• Преподавателю
  • Физика
  • Статья: Методика преподавания темы «Звук » с учетом новых требований ФГОС и национального компонента

Статья: Методика преподавания темы «Звук » с учетом новых требований ФГОС и национального компонента

Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мир звуков так многообразен,
Богат, красив, разнообразен,
Но всех нас мучает вопрос

Откуда звуки возникают,
Что слух наш всюду услаждают?
Пора задуматься всерьез.


Методика преподавания темы « Звук » с учетом новых требований ФГОС и национального компонента.


Партиспанян Карина Рафиковна - учитель физики и информатики МБОУ СОШ № 1 ст. Архонская и ВНСОШ.

«Человек образованный - тот, кто знает, где найти то, чего он не знает» - писал Георг Зиммель.

Современному обществу нужны образованные, нравственные люди, которые могут самостоятельно принимать решения. Системно-деятельностный подход, лежащий в основе Стандарта, подразумевает создание условий, при которых деятельность ученика направлена на становление его сознания и личности в целом и обеспечивает наличие следующих компонентов:

  • формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

  • проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

  • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

  • построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Системно - деятельностный подход обуславливает изменение общей парадигмы образования. Основными компонентами овладения знаниями являются: восприятие информации, анализ, запоминание и самооценка. Из опыта преподавания своего предмета могу сказать, что для реализации системно - деятельностного подхода необходимо создавать проблемные ситуации, обращаться к обучающимся с вопросами, а не с ответами, управлять поисковой деятельностью и обсуждать результаты с учениками.

Таким образом, одной из приоритетных задач образования является задача «научить учиться».

Проблемно-диалогическое обучение - тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога. В сложном прилагательном «проблемно диалогическое» первая часть означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск решения. Постановка учебной проблемы - это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения - это этап формулирования нового знания. Слово «диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы

и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально организованного учителем диалога. Мы различаем два вида диалога: побуждающий и подводящий. Они имеют разную структуру, обеспечивают разную учебную деятельность и развивают разные стороны психики учащихся.

Изучению звуковых волн уделено в программе место, совершенно не соответствующее их значению в природе в особенности в современной технике.

В последнее время получили особое развитие разделы акустики: электроакустика, архитектурная акустика, музыкальная акустика, учение о спектрах звуковой речи, о звуковой локации, запись и воспроизведение звуков, звуковое кино, ультра- и инфразвуки.

Конечно, современное состояние акустики даже в ее основных частях не может быть представлено в пределах тех часов, которые отводятся программой. На занятиях в классе изучаются лишь те вопросы, без которых невозможно расширение темы. То есть изучается необходимый минимум , способный позволить дальнейшее, более глубокое изучение. При изложении темы надо оттенить две тесно связанные между собой стороны: физическу-воспроизведение и распространение звука и психофизиологическую - восприятие звука, человеческий слух.

Основы музыки, строение органов слуха и органы речи не включены в программу и могут изучаться во внеурочное время. Учащимся рекомендуется список литературы для ознакомления и осмысления.

Звуковые явления - те же упругие колебания, законы которых изучаются раньше. Но звуковые волны выделяются в отдельную главу во - первых из-за способности ощущения их органом слуха. И из-за раздражения слухового органа только колебаниями в узкой области частот и в известных пределах их мощности.

Различные физические свойства колебаний вызывают различные слуховые восприятия. Человеческое ухо различает звук - щум и звук - тон. Тон характеризуется громкостью и, высотой, тембром.

Звуковые волны.

Звук - колебательное движение частиц упругой среды, распространяющееся в виде волн (колебания плотности, давления).

Не может распространяться в вакууме! Продольная волна в жидкостях и газах!

Инфразвуки

(до 16 Гц)

Слышимые звуки

(16 - 20000Гц)

Ультразвуки

(более 20000 Гц)

Гиперзвуки

(109 - 1013 Гц)

Источники

Шум атмосферы, леса, моря. Гром. Взрывы, орудийные выстрелы. Сейсмические волны.

Колебания твердого тела (мембраны, деки, диффузоры громкоговорителей). Колебания ограниченных объемов среды (воздух в музыкальных духовых инструментах, органах, свистках). Голосовой аппарат человека и животных.

Пьезоэлектрические материалы.

Магнитострикционные материалы.

Некоторые животные (дельфины, летучие мыши и др.).

Тепловое движение атомов. Пьезоэлектрические и магнитострикционные материалы.

Применение

Определение места взрыва, выстрела. Предсказание цунами. Исследование атмосферы.

Ориентация в пространстве. Общение, речь, получение информации.

Дефектоскопия, медицина, эхолокация. Физика твердого тела. Получение эмульсий. Ускорение диффузии, некоторых химических реакций. Ориентация в пространстве у некоторых животных.

Изучение состояния вещества. Линии задержки (цветное телевидение, ЭВМ и т.п.)

Диапазоны слышимых звуков

Дети

20 лет

35 лет

50 лет

16 - 22000 Гц

16 - 20000 Гц

25 - 15000 Гц

30 - 12000 Гц

Скорость звука зависит от среды и ее состояния, как и для любой механической волны.

Скорость звука при 00С в воздухе 331,5 м/с, в воде - 1430 м/с, в стали - 5000 м/с.

Приемники звука.

1. Естественные: ухо. Обладает высокой чувствительностью (Δp=10-6 Па) и избирательностью (например, дирижер улавливает звуки отдельных инструментов оркестра).

2. Искусственные: микрофон. Основная характеристика - чувствительность Статья: Методика преподавания темы « Звук » с учетом новых требований ФГОС и национального компонента(зависит от частоты звука).

Характеристики звука.

1. Спектр - разложение на гармонические колебания по частотам.Восприятие звука органами слуха зависит от того, какие частоты входят в состав звуковой волны. Шум - звуки, образующие набор частот, непрерывно заполняющих некоторый интервал (сплошной спектр частот). Музыкальные (тональные) звуки - звуки, образующие линейчатый спектр частот: частоты N входящие в состав музыкальных звуков, образуют ряд дискретных значений. Музыкальным звукам соответствуют периодические или почти периодические колебания. Каждая синусоидальная звуковая волна называется тоном.

Статья: Методика преподавания темы « Звук » с учетом новых требований ФГОС и национального компонента

Высота тона зависит от частоты: чем больше частота, тем выше тон. Основным тоном сложного музыкального звука называется тон, соответствующий наименьшей частоте, которая имеется в наборе частот данного звука. Тоны, соответствующие остальным частотам в составе звука, называются обертонами. Если частоты обертонов кратны частоте основного тона, то обертоны называются гармоническими, причем основной тон с частотой N0 называется первой гармоникой, обертон со следующей частотой 2N0 - второй гармоникой и т. д.

Статья: Методика преподавания темы « Звук » с учетом новых требований ФГОС и национального компонента

Музыкальные звуки с одним и тем же основным тоном различаются тембром, который определяется наличием обертонов - их частотами и амплитудами, характером нарастания амплитуд в начале звучания и их спадом в конце звучания.

Статья: Методика преподавания темы « Звук » с учетом новых требований ФГОС и национального компонента

2. Звуковое давление - давление, оказываемое звуковой волной на препятствие.

3.Интенсивность звуковой волны - энергия, переносимая звуковой волной через единицу поверхности за единицу времени(Статья: Методика преподавания темы « Звук » с учетом новых требований ФГОС и национального компонента).

4. Громкость звука зависит от интенсивности звука, т. е. определяется амплитудой колебаний в звуковой волне. Наибольшей чувствительностью органы слуха обладают к звукам с частотами от 700 до 6000 Гц. В этом диапазоне ухо способно воспринимать звуки с интенсивностью около 10-12-10-11 Вт/м2.

Порогом слышимости называется наименьшая интенсивность звуковой волны, которая может быть воспринята органами слуха. Стандартный порог слышимости принимается равнымI0=10-12 Вт/м2 при частоте ν=1 кГц.

Порогом болевого ощущения называется наибольшая интенсивность звуковой волны, при которой восприятие звука не вызывает болевого ощущения. Порог болевого ощущения зависит от частоты звука (на частоте 1 кГц равен 1 Вт/м2).

Мерой чувствительности органов слуха к восприятию звуковых волн данной интенсивности является уровень интенсивности (громкости): Статья: Методика преподавания темы « Звук » с учетом новых требований ФГОС и национального компонента. Единица измерения - децибел


Причина звука? - вибрация (колебания) тел, хотя эти колебания зачастую незаметны для нашего глаза.

Вокруг колеблющегося тела возникают колебания окружающей среды, которые распространяются в пространстве.
Звук - это механические упругие волны, распространяющиеся в газах, жидкостях, твердых телах.
Волны, которые вызывают ощущение звука, с частотой от 16 Гц до 20 000 Гц называют звуковыми волнами (в основном продольные).

Б.В. Асафьев писал: «В самом звучании слова отражается интонационный смысл смысла… Музыка не выдумывается, а плавится из реальности» [2]. Музыка есть выражение некоторого содержания, в наиболее прямом и непосредственном смысле - эмоционального содержания. Ритм - одно из выразительных средств музыки. Следовательно, музыкальный ритм - всегда выражение некоторого эмоционального содержания. Человеческий слух способен воспринимать различия в высоте от 16 до 20000 колебаний в секунду. Нарушение верхнего порога способно вызвать серьёзные нарушения в человеческом организме.

Звуки человеческого голоса делят на несколько диапазонов:

  • бас - 80-350 Гц, а английский певец Норман Аллин даже брал частоту 44 Гц (включается фрагмент записи Ф.И.Шаляпина);

  • баритон - 110-149 Гц (фрагмент записи В.С.Высоцкого);

  • тенор - 130-520 Гц (фрагмент записи И.С.Козловского);

  • дискант - 260-1000 Гц (фрагмент записи голоса Р.Лоретти);

  • сопрано - 260-1050 Гц (фрагмент записи Г.П.Вишневской);

  • колоратурное сопрано - до 1400 Гц, а француженка Мадо Робен брала ре четвертой октавы - 2300 Гц.

В музыке используются главным образом звуки в пределах от 16 до 4000 колебаний в секунду. Такой диапазон связан с исторически сложившейся практикой человеческой речи и пения. Досадно то, что современные технические средства репродуцирования музыки, имеющие значительную звуковую мощность, не предусматривают контрольных точек для уровня громкости. Если в быту громкий разговор человека мы воспринимаем как признак недостаточной культуры, то в молодёжной среде сегодня общепринята абсолютно бескультурная позиция восприятия музыки, звучащей при превышающей всякую художественную меру громкости звука.

Особенно такое явление характерно для танцевальных дискотек, где колебательные движения мембран аппаратуры способны вызвать болезнь органов слуха: «в дискотеке сила звука доведена до такой степени, когда она ещё не убивает, но и начинает воздействовать уже сразу на подсознание, на глубинные слои психики, производя на человеческий организм как бы наркотическое действие. Причём это не мелодическая музыка, не Чайковский и не Шопен, но музыка ритмическая, поп - музыка, рок - музыка, и когда удары музыкального ритма начинают вдруг совпадать с ударами вашего сердца, создаётся впечатление, что внутри вас раскачивается тяжёлый колокольный язык, который лупит о ваши рёбра, о все ваши клетки, и всё гудит и звенит, и не то вы сейчас сорвётесь с места и начнёте неистовствовать в своих движениях, не то взорвётесь и разлетитесь на мелкие части, - писал Солоухин. [4].

Тема «Звук» позволяет взглянуть на мир нетрадиционным методом, с другой стороны. Обычно учащиеся привыкли слушать и смотреть со стороны. А данная тема позволяет на уже известное, услышанное, взглянуть другими глазами. Здесь как не в одной другой теме можно реализовать воспитательные задачи в самом широком смысле слова. Здесь появляется возможность показать, научить ставить цели, программировать и достигать их.

Обязательно ввожу отдельно понятие ритма. Чувство ритма имеет моторную природу. Большинство лиц чувствуют, что непреодолимая сила побуждает их делать мышечные движения, аккомпанирующие ритмам. Моторные реакции заключаются в мышечных сокращениях языка, мышц головы, челюстей, пальцев рук, ног, в напряжениях, возникающих в гортани, голове, грудной клетке и конечностях, в зачаточных сокращениях головной и дыхательной мускулатуры, и наконец, в одновременной стимуляции мышц-антагонистов (сгибателей и разгибателей), вызывающей смену фаз напряжения и расслабления без изменения пространственного положения органа (можно наблюдать здесь предпосылки возникновения танцев). Так, восприятие ритма никогда не бывает только слуховым; оно всегда является процессом слуходвигательным. Большинство людей не сознают этих двигательных реакций, пока внимание не будет специально обращено на них. Попытки подавить моторные реакции приводят к возникновению таких же реакций в других органах, или влекут за собой прекращение ритмического переживания. То есть привожу к осмыслению.

Каждый из учащихся много раз слышал о Бетховене, о том, что он был глухим. Но мало кто знает, как глухой человек может сочинять такую прекрасную музыку и на этом примере ребята совсем по другому воспринимают и понимают процесс передачи звуковой волны. Известно, что Людвиг ван Бетховен был в старости глух. Но он нашел выход - прислонив один конец трости к роялю, а другой к зубам, он "слышал" внутренним ухом, которое у него было здоровым.

Если возять в зубы часы, что тикают, и заткнете себе уши, то вместо тиканья услышите сильные, довольно тяжелые удары - результат усиления звука. Удивительно - люди, что почти глухие, без проблем разговаривают по телефону, прижав трубку к височной кости, а глухие люди частенько танцуют под музыку, благодаря тому, что к их внутреннему уху звук проникает через кости их скелета и пол. Такими вот путями доходят к слуховому нерву человека звуки. И музыкальный слух при этом есть.

То есть эта тема позволяет раздвигать известные границы в самые разные стороны. Безразличным не остается никто. Особая гордость возникает, когда затрагивается национальный компонент: музыка, стихи, молитвы. Когда рассказываю о результатах исследования воздействия звука на организм человека. О том, что кардиограмма показала более спокойное внутреннее состояние, при прослушивании молитвы именно на осетинском языке. Она настораживаются, слушая отрывки из стихов и сказаний осетинских авторов. Именно поэтому мы продолжили свои исследования дальше. А в качестве источников рассматриваем осетинские народные инструменты.

Одним из древних музыкальных инструментов осетин является смычковый инструмент - хъисын-фандыр. В музыкальном быту он распространен повсеместно и существует у осетин с незапамятных времен. Наряду с другим инструментом - дыууадаестаенон-фгендыром - в народном инструментарии он занимает одно из центральных мест. Простое устройство, сохранившиеся до настоящего времени архаические формы инструмента, а также своеобразие использования его в художественном быту и приписание ему каких-то сверхъестественных свойств говорят о том, что на осетинской почве хъисын-фандыр существует с древнейших времен. Как и другие инструменты, хъисын-фаендыр изготовляют вручную. И в прошлом, и теперь инструмент мог изготовить любой член семьи, поэтому, видимо, он встречался почти в каждой семье, в каждом доме. Собранный нами полевой материал целиком сходится в основных вопросах технологии изготовления. Внешне, казалось бы, изготовление хъисын-фаендыра не представляет большого труда, но народная традиция довольно стойко держится отработанных веками законов.

К изготовлению приступают с заготовки древесины. Для разных предметов домашнего обихода, как известно, используется древесина разных пород. Для изготовления, скажем, чаш, кубков, подносов и другой кухонной посуды отбиралась древесина твердых пород - орех, клен, груша и т.д. Твердые породы также использовались и для производства различных орудий труда. Для изготовления некоторых деталей музыкальных инструментов (колков, корпуса и т.д.) также применялись твердые породы древесины.
Нельзя было срубать дерево в период новолуния, и вплоть до последней четверти лунной фазы запрещалось производить какие бы то ни было древесные работы вообще. Народные мастера объясняют это тем, что срезанный во время новолуния лесоматериал чаще подвержен порче и гниению («схъæндил æм сбутъро вæййы»), нежели тот, который был срезан в период полнолуния. Аналогичные представления о связи различных фаз лунного цикла с обработкой древесины известны и другим народам, что говорит о том, что обычай этот восходит к каким-то ранним астрологическим представлениям, имевшим широкое распространение.
Для народных мастеров имело значение и то, в каком месте срублено дерево - на северном склоне или на залитом солнцем южном. По их мнению, инструмент, изготовленный из лесоматериала «солнечной зоны» («хуссар-хурдзэестырдыгзей»), по своим звуковым качествам намного отличается от тех, которые изготовлены из лесоматериала другой зоны. Народными мастерами строго соблюдаются также принцип «сортировки» всего ствола срубленного дерева и время непосредственного изготовления инструментов. Обычно все предметы домашнего обихода изготовляются из срубленного в «прошлом году» дерева. Древесина сушится, а за это время выявляются ее качества, прежде всего - прочность, цельность древесной ткани и т.д. Как правило, из нижней части ствола делают кресла, треногие столы, треногие стулья, диваны, ведра, бочки и др. предметы. Из верхней части - посуду: ложки, блюда - подносы, кружки, бокалы, чаши, а также кружала для веретена, гребенки, отдельные детали ткацких инструментов и другие, более мелкие предметы бытового назначения. Из средней части ствола делают музыкальные инструменты. Такое определение ствола в качестве материала для музыкальных инструментов информаторы объясняют тем, что «эта часть ствола легче всего поддается обработке и к тому же инструмент из нее звучит лучше». Изготовлением музыкальных инструментов, как и других предметов, занимаются в Осетии обычно в зимнее время, наиболее свободное от сельскохозяйственных работ, т.е. по завершении всех летне-осенних подготовительных к зиме работ.
Хъисын-фэендыр представляет собой двух - или трехструнный смычковый инструмент с круглым чашеобразным корпусом. Верхней декой ему служит натянутая козья кожа (иногда пузырь барана или теленка) с несколькими резонаторными отверстиями, расположенными в центре.
Струны изготовлялись из конского волоса. Количество волосин в струнах колебалось в пределах между 5 и 10. Из струн одна толще, другая тоньше, что и определяло количество волосин в каждой. В настоящее время встречаются струны, как из конского волоса, так и жильные, однако, несмотря на то, что последние в практику вошли очень давно, народные мастера более прочными и надежными считают струны из конского волоса, потому пользуются ими более охотно. Струны из конского волоса готовят путем соединения пяти-шести волосин и скручивания их в жгут, один конец которого фиксируется прочным узлом и крепится к подгрифу, другой конец продевается в колок. Струны хьисын-фаендыра строятся в кварту (двухструнный) или кварта+квинта (трехструнный) и имеют свои названия:
а) двухструнный хъисын-фӕндыр - I струна - «хъэергнæг таг»
- II струна - «амонæг таг»
б) трехструнный хъисын-фæндыр - I струна - «хъырнæг таг»
- II струна - «амог таг»
- III струна - «хъырнæг таг»
Этот, казалось бы, незначительный факт заслуживает быть рассмотренным специально и более внимательно, что и будет сделано ниже.
Корпус инструмента представляет собой обыкновенную деревянную чашу, пиалу («къус»), обтянутую сверху кожей. Попадаются инструменты, которые на дне чаши имеют отверстие. Большинство инструментов, которые были рассмотрены нами, имели такие отверстия, хотя попадались инструменты и с цельным дном. В чашу вставляется (иногда продевается насквозь) гриф. Гриф от головки, в которую снизу вверх вдеты колки, отделяется не порожком, встречающимся у других струнных инструментов, а обычным перехватом из кожаной бечевки. Л адов на грифе нет.
Струны от колков вдоль грифа проходят через «кобылку» и крепятся в подгрифе - кусочке сыромятной кожи - который в свою очередь крепится (пристегивается) к выступающей в виде пуговки кнопке или ножке - части грифа, проходящего насквозь чашу. Встречались экземпляры хъисын-фæндыров, гриф которых не проступал наружу. В таких инструментах пуговка- кнопка имела форму деревянного гвоздя и вставлялась в просверленную соответственно ее диаметру дыру в корпусе. Но и в этом случае кнопка, входя через чашу в нижнюю часть грифа, была как бы его продолжением. Смысл использования грифа как основного сопротивления силе натянутых струн, очевидно, в том, чтобы корпус служил исключительно резонатором.
Чаша обычно готовилась из твердых пород деревьев - клена, липы и других, но было необязательным, чтобы и гриф был из того же дерева. Большинство инструментов, как отмечалось, на дне имеют отверстие, но встречаются (и довольно часто) без отверстий. Народные мастера объясняют наличие отверстия тем, что «тогда звук не задыхается» («йæ зæлтæ нæ хуыдуг кæнынц»). В отличие от отверстия в чаше, отверстия на верхней (кожаной) деке служат оформлению красивого звука в резонаторе и чтобы эти красивые звуки имели выход наружу («цæмæй-иу хъисын-фæндыры гуыбынæй заел хæрзконд æмæ рæсугъдй æттæмæ цыдаид»).
В качестве верхней деки, как отмечалось, используется пузырь какого- либо животного (барана, теленка и т.д.), или его кожа. Натягивается этот материал на чашу в сыром виде и тут же фиксируется - обвязывается, стягивается веревкой или провощенной крепкой нитью - и оставляется до высыхания. Затем лишние и мешающие звучанию части обрезаются и, если это была кожа, оббивается мелкими гвоздями, а в прежние времена склеивалась древесным клеем. Уже в сухой и готовой деке раскаленным гвоздем прокалываются несколько резонаторных отверстий.
Гриф представляет собой небольших размеров шейку инструмента (она же и ручка) с плоской верхней (рабочей) и полуокруглой нижней (тыльной) сторонами, изготовляется чаще из древесины твердых пород деревьев. На рабочей стороне, подобно смычковым инструментам других народов, ладов нет. С тыльной стороны у стыка с чашей на гриф наклеена сосновая смола, служащая канифолью для смычка.
Головка, которой заканчивается наверху гриф, представляет собой его продолжение, но несколько сплющенной формы. В просверленные круглые отверстия, расположенные в большинстве случаев диагонально к направлению грифа, вставляются колки (по количеству струн). Среди традиционных видов инструмента головки встречаются самой различной и причудливой формы: от изображения головы какого-либо животного или птицы до самых замысловатых завитков, но наиболее распространенные - простые, лопатообразные. Часто в самом верху таких простых головок имеется отверстие, в которое продевается веревочка для подвешивания .
Колки, также приготовленные из твердых пород, имеют несколько конусообразную форму. Продетые в отверстие головки, они выступают примерно на х/ъ своего размера вверх. В этой их части проделано отверстие или расщелина, куда вставляются струны. Для удобства вращения при настройке нижняя часть колков имеет чуть сплющенную форму.
Подгриф представляет собой полоску прочной кожи («æрчъиаг»). Нижний ее конец, более суженный, часто заканчивается петлей. Но встречается кожаный подгриф, кончающийся одной (или двойной) жильной струной, вделанной в нее снизу и закрепленной в ней узлами, но, в конечном счете, образуя опять-таки петлю, надеваемую на пуговку. Струны на подгрифе закрепляются следующим образом: на конце струны делается петля; эта петля продевается в отверстие подгрифа, затем в нее вдевается другой конец струны и затягивается. Далее, струна через «кобылку» и гриф входит в отверстие колка и натягивается поворотом последнего в соответствующем направлении. Таким же путем натягивается вторая и (если инструмент трехструнный) третья струна.
«Кобылка» (народн. «хæрæг» - «ослик») представляет собой плоский и продолговатый деревянный брусочек, стоящий под струнами вертикально к верхней деке. На ней имеются 2-3 зарубки (по количеству струн). Вершину «кобылки» народные мастера делают ровной даже и в том случае, когда инструмент трехструнный. Это должно говорить о том, что звукопроизводство бывает одновременно на трех струнах, что, в свою очередь, свидетельствует об элементах трехголосия в звучании. Семантика термина, употребляемого народом для подставки («хææрæг» - «ослик») почти у всех народов, имеющих струнные инструменты, одна - выносливый, сильный и т.д. Этим, видимо, и определяются формы подставки в творчестве народных мастеров, встречаются разные имитации, в том числе лошади, стоящей под тяжестью струн, согнутого великана, опирающегося руками в бедра и т.д.
Смычок представляет собой согнутую в виде лука трость из кизила или другой упругой породы с натянутым на нее конским волосом. Народным мастерам, при соответствующей обработке (путем кипячения в котле), удается не только зафиксировать форму лука, но и изготовлять смычки не лукообразных, более прямых и даже замысловатых форм. Волос (количество волосин колеблется в пределах между 30 и 40) одним концом крепится к верхушке трости (более тонкой части, противоположной той, которую держат во время игры). Другой конец волос надевается свободно на одну из зарубин, нанесенных на основании трости. Этим исполнитель обеспечивает себе свободу в регулировании степени натянутости волос, что может быть связано с народным представлением о динамических оттенках в системе звукоизвлечения. Но встречаются и такие смычки, оба конца волос которых зафиксированы в определенном постоянном натяжении.
Таково вкратце описание основных частей осетинского народного смычкового инструмента хъисын-фаендыр. У осетин, кроме обряда «ӕхсӕвбӕдӕн», хъисын-фаендыр в прошлом широко применяли и во время поисков тел погибших под снежным обвалом. Люди старшего поколения хорошо помнят об этом обычае, когда игрой на этом инструменте отыскивали тела жертв снежной катастрофы. «...У наших предков был такой обычай отыскивать погибших: приходили туда, где осела масса снежного обвала и обходили, играя на хъисын-фӕндыре, это место. Там, где звуки хъисын-фаендыра замирали или начинали глохнуть, откапывали тело покойника...» - сообщает нам информатор Магкоты Афанас из села Коди-бын Джавского района. Другой информатор - Плиты Ефин из села Ср. Рук того же Джавского района - сам был очевидцем того, как в селе Сба никак не могли обнаружить тела двух женщин, попавших в обвал, и тогда игрой на хъисын-фӕндыре покойницы были найдены. «...Обычай искать своих мертвецов с хъисын-фæндыром в руках оставили нам предки наших предков... Инструмент «не поет», звуки его лишаются силы и в том случае, когда в ауле у кого-то покойник...» Еще одним интересным свойством обладает хъисын-фӕндыра - предсказывать погоду. Абайты Самсон рассказывал : «...Еще я застал, когда по звуку хъисын-фаендыра определяли перемену погоды. Если погожие дни сменялись пасмурной, дождливой или снежной погодой, то накануне звук инструмента делался бессильным, хриплым, инструмент начинал гундосить), словно на него хандра нападала. Искусные исполнители безошибочно могли по звучанию своего инструмента предсказывать погоду вперед на 2-3 дня. Сельские острословы нередко отпускали в их адрес свои шутки: «Что говорит твой фӕндыр, будет дождь или снежные заносы?». «Когда на хъисын-фӕндыре долго не играли, его необходимо было погреть, растереть верхнюю деку, подогревая у печи. Но если менялась погода, то и эти «нежности» не в состоянии были заставить его запеть. Он очень чувствует перемену погоды, приближение тумана, пасмурной погоды...». «...Мой хъисын-фаендыр в течение 10-15 лет ни разу еще не подводил в предсказании погоды. Если даже на небе нет ни облачка, но мой хъисын-фаендыр издает худые, безжизненные звуки - значит, ночью или утром будет ненастье...».
Эти «способности» инструмента, конечно же, ничего магического в себе не таят, т.к. каждому музыканту-струннику хорошо известно, что струнно-смычковые инструменты действительно очень чувствительны к перепадам атмосферного давления, связанным с нарушениями гидрометеорологического баланса в атмосфере. И если даже скрипка, изготовленная из высокообработанной древесины и имеющая покрытие лаками высшего качества, футляр и прочее, реагирует на эти гидротермические перемены в атмосфере, то, как не должен реагировать на них инструмент, изготовленный примитивным образом из обыкновенной кожи, деревянной чаши и конского волоса? Никак не защищенные от перепадов влаги и температуры, каждый из этих материалов сам по себе весьма чувствителен и к влаге и к температуре, поэтому в качестве звучащего тела они, естественно, в разном физическом состоянии издают звуки различного физического оформления, а стало быть, и окраски. В народном представлении эти свойства звука, связанные с изменениями погоды, конечно же, имеют мистическое толкование, приписывающее инструменту сверхъестественные свойства общаться со всякого рода бардуагами (имеющими власть над теми или иными силами природы ангелами) в данном случае - с боныбар-дуагом. Эти представления, имеющие широкое распространение и среди других народов, также восходят к глубокой древности.

Глаза этих маленьких исследователей горят, когда сначала вводится понятие звука и звуковой волны, а приходят к любви к своей малой Родины. Особенно если это подтверждается опытами и исследованиями своих друзей, ровесников, одноклассников. Они каждый день слушают наушники, но только на уроке задумываются про допустимые нормативы и влиянии звука. Сейчас, когда вводятся новые стандарты и новые требования, подход и подготовка к уроку должны быть совершенно другими.

Звук - это пластилин, из которого можно лепить, не просто слушать, а придумывать и уводить на разные высоты! Хочешь быть здоровым и счастливым - будь им!



Заключение.


Физический эффект звука имеет большое влияние на человеческое тело. Он затрагивает пять чувств: чувство зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания. Человек слышит звук не только ушами, он слышит звук каждой клеточкой своего тела. Звук пронизывает все его существо, и в соответствии с определенным влиянием замедляет или ускоряет ритм циркуляции крови; либо возбуждает нервную систему, либо успокаивает ее; пробуждает в человеке более сильные страсти или умиротворяет его, принося ему покой. Весь механизм тела - приводится в движение силой вибрации. И в нем существует резонанс для каждого звука, так что тело человека является живым звуковым резонатором.

При помощи звуков, возможно, управлять толпой. Существует такое предположение, что на пропавшие без вести экипажи кораблей воздействовали инфразвуком, людьми управлял страх, и они прыгали с бортов корабля. Сегодня научно доказано, что такие звуки определенной частоты убивают вирусы. А мурлыкание кошки хорошо воздействует на психику человека. Но ведь если существует положительное воздействие звука на людей, должно быть и отрицательное.

Профессор Чеффилдского университета Кэйти Овери сформулировала аспекты так называемых «интеллектуальных выгод от звуковых волн» :

  1. Повышение уровня читательских навыков.

  2. Повышение уровня речевых навыков.

  3. Улучшение навыков необходимых для решения пространственных и временных задач

  4. Улучшение вербальных и счетно-арифметических способностей.

  5. Улучшение концентрации внимания

  6. Улучшение памяти

  7. Улучшение моторной координации.

Звук оказывает колоссальное влияние на здоровье человека - как физическое, так и психическое. Тем не менее, большинство негативных воздействий можно избежать, а использовать положительные возможности может каждый.

Список литературы

  1. Выготский А.С. Психология искусства. М.: издательство «Искусство», 1965. - 379 с.

3. Соколов И. И. Методика преподавания физики в средней школе. - 1959

  1. Астафьев Б. Музыкальная форма как процесс.- Л.: Музыка, 1971.

4. Тельчарова Р.А. Музыка и культура (личностный подход). - М.: Знание, 1986.

5. К. Рюгер. Домашняя музыкальная аптечка. Серия «Панацея». Ростов-на- Дону: «Феникс», 1998.

6. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. -М.,1972.

7. Орлов Г.А. Психологические механизмы музыкального восприятия. // Вопросы теории и эстетики музыки, вып.2.

8. Агранат Б.А. и др. Основы физики и техники ультразвука. - М.: Высшая школа, 1987. - 352 с.

9. Баулин И. За барьером слышимости. - М.: «Знание», 1971. - 176 с.

10. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательных учреждениях. - М.: Поиск, 2005.

11. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздествия музыки.- М., 1976.

  1. Проблема влияния шума на организм человека.(conf.muh.ru).

13.ru.wikipedia.org

  1. mag-sluha.ru/interesting/2010-01-05-15-00-34.html

  2. ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B2%D1%83%D0%BA

  3. krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/fizika/ZVUK_I_AKUSTIKA.html

  4. chernykh.net/content/view/102/157/

  5. fesmu.ru/www2/PolTxt/U0006/ausc.pulm2/Sluch/svuk.htm

  6. synaesthesia.ru/whatis.html#3

  7. science.compulenta.ru/646373/

  8. ru.wikipedia.org

  9. petelin.ru/pcmagic/lesson10/l10.htm



XI Региональную научно-практическую конференцию «Колмогоровские чтения»










Доклад

на на тему:

«Методика преподавания темы « Звук » с учетом новых требований ФГОС и национального компонента.»






Учителя физики и информатики

МБОУ СОШ № 1 ст. Архонская и ВНСОШ:

Партиспанян К.Р.









2015

© 2010-2022