- Преподавателю
- Физика
- Использование ИКТ на уроках физики
Использование ИКТ на уроках физики
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Тупичкина Л.А. |
Дата | 01.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Использование ИКТ на уроках физики
Важнейшей задачей любого образовательного учреждения является формирование личности, способной ориентироваться в потоке информации в условиях непрерывного образования. На современном этапе развития школы выдвигается задача преобразования традиционной системы обучения в качественно новую систему образования - задача воспитания грамотного, продуктивно мыслящего человека, адаптированного к новым условиям жизни в обществе. В связи с этим в настоящее время особое внимание уделяется индивидуальному подходу при обучении, созданию условий, для того чтобы ребёнок овладел многообразными способами самостоятельного получения и усвоения знаний, развивал свой творческий потенциал. Одним из важнейших направлений, решающих эту задачу является внедрение информационных средств, в процесс обучения.
Свою задачу вижу в том, чтобы помочь обучающимся через использование информационно - коммуникационных технологий создать условия для овладения общеучебными навыками, знаниями по предмету и для формирования интереса к физике.
Физика - наука экспериментальная, её всегда преподают, сопровождая демонстрационным экспериментом. В современном кабинете физики (как, впрочем, и в любом другом кабинете естественно-научной специализации) должны использоваться не только различные установки и приборы для проведения демонстрационных экспериментов, но и вычислительная техника с мультимедиа проектором или демонстрационным экраном.
Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень.
Интерактивные же элементы обучающих программ позволяют перейти от пассивного усвоения к активному, так как обучающиеся получают возможность самостоятельно моделировать явления и процессы, воспринимать информацию не линейно, с возвратом, при необходимости, к какому-либо фрагменту, с повторением виртуального эксперимента с теми же или другими начальными параметрами.
Рассмотрим некоторые способы применения информационно-коммуникационных технологий на уроках физики:
· компьютерное моделирование;
· компьютерные демонстрации;
· лабораторно - компьютерный практикум;
· компьютерное тестирование.
Для использования информационно-коммуникационных технологий в обучении в образовательном процессе в школе имеются необходимые условия. Кабинет физики оснащён автоматизированным местом учителя, подключенного к локальной сети с выходом в Интернет, а так же мультимедийным проектором, лазерным принтером и сканером.
Применение в преподавании физики информационных технологий позволяет мне более успешно решать следующие задачи:
· развивать образное мышление обучающихся благодаря использованию широких возможностей представления визуальной информации;
· развивать творческое мышлениепутём использования динамичных методов обработки и предъявления информации;
· осуществлять воспитание коллективизма и коммуникативности в процессе обмена данными между обучающихся при обсуждении или создании совместных видеопроектов;
· воспитать познавательный интерес,опираясь на естественную тягу школьников к компьютерной технике;
· разрабатывать новые методы обучения, ориентированные на индивидуальные познавательные потребности личности.
Решение этих задач становится возможным вследствие использования вместе с видеокомпьютерными средствами таких методов обработки информации, как математическое моделирование, компьютерная графика, мультимедиа, компьютерная обработка результатов лабораторных экспериментов.
Урок решения задач с последующей компьютерной проверкой. В 10 классе при решении задач по теме «Движение тел, брошенных под углом к горизонту», я предлагаю обучающимся для самостоятельного решения в классе или в качестве домашнего задания индивидуальные задачи, правильность решения которых они могут проверить, поставив затем компьютерные эксперименты. Возможность последующей самостоятельной проверки в компьютерном эксперименте полученных результатов усиливает познавательный интерес, делает работу обучающихся творческой, а зачастую приближает её по характеру к научному исследованию. Для эффективного вовлечения обучающихся в учебную деятельность с использованием компьютерных моделей готовлю индивидуальные раздаточные материалы с заданиями и вопросами различного уровня сложности. Значительное число компьютерных моделей, охватывающих почти весь школьный курс физики, содержится в учебных электронных изданиях: "Физика в картинках", "Открытая физика", "Живая физика".
Так, в 9 классе при изучении математического маятника, сначала выполняем лабораторную работу «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины», а затем проводим компьютерное исследование этой же зависимости. Разность значений, полученных при реальном и компьютерном эксперименте, позволяет говорить о погрешностях измерения не как об отвлечённых математических величинах, а как об обязательном факторе проведения реального компьютерного эксперимента.
Практически невозможно обойтись без компьютерного эксперимента при изучении темы «Квантовые явления» в 11 классе, так как реальный эксперимент по данной теме провести в школьных условиях невозможно.
Используя информационно-коммуникационных технологий в обучении физики я пришла к выводу, что наряду с многообразием технологий, форм, методов, приёмов обучения, информационно - коммуникационные технологии в обучении позволили добиться повышения мотивации к предмету.
Ежегодно мои обучающиеся принимают участие в конкурсах по физике - «Гелиантус». Обучащиеся 9-х и 11-х классов выбирают физику как экзамен по выбору.
В дальнейшей деятельности я продолжу работу по использованию информационно - коммуникационных технологий в педагогической деятельности.