Рабочая программа по физике 10-11 класс. (2 ч в неделю)

Раздел Физика
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Нижнегорская школа-гимназия»


Рассмотрено и принято на МО учителей________

Протокол №_______

«____» __________ 2015 г.

Руководитель МО

_________

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

________Н.В. Иванцова

«_____» августа 2015 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ«Нижнегорская школа-гимназия»

_____________С.С. Пацай

«____» августа 2015 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ФИЗИКЕ


10-11 класс


Количество часов: в неделю_________2______

Учитель Еремия Лариса Витальевна

Программа разработана на основе


1). Примерных программ по учебным предметам. Физика. 10 - 11 классы: - М. : Просвещение, 2010.

2). Программы Г.Я. Мякишева (Сборник программ для общеобразовательных учреждений: Физика 10 - 11 кл. / Н.Н. Тулькибаева, А.Э. Пушкарев. - М.: Просвещение, 2006.

3). Авторская программа ФИЗИКА 10-11 автор: Г.Я. Мякишев, Москва: Дрофа, 2010 год.







Нижнегорский, 2015




Рабочая программа по физике для 10-11класса (базовый уровень)

Программа включает следующие разделы:

  1. пояснительную записку

  2. общую характеристику учебного предмета с определением целей его изучения

  3. описание места физики в учебном плане

  4. результаты освоения курса физики, виды и формы контроля

  5. основное содержание курса

  6. тематическое планирование с указанием числа часов, отводимых на изучение каждого раздела, и определением основных видов учебной деятельности школьников;

  7. описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

  8. планируемые результаты освоения курса

Пояснительная записка

Программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по физике (приказ Минобразования России от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования») и на основе Фундаментального ядра содержания общего образования.

Рабочая программа по физике для 10-11 класса составлена на основе программы Г.Я. Мякишева (Сборник программ для общеобразовательных учреждений: Физика 10 - 11 кл. / Н.Н. Тулькибаева, А.Э. Пушкарев. - М.: Просвещение, 2006, Авторской программы ФИЗИКА 10-11 автор: Г.Я. Мякишев, Москва: Дрофа, 2010 год.

Общая характеристика учебного предмета с определением целей его изучения

Изучение физики на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования, значимость физического знания для каждого человека; умений различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;

  • формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли физики в создании современной естественно-научной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности - природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого физические знания;

  • приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания; ключевых навыков (ключевых компетентностей), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности, - навыков решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, навыков сотрудничества, эффективного и безопасного использования различных технических устройств;

  • овладение системой научных знаний о физических свойствах окружающего мира, об основных физических законах и о способах их использования в практической жизни.

МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Физика - наука о природе, о наиболее общих законах, которым подчиняются все явления в мире.

Школьный курс физики - системообразующий для естественно-научных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии.

Данная программа ориентирована на реализацию деятельностного подхода к процессу обучения. Учебная программа 10-11 классов при изучении на базовом уровне рассчитана на 140 часов, по 2 часа в неделю.

Изучение курса физики в 10-11 классе структурировано на основе физических теорий следующим образом: механика, молекулярная физика, термодинамика, электродинамика, электромагнитные колебания и волны, квантовая физика. Ознакомление учащихся с разделом «Физика и методы научного познания» предполагается проводить при изучении всех разделов курса.


Результаты освоения курса физики, виды и формы контроля.

Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:

  • Сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

убеждённость в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

  • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

  • развитость теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства этих гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;

  • готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

  • мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно-ориентированного подхода;

  • приобретение ценностных отношений друг к другу, к учителю, авторам открытий и изобретений, к результатам обучения.

Метапредметными результатами изучения курса «Физики» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных средств и искать самостоятельно средства достижения цели.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы.

Работая по предложенному и (или) самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными средствами и дополнительные: справочная литература, физические приборы, компьютер.

Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства.

Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

Уметь оценивать степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.

Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).

Средством формирования регулятивных УУД служит соблюдение технологии проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать изученные понятия.

Строить логичное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.

Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации.

Использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания.

Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать правила информационной безопасности.

Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче программно-аппаратные средства и сервисы.

Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на развития:

- проектирование и проведение наблюдения природных явлений с использованием необходимых измерительных приборов;

- воспитание убеждённости в возможности диалектического познания природы;

- применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни.

Коммуникативные УУД:

Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).

Учиться критично относиться к своему мнению, уметь признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

Различать в письменной и устной речи мнение (точку зрения), доказательства (аргументы, факты), гипотезы, аксиомы, теории.

Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Средством формирования коммуникативных УУД служит соблюдение технологии проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Предметные результаты (на базовом уровне):

  1. в познавательной сфере:

    • давать определения изученным понятиям;

    • называть основные положения изученных теорий и гипотез;

    • описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык физики;

    • классифицировать изученные объекты и явления;

    • делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных физических закономерностей, прогнозировать возможные результаты;

    • структурировать изученный материал;

    • интерпретировать физическую информацию, полученную из других источников;

умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи с использованием полученных знаний;

владение разнообразными способами выполнения расчётов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики;

понимание принципа действия машин, приборов и технических устройств, с которыми каждый человек постоянно встречается в повседневной жизни, а также способов обеспечения безопасности при их использовании;

умение применять полученные знания для объяснения принципа действия важнейших технических устройств;

      • применять приобретенные знания по физике для решения практических задач, встречающихся в повседневной жизни, для безопасного использования бытовых технических устройств, рационального природопользования и охраны окружающей среды;

  1. в ценностно-ориентационной сфере - анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с использованием физических процессов;

  2. в трудовой сфере - проводить физический эксперимент;

  3. в сфере физической культуры - оказывать первую помощь при травмах, связанных с лабораторным оборудованием и бытовыми техническими устройствами.

Виды и формы контроля:

тесты, самостоятельные работы, контрольные работы, устный опрос, физический диктант, лабораторные и практические работы, фронтальный эксперимент.

Формы и методы организации учебной деятельности учащихся в процессе обучения.

Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий.

Организация сопровождения учащихся направлена на: создание оптимальных условий обучения; исключение психотравмирующих факторов; сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся; развитие положительной мотивации к освоению программы; развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка.
Виды учебной деятельности при изучении физики:

При изучении физики и других предметов естественного цикла для использования на учебных занятиях, во внеурочное время, при выполнении домашних заданий могут быть рекомендованы следующие виды учебно-познавательной деятельности учащихся:

I - виды деятельности со словесной (знаковой) основой:

Слушание объяснений учителя.

Слушание и анализ выступлений одноклассников.

Самостоятельная работа с учебником.

Работа с научно-популярной литературой.

Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.

Написание рефератов и докладов.

Решение текстовых количественных и качественных задач.

Выполнение заданий по разграничению понятий.

Систематизация учебного материала.

II - виды деятельности на основе восприятия элементов действительности:

Наблюдение за демонстрациями учителя.

Просмотр учебных фильмов и презентаций.

Анализ графиков, таблиц, схем.

Объяснение наблюдаемых явлений.

Изучение устройства приборов по моделям и чертежам.

Анализ проблемных ситуаций.

III - виды деятельности с практической (опытной) основой:

Работа с опорными схемами.

Решение физических задач.

Работа с раздаточным материалом.

Измерение величин.

Постановка опытов для демонстрации классу.

Постановка фронтальных опытов.

Выполнение фронтальных лабораторных работ.

Выполнение работ практикума.

Построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Программой 10 класса предусмотрено изучение разделов:

1.

Физика и методы научного познания

1 час

2.

Механика

26 часов

2.1.

Кинематика

10 часов

2.2.

Динамика

9 часов

2.3.

Законы сохранения

7 часов

3.

Молекулярная физика. Термодинамика

18 часов

3.1.

Основы молекулярно-кинетической теории

5 часов

3.2.

Температура. Энергия теплового движения молекул

2 часа

3.3.

Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы

2 часа

3.4.

Взаимные превращения жидкостей и газов. Твердые тела

2 часа

3.5.

Основы термодинамики

7 часов

4.

Основы электродинамики

20 часов

4.1.

Электростатика

9 часов

4.2.

Законы постоянного тока

6 часов

4.3.

Электрический ток в различных средах

5 часов

5.

Резервное время

5 часов

По программе за год учащиеся должны выполнить 4 контрольные работы и 7 лабораторных работ.

Программой 11 класса предусмотрено изучение разделов:

  1. Основы электродинамики (магнитное поле) 11 часов

  2. Колебания и волны 11 часов

  3. Оптика 20 часов

  4. Квантовая физика 12 часов

  5. Элементарные частицы 1 час

  6. Значение физики для объяснения мира и развития

производительных сил общества 1 час

  1. Строение Вселенной 6 часов

  2. Повторение 3 часа

  3. Резерв 5 часов

По программе за год учащиеся должны выполнить 5 контрольных работ и 4 лабораторные работы.

Научный метод познания природы

Физика - фундаментальная наука о природе. Научный метод познания.

Методы научного исследования физических явлений. Эксперимент и теория в процессе познания природы. Погрешности измерения физических величин. Научные гипотезы. Модели физических явлений. Физические законы и теории. Границы применимости физических законов. Физическая картина мира. Открытия в физике - основа прогресса в технике и технологии производства.

Механика

Системы отсчета. Скалярные и векторные физические величины. Механическое движение и его виды. Относительность механического движения. Мгновенная скорость. Ускорение. Равноускоренное движение. Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью. Принцип относительности Галилея.

Масса и сила. Законы динамики. Способы измерения сил. Инерциальные системы отсчета. Закон всемирного тяготения.

Закон сохранения импульса. Кинетическая энергия и работа. Потенциальная энергия тела в гравитационном поле. Потенциальная энергия упруго деформированного тела. Закон сохранения механической энергии.

Демонстрации

  1. Зависимость траектории от выбора отсчета.

  2. Падение тел в воздухе и в вакууме.

  3. Явление инерции.

  4. Измерение сил.

  5. Сложение сил.

  6. Зависимость силы упругости от деформации.

  7. Реактивное движение.

  8. Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно.

Лабораторные работы

Изучение закона сохранения механической энергии.

Молекулярная физика

Молекулярно - кинетическая теория строения вещества и ее экспериментальные основания.

Абсолютная температура. Уравнение состояния идеального газа.

Связь средней кинетической энергии теплового движения молекул с абсолютной температурой.

Строение жидкостей и твердых тел.

Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии. Первый закон термодинамики. Принципы действия тепловых машин. Проблемы теплоэнергетики и охрана окружающей среды.

Демонстрации

  1. Механическая модель броуновского движения.

  2. Изменение давления газа с изменением температуры при постоянном объеме.

  3. Изменение объема газа с изменением температуры при постоянном давлении.

  4. Изменение объема газа с изменением давления при постоянной температуре.

  5. Устройство гигрометра и психрометра.

  6. Кристаллические и аморфные тела.

  7. Модели тепловых двигателей.

Лабораторные работы

Опытная проверка закона Гей-Люссака.

Электродинамика

Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Разность потенциалов. Источники постоянного тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной электрической цепи. Электрический ток в металлах, электролитах, газах и вакууме. Полупроводники. Магнитное поле тока. Индукция магнитного поля. Сила Ампера. Сила Лоренца. Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля. Магнитные свойства вещества. Электродвигатель. Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца. Индукционный генератор электрического тока.

Демонстрации

  1. Электризация тел.

  2. Электрометр.

  3. Энергия заряженного конденсатора.

  4. Электроизмерительные приборы.

  5. Магнитное взаимодействие токов.

  6. Отклонение электронного пучка магнитным полем.

  7. Магнитная запись звука.

  8. Зависимость ЭДС индукции от скорости изменения магнитного потока.

Лабораторные работы и опыты

  1. Изучение последовательного и параллельного соединения проводников.

  2. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.

  3. Наблюдение действия магнитного поля на ток.

  4. Изучение явления электромагнитной индукции.

Электромагнитные колебания и волны

Колебательный контур. Свободные и вынужденные электромагнитные колебания. Гармонические электромагнитные колебания. Электрический резонанс. Производство, передача и потребление электрической энергии.

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость электромагнитных волн. Свойства электромагнитных волн. Принципы радиосвязи и телевидения.

Скорость света. Законы отражения и преломления света. Интерференция света. Дифракция света. Дифракционная решетка. Поляризация света. Дисперсия света. Линзы. Формула тонкой линзы. Оптические приборы.

Постулаты специальной теории относительности. Полная энергия. Энергия покоя. Релятивистский импульс. Дефект масс и энергия связи.

Демонстрации

  1. Свободные электромагнитные колебания.

  2. Осциллограмма переменного тока.

  3. Генератор переменного тока.

  4. Излучение и прием электромагнитных волн.

  5. Отражение и преломление электромагнитных волн.

  6. Интерференция света.

  7. Дифракция света.

  8. Получение спектра с помощью призмы.

  9. Получение спектра с помощью дифракционной решетки.

  10. Поляризация света.

  11. Прямолинейное распространение, отражение и преломление света.

  12. Оптические приборы.

Лабораторные работы

Измерение показателя преломления стекла.

Измерение длины световой волны.

Квантовая физика

Гипотеза Планка о квантах. Фотоэлектрический эффект. Законы фотоэффекта. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Фотон. Давление света. Корпускулярно-волновой дуализм.

Модели строения атома. Опыты Резерфорда. Объяснение линейчатого спектра водорода на основе квантовых постулатов Бора.

Состав и строение атомного ядра. Свойства ядерных сил. Энергия связи атомных ядер. Виды радиоактивных превращений атомных ядер. Закон радиоактивного распада. Свойства ионизирующих ядерных излучений. Доза излучения.

Ядерные реакции. Цепная реакция деления ядер. Ядерная энергетика. Термоядерный синтез.

Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия.

Демонстрации

  1. Фотоэффект.

  2. Линейчатые спектры излучения.

  3. Лазер.

  4. Счетчик ионизирующих излучений.

Лабораторные работы

Наблюдение сплошного и линейчатого спектров.

Строение Вселенной

Строение Солнечной системы. Расстояние до Луны, Солнца и ближайших звезд. Космические исследования, их научное и экономическое значение. Природа Солнца и звезд, источники энергии. Физические характеристики звезд. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд. Наша Галактика и место Солнечной системы в ней. Другие галактики. Представление о расширении Вселенной.

Экспериментальная физика

Опыты, иллюстрирующие изучаемые явления.

Тематическое планирование с указанием числа часов, отводимых на изучение каждого раздела, и определением основных видов учебной деятельности школьников;

10 класс

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов деятельности ученика

Введение. Физика и методы научного познания (1 ч)

Что такое научный метод познания? Что и как изучает физика.

Границы применимости физических законов. Современная картина мира. Использование физических знаний и методов .


Уметь отличать гипотезы от научных теорий; уметь приводить примеры, показывающие, что наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий.

Формировать умения постановки целей деятельности, планировать собственную деятельность для достижения поставленных целей, развивать способности ясно и точно излагать свои мысли. Производить измерения физических величин. Высказывать гипотезы для объяснения наблюдаемых явлений.

Тема2. Механика (26 часов) Кинематика (10 часов)

Основная задача механики. Кинематика. Система отсчёта. Механическое движение, его виды и относительность.

Прямолинейное равномерное движение. Скорость равномерного движения. Путь, перемещение, координата при равномерном движении.

Графики зависимости скорости, перемещения и координаты от времени при равномерном движении. Связь между кинематическими величинами.

Мгновенная скорость. Средняя скорость. Векторные величины и их проекции. Сложение скоростей.

Ускорение, единицы измерения. Скорость при прямолинейном равноускоренном движении.

Ускорение. Уравнения скорости и перемещения при прямолинейном равноускоренном движении.

Движение тел. Абсолютно твердое тело. Поступательное движение тел. Материальная точка.

Представлять механическое движение тела уравнениями зависимости координат и проекций скорости от времени. Представлять механическое движение тела графиками зависимости координат и проекций скорости от времени. Определять координаты, пройденный путь, скорость и ускорение тела по уравнениям зависимости координат и проекций скорости от времени.

Знать различные виды механического движения; понимать смысл понятия «система отсчета», смысл физических величин: скорость, ускорение, масса.

Знать физический смысл понятия скорости; законы равномерного прямолинейного движения.

Уметь строить и читать графики равномерного прямолинейного движения.

Знать физический смысл понятия скорости; средней скорости, мгновенной скорости. Уметь использовать закон сложения скоростей при решении задач.

Знать уравнения зависимости скорости от времени при прямолинейном равно-переменном движении.

Уметь читать и анализировать графики зависимости скорости от времени, уметь составлять уравнения по приведенным графикам.

Уметь решать задачи на определение скорости тела и его координаты в любой момент времени по заданным начальным условиям.

Уметь решать задачи на определение скорости тела и его координаты в любой момент времени по заданным начальным условиям.

Уметь применять полученные знания при решении задач.

Приобрести опыт работы в группе с выполнением различных социальных ролей

Динамика (9 часов)


Что изучает динамика. Взаимодействие тел. История открытия I закона Ньютона. Закон инерции. Выбор системы отсчёта. Инерциальная система отсчета.

Взаимодействие. Сила. Принцип суперпозиции сил. Три вида сил в механике. Динамометр. Измерение сил. Инерция.

Сложение сил.

Зависимость ускорения от действующей силы. Масса тела. II закон Ньютона. Принцип суперпозиции сил. Примеры применения II закона Ньютона. IIIзакон Ньютона. Свойства тел, связанных третьим законом. Примеры проявления III закона в природе.

Принцип причинности в механике. Принцип относительности.

Силы в природе. Принцип дальнодействия. Силы в механике. Сила всемирного тяготения.

Закон всемирного тяготения. Гравитационная постоянная. Ускорение свободного падения, его зависимость от географической широты.

Сила тяжести и ускорение свободного падения. Как может двигаться тело, если на него действует только сила тяжести? Движение по окружности. Первая и вторая космические скорости. Все тела. Невесомость. Перегрузки.

Электромагнитная природа сил упругости и трения. Сила упругости. Закон Гука. Сила трения. Трение покоя, трение движения. Коэффициент трения.

Знать/понимать смысл понятий «инерциальная и неинерциальная система отсчета». Знать/понимать смысл законов Ньютона, границы его применимости: уметь применять законы Ньютона к объяснению явлений и процессов в природе и технике.

Знать / понимать смысл понятий «взаимодействие», «инертность», «инерция». Знать / понимать смысл величин «сила», «ускорение». Уметь иллюстрировать точки приложения сил, их направление.

Уметь находить равнодействующую нескольких сил. Приводить примеры опытов, иллюстрирующих границы применимости законов Ньютона.

Измерять массу тела.

Измерять силы взаимодействия тел.

Вычислять значения сил по известным значениям масс взаимодейст-вующих тел и их ускорений. Вычислять значения ускорений тел по известным значениям действующих сил и масс тел.

Знать/понимать смысл принципа относительности Галилея.

Знать/понимать смысл понятий «гравитационные силы», «всемирное тяготение», «сила тяжести»; смысл величины «ускорение свободного падения». Уметь объяснять природу взаимодействия.

Знать/понимать смысл величин «постоянная всемирного тяготения», «ускорение свободного падения». Знать/ понимать формулу для вычисления ускорения свободного падения на разных планетах и на разной высоте над поверхностью планеты.

явлений невесомости и перегрузок.

Уметь описывать и объяснять устройство и принцип действия динамометра, уметь опытным путем определять жесткость пружин и коэффициент трения.

Измерять силы взаимодействия тел.

Вычислять значения сил по известным значениям масс взаимодействующих тел и их ускорений. Вычислять значения ускорений тел по известным значениям действующих сил и масс тел.

Вычислять значения ускорений тел по известным значениям действующих сил и масс тел.

Применять закон всемирного тяготения при расчетах сил и ускорений взаимодействующих тел.

Измерять силы взаимодействия тел. Вычислять значения сил и ускорений.

Законы сохранения (7 часов)

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов деятельности ученика

Передача движения от одного тела другому при взаимодействии. Импульс тела, импульс силы. Закон сохранения импульса.

Реактивное движение. Принцип действия ракеты. Освоение космоса.

Что такое механическая работа? Работа силы, направленной вдоль перемещения и под углом к перемещению тела. Мощность. Выражение мощности через силу и скорость.

Связь между работой и энергией, потенциальная и кинетическая энергии. Закон сохранения энергии.

Законы сохранения в механике.

Уметь вычислять изменение импульса тела при ударе о поверхность.

Знать/понимать смысл закона сохранения импульса.

Приводить примеры практического использования закона сохранения импульса.

Знать достижения отечественной космонавтики. Уметь применять знания на практике.

Уметь вычислять работу, потенциальную и кинетическую энергию тела.

Знать границы применимости закона сохранения энергии.

Уметь описывать и объяснять процессы изменения кинетической и потенциальной энергии тела при совершении работы. Уметь делать выводы на основе экспериментальных данных. Знать формулировку закона сохранения механической энергии. Работать с оборудованием и уметь измерять.

Знать вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие механики, уметь описывать и объяснять движение небесных тел и ИСЗ.

Уметь применять полученные знания и умения при решении задач.

Применять закон сохранения импульса для вычисления изменений скоростей тел при их взаимодействиях.

Вычислять работу сил и изменение кинетической энергии тела. Вычислять потенциальную энергию тел в гравитационном поле. Находить потенциальную энергию упруго деформированного тела по известной деформации и жесткости тела. Применять закон сохранения механической энергии при расчетах результатов взаимодействий тел гравитационными силами и силами упругости.

Тема 2. Молекулярная физика. Термодинамика (18 часов)

Основы молекулярно-кинетической теории (11 часов)

Основные положения МКТ. Опытные подтверждения МКТ. Основная задача МКТ.

Оценка размеров молекул, количество вещества, относительная молекулярная масса, молярная масса, число Авогадро.

Броуновское движение. Взаимодействие молекул. Строение твердых, жидких и газообразных тел.

Идеальный газ. Основное уравнение МКТ. Связь давления со средней кинетической энергией молекул. Тепловое движение молекул.

Теплопередача. Температура и тепловое равновесие,

измерение температуры, термометры.

Абсолютная температура, абсолютная температурная шкала. Соотношение между шкалой Цельсия и Кельвина. Средняя кинетическая энергия движения молекул.

Уравнение состояния газа. Уравнение Менделеева - Клапейрона. Закон Авогадро.

Изопроцессы: изобарный, изохорный, изотермический.

Агрегатные состояния и фазовые переходы. Испарение и конденсация. Насыщенный и ненасыщенный пар. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления.

Парциальное давление. Абсолютная и относительная влажность воздуха.

Зависимость влажности от температуры, способы определения влажности.

Кристаллические тела. Анизотропия. Аморфные тела. Плавление и отвердевание.

Знать/понимать основные положения МКТ и их опытное обоснование; уметь объяснять физические явления на основе представлений о строении вещества.

Выполнять эксперименты, служащие обоснованию молекулярно-

кинетической теории.

Различать основные признаки моделей строения газов, жидкостей и твердых тел.

Решать задачи с применением основного уравнения молекулярно-кинетической теории газов.

Уметь решать задачи на определение числа молекул, количества вещества, массы вещества и массы одной молекулы.

Уметь объяснять свойства газов, жидкостей, твердых тел на основе их молекулярного строения.

Уметь описывать основные черты модели «идеальный газ»; уметь объяснять давление, создаваемое газом.

Знать основное уравнение МКТ. Уметь объяснять зависимость давления газа от массы, концентрации и скорости движения молекул. Знать/понимать смысл понятия «давление газа»; его зависимость от микропараметров.

Уметь применять полученные знания для решения задач, указывать причинно-следственные связи между физическими величинами.

Знать/понимать смысл понятий «температура», «абсолютная температура». Уметь объяснять устройство и принцип действия термометров.

Знать/понимать смысл понятия «абсолютная температура»; смысл постоянной Больцмана. Знать/понимать связь между абсолютной температурой газа и средней кинетической энергией движения молекул.

Уметь вычислять среднюю кинетическую энергию молекул при известной температуре.

Распознавать тепловые явления и объяснять основные свойства или условия протекания этих явлений

Определять параметры вещества в газообразном состоянии на основании уравнения идеального газа.

Представлять графиками изопроцессы.

Исследовать экспериментально зависимость V(T) в изобарном процессе.

Измерять влажность воздуха.

Основы термодинамики (7 часов)

Внутренняя энергия. Способы измерения внутренней энергии. Внутренняя энергия идеального газа. Вычисление Работы при изобарном процессе. Геометрическое толкование работы. Физический смысл молярной газовой постоянной.

Количество теплоты. Удельная теплоемкость.

Закон сохранения энергии,

первый закон термодинамики.

Примеры необратимых процессов. Понятие необратимого процесса. Второй закон термодинамики. Границы применимости второго закона термодинамики.

Принцип действия тепловых двигателей. Роль холодильника. КПД теплового двигателя. Максимальное значение КПД тепловых двигателей.

Знать/понимать смысл величины «внутренняя энергия». Знать формулу для вычисления внутренней энергии.

Знать/понимать смысл понятий «термодинамическая система».

Уметь вычислять работу газа при изобарном расширении/сжатии.

Знать графический способ вычисления работы газа.

Рассчитывать количество теплоты, необходимой для осуществления заданного процесса с теплопередачей.

Рассчитывать количество теплоты, необходимой для осуществления процесса превращения вещества из одного агрегатного состояния в другое. Рассчитывать изменения внутренней энергии тел, работу и переданное количество теплоты на основании первого закона термодинамики.

Знать/понимать основные виды тепловых двигателей: ДВС, паровая и газовая турбины, реактивный двигатель.

Уметь объяснять физические явления и процессы с применением основных положений МКТ

Объяснять принципы действия тепловых машин.

Уметь вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссиях, открыто выражать и отстаивать свою точку зрения.

ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОДИНАМИКИ. (21 ч)

Электростатика (9 часов)

Электродинамика. Электростатика. Электрический заряд, два знака зарядов. Элементарный заряд. Электризация тел и ее применение в технике.

Замкнутая система. Закон сохранения электрического заряда. Опыты Кулона. Взаимодействие электрических зарядов. Закон Кулона - основной закон электростатики. Единица электрического заряда.

Электрическое поле. Основные свойства электрического поля. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей.

Силовые линии электрического поля. Однородное поле. Поле заряженного шара.

Работа при перемещении заряда в однородном электростатическом поле. Потенциальная энергия поля.

Потенциал поля. Эквипотенциальная поверхность. Разность потенциалов. Связь между напряженностью и разностью потенциалов.

Электрическая емкость проводника. Конденсатор. Виды конденсаторов. Емкость плоского конденсатора. Энергия заряженного конденсатора. Применение конденсаторов.

Уметь объяснять процесс электризации тел. Знать смысл закона сохранения заряда.

Знать/понимать физический смысл закона Кулона и границы его применимости, уметь вычислять силу кулоновского взаимодействия.

Уметь определять величину и направление напряжен-ности электрического поля точечного заряда.

Уметь применять принцип суперпозиции электрических полей для расчета напряженности.

Уметь применять полученные знания и умения при решении экспериментальных, графических, качественных и расчетных задач.

Знать/понимать смысл физических величин «потенциал», «работа электрического поля»; уметь вычислять работу поля и потенциал поля точечного заряда.

Уметь вычислять емкость плоского конденсатора.

Вычислять силы взаимодействия точечных электрических зарядов.

Вычислять напряженность электрического поля точечного электрического заряда.

Вычислять потенциал электрического поля одного и нескольких точечных электрических зарядов.

Вычислять энергию электрического поля заряженного конденсатора.

Законы постоянного тока (6 часов)

Электрический ток. Условия существования электрического тока. Сила тока. Действие тока.

Сопротивление. Закон Ома для участка цепи. Единица сопротивления, удельное сопротивление.

Последовательное и параллельное соединение проводников.

Закономерности в цепях с последовательным и параллельным соединением проводников.

Работа тока. Закон Джоуля - Ленца. Мощность тока.

Источник тока. Сторонние силы. Природа сторонних сил. ЭДС. Закон Ома для полной цепи.


Выполнять расчеты сил токов и напряжений на участках электрических цепей.

Уметь собирать электрические цепи с последовательным и параллельным соединением проводников.

Знать и уметь применять при решении задач законы последовательного и параллельного соединения проводников.

Знать и уметь применять при решении задач формул для вычисления работы и мощности электрического тока.

Уметь измерять ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока, знать формулировку закона Ома для полной цепи.

Уметь решать задачи с применением закона Ома для участка цепи и полной цепи; уметь определять работу и мощность электрического тока при параллельном и последовательном соединении проводников.

Электрический ток в различных средах (5 часов)

Проводники электрического тока. Природа электрического тока в металлах. Зависимость сопротивления металлов от температуры. Сверхпроводимость.

Полупроводники, их строение. Электронная и дырочная проводимость.

Термоэлектронная эмиссия. Односторонняя проводимость. Диод. Электронно-лучевая трубка.

Растворы и расплавы электролитов. Электролиз. Закон Фарадея.

Электрический разряд в газе. Ионизация газа. Проводимость газов. Несамостоятельный разряд. Виды самостоятельного электрического разряда.

Уметь объяснять природу электрического тока в металлах, знать/ понимать основы электронной теории, уметь объяснять причину увеличения сопротивления металлов с ростом температуры, объяснять условия и процесс протекания электрического разряда в полупроводниках, объяснять условия и процесс протекания электрического разряда в вакууме, объяснять условия и процесс протекания электрического разряда в газах.

Использовать знания об электрическом токе в различных средах в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами,

для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде

Резерв 5 ч.


11 класс


Основное содержание по темам

Характеристика основных видов деятельности ученика

Основы электродинамики (продолжение). Магнитное поле. ЭМИ. (11 часов)

Взаимодействие проводников с током. Магнитные силы. Магнитное поле. Основные свойства магнитного поля.

Вектор магнитной индукции. Правило «буравчика».

Закон Ампера. Сила Ампера. Правило «левой руки». Применение закона Ампера. Наблюдение действия магнитного поля на ток.

Действие магнитного поля на движущийся электрический заряд. Сила Лоренца. Правило «левой руки» для определения направления силы Лоренца. Движение заряженной частицы в однородном магнитном поле. Применение силы Лоренца.

Электромагнитная индукция. Магнитный поток. Электромагнитное поле. Энергия магнитного поля.








Понимать смысл закона Ампера, смысл силы Ампера как физической величины. Применять правило «левой руки» для определения направления действия силы Ампера (линий магнитного поля, направления тока в проводнике). Уметь применять полученные знания на практике.

Понимать смысл силы Лоренца как физической величины. Применять правило «левой руки» для определения направления действия силы Лоренца (линий магнитного поля, направления скорости движущегося электрического заряда).

Вычислять силы, действующие на проводник с током в магнитном поле.

Объяснять принцип действия электродвигателя.

Вычислять силы, действующие на электрический заряд, движущийся в магнитном поле.

Исследовать явление электромагнитной индукции. Объяснять принцип действия генератора электрического тока.

Понимать смысл явления электромагнитной индукции, закона электро-магнитной индукции, магнитного потока как физической величины.

Применять правило Ленца для определения направления индукционного тока. Описывать и объяснять явление самоиндукции. Понимать смысл физической величины (индуктивность).

Уметь объяснить причины появления электромагнитного поля.

Уметь применять формулы при решении задач.

Описывать и объяснять физическое явление электромагнитной индукции.

Колебания и волны (11 часов)

Колебания и их характеристики. Открытие электромагнитных колебаний. Свободные и вынужденные электромагнитные колебания.

Устройство колебательного контура. Превращение энергии в колебательном контуре. Характеристики электромагнитных колебаний.

Переменный ток. Получение переменного тока. Уравнение ЭДС, напряжения и силы для переменного тока.

Генератор переменного тока. Трансформаторы.

Производство электроэнергии. Типы электростанций. Повышение эффективности использования электроэнергии.

Передача электроэнергии.

Теория Максвелла. Теория дальнодействия и близкодействия. Возникновение и распространение электромагнитного поля. Основные свойства электромагнитных волн.

Устройство и принцип действия радиоприёмника А.С.Попова. Принципы радиосвязи.

Деление радиоволн. Использование волн в радиовещании. Радиолокация. Применение радиолокации в технике. Принципы приёма и получения телевизионного изображения. Развитие средств связи.

Уметь записывать и читать уравнение колебаний, определять основные характеристики колебаний.

Наблюдать осциллограммы гармонических колебаний силы тока в цепи.

Формировать ценностное отношение к изучаемым на уроках физики объектам и осваиваемым видам деятельности.

Знать устройство колебательного контура, характеристики механических электромагнитных колебаний. Объяснять превращение энергии при электромагнитных колебаниях. Понимать смысл физической величины (переменный ток).

Понимать принцип действия генератора переменного тока. Знать устройство и принцип действия трансформатора.

Уметь применять полученные знания на практике.

Знать способы производства электроэнергии. Называть основных потребителей электроэнергии.

Знать способы передачи электроэнергии. Формировать ценностное отношение к изучаемым на уроках физики объектам и осваиваемым видам деятельности.

Наблюдать явление интерференции электромагнитных волн. Исследовать свойства электромагнитных волн с помощью мобильного телефона.

Знать смысл теории Максвелла. Объяснять возникновение и распространение электромагнитного поля.

Описывать и объяснять принципы радиосвязи. Знать устройство и принцип действия радиоприёмника А.С.Попова.

Описывать физические явления: распространение радиоволн, радиолокация. Приводить примеры: применение волн в радиовещании, средств связи в технике, радиолокации в технике. Понимать принципы приёма и получения телевизионного изображения.


Тема 3. Оптика. Элементы теории относительности (20 часов)

Развитие взглядов на природу света. Геометрическая и волновая оптика. Определение скорости света.

Закон отражения света. Построение изображений в плоском зеркале.

Закон преломления света. Относительный и абсолютный показатель преломления.

Виды линз. Формула тонкой линзы. Оптическая сила и фокусное расстояние линзы. Построение изображений в тонкой линзе. Увеличение линзы.

Дисперсия света.

Интерференция. Дифракция света.

Естественный и поляризованный свет. Применение поляризованного света. Оптика.

Постулаты теории относительности.

Релятивистский закон сложения скоростей. Зависимость энергии тела от скорости его движения. Релятивистская динамика.

Связь между массой и энергией.

Виды излучений и источников света. Шкала электромагнитных волн.

Распределение энергии в спектре. Виды спектров. Спектральные аппараты. Спектральный анализ и его применение в науке и технике.

Сплошные и линейчатые спектры.

Инфракрасное и ультрафиолетовое излучения.

Рентгеновские лучи.

Применять на практике законы отражения и преломления света при решении задач.

Строить изображения, даваемые линзами. Рассчитывать расстояние от линзы до изображения предмета. Рассчитывать оптическую силу линзы. Измерять фокусное расстояние линзы.

Наблюдать явление дифракции света. Определять спектральные границы чувствительности человеческого глаза с помощью дифракционной решетки.

Знать основные точки линзы. Применять формулы линзы при решении задач. Выполнять построение изображений в линзе.

Знать постулаты теории относительности Эйнштейна.

Понимать смысл понятия «релятивистская динамика». Знать зависимость массы от скорости.

Объяснять образование сплошного спектра при дисперсии.

Объяснять условие получения устойчивой интерференционной картины.

Приводить примеры применения поляризованного света.

Наблюдать линейчатые спектры.

Рассчитывать частоту и длину волны испускаемого света при переходе атома из одного стационарного состояния в другое.

Приводить примеры применения в технике различных видов электромагнитных излучений.

Тема 4. Квантовая физика, элементарные частицы (13часов)

Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта.

Фотоны.

Применение фотоэлементов.

Опыты Резерфорда. Строение атома по Резерфорду.

Квантовые постулаты Бора.

Свойства лазерного излучения. Применение лазеров. Принцип действия лазера.

Протонно-нейтронная модель ядра. Ядерные силы.

Энергия связи ядра. Дефект масс.

Период полураспада. Закон радиоактивного распада.

Ядерные реакции. Деление ядра урана. Цепные ядерные реакции. Ядерный реактор.

Применение ядерной энергии. Биологическое действие радиоактивных излучений.

Три этапа в развитии физики элементарных частиц. Открытие позитрона. Античастицы. Открытие нейтрино. Классификация элементарных частиц. Взаимные превращения элементарных частиц. Кварки.

Наблюдать фотоэлектрический эффект. Рассчитывать максимальную кинетическую энергию электронов при фотоэлектрическом эффекте.

Объяснять законы фотоэффекта с квантовой точки зрения, противоречие между опытом и теорией.

Знать устройство и принцип действия вакуумных и полупроводниковых фотоэлементов. Объяснять корпускулярно-волновой дуализм. Понимать смысл гипотезы де Бройля, применять формулы при решении задач. Приводить примеры применения фотоэлементов в технике, примеры взаимодействия света и вещества в природе и технике.

Понимать квантовые постулаты Бора. Использовать постулаты Бора для объяснения механизма испускания света атомами.

Иметь понятие о вынужденном индуцированном излучении. Знать свойства лазерного излучения, принцип действия лазера. Приводить примеры примене-ния лазера в технике, науке.

Объяснять принцип действия лазера. Наблюдать действие лазера.

Решать задачи на составление ядерных реакций, определение неизвестного элемента реакции. Объяснять деление ядра урана, цепную реакцию. Объяснять осуществление управляемой реакции в ядерном реакторе.

Приводить примеры использования ядерной энергии в технике, влияния радиоактивных излучений на живые организмы, называть способы снижения этого влияния. Приводить примеры экологических проблем при работе атомных электростанций и называть способы решения этих проблем.

Определять продукты ядерной реакции. Вычислять энергию, освобождающуюся при ядерных реакциях.

Знать различие трёх этапов развития физики элементарных частиц.

Иметь понятие о всех стабильных элементарных частицах.

Значение физики для объяснения физической картины мира (1 час)

Фундаментальные взаимодействия. Единая физическая картина мира.

Создание материалов с заданными свойствами. Автоматизация производства. Физика и информатика. Интернет.

Понимать ценности научного познания мира не вообще для человечества в целом, а для каждого обучающегося лично, ценность овладения методом научного познания для достижения успеха в любом виде практической деятельности.


Строение Вселенной 6 часов

Строение Солнечной системы.

Система Земля-Луна.

Общие сведения о Солнце.

Источники энергии и внутреннее строение Солнца.

Физическая природа звезд.

Наша Галактика. Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной.

Происхождение и эволюция галактик и звезд.

Знать строение Солнечной системы. Описывать движение небесных тел.

Знать смысл понятий: планета, звезда.

Описывать Солнце как источник жизни на Земле. Наблюдать звезды, Луну и планеты в телескоп. Наблюдать солнечные пятна с помощью телескопа и солнечного экрана. Использовать Интернет для поиска изображений космических объектов и информации об их особенностях. Иметь представления о происхождении и эволюции Солнца и звёзд; эволюции Вселенной.

Повторение 3 часа

Резерв 5 ч



ОСНАЩЕНИЕ КАБИНЕТА ФИЗИКИ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Демонстрационное оборудование обеспечивает возможность наблюдения многих изучаемых явлений, включённых в рабочую программу основной школы. Система демонстрационных опытов при изучении физики в основной школе предполагает использование, как классических аналоговых измерительных приборов, а также средства мультимедиа - виртуальная лаборатория.

Недостаток лабораторного оборудования перекрывается возможностью использования виртуальных лабораторий.

Кабинет физики снабжен электричеством и водой.

Доска в кабинете физики имеет стальную поверхность.

В кабинете физики в наличии:

• противопожарный инвентарь и аптечка с набором перевязочных средств и медикаментов;

• инструкции по правилам безопасности труда для обучающихся и журнал регистрации инструктажа по правилам без опасности труда.

На стене кабинета размещаются таблицы общего назначения

  1. Международная система единиц.

  2. Приставки для образования десятичных кратных и дольных единиц.

  3. Физические постоянные.

  4. Правила по технике безопасности при работе в кабинете физики.

  5. Ученик должен знать.

  6. Астрономический уголок

  7. Шкала электромагнитных волн.

  8. Метеоуголок.

Кабинет оборудован системой затемнения.

Кабинет физики имеет шкафы и лаборантскую для хранения демонстрационного оборудования и подготовки опытов.

Кабинет физики оснащён:

• компьютер, МФУ, интерактивная доска, мультимедийный проектор;

• учебно-методическая, справочно-информационная и научно-популярная литературой (учебники, сборники задач, инструкции по эксплуатации учебного оборудования);

• задания для индивидуального обучения, организации самостоятельных работ обучающихся, проведения контрольных работ;

• портреты выдающихся физиков.


Интернет-ресурсы

  • http://WebPellikan-сайт видеоуроков

  • www.edu.delfa.net-кабинет физики СПбАППО

  • http://physics.nad.ru/physics.htmанимация физических процессов

  • http://barsic.spbu.ru/olymp/-домашняя страница петербургских физических интернет-олимпиад

  • http://Interneturok.ru-видеоуроки по физике

  • new-school.ru

  • www.school-collection.edu.ru/catalog/rubr/bf5c59d6-a562-2c61-9d98-139ac12015dd/виртуальная ОНЛАЙН лаборатория

  • school-collection.edu.ru/catalog/rubr/94f56a2c-d766-a68a-adad-b67ff002adb6/118896/?interface=teacher&class=51&subject=30 наглядные пособия

  • school-collection.edu.ru/catalog/rubr/23313aad-d66a-a35b-7f4d-145bbe1522cf/?interface=teacher&class=51&subject=30 конспекты все

  • school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов)

  • ict.edu.ru (Портал «Информационно-коммуникативные технологии в образовании»)

  • fsu-expert.ru (Общественно-государственная экспертиза учебников. Федеральный совет по учебникам МОН РФ)

  • fiz.1september.ru/ (Электронная версия газеты «Физика»)

  • archive.1september.ru/fiz/ (Газета "1 сентября": материалы по физике. Подборка публикаций по преподаванию физики в школе. Архив с 1997 г.)

  • physbook.ru/ (Электронный учебник по физике)

  • physics.ru/ (Открытая физика.Физикон)

  • fizika.ru/index.htm (Сайт Физика.ру)

  • astronom-ntl.narod.ru (Сборник материалов по физике и астрономии)

  • physics.nad.ru/ (Физика в анимациях)

  • uroki.net (Все для учителя)

  • ege.ru (Сервер информационной поддержки ЕГЭ)

  • n-t.org/ (Наука и техника: электронная библиотека)

  • gomulina.orc.ru (Физика и астрономия: виртуальный методический кабинет)

  • cacedu.unibel.by/partner/bspu/ (Федеральные тесты по механике)

  • n-t.ru/nl/fz/ (Лауреаты нобелевской премии по физике)

  • phizik.cjb.net/ (Школьный курс физики)

  • class-fizika.narod.ru/ (Классная физика)

  • электронные приложения к учебникам физики для 10-11 класса edu-media.ru /.

  • Физика. Астрономия. Информатика. - Волгоград, Учитель, 2010. - Режим доступа: uchitel-izd.ru.

  • Школьный физический эксперимент. СГУ ТВ. e-mail: [email protected]; sgutv.ru

  • - Открытая физика / под ред. СМ. Козела. - М.: Физикон. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: свободный.

  • - Физика. 7-11 классы. Практикум. - М.: Физикой. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: свободный. -

  • - Библиотека электронных наглядных пособий. Физика. 7 - 11 классы. - М.: Кирилл и Мефодий.

  • - Ученический эксперимент по физике. - М.: Центр МНТП. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: свободный.

  • - Школьный физический эксперимент. - М.: ИД «Равновесие». [Электронный ресурс] - Режим доступа: свободный.

  • Методическую помощь учителю в подготовке выпускников к ГИА и ЕГЭ могут оказать материалы, размещённые на сайтах ФИПИ (www/fipi.ru) и издательства БИНОМ Методическая служба (metodist.lbz.ru), а также пособия для учителя и учащихся по подготовке к ГИА и ЕГЭ издательств «Дрофа», «Легион», БИНОМ.



Планируемые результаты освоения курса

В результате изучения физики в 10 классе ученик должен:

знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, физическая величина, модель, гипотеза, физический закон, теория, принцип, постулат, пространство, время, вещество, взаимодействие, инерциальная система отсчета, материальная точка, идеальный газ, электромагнитное поле;

  • смысл физических величин: путь, перемещение, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, момент силы, период, частота, амплитуда колебаний, длина волны, внутренняя энергия, удельная теплота парообразования, удельная теплота плавления, удельная теплота сгорания, температура, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, напряженность электрического поля, разность потенциалов, электроемкость, энергия электрического поля, электродвижущая сила;

  • смысл физических законов, принципов, постулатов: принципы суперпозиции и относительности, закон Паскаля, закон Архимеда, законы динамики Ньютона, закон всемирного тяготения, закон сохранения импульса и механической энергии, закон сохранения энергии в тепловых процессах, закон термодинамики, закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка электрической цепи, закон Джоуля - Ленца, закон Гука, основное уравнение кинетической теории газов, уравнение состояния идеального газа, закон Кулона, закон Ома для полной цепи; основные положения изучаемых физических теорий и их роль в формировании научного мировоззрения;

уметь

  • описывать и объяснять:

физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, тепловое действие тока;

физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел;

результаты экспериментов: независимость ускорения свободного падения от массы падающего тела; нагревание газа при его быстром сжатии и охлаждение при быстром расширении; повышение давления газа при его нагревании в закрытом сосуде; броуновское движение; электризацию тел при их контакте; зависимость сопротивления полупроводников от температуры и освещения;

описывать фундаментальные опыты, оказавшие существенное влияние на развитие физики;

  • приводить примеры практического применения физических знаний законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике;

  • определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле;

  • отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;

  • приводить примеры опытов, иллюстрирующих, что наблюдения и эксперимент служат основой для выдвижения гипотез и построения научных теорий; эксперимент позволяет проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять явления природы и научные факты; физическая теория позволяет предсказывать еще неизвестные явления и их особенности; при объяснении природных явлений используются физические модели; один и тот же природный объект или явление можно исследовать на основе использования разных моделей; законы физики и физические теории имеют свои определенные границы применимости;

  • измерять расстояние, промежутки времени, массу, силу, давление, температуру, влажность воздуха, силу тока, напряжение, электрическое сопротивление, работу и мощность электрического тока; скорость, ускорение свободного падения; плотность вещества, работу, мощность, энергию, коэффициент трения скольжения, удельную теплоемкость вещества, удельную теплоту плавления льда, ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока; представлять результаты измерений с учетом их погрешностей;

  • применять полученные знания для решения физических задач;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    • обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды; рационального природопользования и охраны окружающей среды;

    • определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам и поведению в природной среде.

Требования к уровню подготовки выпускников 11 класса

В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен:

знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;

  • смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;

  • смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;

  • вклад российских и зарубежных учёных, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твёрдых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом, фотоэффект;

  • отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория даёт возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать ещё неизвестные явления;

  • приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио- и телекоммуникаций; квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;

  • воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи; оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды; рационального природопользования и защиты окружающей среды.

Использованный материал:

  1. Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Физика 10 - 11 классы. - М.: «Просвещение», 2010.

  2. Стандарты второго поколения. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. - М.: Просвещение, 2011.

  3. Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7- 11 классы. - М.: Дрофа, 2008..

  4. Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н.Сотский. Физика. 10 класс. - М.: Просвещение, 2007.

  5. А.П. Рымкевич. Сборник задач по физике. 10 - 11 класс.





© 2010-2022