• Преподавателю
  • Физика
  • Дидактический материал элективного курса Решение компетентностно-ориентированных задач ( 9 класс)

Дидактический материал элективного курса Решение компетентностно-ориентированных задач ( 9 класс)

Одна из целей физического образования – это получить на выпуске компетентного ученика, адаптированного к жизни, успешного в своих социальных ролях, нацеленного на самообразование. Компетентностный подход позволяет ученику в конечном итоге свободно использовать опыт решения проблем в различных социальных ситуациях, на других уроках и вне школы.  Формирование компетентностной личности на уроках происходит через включение ученика в различные виды деятельности: учебно-познавательную, информационно-к...
Раздел Физика
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дидактический материал элективного курса «Решение компетентностно-ориентированных задач» 9класс

Айн момент! ( 7класс 1 )

Это выражение дедушка принес с войны, говорит , пленный немец так повторял. А внук с понятием момента познакомился в школе. Что такое момент в физике? Как помогает правило моментов техникам? Почему в жизни мы используем тачки, гвоздодеры, ножницы и другие приспособления?

1вариант

2вариант

Задание1

Дидактический материал элективного курса Решение компетентностно-ориентированных задач( 9 класс)

Назови все рис. одним словосочетанием. Объясни почему качели находятся строго горизонтально не смотря на то ,что мальчик тяжелее девочки. с 148

Задание1

Дидактический материал элективного курса Решение компетентностно-ориентированных задач( 9 класс)

Назови все рис одним словосочетанием. Объясни почему такая конструкция ( рис5 ) может потерять равновесие, если маляр будет стоять вправо от стремянки В. с 150

Задание2 с 162

Объясни почему при использовании тачки сила, которую надо приложить для выполнения работы меньше?

Задание2 с 166

Объясни почему при использовании наклонной плоскости сила, которую надо приложить для выполнения работы меньше?

Задание3 д\з Предложи способ определения массы пойманной рыбы, имея удилище одинаковой толщины и буханку хлеба (800г). Какие еще способы взвешивания ты знаешь?

Проверь результаты взвешивания рыбы опытным путем, опиши свой эксперимент, сделай вывод о возможности применения такого приспособления

Задание 3 д\з с 169

Предложи способ определения массы ведра картошки, имея доску и напольные весы. Какие еще способы взвешивания ты знаешь?

Проверь результаты взвешивания картошки опытным путем, опиши свой эксперимент, сделай вывод о возможности применения такого приспособления

Задание 4* Используя рис 5 , найди на какое расстояние вправо от стремянки В может отойти маляр, не потеряв равновесия. (0,33 м).

с 150

Задание4 Лукашик В.И. № 754 ( 160 кН)

Заготовки на зиму ( 7класс 2)

Проявление диффузии в нашей жизни многообразно. Достаточно привести лишь некоторые примеры: выбросы в атмосферу заводов и фабрик, однородность воздуха, подкормка растений минеральными удобрениями, распределение кислорода в водоемах, неправильное хранение удобрений, соление, варение.

Вариант1

Вариант2

Задание 1

Распредели примеры диффузии в две колонки таблицы, добавь свои примеры диффузии

Польза диффузии

Вред диффузии




Задание 1

Распредели примеры диффузии в две колонки таблицы, добавь свои примеры диффузии

Польза диффузии

Вред диффузии



Задание 2

Пронаблюдай как мама закатывает компоты, варения, соления, маринады

д\з Под руководством мамы закатай «свою банку»

Ответь на вопросы:

Почему лучшими считаются крышки с резьбой, у которых в центре приподнятость? Какие многоразовые крышки с «насосом» появились недавно?

Зачем в горячие банки заливают горячий сироп?

Зачем укутывают закатанные банки в одеяло?

Составь алгоритм своих действий по закатыванию банки

Задание 2

Вспомни, где и как хранятся на вашей даче удобрения и средства борьбы за урожай

Объясни какова роль респираторов, перчаток при работе с веществами, .содержащими яды.

Зачем нужна инструкция по использованию данных веществ?

Разработай рекомендации дачнику по правильному хранению удобрений и средств борьбы за урожай

д\з Какие значки на этикетках означают опасность?

Зарисуй и подпиши значки.

Задание 3

Напиши эссе на тему «Если бы молекулы остановились?»

Задание 3

Напиши эссе на тему «Если бы молекулы остановились?»

Задание 4 Два одинаковых сосуда с газами №1, №2 разделены вентилем. Открываем вентиль, как измениться V m p газов?

Задание 4 Два одинаковых сосуда с газами №1, №2 имеют перегородку. Газ №1 может проникать через перегородку, а газ №2 нет. Как изменится V m p газов?

Не подмажешь- не поедешь ( 7 класс - 3)

Проявление силы трения в нашей жизни многообразно. Достаточно привести лишь некоторые примеры. Почему хоботы у слонов, ладони у обезьян шершавые? Почему в гололед у травматологов много работы? Почему мыло не удержать мокрыми руками? Почему мебель собирают с помощью шурупов? Почему бегуны используют специальную обувь с щипами?

Какую роль в трении играет смазка? Что еще влияет на трение?

1вариант

2вариант

Задание1

Приведи свои примеры проявления силы трения

Задание1

Приведи свои примеры проявления силы трения

Задание2

Выпиши только примеры, которым соответствует ответ*

- баржу на другое место переносят по воде, а не по суше

-скрипачи смазывают смычки канифолью

- шелковую нить смачивают слюной для завязывания узелка

- движущиеся детали двигателя смазывают тосолом

- лед посыпают песком

- подшипники варят в литоле

- зимой носят обувь с рельефной поверхностью

- затупивший нож шлифуют

- в замочную скважину вдувают графитовую крошку

Задание2

Выпиши только примеры, которым соответствует ответ**

- баржу на другое место переносят по воде, а не по суше

-скрипачи смазывают смычки канифолью

- шелковую нить смачивают слюной для завязывания узелка

- движущиеся детали двигателя смазывают тосолом

- лед посыпают песком

- подшипники варят в литоле

- зимой носят обувь с рельефной поверхностью

- затупивший нож шлифуют

- в замочную скважину вдувают графитовую крошку

*чтобы увеличить силу трения:

** чтобы уменьшить силу трения

Задание 3

Предложи способы увеличения силы трения в гололед. Оцени их эффективность. Какое решение является оптимальным?

Задание 3

Предложи способы уменьшения трения при перемещении тяжелой мебели по поверхности пола. д\з Проведи эскперимент, подтверждающий правильность предлагаемых способов. Какое решение оказалось лучшим?

Задание 4*

Стопка книг массой 2кг лежит на столе, коэффициент трения поверхности стола 0,4. На сколько изменится сила трения, если мы

прикладываем горизонтально сначала силу 5Н, а потом 10Н ?

В каком случае книги передвинуться? (на 3Н)

Задание 4

Напиши эссе на тему: «Если бы исчезла сила трения?»

Сообщающиеся сосуды ( 7 класс 5)

Сергей Иванович (С.И.) решил благоустроить свой дачный дом, провести водопровод, отопление. Как устроена система водообеспечения в дачном поселке ? А отопительная система дома?

1вариант

2вариант

Задание1 с 85 4.20

У С.И. 3-х этажный дачный дом, будет ли вода на последнем этаже? Почему?

Дидактический материал элективного курса Решение компетентностно-ориентированных задач( 9 класс) 4.20

Задание1 с 85 4.20

Какой высоты водонапорную башню пришлось бы строить вместо плотины, если бы уровень водоема совпадал с уровнем 1-го этажа? Почему?

Дидактический материал элективного курса Решение компетентностно-ориентированных задач( 9 класс)Дидактический материал элективного курса Решение компетентностно-ориентированных задач( 9 класс)

Задание 2 с. 195 10.10

Поясни, как будет перемещаться по трубам холодная вода? Почему нагреватель расположен внизу? Чем можно заменить газовый нагреватель?( рис2) Предложи свою схему отопления дома.

Задание 2 с 195 10.10

Поясни как будет перемещаться по трубам горячая вода? Зачем нужна отводная труба С? Зачем бак В покрывают теплоизолирующим чехлом? (рис 2)

Задание 3

Загляни с папой в сливной бачок, нарисуй его схему, объясни как он работает, пусть папа тебе поможет.

Задание 3 с 92 В8

Сравни бачок на схеме с домашним сливным бачком. Какая конструкция лучше? Почему?

Задание4

Заполни таблицу «процент экономии», используя квитанции оплаты за воду

Таблица «процент экономии»

Количество

человек

Сумма

до счетчика

Сумма

после счетчика

% экономии


% экономии = сумма до - сумма после *100%

сумма до

- спроси у родителей во сколько обошлась покупка и установка счетчиков горячей и холодной воды?

- зная процент экономии, подумай и определи сколько денег удастся сэкономить за год?

- окупиться ли за год постановка счетчиков?

Задание4

Заполни таблицу «процент экономии», используя квитанции оплаты за воду

Таблица «процент экономии»

Количество

человек

Сумма

до счетчика

Сумма

после счетчика

% экономии


% экономии = сумма до - сумма после *100%

сумма до

- спроси у родителей во сколько обошлась покупка и установка счетчиков горячей и холодной воды?

- зная процент экономии, подумай и определи сколько денег удастся сэкономить за год?

- окупиться ли за год постановка счетчиков?

Стоимость счетчика - 450 = 00 (2011г)

Установка счетчика - 150 = 00 (частник - 500 = 00 )

Смена счетчика - 1 раз в 3 года

Задание 5 д\з № 499, 593 Лукашик В.И.

Задание 5 д\з № 498, 595 Лукашик В.И.

Квитанция

Номер лицевого счета адрес Ф.И.О.

дата

Показания

счетчика

Кол- во

горячей воды м 3

Тариф

руб/ м 3

Сумма

руб

Льгота

%

Итого

к оплате

Текущие 00006,3

Предыдущие 00005,2

1,1

10=63


дата

Показания

счетчика

Кол- во

холодной воды м 3

Тариф

руб/ м 3

Сумма

руб

Льгота

%

Итого

к оплате

Текущие 0002,11

Предыдущие 0001,61

0,5

7=80


Всего: 15 = 59

дата

Количество

человек

Тариф

руб/1 чел.

Сумма

руб

Льгота

%

Итого

к оплате

1

горячая вода 305=63

305=63


1

холодная вода 9=30

9=30

Всего: 314 = 93

Подъемная сила (7класс 4)


У одной капризной принцессы был умный паж. Паж увлекался наукой. Принцесса- нарядами и украшениями. Однажды принцесса уговорила пажа прокатить ее ночью на воздушном шаре, чтобы полюбоваться звездами. Паж взял собой ружье, топорик, сумку с водой и порошками-витаминами. Принцесса надела свое самое красивое платье и взяла сундучок с золотыми украшениями. Принцесса очень боялась остаться нищей, никому не доверяла и всегда золото брала собой.

Ночь была замечательная, дул ночной бриз и за какие то 10 мин шар оказался над островом, расположенным на расстоянии 1км от берега. Принцесса отобрала у пажа ружье и в восторге стала палить вверх. Ура! Мы добрались до острова! Пули повредили оболочку шара, который стал падать и вскоре принцесса почувствовала удар о землю.

Перед пажом встал вопрос, как вернуть принцессу в замок? Принцесса не умела плавать, боялась высоты и в свете дня не решилась бы на полет на воздушном шаре. К тому же оказалось, что если перевязать дыры от пуль, объем шара уменьшится в 3 раза. Паж соорудил шалаш, кровать из веток, уложил принцессу спать. Утро вечера мудренее - решил паж. Утром, встав рано, паж провел ревизию имеющихся вещей (см таблицу). Изготовил флюгер и анемометр, обошел окрестности и нашел бревна, оставленные дровосеками, и стал думать как добраться до берега.

Карта урока Группа№

ФИ ученика

Задание 1 (о/г)

Задание 2

(о/г)

Задание 3

(о/г)

Задание 4

(о/г)

Итоговая

оценка

(о/г)

1.


2.


3.


4.





Подъемная сила

Таблица «Ревизия»

Вещи в распоряжении пажа

Известные параметры

Значимость

1. оболочка шара

Первоначальный объем = 250 м 2

2. снаряжение шара: веревка, горелка, корзина

Масса = 40 кг

3. сундук с золотом

Объем = 2500 см 3

4. платье принцессы

Масса =25кг

5. ружье

Масса =0,7кг

6. вода

Объем =2л

7. топорик

Масса =0,2кг

8. порошки-витамины

Масса =0,1кг

9. паж

Масса =30кг

10. принцесса

Масса =35кг

11. бревна

4шт, длина =3м, радиус =25 см

12. флюгер

13. анемометр


1 вариант

Задание 1

Почему произошла авария? Приведи примеры как один человек, благодаря чертам своего характера, может создать проблемную ситуацию, которую должен будет решать другой.

Задание 2

Сделай рис. - схему анемометр, чем поможет этот прибор пажу?

Задание 3

В таблице «Ревизия» в последней колонке расставь цифры по порядку, определяющие значимость этих предметов для сохранения жизнедеятельности героев. Поясни свою точку зрения.

Задание 4

Предложи способы и критерий оценки благополучного возвращения принцессы





«ЭСЛ» (8 класс -2)

С января 2011г. в России перестали выпускать лампы накаливания выше 100Вт, к 2014г. выпуск ламп накаливания прекратится совсем.

1задание: Ответь на вопросы по паспорту лампы и реши анаграмму

  1. Какова цена лампы Camelion ?

  2. Какова цена лампы накаливания?

  3. Какова мощность лампы Camelion ?

  4. Какова мощность лампы накаливания ?

  5. Каков средний срок службы лампы Camelion ?

  6. Каков средний срок службы лампы накаливания ?

  7. Чему равна min температура, при которой можно использовать лампу Camelion?

  8. Чему равна max температура, при которой можно использовать лампу Camelion ?

  9. Через какой промежуток времени лампа Camelion полностью разгорается?

  10. Сколько мг ртути содержит лампа Camelion ?

Б=40 Г=8000 Е=20

Ж= 2 И=30 Н=10

О= 200 Р=100 С=15 Э=160

вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

3

4

3

9

3

2

10

3

ответ





буква





2задание: Вопросы к сравнительной таблице (слайд №9):

- Во сколько раз срок службы лампы №3 больше, чем№1?

- домашний термометр содержит 600мг ртути, во сколько раз ртути меньше в лампе№3?

- Во сколько раз меньше придется платить за 1час работы лампы №3 по сравнению с№1?

- За счет чего освещенность ламп №1 и №3 одинакова?

- Какую лампу для дома лучше купить? Почему?

3задание 1вариант Заполни квитанцию оплаты электроэнергии

дата

показания счетчика

кВтч

количество

кВч

тариф

руб/кВтч

сумма к оплате

руб

Текущие 6982

1=20

Предыдущие6524

4задание 1ваниант Две студентки, снимающие комнату с отдельным счетчиком, решили проверить правильность показаний счетчика. В течение месяца они заполняли таблицу и сравнили полученные данные с показаниями счетчика (380 кВтч)

Заполни таблицу и сделай вывод о правильности показаний счетчика

Сколько денег можно сэкономить, если 100Вт лампы накаливания заменить на 20Вт ЭСЛ?

ФСГ статистики: на индикаторы приходится 10% энергии

Мощность кВт

Время ч

Работа кВт

Стоимость руб

3 лампы

0,1 / 0,02

600

чайник

1,5

9

ноутбук

0,09

300

тариф 1=50 Итого: Итого

5задание Предложи свой способ утилизации ламп

Карта урока Группа№

ФИ ученика

анаграмма (с/о)

Выступление

с творческим домашним заданием(о/г)

Квитанции

(с/о)

Про студентов

(г/о)

Способы

утилизации

(о/г)

Итоговая

оценка

(с/о)

1.


2.


3.


4.


д\з (по выбору)

1) Проверь правильность показаний счетчика в твоей квартире за 1 день

2) Оплати по банковской карточки за электроэнергию, какие трудности возникли? Почему? Запиши алгоритм действий

3) Напиши рекомендации «Режим экономии электроэнергии»

4) Напиши паспорт ЭСЛ


УМК

Для учителя

Для учащихся

1. Акулова О.В. и др. Конструирование ситуационных задач для оценки компетентности учащихся М. 2009г

2. Герберт С., Роуэлл Г., Физика Просвещение М. 2001г

3. Анофрикова С.В. Формирование ключевых компетенций у учащихся на уроках физики М. 2012г

4. Колоколов А.В. кандидатская диссертация

1. . Перельман Я.И.

Занимательная физика

Наука М.2000г









Любящий камень (8класс 3)

Китайцы называли природные магниты, представлявшие собой черные камешки,

«тшу-ши», что в переводе означает «любящий камень». На французском языке магнит «aimant» называется «эман» - «любящий». Кстати, древние гадалки считали, что магнит притягивает к себе и передает чувства другого человека, для приворота советовали класть магнит под подушку.

1вариант

2вариант

1. Когда подковообразные постоянные магниты не используются, их лучше хранить с присоединенными к их концам якорями, почему? Нарисуй магнитное поле такого магнита.

1.д\з Как правильно хранить диски с магнитной записью? Что категорически нельзя допускать при хранении дисков, почему?

2. д\з Исследование: Приведи примеры использования магнитов в детских игрушках, сделай рисунок-схему и объясни принцип работы такой игрушки. Можно принести готовый макет.

2. Исследование: Построй магнитные силовые линии поля с помощью маленького компаса. Определи полюса магнита. Опиши опыт. Где применяется компас? с. 460

3. Объясни, как работает прерыватель электрической цепи, выполни задание В12 (в 1,2) с. 471

Дидактический материал элективного курса Решение компетентностно-ориентированных задач( 9 класс)

3. Объясни, как работает магнитное реле. Где применяется такое реле? с. 468

Дидактический материал элективного курса Решение компетентностно-ориентированных задач( 9 класс)

4. Объясни, как работает мелодичный звонок с. 467

Дидактический материал элективного курса Решение компетентностно-ориентированных задач( 9 класс)

4.Объясни, почему слышен звук в телефонной трубке с.467

Дидактический материал элективного курса Решение компетентностно-ориентированных задач( 9 класс)


© 2010-2022