«Организация и проведение проектно-исследовательских работ по физике»

Актуальность данной темы: всем, кто управляет транспортными средствами и пешеходам следует знать, что между колесами  автомобиля и дорогой действует трение, и от того, какое оно по величине, будет зависеть продолжительность торможения. Проблема. Среди пешеходов существует тенденция: переходить дорогу перед близко идущим транспортом. Цель: научить проектной деятельности учащихся 7-го класса, в ходе которой сформировать представление о силе трения, выяснить причины возникновения силы трения, спосо...
Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема публикации: «Организация и проведение проектно-исследовательских работ по физике»

Учитель физики МАОУ «Школа - интернат №85» г.Перми Долгушина Ольга Севастьяновна

Рассмотрим на примере урока физики в 7 классе по теме «Сила трения»

Актуальность данной темы: всем, кто управляет транспортными средствами и пешеходам следует знать, что между колесами автомобиля и дорогой действует трение, и от того, какое оно по величине, будет зависеть продолжительность торможения.

Проблема. Среди пешеходов существует тенденция: переходить дорогу перед близко идущим транспортом.

Цель: научить проектной деятельности учащихся 7-го класса, в ходе которой сформировать представление о силе трения, выяснить причины возникновения силы трения, способы изменения величины силы трения, убедить в необходимости учитывать величину трения при движении.

Гипотеза. Чем больше сила трения приближающегося транспорта, тем меньше время торможения, короче тормозной путь.

Задачи:

  1. Изучить теорию о силе трения.

  2. Провести серию экспериментов с целью выяснения способов уменьшения и увеличения силы трения.

Объект исследования: сила трения.

Предмет исследования: состояние поверхностей соприкасающихся тела, масса движущегося тела и способ его передвижения.

Время реализации проекта: 45 минут.

Продукт проекта: опорный конспект.

Риски проекта: низкая активность в ходе выполнения проекта, недостаточный уровень самостоятельности, завышенная самооценка результатов своей деятельности.

Ход исследования.

Работа над проектом осуществляется в группах. На доске записываются вопросы, на которые учащиеся должны ответить, основываясь на теоретических рассуждениях и экспериментальном исследовании.





Тема: «Сила трения»

1.

Что называют силой трения?

Сила, возникающая при движении при движении одного тела по поверхности другого, приложенная к движущемуся телу и направленная против движения тела.

2.

Причины возникновения трения

Причины:

  1. Неровность поверхностей.

  2. Взаимное притяжение молекул (очень гладкие поверхности)

3.

Какие виды трения существуют? Выясните на опыте соотношение между силами Fтр. кач., Fтр. ск., Fтр. пок., используя лабораторный каток.

Виды

1.Трение скольжение.

2.Трение качения.

3.Трение покоя.













Fтр. кач<.< Fтр. ск. < Fтр. пок

4.

Выясните на опыте, зависит ли Fтр (если зависит, то как) от:

а) Силы давления (веса тела)

б) Состояния поверхностей

в) площади соприкосновения поверхностей (при неизменной Fg)

Fg (веса тела)

Fтр зависит от

состояния

поверхностей

Fтр. ~ Fg(P)

Сила трения не зависит от площади соприкосновения поверхностей.

5.

Как можно уменьшить, увеличить Fтр.

смазка

Способы ↓ Fтр. использование Fтр. кач.

Pуменьшить

подшипники

поверхности неровные

(песок, шипы)

↑Fтр.

Pувеличить

6.

Формула для расчета силы трения

Fтр. = µN N = P = Fg = mg

µ - коэффициент трения, который зависит только от состояния поверхностей

7.

Вывод.

Увеличив силу трения, можно уменьшить тормозной путь.




Результаты проекта.

В ходе выполнения проекта учащиеся получили знания:

  • о силе трения,

  • о причинах ее возникновения,

  • о направлениях ее действия,

  • точке приложения,

  • о видах трения.

Умения и навыки:

  1. Работа с приборами, определение силы трения.

  2. Научились сравнивать результаты, делать выводы о значимости силы трения при движении тел.

Постпроектное решение.

К вопросам изучения силы трения учащиеся вернутся в 9-ом классе, им предстоит изучение зависимости тормозного пути от силы трения.







5


© 2010-2022