- Преподавателю
- Физика
- Рабочая программа по Основы Электротехники
Рабочая программа по Основы Электротехники
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Лепихов Д.И. |
Дата | 30.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Электростальский филиал Федерального государственного
образовательного учреждения среднего профессионального образования
«Московский колледж управления и новых технологий»
Рабочая программа
учебной дисциплины
«Основы электротехники»
для специальности 230101
"Вычислительные машины, комплексы,
системы и сети"
(Базовый уровень)
г.о. Электросталь
2010 год
Одобрена цикловой
Методической комиссией «Общепрофессиональных дисциплин»
Пр. №_____________
От «___» ______________ 2010 г.
Председатель ЦМК
________________ /Д.И. Лепихов
Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности
Утверждена Методическим Советом колледжа
Протокол № __________
от «___» __________2010г.
Председатель методического Совета - заместитель директора ЭФ «МКУиНТ» по УР
_______/И.В. Краснобельмова
Автор
Лепихов Д.И., преподаватель ЭФ ФГОУ СПО «МКУиНТ»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебной дисциплины "Электротехника" предназначена для реализации требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников технической специальностей групп 230101 «вычислительные машины, комплексы, системы и сети» и является единой для всех форм обучения, а также для всех видов и типов образовательных учреждений, реализующих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования.
В результате изучения дисциплины студент должен:
иметь представление:
- о роли и месте знаний по учебной дисциплине при освоении основной профессиональной образовательной программы по конкретной специальности и в сфере профессиональной деятельности техника;
уметь:
- рассчитывать параметры различных электрических цепей.
Рабочая программа рассчитана на 96 часов (из них 40 часов лабораторных и практических занятий).
При разработке календарно тематического плана учебной дисциплины образовательное учреждение в зависимости от специфики подготовки специалистов может вносить дополнения и изменения в содержание, последовательность изучения учебного материала и распределение учебных часов по разделам (темам), а также в перечень лабораторных и практических занятий при условии выполнения требований к уровню подготовки выпускников.
Рабочая программа рассматривается предметной (цикловой) комиссией и утверждаться заместителем директора по учебной работе.
При изучении учебной дисциплины необходимо постоянно обращать внимание студентов па ее прикладной характер, показывать, где и когда изучаемые теоретические положения и практические умения могут быть использованы в будущей практической деятельности.
Изложение материала необходимо вести в форме, доступной пониманию студентов.
Для проведения занятий целесообразно использовать лекционно-семинарские занятия, применять технические средства обучения и вычислительную технику, организовывать экскурсии на предприятия и учреждения отрасли.
В процессе изучения учебной дисциплины «Электротехника» рекомендуется проведение 2 модулей, задания для которых разрабатываются преподавателями учебного заведения и утверждаются предметной (цикловой) комиссией.
Освоение учебной дисциплины предполагает практическое осмысление ее разделов и тем на лабораторных и практических занятиях, в процессе которых студент должен закрепить и углубить теоретические знания, приобрести необходимые умения.
При проведении лабораторных и практических занятий учебная группа может делиться на подгруппы численностью не менее 8 человек.
Предусмотренная программой тематика лабораторных и практических занятий носит рекомендательный характер и в календарно-тематическом плане может быть изменена в зависимости от специфики образовательного учреждения.
В содержании учебной дисциплины по каждой теме приведены требования к формируемым представлениям, знаниям и умениям.
Для проверки знаний студентов в рабочей программе рекомендуется указаны, по окончании каких разделов следует проводить промежуточный контроль.
Форму и сроки проведения контроля по дисциплине определяет образовательное учреждение.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование разделов и тем
Количество аудиторных часов при очной форме
обучения
Всего
в том числе
лаб. работы
практ. занятия
1
2
3
4
Введение
2
Раздел 1. Начальные сведения об электрическом токе
6
2
Тема 1.1. Электрическое поле
4
8
Тема 1.2. Проводники и диэлектрики
2
Раздел 2. Электрические цепи постоянного тока
12
4
Тема 2.1. Электрическая цепь
2
Тема 2.2. Расчет электрической цепи постоянного тока
10
8
Раздел 3. Магнитное поле
6
2
Тема 3.1. Магнитные цепи
2
Тема 3.2. Расчет магнитных цепей
4
2
Раздел 4. Электрические цепи переменного тока
18
10
4
Тема 4.1. Начальные сведения о переменном токе
2
Тема 4.2. Элементы и параметры электрических цепей переменного тока
2
Тема 4.3. Резонанс в электрических цепях
4
8
Тема 4.4. Трехфазные электрические цепи
2
10
Тема 4.5. Расчет цепей переменного тока
4
4
Тема 4.6. Нелинейные электрические цепи
2
10
Раздел 5. Понятие, классификация и принцип действия электрических машин
6
Тема 5.1. Электрические машины постоянного тока
2
Тема 5.2. Электрические машины переменного тока
4
Всего по дисциплине:
48
36
6
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ВВЕДЕНИЕ
Характеристика учебной дисциплины, ее место и роль в системе получаемых знаний. Связь с другими учебными дисциплинами. Электрическая энергия, ее свойства и применение. Производство и распределение электрической энергии. Современное состояние и перспективы развития электроэнергетики.
Раздел 1. НАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ ОБ
ЭЛЕКТРИЧЕСКОМ ТОКЕ
Тема 1.1. Электрическое поле
Студент должен:
иметь представление:
о строении вещества и электрического поля;
знать:
основные законы взаимодействия заряженных частиц;
уметь:
рассчитывать основные характеристики электрического поля.
Понятие о формах материи: вещество и поле. Элементарные частицы и их электромагнитное поле. Диэлектрическая проницаемость. Основные характеристики электрического поля: напряженность, электрический потенциал, электрическое напряжение. Закон Кулона, теорема Гаусса, их применение для расчета электрического поля.
Лабораторное занятие
Тема 1.2. Проводники и диэлектрики
Студент должен:
иметь представление:
о физических процессах возникновения электрического тока:
знать:
разновидности электрического тока, его основные параметры.
Проводники и диэлектрики в электрическом поле. Ток проводимости, ток переноса, ток смещения. Электрический ток в проводниках: величина, направление, плотность тока проводимости. Электропроводность. Электрический ток в вакууме, в полупроводниках.
Раздел 2. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЦЕПИ
ПОСТОЯННОГО ТОКА
Тема 2.1. Электрическая цепь
Студент должен:
иметь представление:
- о принципах построения и составе электрических цепей постоянного тока;
- о принципе действия источников и приемников электрического тока;
знать:
- основные характеристики и параметры цепей постоянного тока:
Последовательное, параллельное соединение резисторов. Простые и сложные электрические цепи. ЭДС, мощность, коэффициент полезного действия источника электрической энергии. Преобразование электрической энергии в другие виды энергии. Закон Джоуля-Ленца.
Работа источника электрической энергии в режиме генератора и потребителя. Активные и пассивные элементы электрических цепей.
Самостоятельная работа
Тема 2.2. Расчет электрической кепи постоянного тока
Студент должен:
иметь представление:
- об устройстве основных источников и приемников электрической энергии постоянного тока;
знать:
- основные законы постоянного тока: Ома, Кирхгофа, Джоуля-Ленца;
- основные методы расчета линейных цепей постоянного тока;
уметь:
- составлять электрическую цепь по условиям заданной задачи; рассчитывать электрические цепи постоянного тока;
- собирать электрические схемы;
- анализировать полученные опытные данные.
Цели и задачи расчета. Законы Ома, Кирхгофа. Неразветвленная электрическая цепь. Эквивалентное сопротивление. Потенциальная диаграмма неразветвленной электрической цепи. Разветвленная электрическая цепь. Эквивалентное сопротивление. Цепь с несколькими источниками ЭДС. Электрическая проводимость. Сметанное соединение пассивных элементов. Расчет электрических цепей методом преобразования схем. Метод узловых напряжений. Метод узловых и контурных уравнений. Метод контурных токов. Метод наложения токов.
Лабораторные занятия
Раздел 3. МАГНИТНОЕ ПОЛЕ
Тема 3.1. Магнитные цепи
Студент должен:
иметь представление:
- о принципах создания магнитного поля;
знать:
- классификацию магнитных цепей, область применения:
- основные характеристики магнитною поля.
Магнитные свойства вещества. Магнитная проницаемость. Энергия магнитного ноля. Механические силы в маши гном поле. Магнитно-твердые, магнитно-мягкие материалы. Магнитная индукция, магнитный поток, магнитодвижущая сила, напряженность магнитного поля. Намагничивание ферромагнитных материалов. Магнитный гистерезис. Магнитное сопротивление.
Тема 3.2. Расчет магнитных цепей
Студент должен:
иметь представление:
- о принципах построения магнитных цепей;
знать:
- законы Ампера, полного тока, их применение для расчета параметров магнитных цепей;
уметь:
- рассчитывать параметры простых магнитных цепей.
Цели и задачи расчета магнитных цепей. Применение законов Лмпера, полного тока для расчета параметров магнитной цепи. Работа по перемещению проводника с током в магнитном поле. Магнитное поле на границе двух среде различными величинами магнитной проницаемости. Расчет не-разветвленной однородной и неоднородной магнитных цепей. Прямая и обратная задачи.
Практическое занятие.
Раздел 4. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЦЕПИ
ПЕРЕМЕННОГО ТОКА
Тема 4.1. Начальные сведения о переменном токе
Студент должен:
иметь представление:
- о принципах получения синусоидально изменяющихся электрических параметров;
- об устройстве источников и приемников электрической энергии переменного тока;
знать:
- основные параметры синусоидальных электрических величин;
- способы аналитического и графического представления синусоидальных электрических величин.
Явление переменного тока. Получение синусоидальной ЭДС. Устройство генератора переменного тока. Уравнения и трафики синусоидальной ЭДС. Векторные диаграммы. Характеристики синусоидальных величин. Предельное (амплитудное), действующее, среднее значение синусоидально изменяющихся электрических величин. Мгновенное значение.
Тема 4.2. Элементы и параметры электрических цепей переменного тока
Студент должен:
иметь представление:
- об основных видах цепей переменного тока, их использовании:
знать:
- влияние различных нагрузок на изменение векторных диаграмм и коэффициента мощности.
Цепь переменного тока с активным сопротивлением: напряжение, ток, мощность, векторная диаграмма.
Цепь переменного тока с индуктивностью: напряжение, ток. мощность, векторная диаграмма.
Цепь переменного тока с емкостью: напряжение, ток, мощность, векторная диаграмма.
Общий случай электрической цепи переменного тока: векторная диаграмма, коэффициент мощности.
Тема 4.3. Резонанс в электрических цепях
Студент должен:
иметь представление:
- о влиянии различных нагрузок на изменение параметров цепей переменного тока;
знать:
- условия резонансов напряжений и токов;
уметь:
- рассчитывать параметры электрической цепи для заданных условий резонанса;
- выполнять построение частотных характеристик и векторных диаграмм в области резонансных частот;
- настраивать электрическую цепь на условия резонанса;
- обрабатывать и анализировать результаты расчетов и экспериментом.
Резонанс напряжений в неразветвленной цепи переменного тока. Условия и признаки резонанса напряжений. Резонансная частота, волновое сопротивление, добротность контура, частотные характеристики.
Разветвленная электрическая цепь, резонанс токов. Условия и признаки резонанса токов, частотные характеристики. Практическое значение и использование резонансных контуров.
Лабораторные занятия
Тема 4.4. Трехфазные электрические цепи
Студент должен:
иметь представление:
- о принципе получения трехфазной ЭДС, об устройстве трехфазных генератора и приемника электрической энергии;
знать:
- основные параметры трехфазных электрических цепей и способы их расчета;
- основные вилы нагрузок трехфазных цепей и способы их соединения;
уметь:
- подбирать параметры и составлять трехфазные цепи для условий
заданной задачи;
- выполнять построение трехфазных векторных диаграмм;
- собирать трехфазные электрические схемы.
Получение трехфазной ЭДС. Виды соединений обмоток трехфазного генератора и фаз приемника электрической энергии. Симметричная нагрузка в трехфазной цепи, соединенной звездой и треугольником. Фазные, линейные напряжения и токи, соотношения между ними. Векторные диаграммы. Мощность трехфазной цепи. Несимметричная нагрузка в трехфазной цепи, расчет ее параметров.
Четырехпроводная трехфазная система. Роль нулевого провода. Взаимное преобразование звезды и треугольника в расчетах трехфазных цепей.
Лабораторные занятия
Тема 4. 5. Расчет цепей переменного тока
Студент должен:
иметь представление:
- о различных способах расчета параметров цепей переменною тока;
знать:
- правила построения векторных диаграмм для электрических цепей различного состава и структуры;
- правила представления электрических величин переменного тока с помощью комплексных чисел;
уметь:
- производить расчеты параметров цепи переменного тока выбранным методом;
- подбирать параметры электрической цепи для условий заданной задачи.
Расчет цепи переменного тока различной структуры при различных соотношениях величин активного и реактивного сопротивлений. Треугольники напряжений, сопротивлений, токов, мощностей. Компенсация реактивной мощности в электрических сетях. Коэффициент мощности, способы его увеличения.
Расчет электрических цепей символическим методом.
Практические занятия
Тема 4.6. Нелинейные электрические цени
Студент должен:
иметь представление:
- об основных типах нелинейных элементов, их использовании в электрических цепях;
знать:
- формы вольтамперных характеристик типовых нелинейных элементов;
- способы расчета электрических цепей с нелинейными элементами;
уметь:
- производить расчет, графоаналитическое построение вольтамперных характеристик электрических цепей.
Нелинейные элементы, применяемые в электрических цепях, их вольтамперные характеристики. Статическое и динамическое сопротивление нелинейных элементов. Графический расчет электрических цепей постоянного тока с нелинейными элементами.
Цепи переменного тока с нелинейными активными элементами. Катушка с ферромагнитным сердечником: магнитный поток, ток, ЭДС, векторная диаграмма. Явление феррорезонанса. Принцип действия дросселя насыщения, магнитного усилителя.
Лабораторное занятие
Раздел 5. ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ И
ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН
Тема 5.1. Электрические машины постоянного тока
Студент должен:
иметь представление:
- об определении типов и параметров машин по их маркировке;
- об определении потребляемой мощности двигателей по паспортным значениям КПД и номинальной мощности;
знать:
- устройство и принцип действия электрических машин постоянного тока;
- принцип обратимости электрических машин постоянного тока;
- основные характеристики двигателей и генераторов постоянного тока;
- физическую сущность явления "реакция якоря";
Назначение машин постоянного тока и их классификация. Устройство и принцип действия машин постоянного тока: магнитная цепь, коллектор, обмотка якоря. Рабочий процесс машины постоянного тока: ЭДС обмотки якоря, реакция якоря, коммутация.
Генераторы постоянного тока, двигатели постоянною тока: общие сведения. Электрические машины с независимым возбуждением, с параллельным, последовательным и смешанным возбуждением.
Потери энергии и КПД машин постоянного тока.
Тема 5.2. Электрические машины переменного тока
Студент должен:
иметь представление:
- об определении чипов и параметров машин переменного тока по их маркировке;
- об определении частоты вращения ротора по значению скольжения и частоте тока в сети;
- об определении потребляемой мощности двигателей по паспортным значениям КПД и номинальной мощности;
знать:
- устройство и принцип действия электрических машин переменного тока;
- принцип обратимости электрических машин переменного тока; основные характеристики асинхронных двигателей и синхронных генераторов;
- причину, по которой частота вращения ротора асинхронного двигателя меньше синхронной;
Назначение машин переменного тока и их классификация. Получение вращающегося магнитного поля в трехфазных электродвигателях и генераторах. Устройство электрической машины переменного тока: статор и его обмотка, ротор и его обмотка. Принцип действия трехфазного асинхронного двигателя. Частота вращения магнитного поля статора и частота вращения ротора. Вращающий момент асинхронного двигателя. Скольжение. Рабочий процесс асинхронного двигателя и его механическая характеристика. Потери энергии и КПД асинхронного двигателя.
Синхронные машины и область их применения.
ПЕРЕЧЕНЬ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Лабораторные занятия
Раздел
№ п/п
Тема занятия
Количество часов
Раздел 1.
1.
Организационные вопросы проведения лабораторных занятий в учебном заведении. Лабораторная база. Техника безопасности.
6
Раздел 2.
2.
Исследование электрических цепей постоянного тока при различном соединении резисторов.
4
3.
Изучение законов Кирхгофа, метода наложения токов.
4
Раздел 4.
4.
Исследование неразветвленной электрической цепи переменного тока. Резонанс напряжений.
6
5.
Исследование разветвленной электрической цепи переменного тока. Резонанс токов.
4
6.
Исследование трехфазной электрической цепи при соединении приемников энергии звездой.
4
7.
Исследование трехфазной электрической цепи при соединении приемников энергии треугольником.
4
8.
Исследование электрической цепи с нелинейными элементами.
4
Итого:
36
Практические занятия
Раздел
№ п/п
Тема работы
Количество часов
Раздел 3.
1.
Расчет магнитной цепи.
2
Раздел 4.
2.
Расчет цепи переменного тока. Векторные диаграммы.
2
3.
Расчет трехфазной цепи.
2
Итого:
6
Перечень литературы
Попов В.С. Теоретическая электротехника: Для учащихся техникумов. - М.: Энергоатомиздат, 2000.
Евдакимов Ф.Е. Теоретические основы электроники. - М.: Высшая школа, 2001.
Буртаев Е.В. Теоретические основы электроники. - М.: Энергоатомиздат, 2000.
Цейтлин Л.С. Руководство к лабораторным работам по теоретическим основам электротехники. - М.: Высшая школа, 2005.
Ярочкина Г.В., Володарская А.А. электротехника: Рабочая тетрадь. - М: Мастерство, 2001.
Новиков Н.П., Кауфман В.Я., Толчеев О.В. и др. Задачник по электротехнике. Учебное пособие. _ М.: Мастерство, 2001.
Алиев И.И. Справочник по электротехнике и электрооборудованию.- М.: Мастерство, 2001.
Зайчик М.Ю. Сборник задач и упражнений по теоретической электротехнике. - М.: Энергия, 2008.
Константинов В.И. и др. Сборник задач по теоретической электротехнике. - М.: Энергия, 2005.
Рабинович Э.А. Сборник задач и упражнений по общей электротехнике. - М.: Энергия, 1978.
Данилов И.А., Иванов П.М. Общая электротехника: Программированное учебное пособие. - М.: Высшая школа, 2007.
Зарохович А.Е., Калинин В.К. Электротехника с элементами промышленной электроники. - М.: Высшая школа, 2005.