- Преподавателю
- Физика
- Элективный курс по физикеметоды решения физических задач10 класс
Элективный курс по физикеметоды решения физических задач10 класс
Раздел | Физика |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Боброва Т.В. |
Дата | 11.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Аттестационное задание № 2
«Учебная программа»
Выполнила:
Боброва Татьяна Владимировна,
учитель физики
МБОУ «Федоровская СОШ №5»
Пояснительная записка
Содержание школьного образования определяется нормативными государственными документами и обусловлено экономическими и социальными требованиями, общественными потребностями, уровнем развития науки и техники, возможностями учащихся, наличием материально-учебной базы, соответствием образовательным стандартам.
Современное образование немыслимо без должного качества, без учета потребностей современной личности, современного общества и государства в целом. С помощью учебных программ осуществляется реализация требований, как государственного стандарта образования, так и приоритетов образовательной системы.
Стратегическая цель в области образования - повышение доступности качественного образования, соответствующего современным потребностям общества. Введение профильного обучения - одно из основных направлений нынешней образовательной реформы. В условиях реализации профильного обучения учащиеся имеют возможность построения собственной индивидуальной образовательной траектории с учетом последующих жизненных планов.
Учебная программа по направлению обучения физико-математического профиля в условиях профилизации является комплексной, включая рабочую программу по предмету, программу элективного курса. Современная учебная программа предполагает планирование, организацию и управление учебным процессом по определенной учебной дисциплине, умение педагога проектировать содержание программы в соответствии с образовательными потребностями, возможностями и компетентностями обучающихся, реализовывать программу, используя современные образовательные технологии, формы и методы обучения, систему оценивания достижений обучающихся, проводить диагностику результативности.
В соответствии с Концепцией профильного обучения ХМАО- Югры, с целью развития политехнического образования школьников мною была разработана программа элективного курса «Методы решения физических задач», направленная на удовлетворение образовательных потребностей обучающихся 10 классов с учетом уровня их способностей и склонностей, соответствующая федеральному компоненту государственных образовательных стандартов среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации и программе курса физики профильной школы.
При составлении учебной программы элективного курса я, руководствуясь требованиями к современной учебной программе, использовала технологии личностно-ориентированного и проблемного обучения, коллективные и индивидуальные формы занятий: лекции, семинары-практикумы по решению задач, самостоятельную работу учащихся, консультации, зачет, тестирование, проектную деятельность. Применяю исследовательский, частично-поисковый, информационно-иллюстративный методы и метод проектов.
Программа элективного курса предполагает учет динамики достижений обучающихся в течение всего периода обучения, применение накопительной системы оценивания, включающую в себя результаты тестов, самоконтроля и взаимоконтроля.
Пояснительная записка
к элективному курсу «Методы решения физических задач»
Учебная программа элективного курса по физике ориентирована на обучающихся 10 класса и реализуется в рамках профильного обучения.
Учебная программа элективного курса по физике «Методы решения физических задач» на 2015 - 2016 учебный год составлена на основе «Программы элективных курсов. Физика. 9-11 классы. Профильное обучение», составитель: В.А.Коровин, - «Дрофа», 2007 г. и авторской программы «Методы решения физических задач»: В.А. Орлов, Ю.А. Сауров, - М.: Дрофа, 2005 г.
Программа курса рассчитана на 1 год (35 часов), предполагает организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся и предусматривает использование учебника: «Физика 10 класс»: учебник для общеобразовательных учреждений (базовый и углубленный уровни)/ С.А. Тихомирова, Б.М. Яворский.- 5 изд., 2013 г., и учебного пособия: В.А. Орлов, Ю.А. Сауров «Практика решения физических задач. 10-11 классы», - «Вентана-Граф», 2010 г.
Программа курса учитывает одну из основных задач развития образования в регионе (создание образовательной среды для повышения качества образования обучающихся), общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения физики, которые соответствуют государственному стандарту физического образования.
Основная цель курса: развитие интереса обучающихся к решению физических задач, формирование представлений о приемах и методах решения физических задач, совершенствование их умений и навыков в процессе решения задач.
Задачи курса:
-
углубление и систематизация знаний учащихся;
-
усвоение учащимися общих алгоритмов решения задач;
-
овладение учащимися основными методами решения задач.
Задачи курса «Методы решения физических задач» соответствуют образовательной программе МБОУ «Федоровская СОШ №5». Элективный курс имеет практическую направленность и предполагает совершенствование умений и навыков школьников в решении задач основных разделов физики: «Механика», «Молекулярная физика», «Электродинамика», «Электромагнитные колебания и волны», «Термодинамика».
Методы и организационные формы обучения. Для реализации целей и задач данного курса предполагается использовать следующие формы занятий: лекции, семинары-практикумы по решению задач, самостоятельная работа учащихся, консультации, зачет, тестирование, проектная деятельность («сильные» ученики сами выбирают тему проектной работы, а недостаточно подготовленные обучающиеся выбирают тему из предложенного им перечня тем). На занятиях применяются коллективные и индивидуальные формы работы: решение и обсуждение решения задачи, подбор и составление задач по изучаемой теме, выполнение проекта. Методы обучения, применяемые в рамках курса достаточно разнообразны. Прежде всего - это исследовательская работа самих учащихся, составление учащимися алгоритмов решения задач. Помимо исследовательского метода используется частично-поисковый, информационно-иллюстративный, ИКТ. Реализую уровневую дифференциацию: в зависимости от индивидуального плана учащимся предлагается перечень задач различного уровня сложности. В основе построения курса положены основные дидактические принципы (научность, доступность, системность, последовательность, дифференцированный подход), а так же целостность и вариативность.
Для реализации цели и задач курса в работе используются как традиционные, так и передовые педагогические технологии:
-
личностно-ориентированного обучения;
-
развивающего обучения;
-
разноуровневого обучения;
-
проблемного обучения;
-
информационно-коммуникационную технологию;
-
метод проектов.
Форма проверки и контроля: Применяется как традиционная система оценивания, так и современная: самоконтроль, взаимоконтроль, самооценка, накопительная система оценивания, которая включает в себя результаты тестов, контрольных работ, учет динамики достижений в течение учебного года.
В результате изучения курса школьники должны уметь классифицировать предложенную задачу, составлять простейшие задачи, последовательно выполнять и проговаривать этапы решения задач средней сложности, владеть основными приемами решения, осознавать деятельности по решению задачи.
Основные понятия. Физическая учебная задача. Физические теории как источник постановки и решения учебных физических задач. Этапы решения физической задачи: физический, математический анализ решения. Методы физического подобия, анализа размерности, аналогий.
Средства обучения. Основными средствами обучения при изучении курса являются: учебник и учебные пособия по физике, дидактические материалы и сборники задач, учебно-методические материалы, помещенные в сети Интернет, графические иллюстрации (схемы, чертежи, графики), технические средства обучения.
Организация самостоятельной работы. Самостоятельная работа обучающихся заключается в выполнении разно-уровневых заданий из дидактического комплекса задач, решенных самостоятельно на основе использования конкретных законов физических теорий, фундаментальных физических законов, методологических принципов физики, а также методов экспериментальной, теоретической и вычислительной физики из различных сборников задач с ориентацией на профильное образование учащихся.
Ожидаемыми результатами занятий являются: расширение знаний об основных алгоритмах решения задач, различных методах и приемах решения задач; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей на основе опыта самостоятельного приобретения новых знаний, анализа и оценки информации при решении задач;
Конечным результатом обучения является формирование универсальных способов деятельности школьников, их умений и навыков:
познавательная деятельность:
- владение способами решения теоретических и экспериментальных задач;
информационно-коммуникативная деятельность:
- развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
- использование для решения задач различных источников информации;
- определение наиболее рационального метода решения задачи;
рефлексивная деятельность:
- владение навыками контроля самоконтроля, умение предвидеть результаты своей деятельности и составлять стратегию решения задачи;
- классификация предложенной задачи; постановка цели, планирование хода решения, определение оптимального способа решения задачи, используя алгоритмическое предписание;
личностные результаты:
- сформированность познавательных интересов, интеллектуальных способностей учащихся;
- убеждённость в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
- мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
метапредметные результаты:
- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
- понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения;
- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста;
- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
- освоение приемов действий в нестандартных ситуациях;
- формирование навыков работы в группе, представления и отстаивания своих убеждений, ведения дискуссии.
Содержание программных тем состоит из трех компонентов. Во-первых, в ней определены задачи по содержательному признаку; во-вторых, выделены характерные задачи на отдельные приемы; в-третьих, даны указания по организации определенной деятельности с задачами. Задачи подбираются исходя из конкретных возможностей учащихся из предлагаемого списка литературы.
Содержание курса Физическая задача. Классификация задач (2 ч)
Что такое физическая задача. Состав физической задачи. Физическая теория и решение задач. Значение задач в обучении и жизни.
Классификация физических задач по требованию, содержанию, способу задания и решения. Примеры задач всех видов. Составление физических задач. Способы и техника составления задач. Примеры задач всех видов.
Правила и приемы решения физических задач (4 ч)
Общие требования при решении физических задач. Этапы решения физической задачи. Работа с текстом задачи. Анализ физического явления; формулировка идеи решения (план решения). Выполнение плана решения задачи. Числовой расчет. Использование вычислительной техники для расчетов. Анализ решения. Оформление решения.Типичные недостатки при решении и оформлении решения физической задачи. Изучение примеров решения задач. Различные приемы и способы решения: алгоритмы, аналогии, геометрические приемы. Метод размерностей, графические решения и т. д.
Динамика и статика (5 ч)
Координатный метод решения задач по механике. Решение задач на основные законы динамики: Ньютона, законы для сил тяготения, упругости, трения, сопротивления. Решение задач на движение материальной точки, системы точек, твердого тела под действием нескольких сил.
Задачи на определение характеристик равновесия физических систем.
Подбор, составление и решение по интересам различных сюжетных задач: занимательных, экспериментальных с бытовым содержанием, с техническим и военно-техническим содержанием.
Законы сохранения (5 ч)
Классификация задач по механике: решение задач средствами кинематики, динамики, с помощью законов сохранения импульса и энергии.
Задачи на закон сохранения импульса и реактивное движение. Задачи на определение работы и мощности. Задачи на закон сохранения и превращения механической энергии.
Решение задач несколькими способами. Составление задач на заданные объекты или явления. Взаимопроверка решаемых задач. Знакомство с примерами решения задач по механике республиканских и международных олимпиад.
Строение и свойства газов, жидкостей и твёрдых тел (4 ч)
Качественные задачи на основные положения и основное уравнение молеку-лярно-кинетической теории (МКТ). Задачи на описание поведения идеального газа: основное уравнение МКТ, определение скорости молекул, характеристики состояния газа в изопроцессах.
Задачи на свойства паров: использование уравнения Менделеева - Клапейрона, характеристика критического состояния. Задачи на описание явлений поверхностного слоя; работа сил поверхностного натяжения, капиллярные явления, избыточное давление в мыльных пузырях. Задачи на определение характеристик влажности воздуха.
Задачи на определение характеристик твердого тела: абсолютное и относительное удлинение, тепловое расширение, запас прочности, сила упругости.
Качественные и количественные задачи. Устный диалог при решении качест
венных задач. Графические и экспериментальные задачи, задачи бытового содержания.
Основы термодинамики (2 ч)
Комбинированные задачи на первый закон термодинамики. Задачи на «Тепловые двигатели».
Электрическое и магнитное поля (3 ч)
Характеристика решения задач раздела: общее и разное, примеры и приемы решения.
Задачи разных видов на описание электрического поля различными средствами: законами сохранения заряда и законом Кулона, силовыми линиями, напряженностью, разностью потенциалов, энергией.
Задачи разных видов на описание магнитного поля тока и его действия: магнитная индукция и магнитный поток, сила Ампера и сила Лоренца.
Решение качественных экспериментальных задач с использованием электрометра.
Постоянный электрический ток в различных средах (5 ч)
Задачи на различные приемы расчета сопротивления сложных электрических цепей. Задачи разных видов на описание электрических цепей постоянного электрического тока с помощью закона Ома для замкнутой цепи, закона Джоуля - Ленца, законов последовательного и параллельного соединений. Постановка и решение фронтальных экспериментальных задач на определение показаний приборов при изменении сопротивления участков цепи.
Задачи на описание постоянного электрического тока. Качественные, экспериментальные, занимательные задачи, задачи с техническим содержанием, комбинированные задачи.
Электромагнитные колебания и волны (4 ч)
Задачи разных видов на описание явления электромагнитной индукции: закон электромагнитной индукции, правило Ленца, индуктивность.
Задачи на переменный электрический ток: характеристики переменного электрического тока, электрические машины, трансформатор.
Задачи на описание различных свойств электромагнитных волн: скорость, отражение, преломление, интерференция, дифракция, поляризация. Задачи по геометрической оптике: зеркала, оптические схемы.
Групповое и коллективное решение экспериментальных задач с использованием трансформатора, комплекта приборов для изучения свойств электромагнитных волн, электроизмерительных приборов.
Обобщающее занятие по методам и приёмам решения физических задач (1 ч)
Календарно-тематическое планирование элективного курса
№
Тема занятия
К-во
Вид деятельности
Раздел 1. Физическая задача. Классификация задач (2 ч).
Что такое физическая задача. Состав физической задачи. Физическая теория и решение задач
1
лекция, работа с опорными схемами
Классификация физических задач по требованию, содержанию, способу задания и решения. Примеры задач всех видов.
1
лекция, работа с опорными схемами
Раздел 2. Правила и приемы решения физических задач (4 ч) Общие требования при решении физических задач. Этапы решения физической задачи.
1
Консультация, работа с учебником
Работа с текстом задачи. Анализ физического явления; формулировка идеи решения (план решения). Выполнение плана решения задачи.
1
самостоятель ная работа
Использование вычислительной техники для расчетов. Анализ решения и его значение. Оформление решения. Изучение примеров решения задач.
1
Консультация, самостоятель ная работа
Различные приемы и способы решения: алгоритмы, аналогии, геометрические приемы. Метод размерностей, графические решения и т. д.
1
Лекция, работа с опорным конспектом
Раздел 3. Динамика и статика (5 ч)
Решение задач на основные законы динамики: Ньютона, законы для сил тяготения, упругости, трения, сопротивления.
1
семинар-практикум
Решение задач на движение материальной точки, системы точек, твердого тела под действием нескольких сил.
1
Консультация, самостоятель ная работа
Задачи на определение характеристик равновесия физических систем.
1
Тест, индивидуальная работа
Задачи на принцип относительности.
1
практикум
Подбор, составление и решение различных сюжетных задач: занимательных, экспериментальных с бытовым содержанием, с техническим и военно-техническим содержанием.
1
индивидуальная работа
Раздел 4. Законы сохранения (5 ч)
Классификация задач по механике: решение задач средствами кинематики, динамики, с помощью законов сохранения.
1
Лекция, работа с опорным конспектом
Задачи на закон сохранения импульса и реактивное движение.
1
семинар
Задачи на определение работы и мощности.
1
тест
Задачи на закон сохранения и превращения механической энергии.
1
индивидуальная работа
Решение задач несколькими способами.
1
индивидуальная работа
Раздел 5. Строение и свойства газов, жидкостей и твёрдых тел (4 ч)
Качественные задачи на основные положения и основное уравнение молекулярно-кинетической теории (МКТ).
1
Лекция, работа с опорным конспектом
Задачи на описание поведения идеального газа: основное уравнение МКТ, определение скорости молекул, характеристики состояния газа в изопроцессах.
1
индивидуальная работа
Задачи на свойства паров: использование уравнения Менделеева - Клапейрона, характеристика критического состояния.
1
семинар-практикум
Комбинированные задачи на первый закон термодинамики.
1
практикум
Раздел 6. Основы термодинамики (2 ч)
Задачи на «Тепловые двигатели».
1
Тест, индивидуальная работа
Задачи на определение характеристик твердого тела: абсолютное и относительное удлинение, тепловое расширение, запас прочности, сила упругости.
1
Устный опрос,работа с учебником
Раздел 7. Электрическое и магнитное поля (3 ч)
Задачи разных видов на описание электрического поля различными средствами: законами сохранения заряда и законом Кулона, силовыми линиями, напряженностью, разностью потенциалов, энергией.
1
Лекция, работа с опорным конспектом
Задачи разных видов на описание магнитного поля тока и его действия: магнитная индукция и магнитный поток, сила Ампера и сила Лоренца.
1
зачет
Решение качественных экспериментальных задач с использованием электрометра.
1
Семинар
Раздел 8. Постоянный электрический ток в различных средах (5 ч)
Задачи на различные приемы расчета сопротивления сложных электрических цепей.
1
Лекция, работа с опорным конспектом
Задачи разных видов на описание электрических цепей постоянного электрического тока с помощью закона Ома для замкнутой цепи, закона Джоуля - Ленца, законов последовательного и параллельного соединений.
1
индивидуальная работа
Задачи на описание постоянного электрического тока.
1
Тест, самостоятель ная работа
Постановка и решение фронтальных экспериментальных задач на определение показаний приборов при изменении сопротивления участков цепи.
1
Зачет-практикум
Качественные, экспериментальные, занимательные задачи, задачи с техническим содержанием, комбинированные задачи.
Учебно-познавательный
Раздел 9. Электромагнитные колебания и волны (4 ч)
Задачи разных видов на описание явления электромагнитной индукции: закон электромагнитной индукции, правило Ленца, индуктивность.
1
индивидуальная работа
Задачи на переменный электрический ток: характеристики переменного электрического тока, электрические машины, трансформатор.
1
Работа в группе
Задачи на описание различных свойств электромагнитных волн: скорость, отражение, преломление, интерференция, дифракция, поляризация. Задачи по геометрической оптике: зеркала, оптические схемы.
1
индивидуальная работа
Решение экспериментальных задач с использованием трансформатора, комплекта приборов для изучения свойств электромагнитных волн, электроизмерительных приборов.
1
Итоговое тестирование
Раздел 10. Обобщающее занятие по методам и приемам решения физических задач
1
Защита проекта
Требования к уровню освоения содержания курса:
Учащиеся должны уметь: анализировать физическое явление; классифицировать предложенную задачу; последовательно выполнять и коментировать этапы решения задачи; выбирать рациональный способ решения задачи; анализировать полученный ответ; решать комбинированные задачи; владеть различными методами решения задач: аналитическим, графическим, экспериментальным и т.д.; владеть методами самоконтроля и самооценки.
При реализации программы предполагается использование современных учебных материалов и интернет-ресурсов.
Список источников
Литература для учащихся
-
С.А. Тихомирова, Б.М. Яворский. Физика 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений (базовый и углубленный уровни)/ - 5 изд., 2013г.
-
Орлов В.А., Сауров Ю.А. Практика решения физических задач: 10-11 классы: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / В.А. Орлов, Ю.А. Сауров. - М: Вентана-Граф. 2010. - 272 с.
-
Баканина Л. П. и др. Сборник задач по физике: Учеб. пособие для углубл. изуч. физики в 10-11 кл. М.: Просвещение, 1995.
-
Балаш В. А. Задачи по физике и методы их решения. М.: Просвещение, 1983.
-
Всероссийские олимпиады по физике. 1992-2001 / Под ред. С. М. Козела, В. П. Слободянина. М.: , 2002.
-
Кабардин О. Ф., Орлов В. А., Зильберман А. Р. Задачи по физике. М.: Дрофа, 2002.
-
Козел С. М., Коровин В. А., Орлов В. А. и др. Физика. 10-11 кл.: Сборник задач с ответами и решениями. М.: Мнемозина, 2004.
-
Черноуцан А. И. Физика. Задачи с ответами и решениями. М.: Высшая школа, 2003.
-
Коржавина, М.Ю. Физика. Для подготовки к ЕГЭ/М.Ю. Коржавина, И.Г. Власова.-М.:АСТ: СЛОВО: Полиграфиздат, 2010.
-
Хорошавина С.Г. Экспресс-курс физики для школьников, абитуриентов, студентов/С.Г. Хорошавина.-Изд. 3-е, перераб. и доп..-Ростов н/Д:Феникс, 2010.
Литература для учителя
-
Орлов В. А., Никифоров Г. Г. Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы. Физика. М.: Просвещение, 2014.
-
Орлов В. А., Никифоров Г. Г. Единый государственный экзамен: Методические рекомендации. Физика. М.: Просвещение, 2014.
-
Орлов В. А., Ханнанов Н. К., Никифоров Г. Г. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. Физика. М.: Интеллект-Центр, 2010.
-
Теплоухова Л. А. Формирование универсальных учебных действий учащихся основной школы средствами проектной технологии: - Ижевск, 2012. - 26 с.
Используемая литература
-
Берков, А.В. и др. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ 2010, Физика [Текст]: учебное пособие для выпускников, ср. учеб. заведений / А.В. Берков, В.А. Грибов. - ООО "Издательство Астрель", 2009 - 160 с.
-
Кабардин О.Ф. Физика. 10 класс . Учебник для 10 класса: профильный уровень /О.Ф. Кабардин, В.А. Орлов, Э.Е. Эвенчик, С.Я. Шамаш, А.А. Пинский, СИ. Ка-бардина, Ю.И. Дик, Г.Г. Никифоров, Н.И. Шефер, «Просвещение», 2009 - 432
3. Программы элективных курсов. Физика. 9-11 классы. Профильное обучение / составитель: В.А. Коровин. -М.: Дрофа. - 127 с.
4. Рымкевич А.П. Физика. Задачник. 10-11 кл.: пособие для общеобразовательных учреждений / А.П. Рымкевич. - М.: Дрофа, 2007 - 188 с.
Интернет ресурсы
1. Электронные ресурсы по физике. metodist.lbz.ru ;
2. Internet-ресурсы по физике. gomulina.orc.ru;
3. festival.1september.ru;
4. phys.msu.ru - физический факультет МГУ;
5. phys.nsu.ru - физический факультет Новосибирского университета.
6. physnet.ru - портал фундаментального физического образования России;
7. hyperphysics.phy-astr.gsu.edu - образовательная справочно-информационная служба по всем разделам физики;
8. Портал «Реализация Федерального закона «Об образовании в российской Федерации» [Электронный ресурс] - URL: 273-фз.рф/obuchenie/moduli/dopolnitelnoe-obrazovanie/7-02
9. Пустовит Е. А. Теоретические основы формирования учебно-исследовательской компетентности учащихся общеобразовательной школы//Вектор науки ТГУ. № 1 (23), 2013. с.365-369 [Электронный ресурс] - URL: edu.tltsu.ru/sites/sites_content/site1238/html/media90388/82Pustovit.pdf /(дата обращения: 31.05.2015)
__________________________ Т.В.Боброва_______
подпись расшифровка подписи
«__09_»_октября___2015_г.