- Преподавателю
- Физика
- Проект урока по теме Электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда
Проект урока по теме Электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Балабанова М.В. |
Дата | 21.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Структурные элементы урока | Деятельность учителя | Ожидаемая (прогнозируемая) деятельность учащихся | |||||
I Организационный момент. Дидактическая задача: подготовить учащихся к работе на уроке. | Взаимное приветствие учителя и учащихся, рапорт дежурного, проверка подготовленности учащихся к уроку, организация внимания. | Все учащиеся до звонка должны находятся на своих рабочих местах, и быть полностью готовыми к уроку. | |||||
II Мотивация необходимости изучения электрических явлений. Дидактическая задача: организовать и направить познавательную деятельность. | Урок начинается с демонстрации видео сюжета «Молния» (продолжительность сюжета 45 секунд). Вопрос учителя: Как вы думаете, знания, какого раздела физики помогут нам объяснить природу такого явления, как молния? Речь учителя: Вы правы, так назывался этот раздел при изучении физики 8-го класса и знания, полученные вами при изучении электрических явлений, помогут вам лучше осознать и понять тему «Электродинамика». Электродинамика - это раздел физики, изучающий электромагнитное взаимодействие заряженных частиц. В видео сюжете речь шла о движущихся электрических зарядах, но заряды могут находиться в покое, взаимодействуя при этом. Раздел электродинамики, изучающий взаимодействие неподвижных (статических) электрических зарядов называется электростатикой К данному уроку вам было задано повторить § 25 -31 8-го класса и § 25 10-го класса. Это поможет нам сформулировать тему урока и лучше понять материал. | (Далее приводятся ожидаемые ответы учащихся) Ответ учащихся: Этот раздел физики называется «Электричество» или «Электрические явления». | |||||
III Актуализация ранее изученных знаний о электрическом заряде, электризации тел, электроскопе, гравитационном взаимодействии. Дидактическая задача: выявить опорные знания, необходимые для систематизирования и углубления материала по теме урока.
| Учитель в беседе с учащимися, используя опорный конспект 8-го класса и контрольные вопросы по электризации тел, выявляет знания учащихся о явлениях электризации, ионизации, электрическом поле, электроне, строении атома, изотопе, проводниках и диэлектриках, о взаимодействие заряженных тел. Контрольные вопросы:
Речь учителя: А теперь вспомним виды взаимодействий между телами и частицами. Верно. В соответствии иерархией взаимодействий, электрические взаимодействия стоят на втором месте - сразу после сильного ядерного взаимодействия и по величине во много раз превышают гравитационные. О чем свидетельствуют данные таблицы 1. Так как электрические взаимодействия осуществляются между зарядами, то данные таблицы могут свидетельствовать о том, что заряд подчиняется двум фундаментальным законам: элементарности и сохранения. |
Воспроизведение опорных знаний об электрических явлениях с использованием опорного конспекта должны показать учителю готовность учащихся к восприятию нового материала.
Ответ учащихся:
| |||||
IV Формулировка темы урока. Дидактическая задача: Подвести учащихся к самостоятельной формулировки темы урока.
| Вопрос учителя: Как бы вы сформулировали тему нашего урока? Учитель при необходимости корректирует формулировку темы, а затем фиксирует её на доске. Тема урока: Электрический заряд. Закон сохранения заряда. | Учащиеся должны сформулировать тему урока. Учащиеся записывают тему урока в тетрадь. Электрический заряд. Закон сохранения заряда. | |||||
V Выделение элементов знаний, подлежащих изучению. Дидактическая задача: Выделить основные знания по теме урока, тем самым, составив план изучения нового материала. | Учитель открывает доску, на которой заранее сформулированы основные вопросы данного урока. Речь учителя: Перед вами план изучения нового материала на данном уроке:
При составлении краткого конспекта урока, вопросы плана возьмите за основу, а также логически изложить материал вам помогут вопросы, которые имеются на всех партах в «Листах опроса».
| Учащиеся фиксируют в тетрадях план изучения нового материала. План:
| |||||
VI Введение новых знаний. Дидактическая задача: Систематизировать знания об электрическом заряде, электризации тел, сформулировать закон сохранения заряда.
| Введение новых знаний проводится в форме рассказа, в который включены опорные знания по теме, приобретенные учащимися в 8-ом классе. Чтобы сконцентрировать внимание учащихся на объяснение нового материала, учитель дает задание: Составить краткий конспект (по ходу объяснения нового материала), пользуясь планом урока и отвечая на предложенные вопросы в «Листах опроса» (Учитель вопросы не зачитывает.) Формирование понятия электрический заряд целесообразно дать по аналогии с понятием массы, подобно тому, как о массе судят по силе гравитационного взаимодействия, так и электрический заряд определяется количественно по интенсивности электростатического взаимодействия. При этом уточнить, что массивные тела только притягиваются друг к другу, заряженные тела могут, как притягиваться, так и отталкиваться друг от друга. В природе существует два рода электрических зарядов, условно названных положительными и отрицательными (это установил французский физик Ш. Дюфе в 1733 г). Носителями электрических зарядов являются элементарные частицы. Не все элементарные частицы, обладающие массой, несут на себе электрический заряд. Электрический заряд можно обнаружить с помощью электроскопа или электрометра. Первый электрометр построил профессор Петербургского университета, друг М.В. Ломоносова Г.Рихман. Электрометр Рихмана обнаружил атмосферное электричество. Единица измерения заряда - кулон (Кл). Экспериментально было установлено, что существует минимальная величина электрического заряда, одинаковая по модулю для положительных и отрицательных зарядов, и равная 1,6 · 10-19 Кл. Наименьшая по массе стабильная элементарная частица, обладающая элементарным электрическим, отрицательным зарядом называется электроном: e = - 1,6 · 10-19 Кл, me = 9,11 · 10-31 кг. Заряд протона положителен и по модулю равен заряду электрона: p = 1,6 · 10-19 Кл, mp = 1,67 · 10-27 кг. Электрический заряд дискретен (квантован). Минимальное различие величин любых зарядов равно e. Результирующая величина зарядов атома или молекулы складывается из зарядов протонов и электронов, входящих в их состав: Q = ne, где n - целое число. В обычном состоянии все тела электрически нейтральны, т. е. число электронов в них равняется числу протонов. Нейтрален атом любого вещества. Если нарушить каким то образом нейтральность тела, то оно становится наэлектризованным. Отрицательный или положительный заряд тела обуславливается избытком или недостатком электронов. Электризация - процесс получения электрически заряженных тел из электронейтральных. (Далее учитель демонстрирует и объясняет некоторые способы электризации тел.) Способы электризации:
Следовательно, одно и тоже вещество при трение с различными веществами может получить заряд разного знака.
Электризация может быть полезной, а может быть и вредной, этот материал будет дан для самостоятельного изучения дома. В процессе электризации заряженные частицы вновь не возникают и не исчезают, а перераспределяются между телами в результате перехода части электронов с одного тела на другое. Такое возможно только в электрически изолированной системе. Электрически изолированная система тел - это система тел, через границу которой не проникают заряды. Следовательно, в замкнутой системе алгебраическая сумма зарядов остается всех частиц остается постоянной. Сумма зарядов остается постоянной и в том случае, когда элементарные частицы превращаются друг в друга, рождаются и исчезают, давая жизнь новым частицам. Это и есть закон сохранения электрических зарядов. Алгебраическая сумма электрических зарядов в замкнутой системе остается неизменной при любых процессах, происходящих в этой системе. g1+g2+…+gn= const Закон сохранения заряда выполняется, если:
| Отвечая на вопросы «Листа опроса», учащиеся получают краткий конспект по изучаемому материалу. Учащиеся знакомятся с предложенными вопросами и по ходу объяснения должны ответить на них. Вопрос 1. Как бы вы сформулировали определение электрического заряда? Ответ: Электрический заряд - это скалярная физическая величина, количественно характеризующая электромагнитные взаимодействия с другими заряженными частицами. Вопрос 2. Какое открытие сделал французский физик Ш. Дюфе? Ответ: Различают два рода электрических зарядов, условно названных положительными и отрицательными. Вопрос 3: Самостоятелен ли электрический заряд? Ответ: Не существует электрического заряда без частицы, но существует частица без электрического заряда. Вопрос 4. Как можно обнаружить электрический заряд? Ответ: Заряд можно обнаружить с помощью электроскопа или электрометра. Вопрос 5. В каких единицах измеряется электрический заряд? Ответ: Электрический заряд измеряется в кулонах. Вопрос 6. Существует ли минимальная порция электрического заряда? Ответ: Существует минимальная порция электрического заряда, называемая элементарным электрическим зарядом (его нельзя ни уменьшить, ни разделить на части). e = - 1,6 · 10-19 Кл, me = 9,11 · 10-31 кг. p = 1,6 · 10-19 Кл, mp = 1,67 · 10-27 кг. Вопрос 7. Что вы знаете о дискретности электрического заряда? Ответ: Электрический заряд дискретен, т. е. является комбинацией других элементарных частиц - кварков u и d с зарядами +e и -e. Вопрос 8. Из чего складывается заряд макроскопического тела? Ответ: Электрический заряд макроскопического тела равен алгебраической сумме электрических зарядов всех частиц тела. Q = ne, где n - целое число Вопрос 9. Как называется процесс получения заряженного тела из электронейтрального? Ответ: Электризация - процесс получения электрически заряженных тел из электронейтральных.
Способы электризации Электризация при трении Электризация при тесном сближении тел Электризация при соприкосновении заряженного тела с незаряженным Электризация под действием света Электризация через влияние Электризация химическим путемВопрос 10. Запишите способы электризации тел в виде схемы.
Вопрос 11. Существуют ли электрически изолированные системы и что это такое? Ответ: Электрически изолированная система тел - это система тел, через границу которой не проникают заряды.
Вопрос 12. Какой закон выполняется в электрически изолированной системе? Ответ: В электрически изолированной (замкнутой) системе выполняется один из фундаментальных законов физики - закон сохранения электрического заряда. Алгебраическая сумма электрических зарядов в замкнутой системе остается неизменной при любых процессах, происходящих в этой системе. g1+g2+…+gn= const Вопрос 13. Перечислите условия применения закона сохранения электрического заряда. Ответ: Закон сохранения заряда выполняется, если:
| |||||
VII Первичная проверка понимания нового учебного материала. Дидактическая задача: Установить осознанность усвоения нового учебного материала. | Речь учителя: Давайте проверим, как вы ответили на вопросы. Проходит краткое обсуждение и корректировка при необходимости. Выполните задание: Используя схему учебника стр. 354 «Энергия связи электронов с атомами вещества» заполните карандашом таблицу на «Листе опроса», а затем листы сдайте. После выполнения задания таблица проектируется на экран для самоконтроля учащихся. | Учащиеся должны зачитать свои ответы, занесенные в конспект, а затем заполнить и сдать таблицу. Электризуются при трении о | Орг- стекло | Рези- ну | Поли- этилен | Бума-гу | Кап-рон |
Оргстекло | 0 | + | + | - | - | ||
Резина | - | 0 | - | - | - | ||
полиэтилен | - | + | 0 | - | - | ||
Бумага | + | + | + | 0 | - | ||
Капрон | + | + | + | + | 0 |
VIII Подведение итогов урока.
Дидактическая задача:
Организовать обратную связь с целью оценки эффективности
Вопросы учителя:
-
Что узнали на уроке сегодня?
-
Какие навыки вы приобрели?
-
Как вы думаете, чем мы будем заниматься на следующем уроке?
Учащиеся подводят итог своей учебной деятельности за весь урок.
IX Пояснение домашнего задания.
Дидактическая цель:
Нацелить учащихся на выполнение домашнего задания.
Домашнее задание: § 75, 76 читать, записи в тетради выучить, ответить на вопросы к § 75, 76.
Троим учащимся подготовить сообщения по темам: 1) Электрометр Рихмана.
2) Вредные проявления электризации тел при трении и способы устранения этих явлений.
3) Использование явления электризации тел на производстве.
Для желающих: составить кроссворд по теме урока.
Учащиеся, прослушав домашнее задание и проанализировав изученный на уроке материал, нацеливаются на выполнение домашнего задания.