ядер урана. Цепная ядерная реакция. Ядерный реактор

§88,89 с336№1-4

текущий


62.6. Термоядерные реакции. Применение ядерной энергетики. Биологическое действие радиоактивных излучений

§90,92,94с339№1-3

с/р


63.7. Контрольная работа №5 по теме «Атомная физика и физика атомного ядра»

к/р

Элементарные частицы

( 1 час )

64.1. Физика элементарных частиц. ИКТ,

§95,96

Развитие словесно-логического мышления «Вопрос - ответ

В результате изучения курса физики ученик должен:

Знать/понимать:


  1. Смысл понятий: физическое явление, физический закон, гипотеза, теория, вещество, поле, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, ионизирующее излучение, звезда, Вселенная

  2. Смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, элементарный электрический заряд, работа выхода, показатель преломления сред

  3. Смысл физических законов: классической механики, электродинамики, фотоэффекта

  4. Вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физической науки

Уметь:


  1. Описывать и объяснять физические явления: электромагнитной индукции, распространение электромагнитных волн,, волновые свойства света, излучение и поглощение света атомами, фотоэффект.

  2. Отличать гипотезы от научных теорий

  3. Делать выводы на основе экспериментальных данных

  4. Приводить примеры, показывающие, что наблюдение и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов, физическая теория дает возможность объяснять не только известные явления природы и научные факты, но и предсказывать еще неизвестные явления

  5. Воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, интернет, научно-популярных статьях


  1. Использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни

Формы и средства контроля

В ходе изучения курса физики 11 класса предусмотрен тематический и итоговый контроль в форме тематических тестов, самостоятельных, лабораторных и контрольных работ.

Общее количество лабораторных работ, проводимых после изучения различных тем равно 7:

1.«Определение ускорения свободного падения при помощи маятника»

2.«Наблюдение действия магнитного поля на ток»

3.«Изучение явления электромагнитной индукции»

4.«Измерение показателя преломления стекла»

5.«Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы»

6.«Измерение длины световой волны»

7.«Наблюдение сплошного и линейчатого спектров»

Общее количество контрольных работ, проводимых после изучения различных тем равно 5:

  1. Контрольная работа №1 по теме « Электромагнитная индукция»

  2. Контрольная работа №2 по теме « Колебания и волны»

  3. Контрольная работа №3 по теме « Оптика»

  4. Контрольная работа №4 по теме «Световые кванты»

  5. Контрольная работа №5 по теме «Атомная физика и физика атомного ядра»

Кроме того, в ходе изучения данного курса физики проводятся тестовые и самостоятельные работы, занимающие небольшую часть урока ( от 10 до 20 минут).

Формы организации образовательного процесса:

  1. классно-урочная система

  2. игровые технологии

  3. элементы проблемного обучения

  4. технологии уровневой дифференциации

  5. здоровьесберегающие технологии

  6. уроки с использованием ИКТ

  7. лабораторные занятия

  8. решение экспериментальных, текстовых и расчётных задач

  9. эвристическая беседа

Виды и формы контроля:

Виды: текущий, периодический (тематический), итоговый,

Типы : самоконтроль, взаимоконтроль, контроль со стороны учителя.

Формы контроля: устный и письменный, фронтальный и индивидуальный, тест и традиционная контрольная работа, лабораторная работа.

Критерий и нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся применительно к различным формам контроля знаний

Оценка ответов обучающихся

Оценка «5» ставиться в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а так же правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения: правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ собственными примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4» ставиться, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, 6eз использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении др. предметов: если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставиться, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению вопросов программного материала: умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул, допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более 2-3 негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил 4-5 недочётов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов чем необходимо для оценки «3».

Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

Оценка контрольных работ

Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.

Оценка «4» ставится за работу выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы

или допустил не более одной грубой ошибки и.двух недочётов, не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочётов, при наличии 4 - 5 недочётов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

Оценка «1» ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.

Оценка тестовых работ

Оценка «5» ставится за работу, выполненную на 80%-100%.

Оценка «4» ставится за работу выполненную на 60%-79%.

Оценка «3» ставится за работу выполненную на 40%-59%.

Оценка «2» ставится за работу выполненную менее 40%.

Оценка «1» ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания

Оценка лабораторных работ

Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасности труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5» , но было допущено два - три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.

Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, позволяет получить правильные результаты и выводы: если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов: если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

Оценка «1» ставится, если учащийся совсем не выполнил работу.

Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования правил безопасности груда.

Грубыми считаются следующие ошибки:

незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений физических величин, единиц их измерения;

незнание наименований единиц измерения,

неумение выделить в ответе главное,

неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений,

неумение делать выводы и обобщения,

неумение читать и строить графики и принципиальные схемы,

неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов,

неумение пользоваться учебником и справочником по физике и технике,

нарушение техники безопасности при выполнении физического эксперимента,

небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.

К негрубым ошибкам следует отнести:

неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного-двух из этих признаков второстепенными,

ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с определением цены деления шкалы (например, зависящие от расположения измерительных приборов, оптические и др.),

ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, условий работы измерительного прибора (неуравновешенны весы, не точно определена точка отсчета),

ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточность графика и др.,

нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными),

нерациональные методы работы со справочной и другой литературой,

неумение решать задачи в общем виде.


© 2010-2022