Доклад Использование регионального компонента на уроках физики

Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА НА УРОКАХ ФИЗИКИ»

Сумина Елена Васильевна, МБОУ «Левженская СОШ» Рузаевского муниципального района Республики Мордовия, учитель физики.

Аннотация

Может ли развиваться многонациональное общество, если начинает гибнуть язык, традиции. Нет. В этом случае отмирает нация. А это недопустимо. Каждый народ несет в будущее земли такие ценности, как: язык, обычаи, навыки своих предков. Все эти ценности и есть составные части любви к Родине.

Я живу в Мордовии, с большой историей. В 2012 году Мордовия праздновала 1000-летие мордовского народа с народами Российского государства.

Школа, где я работаю, расположена в старинном мордовском селе, которое славится своей самобытностью и талантами. Для того, чтобы сохранить традиции, культуру, наш педагогический коллектив стал работать над проблемой «Использование регионального компонента в учебно - воспитательном процессе».

Методическое объединение учителей математики и физики стали задумываться над тем: «Как нам учителям воспитать через свой предмет патриотизм, уважение к истории и культуре нашего народа?». Содержание школьных учебников физики и математики (теоретический и задачный материалы) носит абстрактный характер, не учитывающий особенности культуры, образа и условий жизни разных национальностей. Ученику легче постичь предмет, развить свое мышление, если дать ему возможность увидеть применение знаний для условий его жизни, значит, есть две возможности в моей работе.

Первое - ведение уроков по готовым учебникам и задачникам. Второе - проявить творчество и строить уроки с учетом особенностей национальной культуры своего региона.


Мне ближе вторая форма работы и поэтому на своих уроках я часто использую элементы регионального компонента. Раскрываю способности, творческий потенциал каждого учащегося, расширяю знания об истории родного края, развиваю и укрепляю интерес к предмету. При этом полностью осуществляю образовательные и воспитательные функции предмета. Поэтому урок физики становится как-то интереснее, понятнее и ближе детям.

Использование регионального компонента на уроках физики нацелено на открытие нового знания. Ученик, как исследователь, открывает истины, прежде ему не известные и тем самым воспитывает в себе не только чувство гордости за свой край, но и формирует познавательные навыки, помогающие ему повысить качество обученности. Региональный компонент на уроках подразумевает и проявление самостоятельности мышления учащихся, требует от детей применения личного жизненного опыта.

А то, что «открыто» учениками, то требует меньших затрат времени на отработку материала, эти знания отличаются высоким уровнем качества.

Тематика исследований обеспечивается разнообразием местных источников: памятниками культуры, летописями, архивными материалами, картами области и города, легендами, фольклором, произведениями поэтов и писателей земляков. Всё это повышает не только интерес к предмету, но и расширяет представления об истории земли Мордовской, о современной Мордовии.

По мнению учащихся, уроки физики с использованием краеведческого материала всегда интересны. Материал этих уроков, как «яркое пятно», легче и быстрее запоминается. При отслеживании приобретённых знаний учащихся результат всегда выше предполагаемого.

Конечно, проведение таких уроков требует от учителя серьёзной подготовки, глубокого анализа краеведческого материала, продумывания вариантов его использования. Но когда ученики не хотят, чтобы урок заканчивался, когда они себе придумывают домашнее задание: найти, узнать, то это значит, что ростки любви к малой родине, к родному языку стали для них неотъемлемой частью их личности.

В моей работе предпринята попытка разработать методику обучения физики с учетом регионального компонента, в частности, Мордовии, района и своего села.

Как известно, учебники, реализующие федеральный компонент образования в области физики, не обеспечивают региональный компонент в преподавании, в результате чего на уроках практически не используется языковой материал, отражающий специфику того или иного региона России.

Однако Республика Мордовии имеет ярко выраженные территориальные, природные, национальные, культурно-исторические и языковые особенности. Потому, я думаю, нужно учитывать эти особенности при изучении физики. Такой подход в преподавании является одним из направлений в формировании у школьников знаний о родном крае и имеет воспитательное значение, так как способствует развитию уважения и любви к родному краю и оказывает влияние на формирование личности учащихся.

Учитывая всю важность данной проблемы я на своих уроках физики стараюсь внедрить региональный компонент, в один из элемент урока.

На уроках обращаюсь к краеведческим материалам как своего села, так и района, республики, столице Мордовии городу Саранску. Сопровождая данный материал слайдами презентации.

На уроке физики в7 классе « Давление твердых тел» демонстрирую памятники культуры и архитектуры городов Рузаевки, Саранска, села Левжа . Производим подсчеты давления на грунт.

Тема урока:«Атмосферное давление» -использую краеведческий региональный материал.

Историческая справка.

Свято-Троицкий собор г.Рузаевка
стал крупнейшем и красивейшем храмом республики Мордовия его площадь составляет около 1000м2, а высота- около 50 метров.

Белоснежный Свято - Троицкий собор издалека виден всем, кто приезжает в Рузаевку. Этот храм освещен в знаменательный год 1000 -летия единения мордовского народа с народами Российского государства.

Высота этого храма коло 50 метров.

Решение задачи -демонстрация слайда.

Ребята, зная зависимость давления от высоты, не поднимаясь на самое высокое место собора -это высота 50 метров в настоящее время ( место где находятся колокол в соборе).Рассчитать давление, которое показал бы там Барометр- анероид.

Что вам нужно знать, чтобы решить эту задачу?

Измерить атмосферное давление ( проделали выполняя практическую работу), знаем, что изменение на каждые 12м подъема - давление уменьшается на 1 мм рт. ст.

Тема урока «Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда» использовала историческую справку для решение задачи с региональным компонентом.

Историческая справка

Жемчужина Мордовии, прекрасное озеро Инерка, расположено в живописном сосновом бору возле частного сектора с. Пермиси Березниковского р-на Республики Мордовия. Озеро является частью старого русла реки Сура, поэтому оно имеет продолговатую форму. Поскольку один из финно-угорских народов - эрзя, традиционно населяет долину реки Сура, озеро можно с полным правом отнести к чуду природы именно этого народа.

Озеро вытянулась почти на 4,1км вдоль, а расстояние между его берегами около 200 м. При этом глубина в озере Инерка тоже довольно большая - в отдельных местах она достигает 11,2 метра. Площадь озера составляет 56 га. Озеро-старица. Прозрачность воды до 2 м. Цвет голубовато-зеленоватый, с ярко выраженным коричневато-желтоватым оттенком.

Озеро Инерка действительно большое и прекрасное, потому полностью оправдывает свое название, ведь с мордовского сочетание слов "ине" и "эрьке" - означает "Великое озеро". В 1974 году озеро Инерка заслуженно получило звание памятника природы регионального значения.

В Инерке обитает много видов рыб, есть места гнездования водоплавающих птиц, куликов, крачек. Постановлением Совета Министров Мордовской АССР от 6 марта 1983 года озеру придан статус памятника природы республиканского значения

В начале 1990-х годов учёные обратили внимание, что узкий перешеек между Инеркой и Сурой (составлявший в 1991 году всего 50-60 метров) с каждым годом уменьшается. Поскольку озеро находится выше уровня Суры, при слиянии озера с рекой вода из Инерки вытекла бы в русло реки, и озеро превратилось бы в болото. Поэтому русло Суры в этом месте пришлось изменить, отведя его в сторону на 350 метров, таким образом озеро было спасено.

Задача.

Ребята, давайте рассчитаем какое же максимальное давление пресная вода создает на дно озера Инерка.

Ребята, какие данные вам необходимо знать для решения этой задачи?

Максимальная глубина озера -11.2м

Вода пресная - плотность -1000 кг/м3

На уроке физики в 8 классе «Электрический ток в металлах. Действие электрического тока» Я создала кроссворд, где ключевым словом было слово Рузаевка, город нашего района. После отгадывание данного слова, я провела небольшой экскурс связанный с этим словом.

Связала сеть железных дорог Рузаевки с опытом проделанным 1899 г.

К. Рикке на трамвайной подстанции в Штуттгарте, для определения электрического тока.

На уроке в 9 классе « Явление электромагнитной индукции. Опыты Фарадея» Привожу пример: « Ребята я думаю, что вам интересно знать когда и где в нашей республике была построена первая сельская ГЭС

Ответ в виде слайда. Первой сельской электростанцией в Мордовии была Ладская ГЭС, построенная на р. Инсар в1923 году мошностью в 200 лошадиных сил. 7 ноября 1933 года была пущена первая очередь Саранской ТЭЦ -1. В настоящее время электростанции «Мордовэнерго» за один год производят электроэнергии более чем 800 млн.кВт .ч.» В это время демонстрирую карту Республики Мордовия.

Изучая тему «Влажность воздуха и ее измерения « в 10 классе привожу примеры используя музеи г. Саранска: « Краеведческий», «С.Д.Эрьзи» и тд.


Заключение.

Использование регионального компонента привносит в уроки выразительность, эмоциональность, красочность, показывая связь предмета с жизнью мордовского народа, традиций. Эта проблема настолько мне понятна, близка, прочувствована, что в дальнейшем в свои уроки и внеклассные мероприятия буду включать элементы регионального компонента.

























© 2010-2022