• Преподавателю
  • Физика
  • Из опыта работы по теме Практическая направленность при обучении физике (в урочной деятельности)

Из опыта работы по теме Практическая направленность при обучении физике (в урочной деятельности)

Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Практическая направленность при обучении физике.

(в урочной деятельности)

«Если человек в школе не учился творить, то и в жизни он будет подражать и копировать»

Л.Толстой


Одним из руководящих принципов дидактики с первых лет существования этой науки и по настоящее время является принцип связи обучения с жизнью ( или связи учебного материала с практикой). В современной дидактике этот принцип называется принципом практической направленности подготовки учащихся.
Отвечая на вопрос какие основные идеи заложены в содержание принципа практической направленности подготовки, можно выделить следующие аспекты:
1) основной идеей этого принципа является приобретение учащимися знаний и умений, которые потребуются им в будущей жизни;
2) конкретизация знаний и умений, необходимых человеку в современной жизни.

Если первоначально было ясно, что в процессе обучения обучаемый должен овладеть приемами изготовления простейших орудий и пользования ими, то в настоящее время кажется очевидным, что практическая направленность обучения должна состоять в передаче учащимися основ наук, так как научные знания необходимы каждому не только для изготовления технических объектов и разработки технологий, но и в быту, для обеспечения своей безопасности и т.п. Об обучении ремесленным приемам при изучении физики речь уже не идет, а знакомство с применением знаний на практике ограничивается информацией о некоторых технических объектах, принцип действий которых основан на школьном курсе физики, на изучаемых явлениях и формированием практических умений число и перечень которых четко не определены.
На основании результатов анализа эволюции содержания принципа практической направленности подготовки, работ по поиску путей реализации политехнического обучения в физике был сделан вывод о том, что в настоящее время содержание рассматриваемого принципа четко не сформулировано. Изучение школьного курса физики направлено: во-первых, на усвоение учащимися основ наук, во-вторых, на усвоение информации об устройстве и принципах действия указанных в программах и учебниках технических объектов, в-третьих, на овладение практическими умениями, указанными в программах. При этом негласно предполагается, что
усвоенными научными знаниями учащиеся смогут пользоваться при решении жизненных проблем.
Однако констатирующий эксперимент, в котором приняло участие 1013 учащихся 9-11 классов школ разных типов, разных профильных классов, выпускники средних специальных образовательных учреждений Москвы, Астрахани, Ярославля, Нижнего Новгорода и Читы показал, что учащиеся практически не помнят материал прикладного характера и не пользуются научными знаниями при решении практически-значимых задач.
Отсюда вывод о том, что в существующее содержание принципа практической направленности подготовки включены идеи, не позволяющие наилучшим образом подготовить учащихся средних общеобразовательных учебных заведений к жизни.
В итоге можно утверждать, что существует противоречие между жизненной потребностью практической направленности подготовки учащихся и невозможностью удовлетворить эту потребность на основе сложившегося содержания обучения.
Существование этого противоречия в настоящее время обуславливает актуальность данной проблемы. Эта проблема актуальна, так как к проблемам качества образования отмечается повышенный интерес во всем мире. А новые жизненные условия выдвигают требования к формированию молодых людей, вступающих в жизнь: они должны быть не только знающими, но мыслящими, инициативными, самостоятельными. Растить именно таких людей - вот заказ нашего общества.

Суть практической направленности - помочь ученикам усвоить учебный материал, научить пользоваться приобретенными знаниями, увлечь наукой, заинтересовать теми отраслями производства, где они применяются.

Я хотела поделиться опытом, какие шаги предпринимаются мной в этом направлении.

Это:

- работа с учебником (в устной и письменной форме), учит самостоятельно приобретать знания;

- подготовка сообщений - учит работать с научной литературой, отбирать, анализировать, систематизировать информацию; выявлять и формулировать исследовательские проблемы; грамотно оформлять работу;

- выполнение презентаций;

- профессиональная ориентация;

- НРК;

- решение задач;

- демонстрационный эксперимент

Для того чтобы заинтересовать учащихся учебным материалом, стараюсь преподносить новое так, чтобы вызвать эмоциональный подъем, удивление учащихся, недоумение, вопрос, который бы привел к поиску истины. Большую роль здесь играет демонстрационный эксперимент (почти каждый урок включает в себя опыты). В ходе демонстрационного опыта и лабораторного эксперимента у учащихся формируется умение работать с разнообразными техническими устройствами и измерительными приборами.

- лабораторные работы - ученики должны приобрести лабораторные умения: планировать проведение опыта, собирать установку по схеме, пользоваться измерительными приборами, проводить наблюдения, снимать показания измерительных приборов, составлять таблицы зависимости величин и строить графики, правильно выполнять приближённые вычисления, составлять краткий отчёт о проделанной экспериментальной работе.

Школьные лабораторные работы стараюсь проводить так, чтобы они давали многоплановые результаты и формировали у обучающихся исследовательский дух.

- оборудование, изготовленное собственноручно (продолжение творческой работы дома);

- мультимедиа - наглядность;

- практическая направленность курса физики хорошо видна при рассмотрении межпредметных связей:

  • Физики и биологии (фотосинтез);

  • Физики и информатики (ИКТ);

  • Физики и химии (применение электролиза);

  • Физики и техники (школьная мастерская);

  • Физики и астрономии (астрофизика);

Учитель МБОУ СОШ р.п.Межевой Челяб.обл.

Твердохвалова Галина Станиславовна

26.08.2015г.

как известно, что от услышанного ученик запоминает лишь 20-25%, от написанного - 50-60%, а от увиденного и сделанного самим ≈90%.



© 2010-2022