Внедрение новых технологий в проектную деятельность учащихся

     Современный образовательный процесс немыслим без поиска и применения новых эффективных технологий. Одним из основных направлений  моей работы является внедрение новых информационных технологий в учебно-воспитательный процесс  физики. За последнее десятилетие обучение на основе проектного подхода нашло в школах более широкое применение. Как показывает практика, проектная деятельность с использованием удаленных ресурсов активизирует познавательную деятельность учащихся, самостоятельную деятел...
Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внедрение новых технологий в проектную деятельность учащихся.

Современный образовательный процесс немыслим без поиска и применения новых эффективных технологий. Одним из основных направлений моей работы является внедрение новых информационных технологий в учебно-воспитательный процесс физики. За последнее десятилетие обучение на основе проектного подхода нашло в школах более широкое применение.

Как показывает практика, проектная деятельность с использованием удаленных ресурсов активизирует познавательную деятельность учащихся, самостоятельную деятельность каждого учащегося, применение им на практике приобретенных знаний и четкое осознание, где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, «осязаемыми», т.е. если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению. Кроме творческой работы учителя, использование ИКТ на уроках требует творчества и самих учащихся. Этому способствует проектная деятельность обучающихся. В практике преподавания физики на современном этапе обучения используются следующие технологии: 1) проектные технологии; 2) информационные технологии; 3) модульно-блочные технологии.

Уникальность проектной работы в том, что, во-первых, в создании проектов может участвовать каждый ученик, а во-вторых, умение создать интересный продукт с использованием компьютерных технологий - это вопрос престижности учащегося в классе. Поэтому они бесконечно совершенствуют свои работы, усложняя и оформляя их всё новыми и новыми деталями.

В курсе физики метод проекта может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме, поскольку отбор тематики проводится с учётом практической значимости для ученика. «Что ж это за сила - сила Архимеда?», «Есть ли альтернатива энергоснабжению школы, дома?», «Будет ли сегодня дождик или ясным будет день», «Мой город- моя среда обитания» и т.д. - вот те темы, над которыми работают мои ученики.

В этом учебном году вместе учащиеся 8 классов осуществили ещё один проект в рамках изучения темы "Виды теплопередачи". Творческое название проекта звучало так "Три способа согреться". Эта тема носит большой прикладной характер. В результате осуществления проекта, учащиеся не только усвоили механизмы передачи тепла, но и широко исследовали использование их в быту, технике, природе.

По количеству участников проектов выделяются личностные, парные и групповые. Групповые наиболее часто используются в моей практике. В этом случае необходимо правильно с методической точки зрения организовать деятельность участников проекта в группе учеников, и роль педагога-координатора в этом случае особенно важна.

Групповой метод проектов имеет следующие правила и принципы:

1. В команде нет лидеров. Все члены команды равны.

2. Команды не соревнуются.

3. Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом, потому что они вместе выполняют задание.

4. Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело.

5. Ответственность за конечный результат несут все члены команды.

Группы учащихся формируются с учетом психологической совместимости, при этом в каждой группе есть сильный ученик, средний, слабый. Группа выбирает одно задание, но при его выполнении происходит распределение ролей. Каждый ученик получает самостоятельный участок работы в проекте.

Работа над данным методом ведется с начала изучения какой-либо темы. Можно выделить следующие приемы работы.

Начальный этап работы над проектом - введение и обсуждение темы предлагается на обычном уроке. Практическая работа над проектом начинается на стадии актуализации изученного материала, и становится гармоничной частью единого процесса обучения.

I. Предварительная работа включает в себя несколько ступеней.

1.Обсуждение проекта, что включает в себя обсуждение предложенной темы, определение того, что мы хотим показать и рассказать об энергоснабжении своей школы и класса, своего дома.

2.Разработка плана проектной работы.

3.Проведение опросов по различным направлениям.

4.Распределение обязанностей и пунктов проектной работы между участниками проекта.

Основные этапы работы распределяются сразу же. Так на сбор материалов отводится неделя, на написание слов для сопровождения слайдов, проведение опросов и оформления результатов опросов отводится 1 неделя, на создание презентации на компьютере и на подготовку выступления - 1 неделя.

II. Выполнение проекта

III. Защита проектов. Данный этап проводится в виде нестандартного урока.

Работа по подготовке проектов в программе Power Point имеет огромное значение в развитии учащихся. Старшеклассники учатся практически использовать программы, с которыми познакомились на уроках информатики. Немаловажно и то, что в старших классах учащиеся осваивают азы научной работы: учатся отбирать материал и выделять главное и второстепенное, находить интересные иллюстрации и факты. А также они учатся работать с Интернетом.

За учебный год учащиеся могут сделать 1- 3 презентации по той или иной теме, а значит, не только овладеть технологией проектной деятельности, выступить перед аудиторией с защитой своего проекта, но и познакомиться с опытом работы других учащихся из других классов.

Результатом работы является:

- повышение мотивации в изучении физики и ИКТ;

- приобретение опыта выступления перед аудиторией;

- повышение самооценки учащихся.

Кроме того, данный метод позволяет организовать различные формы проверки знаний, умений и навыков учащихся. Для проверки усвоения учебного материала используется несколько типов заданий. Так, например, в электронной версии тесты могут представлять собой варианты от карточек с вопросами и вариантами ответов, до сложных многоуровневых структур, где ученику нужно самому построить изложение идеи проекта.

Таким образом, данный метод дает возможность выявить пробелы в знаниях у учащихся и скорректировать работу учителя по их ликвидации.

Реализация каждого метода в практической деятельности состоит в совокупности отдельных методических приёмов, нацеленных на формирование умений работы с различными источниками информации.

Моими методическими находками в технологии проектного обучения являются:

• ведение «Портфолио» учащихся, куда вкладываются творческие работы и проекты;

• введение в практику обучения изготовление простейших приборов, это важный момент в совершенствовании знаний по теме, в которой изучаются явления, используемые в этом приборе или наблюдаемые им;

• приглашение на уроки и внеклассные мероприятия младших школьников, сверстников, что стимулирует учащихся к собственному духовному совершенству.

III. Результативность опыта

Обобщая опыт применения компьютера и мультимедийных технологий на уроках физики и во внеурочное время, можно сделать вывод:

- мультимедийные технологии ускоряют процесс обучения;

- они способствуют резкому росту интереса учащихся к предмету;

- улучшают качество усвоения материала;

- позволяют индивидуализировать процесс обучения;

- дают возможность избежать субъективности оценки.

Достигнутые результаты:

1. Учащиеся научились выстраивать логичные рассуждения, выдвигать гипотезы, предположения, убедительно и аргументировано их отстаивать.

2. У учащихся сформировались навыки добычи информации через Интернет.

3. Учащиеся научились систематизировать информацию, выделять главное, обобщать полученную информации с помощью ИКТ технологий.

Кроме творческой работы учителя, использование ИКТ на уроках требует творчества и самих учащихся. Этому способствует проектная деятельность обучающихся. Несомненно, проектная работа увлекает учащихся, так как ИКТ - самый любимый предмет современного подростка.

Утверждаю, что широкое применение информационно-коммуникационных технологий на уроках физики обосновано, так как активизирует познавательную деятельность школьников в изучении предмета.


© 2010-2022