Программа кружка МИР ФИЗИЧЕСКИХ ВЕЛИЧИН

Программа физического кружка составлена для учащихся 8 класса и спланирована так, что занятия кружка приучают к самостоятельной творческой работе, развивают инициативу учащихся, вносят элементы исследования в их работу, содействуют выбору будущей профессии. Кроме того они имеют большое воспитательное значение, способствуя развитию личности учащегося как члена коллектива, воспитывают чувство ответственности за порученное дело, готовят к трудовой деятельности. Работая в кружке, ребята могут заним...
Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с.Талица

Фаленского района Кировской области










Программа кружка по физике

для учащихся 8 класса


«Мир физических величин»









Составитель:

Бельтюкова Ольга Валерьевна

учитель физики высшей категории

МКОУ СОШ с.Талица

Фаленского района Кировской области





2013-2014 год




Содержание


  1. Аннотация и пояснительная записка…………………………………..2

  2. Учебный план. Учебно-тематический план…………………...………6

  3. Учебная программа……………………………………………………...7

  4. Литература…………………………………………………....................10

  5. Приложения…………………………………………………………….

  1. Основные понятия, относящиеся к физической величине……11

  2. Таблицы физически величин…………………………………...12

  3. Лабораторные работы…………………………………………...13

  4. Итоговое тестирование «Физические величины и их измерения»...........20

  5. Кроссворды……………………………………………………….23

  6. Загадки о физических величинах……………………………….26

  7. Перевод единиц измерения……………………………………...27

  8. План занятия по теме «Старые русские меры»………………...28

  9. Игра «Физические величины»…………………………………..29

  10. Темы проектов для учащихся…………………………………...32




Аннотация


Программа физического кружка составлена для учащихся 8 класса и спланирована так, что занятия кружка приучают к самостоятельной творческой работе, развивают инициативу учащихся, вносят элементы исследования в их работу, содействуют выбору будущей профессии. Кроме того они имеют большое воспитательное значение, способствуя развитию личности учащегося как члена коллектива, воспитывают чувство ответственности за порученное дело, готовят к трудовой деятельности.

Работая в кружке, ребята могут заниматься подготовкой докладов, проведением экспериментальных исследований, чтением литературы, изготовлением и конструированием физических приборов и игр, организацией массовых мероприятий и т.д., не отдавая предпочтение какому-либо одному виду деятельности. Это позволяет развить общий кругозор учащихся, усовершенствовать их умение работать с научно-популярной литературой, справочниками, техническим оборудованием, открывает широкие возможности для творчества. В процессе обучения школьники получат представление об экспериментальном методе познания в физике, взаимосвязи теории и эксперимента. Курс рассчитан не просто на формирование у учащихся экспериментальных умений, расширение и углубление знания материала курса физики по программе основной школы, а на привитие интереса к изучаемому предмету, поэтому часть времени отводится обучению учащихся постановке и проведению физического эксперимента.

Пояснительная записка


Интерес, проявляемый учащимися к физике и технике, общеизвестен. Задача учителя физики - вовремя подметить этот пробуждающийся интерес и создать условия для его дальнейшего развития. Ведь именно таких интересующихся учащихся, как показывает опыт, вырастает в дальнейшем хорошие специалисты, ученые. Отсюда возникает необходимость в организации внеклассной работы с учащимися.

Внеклассная работа имеет важное воспитательное и образовательное значение. Она способствует воспитанию у учащихся инициативы, самостоятельности, умения творчески подходить к решению различных задач. Внеклассная работа оказывает влияние на учебный процесс, делает все преподавание более живым, увлекательным и интересным.

Программа кружка «Мир физических величин» предназначена для использования в 8 классе. Учебный курс даёт возможность учащимся, интересующимися физикой, познакомиться с историей метрической системы мер, овладеть измерительными и другими экспериментальными умениями.

Направленность курса относится к прикладной физике, имеет тесную связь с основным курсом, но имеет и много нового, чего не изучается на уроках. Большая часть учебного времени отводится на выполнение практических задач. Демонстрации, наблюдения, исследования рассчитаны на использование типового оборудования кабинета физики.

Программа построена по модульному принципу и рассчитана на 32 часа. С учётом возраста, склонностей и интересов учащихся, выбравших данный кружок, содержание его может варьироваться: возможно сокращение отведённых часов или сокращение количества модулей.

Методическое обеспечение курса основывается на системе демонстрационных и лабораторных исследований, в процессе выполнения которых учащиеся приобретают ряд умений по технике эксперимента, умения планировать исследование, самостоятельность при проведении эксперимента, овладение различными методами измерений в науке и технике, трудовым навыкам. Всё это может послужить осознанному выбору направления дальнейшего образования.

Цель работы кружка: формирование знаний о метрической системе мер, её истории развития; формирование и развитие измерительных и других экспериментальных умений, формирование познавательного интереса школьников.

Задачи:

  • Углубить знания по таким понятиям: физическая величина, измерительный прибор, методы измерения, погрешности измерения, экспериментальное исследование.

  • Изучить историю развития метрической системы мер.

  • Обучить чёткому использованию измерительного прибора и нахождению погрешности прибора.

  • Научить анализировать результат эксперимента, определять погрешность получен6ного результата.

  • Раскрыть роль измерений в науке и технике.

  • Развить интерес к проведению исследований.

  • сформировать навык соблюдения правил техники безопасности.

В процессе обучения учащиеся получают следующие знания:

- основные и производные физические величины и единицы их измерения;

- назначение и устройство измерительных приборов;

- правила по технике безопасности работы с измерительными приборами;

- различные методы измерения физической величины;

- международные эталоны мер;

- применение измерительных операций в науке и технике.

В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения:

  • пользоваться приборами для измерения величины;

  • определять цену деления прибора;

  • производить переводы единиц измерения;

  • соблюдать требования безопасности труда;

  • планировать работу;

  • определять погрешности измерений и вычислений;

  • наблюдать и описывать различные физические явления и свойства;

  • планировать исследования, выдвигать гипотезы;

  • отбирать необходимые для проведения эксперимента приборы, выполнять простейшие лабораторные работы;

  • представлять результаты в виде графиков, таблиц;

  • делать выводы обсуждать результаты эксперимента.

  • выполнять и защищать творческий проект.

Ожидаемый результат:

  • успешная самореализация учащихся в учебной деятельности;

  • знание явлений природы, физики этих явлений;

  • умения ставить перед собой задачи, решать их доступными средствами, представлять полученные результаты;

  • формирование четкого представления по соблюдению правил техники безопасности;

  • преодоление самооценки « физика - сложный предмет, и мне он в жизни не понадобится»

Формы занятий: лекции с элементами беседы, дискуссии, практические работы исследовательского характера, ролевые и познавательные игры, мини - проекты.

Учебный план

Тема раздела

Всего часов

Лаборат. работ

1

Введение

6

1

2

Величины, описывающие механическое движение

4

4

3

Измерение площади и объёма

2

2

4

Измерение массы и плотности

2

2

5

Величины, описывающие тепловые явления

7

3

6

Величины, описывающие электрические явления

5

3

7

Фотометрия

3

1

8

Обобщающие уроки

4

-


Учебно-тематический план

Тема раздела

Всего часов

Лаборат. работ


1

2

3

4

5

6

I. Введение

Вводное занятие.

Физические величины и их измерения

Как измеряли в древности

Старые русские меры

Метрическая система мер. Эталон.

Лаб. раб. «Определение цены деления и погрешности измерения»

ИТОГО


1

1

1

1

1

1

6


-

-

-

-

1


1

1

2

3

4

II. Величины, описывающие механическое движение

Измерение длины

Измерение времени

Измерение скорости

Непрямые способы измерения этих величин

ИТОГО

1

1

1

1

4

1

1

1

1

4


1

2

III. Измерение площади и объёма

Измерение площади

Измерение объёма

ИТОГО


1

1

2


1

1

2


1

2

IV. Измерение массы и плотности

Измерение массы

Измерение плотности

ИТОГО


1

1

2


1

1

2


1

2

3

4

5

6

7

V. Величины, описывающие тепловые явления

Из истории термометра. Температурные шкалы.

Роль температуры в природе и технике

Измерение температуры

Количество теплоты

Определение удельной теплоёмкости

Влажность.

Измерение влажности.

ИТОГО


1

1

1

1

1

1

1

7


-

-

1

-

1

-

1

3


1

2

3

4

5

VI. Величины, описывающие электрические явления

Измерение силы тока

Измерение напряжения

Измерение сопротивления

Роль шунтов и добавочных сопротивлений

Работа тока. Счётчик.

ИТОГО

1

1

1

1

1

5

1

1

1

-

-

3


1

2

3

VII. Фотометрия

Освещённость

Измерение освещённости

Фотография.

ИТОГО


1

1

1

3


-

1

-

1


1-3

Обобщающие уроки

Презентация личного достижения по изученному курсу. Защита проектов.

ИТОГО




3




-

Учебная программа

1.Введение (6 ч.)

Понятие о физических величинах. Система единиц, измерение физических величин, эталон. Понятие о прямых и косвенных измерениях.

Измерительные приборы, цена деления шкалы прибора, инструментальная погрешность. Правила пользования измерительными приборами, соблюдение техники безопасности.

Лабораторная работа

1).Определение цены деления шкалы и инструментальной погрешности приборов.

Оборудование: линейка, мензурка. Часы.

II. Величины, описывающие механическое движение (4 ч.)

Длина, время и скорость, методы их измерения. Приборы точного времени. Примеры различных значений этих величин, встречающихся в живой природе и технике.

Лабораторные работы

2).Изучение правил пользования штангенциркулем. Измерение диаметра и глубины отверстия, диаметра шарика и проволоки.

3).Изучение правил пользования микрометром. Измерение диаметра тонкой проволоки, толщины магнитной ленты.

4).Изучение правил пользования секундомером. Измерение времени падения шарика в вязкой жидкости.

5).Измерение предельной скорости падения шариков в вязкой жидкости.

Оборудование: штангенциркуль, линейка, рулетка, микрометр, секундомер, мензурка, метроном.

III. Измерение площади и объёма (2 ч.)

Способы измерения площади и объёма. Пространственные масштабы в природе и технике (дли, площадей и объёмов).

Лабораторные работы

6).Прямые и косвенные измерения площадей различных фигур.

7). Прямые и косвенные измерения объёмов различных тел.

Оборудование: линейка, штангенциркуль, мензурка, палетка.

IV. Измерение массы и плотности (2 ч.)

Масса. Способы измерения массы тела и плотности твёрдых тел и жидкостей. Измерительные приборы. Эталон массы. Примеры тел различной массы и веществ различной плотности.

План проведения экспериментальных исследований.

Лабораторные работы

8).Изучение правил пользования рычажными весами при измерении масс различных тел. Сравнение масс двух тел по взаимодействию и по результату измерений на рычажных весах.

9).Поиск способа выделить из набора различных тел искомые тела из указанного вещества. Измерение плотностей различных веществ при построении графика зависимости m = f ( V ).

Оборудование: весы, динамометр, мензурка, ареометр.

V. Величины, описывающие тепловые процессы (7 ч.)

Температура. Из истории изобретения термометра. Современные термометры (газовые, жидкостные, термопары, терморезисторы и др.). Примеры различных значений температуры в природе и технике. Температурные шкалы Цельсия, Кельвина, Фаренгейта.

Количество теплоты. Калориметр. Современные методы измерения удельной теплоёмкости вещества.

Влажность. Значение влажности в живой природе и технике. Психрометр.

Лабораторные работы

10). Изучение правил пользования жидкостным термометром.

11). Изучение принципа работы термометра, основной частью которого является биметаллическая пластинка.

12). Использование калориметрического способа измерения удельной теплоёмкости вещества для большого числа образцов.

13). Изучение правил пользования психрометром.

Оборудование: жидкостные термометры, термопары, терморезисторы, калориметр, психрометр.

VI. Величины, описывающие электрические явления (5 ч.)

Сила тока, напряжение, сопротивление. Принцип действия измерительных приборов: амперметра, вольтметра, омметра. Роль шунтов и дополнительных резисторов. Из истории создания электроизмерительных приборов. Примеры различных значений этих величин в природе и технике.

Измерение работы тока. Счётчик электроэнергии. Проблемы экономии электроэнергии.

Лабораторные работы

14). Изучение шкал различных электроизмерительных приборов и правил пользования амперметром и вольтметром. Построение вольт-амперной характеристики резистора.

15). Изучение правил пользования омметром. Измерение сопротивления различных проводников.

16). Исследование последовательного и параллельного соединений одинаковых источников тока.

Оборудование: амперметр, вольтметр, омметр, авометр, счётчик, демонстрационный амперметр с шунтом, демонстрационный вольтметр с добавочным сопротивлением.

VII. Фотометрия (2 ч.)

Освещённость. Нормы освещённости при различных видах деятельности человека. Роль освещённости предметов при фотографировании. Люксметр. Фотоэкспонометр.

Лабораторные работы

17). Измерение освещённости.

Оборудование: люксметр, фоторезистор, миллиамперметр.




Литература для учащихся

Гальперштейн Л.Я. Здравствуй, физика. - М.: Детская литература, 1973 г.

Депман И.Я. За страницами учебника математики.- М.: Просвещение, 1989 г.

Енохович А.С. Справочник по физике и технике. - М.: Просвещение, 1986 г.

Кириллова И.Г. Книга для чтения по физике, 6-7кл. - М.: Просвещение, 1986

Куприн Я.М. Физика в сельском хозяйстве. - М.: Просвещение, 1985 г.

Покровский С.Ф. Наблюдай и исследуй сам. - М.: Просвещение,1966 г.

Романовский В.С. С метром по векам. - М.: Просвещение, 1985 г.

Смородинский Я.А. Температура. -М.: Наука, 1982 г.

Энциклопедический словарь юного физика. - М.: Педагогика, 1984 г.

Блудов М.И. беседы по физике. - М.: Просвещение, 1984.

Литература для учителей

Буров В.А. и др.фронтальные экспериментальные задания по физике в 6-7 классах. - М.: Просвещение, 1981 г.

Гусев В.А. и др. Изучение физических величин на уроках математики физики. - М.: Просвещение, 1981 г.

Демкович В.П., Прайсман Н.Я. Приближённые вычисления в школьном курсе физики. - М.: Просвещение, 1983.

Демкович В.П. Измерения в курсе физики в средней школе. - М.: Просвещение, 1970.

Ермолаева Н.А. физика в школе. - М.: Просвещение, 1987 г. с.78-83.

Завельский Ф.С. Время и его измерение. - М.: Наука, 1972.

Завельский Ф.С. Масса и её измерение. - М.: Атомиздат, 1974.

Михаль С. Часы. От гномона до атомных часов. - М.: Наука, 1983.

Соколова Е.Н. Простой физический опыт. - М.: Просвещение, 1969.

Стоцкий Л.Г. Физические величины и их единицы: Справочник. - М.: Просвещение



Приложение №1


Основные понятия, относящиеся к физической величине


  • физическая величина - одно из свойств физического объекта (физической системы, явления или процесса), общее в качественном отношении для многих физических объектов, но в количественном отношении индивидуальное для каждого из них.

  • размер физической величины - количественная определенность физической величины, присущая конкретному материальному объекту, системе, явлению или процессу;

  • значение физической величины - выражение размера физической величины в виде некоторого числа принятых для нее единиц;

  • истинное значение физической величины - значение физической величины, которое идеальным образом характеризует в качественном и количественном отношении соответствующую физическую величину (может быть соотнесено с понятием абсолютной истины и получено только в результате бесконечного процесса измерений с бесконечным совершенствованием методов и средств измерений);

  • действительное значение физической величины - значение физической величины, полученное экспериментальным путем и настолько близкое к истинному значению, что в поставленной измерительной задаче может быть использовано вместо него;

  • единица измерения физической величины - физическая величина фиксированного размера, которой условно присвоено числовое значение, равное 1, и применяемая для количественного выражения однородных с ней физических величин;

  • система физических величин - совокупность физических величин, образованная в соответствии с принятыми принципами, когда одни величины принимаются за независимые, а другие определяются как функции этих независимых величин;

  • основная физическая величина - физическая величина, входящая в систему величин и условно принятая в качестве независимой от других величин этой системы.

  • производная физическая величина - физическая величина, входящая в систему величин и определяемая через основные величины этой системы;

  • система единиц физических единиц - совокупность основных и производных единиц физических величин, образованная в соответствии с принципами для заданной системы физических величин


Приложение№2

Таблицы физических величин.

Программа кружка МИР ФИЗИЧЕСКИХ ВЕЛИЧИН

Программа кружка МИР ФИЗИЧЕСКИХ ВЕЛИЧИН

Приложение № 3


Лабораторные работы.

Содержание письменного ученического отчета для лабораторной работы.

1.Название лабораторной работы.

2.Цель работы.

3.Оборудование.

4.Схематический рисунок.

5.Таблица измерений и вычислений.

6.Формулы вычислений.

7.Определение погрешности.

8.Вывод.

Лабораторная работа № 1.

Определение цены деления и инструментальной погрешности измерительных приборов.

Цель: определить цену деления предлагаемых приборов, научиться записывать результат с учетом погрешностей измерений и вычислений

Оборудование : манометр, мензурка, метроном, барометр,

секундомер

Рекомендации: 1. Измерительная ошибка прибора определяется так: если измеряемая величина совпала с делением шкалы прибора, то погрешность равна половине деления прибора .Если они не совпали, то погрешность равна целому делению.

Например: при измерении линейкой с мм делением ошибка прибора равна: в первом случае- 0,5 мм, во втором - 1 мм.

Лабораторная работа №2.

Измерение размеров тел с помощью штангенциркуля .

Цель: изучение правил пользования штангенциркуля, измерение размеров тел, имеющих маленькие размеры.

Оборудование: штангенциркуль, микрометр, линейка, проволока, шарик, трубки разного диаметра

Ход работы:

  1. Изучить правила работы со штангенциркулем.

  2. Измерить диаметр проволоки, диаметр шара, внутреннего и внешнего диаметра трубки, глубины отверстия.

  3. Измерить эти величины линейкой и сравнить с показаниями на штангенциркуле.

  4. Записать показания приборов с учетом инструментальной ошибки.

  5. То же самое проделать с микрометром.

Лабораторная работа № 3.

Измерения микрометром.

Цель: изучение правил работы с микрометром, измерение тел малого диаметра.

Оборудование: микрометр, тонкая проволока, магнитная лента, лист бумаги.

Ход работы:

1.Изучить правила работы с микрометром.

2. Измерить диаметры предлагаемых тел.

3.Записать показания прибора с учетом погрешности прибора.


Лабораторная работа № 4.

Измерение малых промежутков времени.

Цель: изучение правил пользования секундомером, метрономом; измерение промежутков времени.

Оборудование: секундомер, метроном, шарик на нити, сосуд с вязкой жидкостью.

Ход работы:

1.Изучить правила работы с секундомером и метрономом.

2. Определить период колебаний шарика с помощью обоих приборов, сравнить результаты.

3. Измерить время падения шарика в вязкой жидкости.

4. Найти зависимость времени падения шарика от его размеров и массы.

5. Записать результаты измерений с учетом погрешности приборов.

Лабораторная работа № 5.

Измерение конечной скорости падения шариков в вязкой жидкости.

Цель: определить конечную скорость равноускоренного движения шарика в вязкой жидкости; определить среднюю скорость падения шарика.

Оборудование: шарик, секундомер, линейка, сосуд с жидкостью.

Ход работы:

1.Определить по секундомеру время падения шарика.

2. Измерить высоту падения.

3. По формуле определить ускорение.

4. По формуле определить конечную скорость.

5. Определить среднюю скорость падения.

Рекомендации: замеры проводить несколько раз;

Для вычисления использовать формулы: H=at2 / 2 s= v t v = a t

Лабораторная работа № 6.

Измерения площади.

Цель: измерить площади различных фигур разными способами.

Оборудование: линейка, плоские фигуры правильной и произвольной формы, весы с разновесами


Ход работы

1. Измерить параметры правильных геометрических фигур и по необходимым формулам вычислить их площади.

2. Разделить фигуру неправильной формы на квадратные см и по правилу палетки вычислить ее площадь

3. Измерить на весах массу фигуры неправильной формы , из нее вырезать квадрат и тоже взвесить. Определить площадь вырезанного квадрата. Сопоставляя массы и площади, определите площадь неправильной фигуры.

4.Зная вещество , из которого сделано тело, определите площадь любой фигуры.

Сделайте вывод о более точном способе измерении

Лабораторная работа №7.

Измерение объемов различных тел.

Цель: измерение объемов тел прямыми и косвенными методами.

Оборудование: линейка, микрометр, штангенциркуль, мензурка, сосуд с водой, динамометр, тела различных форм и размеров, весы.

Ход работы:

1.Измерте размеры тела, имеющего форму параллелепипеда, и найдите объем по формуле: v =abc

2. Объем этого же тела найдите с помощью мензурки.

3. Измерьте массу на весах и найдите объем по формуле:v =m/

4. Найдите микрометром диаметр проволоки и вычислите площадь сечения .

5. Измерьте длину и вычислите объем: v = s l

6. Кусок пластилина неправильной формы опустить в сосуд с водой, наполненный до краев. Вылившуюся воду перелить в мензурку и определить объем куска пластилина.

7.Найти массу объема всего куска пластилина, а потом массу небольшой его части.

8. По мензурке определить объем маленького куска.

9. Сравнить массы обоих кусков, их объемы отличаются во столько же раз. Определить объем большого куска.

10. Измерить вес куска пластилина в воздухе, а затем в воде.

11. Определить силу Архимеда, из формулы:

выразить объем и найти его.

Примечание: сравнить результаты измерений 1,2,3 и сделайте вывод о более точном способе измерения;

Сравнить результаты измерений 6,7,8,9,10,11 и сделайте вывод о более точном способе измерения.


Лабораторная работа №8.

Измерение массы различными способами.

Цель : измерить массу различных тел разными способами.

Оборудование: рычажные весы, динамометр, мензурка, сосуд с водой, тела разной массы, линейка, рычаг.

Ход работы:

1.Определить массу тела на весах.

2.Измерить вес этого тела на динамометре и по формуле : p=mg определить массу.

3.Мензуркой определить объем тела и по формуле: m= ρv вычислить массу.

4.На рычаг с разных сторон подвесить два тела: одно известной массы, а другое, массу которого надо найти. Измерить плечи и сравнить их. Найти массу тела. (Учитывая, что во сколько раз отличаются плечи , во столько же раз отличаются массы.)

5.Приведите во взаимодействие два шара, измерьте расстояния откатывания.

Найдите их массы взвешиванием .Сопоставьте разницу расстояний откатывания шаров и разницу масс, используйте это для определения массы.

6.Определите массу тела через силу Архимеда.

7.Определить массу тела через соотношение площадей и объемов однородного тела.

Лабораторная работа № 9.

Определение плотности различных тел.

Цель: поиск способа выделить тела из исходного вещества

Оборудование: тела разной плотности, весы, мензурка, тела равной плотности, но разного объема

Ход работы:

  1. Измерив массу и объем определить плотность вещества тела.

  2. По таблице плотностей определить вещество.

  3. Так проделать со всеми телами, результаты записать в таблицу. Выделить вещества с одинаковой плотностью. Построить график зависимости массы от объема.

Рекомендации: единицы измерения привести в соответствие.

Лабораторная работа №10 .

Изучение принципа работы различных термометров.

Цель: Изучение правил пользования и принципа работы различного типа термометров .

Оборудование: жидкостные термометры, термопары, терморезисторы, термисторы, омметр

Ход работы:

1. Измерение температуры воды разными термометрами.

2. Изучение зависимости сопротивления термопары от температуры.

3. Изучение терморезистора и снятие зависимости сопротивления от температуры.

4. Полученные результаты занесите в таблицу и постройте график.

5. Проградуируйте шкалу омметра на шкалу термометра.

6. Измерьте температуру воды жидкостным термометром и омметром-термометром.

7. Определите точность измерения каждого термометра.


Лабораторная работа № 11.

Определение удельной теплоемкости различных веществ.

Цель: определить удельную теплоемкость калориметрическим способом.

Оборудование: калориметры, тела из различных веществ, термометр, сосуды с водой разной температуры, весы, мензурка

Ход работы:

1. В калориметры налить горячую и холодную воду. В горячую воду опустить тело известной массы.

2. Через 3 минуты измерить температуру в обоих калориметрах , температура горячей воды равна температуре тела, опущенного в калориметр.

3.Тело из горячей воды переложить в холодную и проследить за температурой до остановки ее повышения.

4. Массу холодной воды, массу тела, температуру горячей воды, температуру холодной воды и температуру воды, установившуюся после опускания тела в холодную воду, записать в таблицу.

5. По формуле: Q=c m ( t- t ) определить количество теплоты, полученное холодной водой от тела. Оно равно количеству теплоты, отданному телом воде.

6. По той же формуле, но, подставляя данные для тела, определяем удельную теплоемкость тела. Пользуясь таблицей , определяем вещество тела.

5. Вычисленные значения заносим в таблицу.6. Так производим для нескольких те7 Записываем результаты с учетом погрешностей.


Лабораторная работа № 12.

Изучение правил пользования психрометром.

Цель: изучить устройство различных психрометров и их принцип работы.

Оборудование: разновидности психрометров, сосуд с водой комнатной температуры, лабораторный и комнатный термометры

Ход работы:

  1. Изучить устройство и принцип работы разного вида психрометров.

  2. Измерить относительную влажность разными приборами и сравнить показания.

  3. Сделать вывод о степени влажности воздуха в классе


Лабораторная работа № 13.

Измерение амперметром и вольтметром.

Цель: изучить правила пользования амперметром и вольтметром, научиться рассчитывать и использовать шунт и добавочное сопротивление, проводники, потребители

Оборудование: амперметры и вольтметры, лабораторные и демонстрационные, омметр, авометр, микрометр, линейка, провод с маленьким сечением, медная гнущаяся пластина

Ход работы:

  1. Изучить правила включения амперметра и вольтметра в электрическую цепь.

  2. Собрать цепь и измерить силу тока и напряжение в цепи.

  3. Изучить правила использования и расчета шунта и добавочного сопротивления .

  4. Рассчитать шунт и добавочное сопротивление по формулам: R =I R / I- I

R = R ( U / U - 1 ) .

5. При изготовлении воспользоваться формулой: R = J L / S , где J- удельное сопротивление

6. При применении использовать законы соединений

7. Соблюдать правила техники безопасности.

Лабораторная работа № 14.

Измерение сопротивления омметром.

Цель: исследование сопротивления проводников с помощью омметра

Оборудование: омметр, авометр, термометр, термопара, магазин сопротивлений, сосуд с водой

Ход работы:

1. Измерить сопротивление проводников:

А. разной длины

Б. разной толщины

В. Из разных веществ

2. Выявить зависимость сопротивления от этих величин

3. Исследовать сопротивление термопары от температур

4. Собрать электрическую цепь и по закону Ома определить сопротивление проводника, а потом измерить его омметром. Определить погрешности в обоих способах измерения.

Лабораторная работа № 15.

Исследование соединения двух одинаковых источников тока.

Цель : определить электродвижущую силу и внутреннее сопротивление источников при последовательном и параллельном соединении

Оборудование: омметр, вольтметр, два одинаковых источника,

Ход работы:

  1. Исследование последовательного соединения: измерить Э Д С каждого источника, затем измерить у обоих вместе; определить внутреннее сопротивление каждого источника, затем омметром внутреннее сопротивление обоих вместе.

  2. Сравнить полученные результаты с законами последовательного соединения проводников.

  3. Исследование параллельного соединения ( по тому же плану )

  4. Сравнить результаты измерений с законами параллельного соединения


Лабораторная работа № 16.

Изготовление люксметра.

Цель: изготовить люксметр и измерить им освещенность

Оборудование: люксметр заводского изготовления, миллиамперметр, фоторезистор

Ход работы:

  1. Соединить мА с фоторезистором.

  2. Измерить силу фототока и освещенность в одном месте пространства, так проделать много раз в разных местах с разной освещенностью и занести результаты измерений в таблицу.

  3. По полученным данным проградуировать мА в люксах ( подклеить шкалу )

  4. Измерить освещенность новым прибором люксметром- амперметром, сравнить его показания с показаниями люксметра.

  5. Оценить погрешность изготовленного прибора.

Приложение №4

Итоговый тест «Физические величины и их измерения»

1.Меры длины: а) аршин, верста, пядь, см.

б) дюйм, фунт, метр, мм.

в) км, баррель, дм, аршин.

2.Меры в системе «СИ»: а) метр, литр, Ампер, кг.

б) см, Вольт, сек, г.

в) м, кг, м/с, с.

3.Инструментальная погрешность прибора:

а) Равна одному делению прибора.

б) Равна половине деления прибора.

в) Зависит от результатов измерения.

4. Цена деления прибора - это :

а) Значение одного деления прибора

б) Наибольшее значение, измеряемое прибором

в) Число делений на шкале

5.Цена деления равна: 0 . . . . . . . . . . . 1

а) 10 б) 1 в) 0,1

6. Абсолютная погрешность вычисляется по формуле:

а) / Х- Хср / б)/ Хср-Х / в) ∆ Хср

7. Относительная погрешность определяется:

а) ∆ Х/ Х б) / Х-Хср// в)∆Х/ Хср

8. Величины, характеризующие движение:

а) путь, время, скорость

б) время, плотность, скорость

в) путь, время, спидометр

9. Прибор для измерения времени:

а) секундомер, ареометр, часы

б) метроном, секундомер, часы

в) часы, секундомер, тахеометр

10. 72 км/ч=?

а) 72000 м/с б) 20 м/с в) 15м/с

11. 0.5см= ?

а) 5*10-2 м б) 0 ,005 м в) 5м

12.Площадь измеряется в:

а) м2, см2, га

б) дм2, км, а

в) мм2, мл, м2

13. 2 см= ?м

а) 2*10-3 м б) 2*10-2 м в) 2 м

14. 2мл = ?м3

а) 0,000002м3 б)0.002м3 в)2м3

15.Прибор для измерения объема:

а) ареометр б) манометр в) мензурка

16.Для вычисления плотности можно использовать приборы:

а) весы, мензурка, ареометр

б) манометр, динамометр, весы

в) мензурка, калориметр, часы

17. Между шкалами Цельсия и Кельвина связь выражается:

а) Т=273 - t б) Т= t + 273 в) Т=t - 273

18. 270 С=? К

а) 127 К б)300 К в) 0 К

19.Влажность измеряют:

а) гигрометром и психрометром

б) психрометром и термометром

в) термометром и гигрометром

20.К электроизмерительным приборам относятся:

а) амперметр, вольтметр, барометр

б) омметр, ваттметр, амперметр

в) спидометр, амперметр, вольтметр

21. Амперметр и вольтметр включаются:

а) оба последовательно б) оба параллельно в) амперметр последовательно, вольтметр параллельно

22.Шунт используется: а) в амперметрах б)в вольтметрах

в) в любом электроизмерительном приборе

23.Добавочное сопротивление соединяют:

а) параллельно б) без разницы в) последовательно

2 4. Электросчетчик измеряет :

б) силу тока в) работу тока а) мощность

25.1 кВт час= ? Дж

А. 3600000 Дж Б. 1000 Дж В. 36 00 Дж

26. Освещенность измеряется:

а) в люменах б) канделах в) люксах

Приложение №5

Кроссворды.

Составить вопросы к кроссворду по теме: «Электрические явления»






1.

д

и

э

л

е

к

т

р

и

к




2.

п

а

р

а

л

л

е

л

ь

н

о

е







3.

о

м

м

е

т

р










4.

з

а

м

ы

к

а

н

и

е








5.

в

о

л

ь

т

м

е

т

р









6.

с

о

п

р

о

т

и

в

л

е

н

и

е



7.

ш

у

н

т

и

р

о

в

а

н

и

е





8.

с

ч

е

т

ч

и

к











9.

а

м

п

е

р

м

е

т

р











10.

с

х

е

м

а









11.

в

а

т

т

м

е

т

р











12.

а

в

о

м

е

т

р











13.

о

м









Угадай кроссворд по теме: Тепловые явления


1.





2.




3.




4.



5.




6.




7.




8.





9.





10.



Вопросы к кроссворду «Тепловые явления»

1.Величина равная количеству теплоты ,необходимому для изменения

температуры на 1 градус.

2.Что в атмосфере создают водяные пары.

3.Энергия ,передаваемая при теплопередаче.

4.Единица измерения количества теплоты.

5.Величина ,измеряемая градусником.

6.Ученый , основатель шкалы абсолютных температур.

7.Процесс передачи теплоты от нагретого тела к холодному.

8.Результат теплообмена.

9.Вещество в градусниках.

10.Единица измерения температуры.

Единицы физических величин

Программа кружка МИР ФИЗИЧЕСКИХ ВЕЛИЧИН

По горизонтали: 1. Одна квадриллионная часть метра. 5. Единица электрической ёмкости (СИ). 6. Единица индуктивности (СИ). 9. Единица магнитодвижущей силы (СГС, СГСМ). 10. Внесистемная единица длины, применяемая в оптике и атомной физике. 12. Единица магнитного потока (СИ). 14. Единица термодинамической температуры (СИ). 17. Внесистемная единица давления. 19. Единица работы, энергии (СИ). 20. Внесистемная единица активности нуклидов в радиоактивном источнике, названная по фамилии семьи учёных. 21. Единица электрической проводимости (СИ). 24. Внесистемная единица активности нуклидов в радиоактивном источнике, названная в честь английского учёного. 26. Единица яркости ламбертового источника. 28. Внесистемная единица экспозиционной дозы рентгеновского и Программа кружка МИР ФИЗИЧЕСКИХ ВЕЛИЧИН-излучений. 29. Внесистемная единица градиента силы тяжести. 30. Единица силы тока (СИ). 32. Единица магнитной индукции (СИ). 33. Единица давления и механического напряжения (СИ). 34. Единица частотного интервала в музыкальной акустике. 35. Единица магнитной индукции (СГС).

По вертикали: 1. Немецкий учёный, в честь которого назвали температурную шкалу и её градус. 2. Шведский физик и астроном, в честь которого назвали температурную шкалу и её градус. 3. Единица напряжённости магнитного поля (СГС). 4. Единица эквивалентной дозы излучения (СИ). 5. Внесистемная единица количества электричества, применяемая в электрохимии. 7. Единица спектральной плотности потока излучения, применяемая в радиоастрономии. 8. Единица поглощённой дозы излучения (СИ). 11. Единица магнитного потока (СГС). 12. Единица мощности (СИ). 13. Единица активности нуклида (изотопа) в радиоактивном источнике (СИ). 14. Единица количества электричества; электрического заряда (СИ). 15. Единица силы (СИ). 16. Итальянский учёный, в честь которого назвали единицу электрического напряжения. 18. Единица удельного акустического сопротивления (СГС). 22. Единица логарифмической относительной величины, равная 8,686 дБ. 23. Единица частоты периодических колебаний (СИ). 25. Единица электрического сопротивления (СИ). 27. Единица кинематической вязкости (СГС). 31. Единица вязкости среды (СГС).

Ответы

По горизонтали: 1. Ферми. 5. Фарад. 6. Генри. 9. Гильберт. 10. Ангстрем. 12. Вебер. 14. Кельвин. 17. Торр. 19. Джоуль. 20. Кюри. 21. Сименс. 24. Резерфорд. 26. Ламберт. 28. Рентген. 29. Этвеш. 30. Ампер. 32. Тесла. 33. Паскаль. 34. Савар. 35. Гаусс.









Приложение№6

Загадки о физических величинах

У планет она большая,
Минимальна у частиц.
Ее на глаз не измеряют,
Ведь у нее немало лиц.

(Масса)

Никто и ничто меня не остановит
Можно только отсчитать,
Я бесконечности равняюсь
Со Вселенною под стать.

(Время)

Бываю часто вертикальна,
Могу любой наклон принять,
Могу я лечь горизонтально,
Могу размер определять.
Могу в кольцо, спираль свернуться,
Могу я змейкой проползти,
Могу опять назад вернуться,
Могу огромный путь пройти.

(Длина)

Я всей Вселенной управляю,
Тела в движение привожу,
С любой работой я справляюсь
И хороводы я вожу.

(Сила)

Бываю я и постоянной
И чаще переменной,
А иногда мгновенной.

(Скорость)



Приложение №7

Перевод единиц измерения.

Старорусские меры:

3 фунта =? Г = ? КГ ; 2 карата =? Г =? кг; 1.5 аршина = ? см = ? м;

6 верст = ? м = ? км ; 5 дюйм = ? см

Меры, характеризующие « механическое движение» :

м-мм - см -м - км ; км -м -см - мм .

А - мк - мм;

Пс - км - м;

Сек - мин - час ; час - мин - сек .

Км / час - м / с; м / с - км / час;

Измерение площади и объема:

мм2- см2 - дм2 - м2 ; м2 - дм2 - см2 - мм2;

сотка - м2 - га - км2; га - а - м2;

мм3 - см3 -мм3- м3; м3 - см3 - мм3;

мл - см3 - м3; л - мл - см3 - м3 ; баррель - л - м3;

Измерение массы и плотности:

г - кг -ц - т; т - ц - кг - г - мг;

кг/м3 - г /см3 - кг/ м3 ; г/м3 - кг/м3 - кг/см3 - г/см3;

Измерение температуры:

T0K - t0C; t0C - T0K

Измерение электрических величин:

МА - А - кА;

Приложение№8

План занятия по теме: Старые русские меры.

Цель: изучить историю развития мер и измерений в России;

воспитать позитивное отношение к истории своей Родины;

научить соизмерять старые русские меры с современными

единицами измерения.

Ход занятия:

1. Начало государственного надзора за мерами в России:

1) Киевская Русь

2) Новгород 1134г.

3) Рождение метрической системы мер.

2. Древние русские меры:

1) Меры длины

2) Меры площади

3) Меры объема

4) Меры веса ( массы)

5) Денежная система русского народа

3. Развал древней системы мер.

4. Практическая работа:

1) Измерить длину тела( стола, стержня) в футах, пядях,

в четвертях, дюймах

2) Измерить длину коридора в саженях, верстах, футах

3) Измерить массу тела в фунтах, безменах

4) Перевести:

5 верст-саженей?; 7 верст-км?; 2 вершка- см?

10 плугов-га?; 3 десятины-м2;

2 фунта-г?; 6 пудов- кг?;

8 гривенников-копеек?; 10 полтинников- рублей?

5. Подведение итогов занятия:

достижение поставленных целей;

неудобства при использовании старых русских мер.

Приложение №9

Игра «Физические величины»

Цель: 1. Повторить с обучающимися физические величины, физические приборы, повторить правила решения задач, систематизировать знания.

2. Продолжить формирование умений пользоваться приборами, анализировать, сравнивать, развивать память.

Оборудование, дидактические материалы:

  1. Динамометр, гири, брусок, измерительный цилиндр, барометр.

  2. Карточки с заданиями.

  3. Таблица «Повторение» (основные физические величины).

План:

Этап

Время

Приемы и методы

1. Постановка целей и задач, объяснение правил игры

5 минут

Объяснение учителя. Повторение правил ТБ.

2. Игра «Физические величины»

30 минут

Групповая работа учащихся по заданиям. Выступления групп или представителей групп.

3.Подведение итогов.

5 минут

Обобщение.

Ход:

1) Объявление целей и задач занятия: Мы сегодня проводим игру «Физические величины» и наша цель: повторить изученные физические величины, методы их измерения, единицы измерения. Приборы на столе. Напомню правила техники безопасности и правила поведения на занятии:

- с приборами обращаться аккуратно, не бросать, не ломать,

пружину не растягивать, не спорить из-за того, кто проводит

эксперимент;

- не выкрикивать ответы с места, вместе с группой обсудить ответ,

сформулировать ответ, обосновать;

- уважать отвечающих: внимательно слушать ответ, не перебивать,

если вам ответ кажется неточным или неполным.

2) Объяснение правил игры:

Класс делится на 2 группы (по рядам, примерно одинаковое число учащихся - по 4 человек). Каждая команда выбирает капитана, который выбирает задание, следит за временем, затраченным на поиск ответа, обобщает ответ внутри группы и назначает учащихся, отвечающих на вопросы. На столе - задания, за каждое задание команды получают баллы и продвигаются вперед по дороге к вершине горы (внимание на доску, где изображена дорога в гору). Каждый капитан берет по 1 заданию из соответствующей стопки карточек. На обсуждение - определенное время, затем ответы сдаются жюри или защищаются перед жюри и другими командами. Подсказка - таблица с физическими величинами, посмотрите внимательно, каждая команда имеет право задать один вопрос по величинам. (Ответ учителя на вопросы).


  1. Игра «Физические величины»

Оформление доски: Нарисована дорога на вершину горы. На дороге - остановки, привалы - по количеству баллов. Продвижение команд по дороге фиксируется флажками разного цвета.

Задания:

1. Станция «Кроссворды». Можно заработать 5 баллов. На выполнение 3 минуты.

№1 Кроссворд «Физические величины»

1



2

р



3



4

и


5




6




7



По горизонтали:

  1. Отношение силы к площади опоры.

  2. Эта величина разная у улитки и гепарда.

  3. Обозначение удлинения тела.

  4. Характеризует действие одного тела на другое.

  5. Измеряется в м3.

  6. Оно очень быстро проходит.

  7. Обозначение коэффициента тяжести.

По вертикали - знаменитый древнегреческий ученый.

№2 Кроссворд «Физические величины»

По горизонтали:

  1. 1

    п



    2



    3

    с



    4



    5

    а



    6



    7

    ь



    Очень важна при покупке квартиры.

  2. Чем глубже, тем больше.

  3. Произведение массы на коэффициент тяжести.

  4. Обозначение коэффициента жесткости тела.

  5. Измеряют с помощью весов.

  6. Разная у пробки и железа.

  7. Прошли от школы до дома.

По вертикали - знаменитый ученый - физик.

Через 3 минуты ответы сдаются жюри на проверку.

2. Станция «Физические приборы». Можно заработать 3 балла. Капитаны, выбирайте карточку. На обдумывание - 1 минута, на ответ - 1 минута.

№1. Физические приборы.

Для чего нужен барометр? Как производят измерения?

Как называется та физическая величина, которую им измеряют?

2. Физические приборы.

Для чего нужна мензурка?

Произведите при помощи мензурки измерения.

3. Станция «Разговорная». Взять карточку, обдумать и объяснить. Время на обдумывание - 1 минута, на ответ - 1 минута. Можно заработать 5 баллов.

№1. Подумай и объясни.

А) В сосуде с водой плавает кусок льда. Изменится ли уровень воды в сосуде, когда лед растает?

Б) Можно ли по внешнему виду отличить птицу в морозный день и теплый обычный день?

№2. Подумай и объясни.

А) Почему плуг делают острым?

Б) Почему гвоздь тонет в воде, а лодочка, сделанная из того же гвоздя, плавает?

4. Станция «Математическая». Решить и вычислить, правильно оформить задачу. На решение - 3 минуты. А заработать можно по 5 баллов.

№1. « Решаем вместе».

Найти архимедову силу, действующую в воде на глубине 10 м на

деревянный брусок объемом 0,2 м3. Плотность дерева 800 кг/м3,

плотность воды 1000 кг/м3.

№2. « Решаем вместе».

Найти мощность электродвигателя, поднимающего воду массой 20 кг с глубины 5 м за 20 секунд. Плотность воды 1000 кг/м3.

Задачи сдаются жюри на проверку.

5. Станция «Эстафетная». По карточке дописать физические величины. Можно заработать5 баллов, на выполнение - 3 минуты..

Работы сдаются жюри.

  1. Подведение итогов: Сегодня мы повторили физические величины. А теперь предоставим слово жюри и узнаем, все ли команды сумели добраться до вершины.


  1. Награждение призеров .

Приложение №10

Темы проектов для учащихся.

1.Таблица физических величин.

2. Как измеряли древние.

3. История метрической системы мер.

4. Измерения в быту.

5. Старые русские меры.

6. Измерительные приборы.

7. Изготовление измерительного прибора.

8. Измерение в науке и технике.

9. Наблюдаю и исследую сам.

10. От гномона до атомных часов.

11. Мои достижения.

12. Тело человека и меры.

13. Приставки и множители.

32


© 2010-2022