Элективный курс по физикеметоды решения физических задач10 класс

Раздел Физика
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Аттестационное задание № 2

«Учебная программа»

Выполнила:

Боброва Татьяна Владимировна,

учитель физики

МБОУ «Федоровская СОШ №5»


Пояснительная записка


Содержание школьного образования определяется нормативными государственными документами и обусловлено экономическими и социальными требованиями, общественными потребностями, уровнем развития науки и техники, возможностями учащихся, наличием материально-учебной базы, соответствием образовательным стандартам.

Современное образование немыслимо без должного качества, без учета потребностей современной личности, современного общества и государства в целом. С помощью учебных программ осуществляется реализация требований, как государственного стандарта образования, так и приоритетов образовательной системы.

Стратегическая цель в области образования - повышение доступности качественного образования, соответствующего современным потребностям общества. Введение профильного обучения - одно из основных направлений нынешней образовательной реформы. В условиях реализации профильного обучения учащиеся имеют возможность построения собственной индивидуальной образовательной траектории с учетом последующих жизненных планов.

Учебная программа по направлению обучения физико-математического профиля в условиях профилизации является комплексной, включая рабочую программу по предмету, программу элективного курса. Современная учебная программа предполагает планирование, организацию и управление учебным процессом по определенной учебной дисциплине, умение педагога проектировать содержание программы в соответствии с образовательными потребностями, возможностями и компетентностями обучающихся, реализовывать программу, используя современные образовательные технологии, формы и методы обучения, систему оценивания достижений обучающихся, проводить диагностику результативности.

В соответствии с Концепцией профильного обучения ХМАО- Югры, с целью развития политехнического образования школьников мною была разработана программа элективного курса «Методы решения физических задач», направленная на удовлетворение образовательных потребностей обучающихся 10 классов с учетом уровня их способностей и склонностей, соответствующая федеральному компоненту государственных образовательных стандартов среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации и программе курса физики профильной школы.

При составлении учебной программы элективного курса я, руководствуясь требованиями к современной учебной программе, использовала технологии личностно-ориентированного и проблемного обучения, коллективные и индивидуальные формы занятий: лекции, семинары-практикумы по решению задач, самостоятельную работу учащихся, консультации, зачет, тестирование, проектную деятельность. Применяю исследовательский, частично-поисковый, информационно-иллюстративный методы и метод проектов.

Программа элективного курса предполагает учет динамики достижений обучающихся в течение всего периода обучения, применение накопительной системы оценивания, включающую в себя результаты тестов, самоконтроля и взаимоконтроля.

Пояснительная записка

к элективному курсу «Методы решения физических задач»

Учебная программа элективного курса по физике ориентирована на обучающихся 10 класса и реализуется в рамках профильного обучения.

Учебная программа элективного курса по физике «Методы решения физических задач» на 2015 - 2016 учебный год составлена на основе «Программы элективных курсов. Физика. 9-11 классы. Профильное обучение», составитель: В.А.Коровин, - «Дрофа», 2007 г. и авторской программы «Методы решения физических задач»: В.А. Орлов, Ю.А. Сауров, - М.: Дрофа, 2005 г.

Программа курса рассчитана на 1 год (35 часов), предполагает организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся и предусматривает использование учебника: «Физика 10 класс»: учебник для общеобразовательных учреждений (базовый и углубленный уровни)/ С.А. Тихомирова, Б.М. Яворский.- 5 изд., 2013 г., и учебного пособия: В.А. Орлов, Ю.А. Сауров «Практика решения физических задач. 10-11 классы», - «Вентана-Граф», 2010 г.

Программа курса учитывает одну из основных задач развития образования в регионе (создание образовательной среды для повышения качества образования обучающихся), общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения физики, которые соответствуют государственному стандарту физического образования.

Основная цель курса: развитие интереса обучающихся к решению физических задач, формирование представлений о приемах и методах решения физических задач, совершенствование их умений и навыков в процессе решения задач.

Задачи курса:

  • углубление и систематизация знаний учащихся;

  • усвоение учащимися общих алгоритмов решения задач;

  • овладение учащимися основными методами решения задач.

Задачи курса «Методы решения физических задач» соответствуют образовательной программе МБОУ «Федоровская СОШ №5». Элективный курс имеет практическую направленность и предполагает совершенствование умений и навыков школьников в решении задач основных разделов физики: «Механика», «Молекулярная физика», «Электродинамика», «Электромагнитные колебания и волны», «Термодинамика».

Методы и организационные формы обучения. Для реализации целей и задач данного курса предполагается использовать следующие формы занятий: лекции, семинары-практикумы по решению задач, самостоятельная работа учащихся, консультации, зачет, тестирование, проектная деятельность («сильные» ученики сами выбирают тему проектной работы, а недостаточно подготовленные обучающиеся выбирают тему из предложенного им перечня тем). На занятиях применяются коллективные и индивидуальные формы работы: решение и обсуждение решения задачи, подбор и составление задач по изучаемой теме, выполнение проекта. Методы обучения, применяемые в рамках курса достаточно разнообразны. Прежде всего - это исследовательская работа самих учащихся, составление учащимися алгоритмов решения задач. Помимо исследовательского метода используется частично-поисковый, информационно-иллюстративный, ИКТ. Реализую уровневую дифференциацию: в зависимости от индивидуального плана учащимся предлагается перечень задач различного уровня сложности. В основе построения курса положены основные дидактические принципы (научность, доступность, системность, последовательность, дифференцированный подход), а так же целостность и вариативность.

Для реализации цели и задач курса в работе используются как традиционные, так и передовые педагогические технологии:

  • личностно-ориентированного обучения;

  • развивающего обучения;

  • разноуровневого обучения;

  • проблемного обучения;

  • информационно-коммуникационную технологию;

  • метод проектов.

Форма проверки и контроля: Применяется как традиционная система оценивания, так и современная: самоконтроль, взаимоконтроль, самооценка, накопительная система оценивания, которая включает в себя результаты тестов, контрольных работ, учет динамики достижений в течение учебного года.

В результате изучения курса школьники должны уметь классифицировать предложенную задачу, составлять простейшие задачи, последовательно выполнять и проговаривать этапы решения задач средней сложности, владеть основными приемами решения, осознавать деятельности по решению задачи.

Основные понятия. Физическая учебная задача. Физические теории как источник постановки и решения учебных физических задач. Этапы решения физической задачи: физический, математический анализ решения. Методы физического подобия, анализа размерности, аналогий.

Средства обучения. Основными средствами обучения при изучении курса являются: учебник и учебные пособия по физике, дидактические материалы и сборники задач, учебно-методические материалы, помещенные в сети Интернет, графические иллюстрации (схемы, чертежи, графики), технические средства обучения.

Организация самостоятельной работы. Самостоятельная работа обучающихся заключается в выполнении разно-уровневых заданий из дидактического комплекса задач, решенных самостоятельно на основе использования конкретных законов физических теорий, фундаментальных физических законов, методологических принципов физики, а также методов экспериментальной, теоретической и вычислительной физики из различных сборников задач с ориентацией на профильное образование учащихся.

Ожидаемыми результатами занятий являются: расширение знаний об основных алгоритмах решения задач, различных методах и приемах решения задач; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей на основе опыта самостоятельного приобретения новых знаний, анализа и оценки информации при решении задач;

Конечным результатом обучения является формирование универсальных способов деятельности школьников, их умений и навыков:

познавательная деятельность:

- владение способами решения теоретических и экспериментальных задач;

информационно-коммуникативная деятельность:

- развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

- использование для решения задач различных источников информации;

- определение наиболее рационального метода решения задачи;

рефлексивная деятельность:

- владение навыками контроля самоконтроля, умение предвидеть результаты своей деятельности и составлять стратегию решения задачи;

- классификация предложенной задачи; постановка цели, планирование хода решения, определение оптимального способа решения задачи, используя алгоритмическое предписание;

личностные результаты:

- сформированность познавательных интересов, интеллектуальных способностей учащихся;

- убеждённость в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

- мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

метапредметные результаты:

- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

- понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения;

- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста;

- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

- освоение приемов действий в нестандартных ситуациях;

- формирование навыков работы в группе, представления и отстаивания своих убеждений, ведения дискуссии.

Содержание программных тем состоит из трех компонентов. Во-первых, в ней определены задачи по содержательному признаку; во-вторых, выделены характерные задачи на отдельные приемы; в-третьих, даны указания по организации определенной деятельности с задачами. Задачи подбираются исходя из конкретных возможностей учащихся из предлагаемого списка литературы.

Содержание курса Физическая задача. Классификация задач (2 ч)

Что такое физическая задача. Состав физической задачи. Физическая теория и решение задач. Значение задач в обучении и жизни.

Классификация физических задач по требованию, содержанию, способу задания и решения. Примеры задач всех видов. Составление физических задач. Способы и техника составления задач. Примеры задач всех видов.

Правила и приемы решения физических задач (4 ч)

Общие требования при решении физических задач. Этапы решения физической задачи. Работа с текстом задачи. Анализ физического явления; формулировка идеи решения (план решения). Выполнение плана решения задачи. Числовой расчет. Использование вычислительной техники для расчетов. Анализ решения. Оформление решения.Типичные недостатки при решении и оформлении решения физической задачи. Изучение примеров решения задач. Различные приемы и способы решения: алгоритмы, аналогии, геометрические приемы. Метод размерностей, графические решения и т. д.

Динамика и статика (5 ч)

Координатный метод решения задач по механике. Решение задач на основные законы динамики: Ньютона, законы для сил тяготения, упругости, трения, сопротивления. Решение задач на движение материальной точки, системы точек, твердого тела под действием нескольких сил.

Задачи на определение характеристик равновесия физических систем.

Подбор, составление и решение по интересам различных сюжетных задач: занимательных, экспериментальных с бытовым содержанием, с техническим и военно-техническим содержанием.

Законы сохранения (5 ч)

Классификация задач по механике: решение задач средствами кинематики, динамики, с помощью законов сохранения импульса и энергии.

Задачи на закон сохранения импульса и реактивное движение. Задачи на определение работы и мощности. Задачи на закон сохранения и превращения механической энергии.

Решение задач несколькими способами. Составление задач на заданные объекты или явления. Взаимопроверка решаемых задач. Знакомство с примерами решения задач по механике республиканских и международных олимпиад.

Строение и свойства газов, жидкостей и твёрдых тел (4 ч)

Качественные задачи на основные положения и основное уравнение молеку-лярно-кинетической теории (МКТ). Задачи на описание поведения идеального газа: основное уравнение МКТ, определение скорости молекул, характеристики состояния газа в изопроцессах.

Задачи на свойства паров: использование уравнения Менделеева - Клапейрона, характеристика критического состояния. Задачи на описание явлений поверхностного слоя; работа сил поверхностного натяжения, капиллярные явления, избыточное давление в мыльных пузырях. Задачи на определение характеристик влажности воздуха.

Задачи на определение характеристик твердого тела: абсолютное и относительное удлинение, тепловое расширение, запас прочности, сила упругости.

Качественные и количественные задачи. Устный диалог при решении качест
венных задач. Графические и экспериментальные задачи, задачи бытового содержания.

Основы термодинамики (2 ч)

Комбинированные задачи на первый закон термодинамики. Задачи на «Тепловые двигатели».

Электрическое и магнитное поля (3 ч)

Характеристика решения задач раздела: общее и разное, примеры и приемы решения.

Задачи разных видов на описание электрического поля различными средствами: законами сохранения заряда и законом Кулона, силовыми линиями, напряженностью, разностью потенциалов, энергией.

Задачи разных видов на описание магнитного поля тока и его действия: магнитная индукция и магнитный поток, сила Ампера и сила Лоренца.

Решение качественных экспериментальных задач с использованием электрометра.

Постоянный электрический ток в различных средах (5 ч)

Задачи на различные приемы расчета сопротивления сложных электрических цепей. Задачи разных видов на описание электрических цепей постоянного электрического тока с помощью закона Ома для замкнутой цепи, закона Джоуля - Ленца, законов последовательного и параллельного соединений. Постановка и решение фронтальных экспериментальных задач на определение показаний приборов при изменении сопротивления участков цепи.

Задачи на описание постоянного электрического тока. Качественные, экспериментальные, занимательные задачи, задачи с техническим содержанием, комбинированные задачи.

Электромагнитные колебания и волны (4 ч)

Задачи разных видов на описание явления электромагнитной индукции: закон электромагнитной индукции, правило Ленца, индуктивность.

Задачи на переменный электрический ток: характеристики переменного электрического тока, электрические машины, трансформатор.

Задачи на описание различных свойств электромагнитных волн: скорость, отражение, преломление, интерференция, дифракция, поляризация. Задачи по геометрической оптике: зеркала, оптические схемы.

Групповое и коллективное решение экспериментальных задач с использованием трансформатора, комплекта приборов для изучения свойств электромагнитных волн, электроизмерительных приборов.

Обобщающее занятие по методам и приёмам решения физических задач (1 ч)

Календарно-тематическое планирование элективного курса


Тема занятия

К-во

Вид деятельности

Раздел 1. Физическая задача. Классификация задач (2 ч).

Что такое физическая задача. Состав физической задачи. Физическая теория и решение задач

1

лекция, работа с опорными схемами

Классификация физических задач по требованию, содержанию, способу задания и решения. Примеры задач всех видов.

1

лекция, работа с опорными схемами

Раздел 2. Правила и приемы решения физических задач (4 ч) Общие требования при решении физических задач. Этапы решения физической задачи.

1

Консультация, работа с учебником

Работа с текстом задачи. Анализ физического явления; формулировка идеи решения (план решения). Выполнение плана решения задачи.

1

самостоятель ная работа

Использование вычислительной техники для расчетов. Анализ решения и его значение. Оформление решения. Изучение примеров решения задач.

1

Консультация, самостоятель ная работа

Различные приемы и способы решения: алгоритмы, аналогии, геометрические приемы. Метод размерностей, графические решения и т. д.

1

Лекция, работа с опорным конспектом

Раздел 3. Динамика и статика (5 ч)

Решение задач на основные законы динамики: Ньютона, законы для сил тяготения, упругости, трения, сопротивления.

1

семинар-практикум

Решение задач на движение материальной точки, системы точек, твердого тела под действием нескольких сил.

1

Консультация, самостоятель ная работа

Задачи на определение характеристик равновесия физических систем.

1

Тест, индивидуальная работа

Задачи на принцип относительности.

1

практикум

Подбор, составление и решение различных сюжетных задач: занимательных, экспериментальных с бытовым содержанием, с техническим и военно-техническим содержанием.

1

индивидуальная работа

Раздел 4. Законы сохранения (5 ч)

Классификация задач по механике: решение задач средствами кинематики, динамики, с помощью законов сохранения.

1

Лекция, работа с опорным конспектом

Задачи на закон сохранения импульса и реактивное движение.

1

семинар

Задачи на определение работы и мощности.

1

тест

Задачи на закон сохранения и превращения механической энергии.

1

индивидуальная работа

Решение задач несколькими способами.

1

индивидуальная работа

Раздел 5. Строение и свойства газов, жидкостей и твёрдых тел (4 ч)

Качественные задачи на основные положения и основное уравнение молекулярно-кинетической теории (МКТ).

1

Лекция, работа с опорным конспектом

Задачи на описание поведения идеального газа: основное уравнение МКТ, определение скорости молекул, характеристики состояния газа в изопроцессах.

1

индивидуальная работа

Задачи на свойства паров: использование уравнения Менделеева - Клапейрона, характеристика критического состояния.

1

семинар-практикум

Комбинированные задачи на первый закон термодинамики.

1

практикум

Раздел 6. Основы термодинамики (2 ч)

Задачи на «Тепловые двигатели».

1

Тест, индивидуальная работа

Задачи на определение характеристик твердого тела: абсолютное и относительное удлинение, тепловое расширение, запас прочности, сила упругости.

1

Устный опрос,работа с учебником

Раздел 7. Электрическое и магнитное поля (3 ч)

Задачи разных видов на описание электрического поля различными средствами: законами сохранения заряда и законом Кулона, силовыми линиями, напряженностью, разностью потенциалов, энергией.

1

Лекция, работа с опорным конспектом

Задачи разных видов на описание магнитного поля тока и его действия: магнитная индукция и магнитный поток, сила Ампера и сила Лоренца.

1

зачет

Решение качественных экспериментальных задач с использованием электрометра.

1

Семинар

Раздел 8. Постоянный электрический ток в различных средах (5 ч)

Задачи на различные приемы расчета сопротивления сложных электрических цепей.

1

Лекция, работа с опорным конспектом

Задачи разных видов на описание электрических цепей постоянного электрического тока с помощью закона Ома для замкнутой цепи, закона Джоуля - Ленца, законов последовательного и параллельного соединений.

1

индивидуальная работа


Задачи на описание постоянного электрического тока.

1

Тест, самостоятель ная работа

Постановка и решение фронтальных экспериментальных задач на определение показаний приборов при изменении сопротивления участков цепи.

1

Зачет-практикум

Качественные, экспериментальные, занимательные задачи, задачи с техническим содержанием, комбинированные задачи.


Учебно-познавательный

Раздел 9. Электромагнитные колебания и волны (4 ч)

Задачи разных видов на описание явления электромагнитной индукции: закон электромагнитной индукции, правило Ленца, индуктивность.

1

индивидуальная работа

Задачи на переменный электрический ток: характеристики переменного электрического тока, электрические машины, трансформатор.

1

Работа в группе

Задачи на описание различных свойств электромагнитных волн: скорость, отражение, преломление, интерференция, дифракция, поляризация. Задачи по геометрической оптике: зеркала, оптические схемы.

1

индивидуальная работа

Решение экспериментальных задач с использованием трансформатора, комплекта приборов для изучения свойств электромагнитных волн, электроизмерительных приборов.

1

Итоговое тестирование

Раздел 10. Обобщающее занятие по методам и приемам решения физических задач

1

Защита проекта

Требования к уровню освоения содержания курса:

Учащиеся должны уметь: анализировать физическое явление; классифицировать предложенную задачу; последовательно выполнять и коментировать этапы решения задачи; выбирать рациональный способ решения задачи; анализировать полученный ответ; решать комбинированные задачи; владеть различными методами решения задач: аналитическим, графическим, экспериментальным и т.д.; владеть методами самоконтроля и самооценки.

При реализации программы предполагается использование современных учебных материалов и интернет-ресурсов.

Список источников


Литература для учащихся

  1. С.А. Тихомирова, Б.М. Яворский. Физика 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений (базовый и углубленный уровни)/ - 5 изд., 2013г.

  2. Орлов В.А., Сауров Ю.А. Практика решения физических задач: 10-11 классы: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / В.А. Орлов, Ю.А. Сауров. - М: Вентана-Граф. 2010. - 272 с.

  3. Баканина Л. П. и др. Сборник задач по физике: Учеб. пособие для углубл. изуч. физики в 10-11 кл. М.: Просвещение, 1995.

  4. Балаш В. А. Задачи по физике и методы их решения. М.: Просвещение, 1983.

  5. Всероссийские олимпиады по физике. 1992-2001 / Под ред. С. М. Козела, В. П. Слободянина. М.: , 2002.

  6. Кабардин О. Ф., Орлов В. А., Зильберман А. Р. Задачи по физике. М.: Дрофа, 2002.

  7. Козел С. М., Коровин В. А., Орлов В. А. и др. Физика. 10-11 кл.: Сборник задач с ответами и решениями. М.: Мнемозина, 2004.

  8. Черноуцан А. И. Физика. Задачи с ответами и решениями. М.: Высшая школа, 2003.

  9. Коржавина, М.Ю. Физика. Для подготовки к ЕГЭ/М.Ю. Коржавина, И.Г. Власова.-М.:АСТ: СЛОВО: Полиграфиздат, 2010.

  10. Хорошавина С.Г. Экспресс-курс физики для школьников, абитуриентов, студентов/С.Г. Хорошавина.-Изд. 3-е, перераб. и доп..-Ростов н/Д:Феникс, 2010.

Литература для учителя

  1. Орлов В. А., Никифоров Г. Г. Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы. Физика. М.: Просвещение, 2014.

  2. Орлов В. А., Никифоров Г. Г. Единый государственный экзамен: Методические рекомендации. Физика. М.: Просвещение, 2014.

  3. Орлов В. А., Ханнанов Н. К., Никифоров Г. Г. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. Физика. М.: Интеллект-Центр, 2010.

  4. Теплоухова Л. А. Формирование универсальных учебных действий учащихся основной школы средствами проектной технологии: - Ижевск, 2012. - 26 с.

Используемая литература

  1. Берков, А.В. и др. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ 2010, Физика [Текст]: учебное пособие для выпускников, ср. учеб. заведений / А.В. Берков, В.А. Грибов. - ООО "Издательство Астрель", 2009 - 160 с.

  2. Кабардин О.Ф. Физика. 10 класс . Учебник для 10 класса: профильный уровень /О.Ф. Кабардин, В.А. Орлов, Э.Е. Эвенчик, С.Я. Шамаш, А.А. Пинский, СИ. Ка-бардина, Ю.И. Дик, Г.Г. Никифоров, Н.И. Шефер, «Просвещение», 2009 - 432

3. Программы элективных курсов. Физика. 9-11 классы. Профильное обучение / составитель: В.А. Коровин. -М.: Дрофа. - 127 с.

4. Рымкевич А.П. Физика. Задачник. 10-11 кл.: пособие для общеобразовательных учреждений / А.П. Рымкевич. - М.: Дрофа, 2007 - 188 с.

Интернет ресурсы

1. Электронные ресурсы по физике. metodist.lbz.ru ;

2. Internet-ресурсы по физике. gomulina.orc.ru;

3. festival.1september.ru;

4. phys.msu.ru - физический факультет МГУ;

5. phys.nsu.ru - физический факультет Новосибирского университета.

6. physnet.ru - портал фундаментального физического образования России;

7. hyperphysics.phy-astr.gsu.edu - образовательная справочно-информационная служба по всем разделам физики;

8. Портал «Реализация Федерального закона «Об образовании в российской Федерации» [Электронный ресурс] - URL: 273-фз.рф/obuchenie/moduli/dopolnitelnoe-obrazovanie/7-02

9. Пустовит Е. А. Теоретические основы формирования учебно-исследовательской компетентности учащихся общеобразовательной школы//Вектор науки ТГУ. № 1 (23), 2013. с.365-369 [Электронный ресурс] - URL: edu.tltsu.ru/sites/sites_content/site1238/html/media90388/82Pustovit.pdf /(дата обращения: 31.05.2015)


__________________________ Т.В.Боброва_______

подпись расшифровка подписи

«__09_»_октября___2015_г.


© 2010-2022