Рабочая программа по физике 9 кл Перышкин

Раздел Физика
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Оглавление































Пояснительная записка

Нормативные основания

Рабочая программа по физике составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

  2. Приказа Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

  3. Приказа Министерства образования РФ от 05.03.2004 г.№1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

  4. Федерального закона от 01.12.2007 № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта».

  5. Приказа Министерства образования Российской Федерации от 9марта 2004г. № 1312 «Об утверждении Федерального учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (с изменениями от 20 августа 2008 г, от 30 августа 2010,от 03 июня 2011г.)

  6. Приказа Министерства образования и науки от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2014/2015 учебный год»

  7. Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Шугаровская средняя общеобразовательная школа»

  8. Учебного плана МБОУ «Шугаровская СОШ» на 2015 - 2016 учебный год.

  9. Авторской программы основного общего образования по физике авторы Е. М. Гутник, А. В. Перышкин. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 - 11 классы. - М.: Дрофа, 2012)

Характеристика предмета

Школьный курс физики - системообразующий для естественно-научных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии.

Физика - наука, изучающая наиболее общие закономерности явлений природы, свойства и строение материи, законы ее движения. Основные понятия физики и ее законы используются во всех естественных науках.

Физика изучает количественные закономерности природных явлений и относится к точным наукам. Вместе с тем гуманитарный потенциал физики в формировании общей картины мира и влияния на качество жизни человека очень высок.

Физика - экспериментальная наука, изучающая природные явления опытным путем. Построением теоретических моделей физика дает объяснение наблюдаемых явлений, формулирует физические законы, предсказывает новые явления, создает основу для применения открытых законов природы в человеческой практике. Физические законы лежат в основе химических, биологических, астрономических явлений. В силу отмеченных особенностей физики ее можно считать основой всех естественных наук.

В современном мире роль физики непрерывно возрастает, так как она является основой научно-технического прогресса. Использование знаний по физике необходимо каждому для решения практических задач в повседневной жизни. Устройство и принцип действия большинства применяемых в быту и технике приборов и механизмов вполне могут стать хорошей иллюстрацией к изучаемым вопросам.

Содержание курса

Механика.

Кинематика.

Механическое движение. Относительное движение. Система отсчета. Материальная точка. Траектория. Путь и перемещение. Скорость - векторная величина. Модуль вектора скорости. Равномерное прямолинейное движение. Относительность механического движения. Графики зависимости пути и модуля скорости от времени движения.

Ускорение - векторная величина. Равноускоренное прямолинейное движение. Графики зависимости пути и модуля скорости равноускоренного прямолинейного движения от времени движения.

Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью. Центростремительное ускорение. Ускорение свободного падения.

Динамика.

Инерция. Инертность тел.

Первый закон Ньютона. Инерциальная система отсчета. Масса - скалярная величина. Сила - векторная величина. Второй закон Ньютона. Сложение сил.

Третий закон Ньютона. Гравитационные силы. Закон всемирного тяготения. Сила тяжести.

Движение искусственных спутников. Расчет первой космической скорости.

Сила упругости. Закон Гука. Вес тела, движущегося с ускорением по вертикали. Невесомость и перегрузки. Сила трения.

Законы сохранения в механике.

Импульс тела. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Устройство ракеты.

Значение работ К.Э. Циолковского для космонавтики. Достижения в освоении космического пространства.

Механические колебания и волны.

Колебательное движение. Свободные колебания. Амплитуда, период, частота, фаза.

Математический маятник. Формула периода колебаний математического маятника. Колебания груза на пружине. Формула периода колебаний пружинного маятника.

Превращение энергии при колебательном движении. Вынужденные колебания. Резонанс.

Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. Длина волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом (частотой).

Звуковые волны. Скорость звука. Громкость и высота звука. Эхо. Акустический резонанс. Ультразвук и его применение.

Электромагнитные явления.

Магнитное поле. Однородное и неоднородное магнитное поле. Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика. Электромагниты. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки. Действие магнитного поля на проводник с током. Электроизмерительные приборы. Электродвигатель постоянного тока. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Электромагнитная индукция. Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразование энергии в электрогенераторах. Экологические проблемы, связанные с тепловыми и гидроэлектростанциями. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Электромагнитная природа света.

Строение атома и атомного ядра.

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атома. Альфа-, бета- и гамма-излучения.

Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома.

Радиоактивные превращения атомных ядер.

Протонно-нейтронная модель ядра. Зарядовое и массовое числа.

Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях.

Энергия связи частиц в ядре. Выделение энергии при делении и синтезе ядер. Излучение звезд. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций.

Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике. Дозиметрия.

Место предмета в учебном плане

Учебный план МБОУ «Шугаровская СОШ» на 2015-2016 учебный год на изучение физики в 9 классе отводит 68 часов по 2 часа в неделю.

Цели, задачи, планируемый результат рабочей программы

Цели изучения физики в основной школе следующие:

- развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;

- понимание учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;

- формирование у учащихся представлений о физической картине мира.

Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:

- знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений;

- приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;

- формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;

- овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;

- понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.

В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен

знать/ понимать

- смысл понятий

- смысл физических величин

- смысл физических законов

- вклад российских и зарубежных ученых

уметь

- описывать и объяснять физические явления и свойства тел

- приводить примеры практического использования физических знаний

- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

- решать задачи.

Используемые технологии

В процессе обучения используются: элементы диалоговой, игровой, проблемной технологий; элементы развивающего обучения; диалог, беседа, проблемные задания, наблюдение, упражнения, работа с текстом, работа с иллюстративным материалом, разного рода конструирование, работа с алгоритмами, работа с таблицей, проверочные, контрольные работы, работа с учебником, фронтальный опрос, работа со справочной литературой.

Применяются такие педагогические технологии как традиционное, развивающее, игровое, проблемное обучение, а также информационно-коммуникационные технологии.

Формы контроля

Используются устные и письменные формы проверки знаний учащихся по предмету: устный ответ, фронтальный опрос, самостоятельные и контрольные работы, тестовые работы, лабораторные работы.

Учебно-тематический план

68 часов 2 часа в неделю

Наименование разделов и тем.

Всего часов.

Из них

Лабораторные работы

Контрольные работы

1

Введение. Задачи и содержание курса.

1



2

Законы взаимодействия и движения тел.

26

2

1

3

Механические колебания и волны. Звук.

12

2

1

4

Электромагнитное поле.

16

2

1

5

Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер.

11

2

1

6

Подведение итогов. Повторение.

2




Итого:

68

8

4

Календарно-тематическое планирование

9 класс. 68 часов 2 часа в неделю.

Учебник: Перышкин А.В., Гутник Е.М. Физика 9 класс. - М.: Дрофа, 2011.

Задачник: Лукашик В.И., Сборник задач по физике. 7-9 классы. - М.: Просвещение, 2007.

Тема.

Дата провед.

Коррекция

Введение. Задачи и содержание курса

1/1

Введение. Задачи и содержание курса. Инструктаж по ОТ и ТБ.

Законы взаимодействия и движения тел.

Кинематика

2/1

Общие сведения о движении. Материальная точка. Система отсчета. Перемещение.

3/2

Определение координаты движущегося тела.

4/3

Решение задач.

5/4

Перемещение при прямолинейном равномерном движении. Решение задач.

6/5

Прямолинейное равнопеременное движение. Ускорение.

7/6

Скорость.

8/7

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении.

9/8

Отношение модулей векторов перемещений, совершаемых телом за последовательные равные промежутки времени при равноускоренном движении тела из состояния покоя.

10/9

Лабораторная работа №1: "Исследование равноускоренного движения без начальной скорости"

11/10

Относительность движения.

12/11

Повторение. Решение задач.

13/12

Контрольная работа №1 по теме «Кинематика».

Динамика

14/13

Анализ. Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона.

15/14

Второй и третий законы Ньютона.

16/15

Свободное падение тел.

17/16

Движение тела, брошенного вертикально вверх.

18/17

Лабораторная работа №2: "Измерение ускорения свободного падения"

19/18

Закон всемирного тяготения.

20/19

Криволинейное движение.

21/20

Движение тела по окружности с постоянной скоростью.

22/21

Искусственные спутники Земли.

23/22

Импульс тела.

24/23

Закон сохранения импульса.

25/24

Реактивное движение.

26/25

Решение задач. Повторение. Подготовка к контрольной работе.

27/26

Контрольная работа №2 по теме «Динамика».

Механические колебания и волны. Звук.

28/1

Анализ. Колебательное движение. Свободные колебания. Маятник. Величины, характеризующие колебательное движение.

29/2

Лабораторная работа №3: "Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины"

30/3

Лабораторная работа №4: "Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины"

31/4

Гармонические колебания.

32/5

Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс.

33/6

Распространение колебаний в среде. Волны. Длина волны. Скорость волны.

34/7

Звуковые волны. Свойства звука.

35/8

Отражение звука. Эхо.

36/9

Звуковой резонанс.

37/10

Ультразвук и инфразвук. Интерференция звука

38/11

Повторение. Решение задач. Подготовка к контрольной работе.

39/12

Контрольная работа №3 по теме «Механические колебания и волны. Звук».

Электромагнитное поле.

40/1

Магнитное поле. Неоднородное и однородное магнитное поле.

41/2

Направление тока и направление линий его магнитного поля.

42/3

Сила, действующая на проводник с током в магнитном поле.

43/4

Индукция магнитного поля.

44/5

Магнитный поток.

45/6

Явление электромагнитной индукции.

46/7

Лабораторная работа №5: "Изучение явления электромагнитной индукции"

47/8

Решение задач.

48/9

Получение переменного электрического тока.

49/10

Электромагнитное поле.

50/11

Электромагнитные волны.

51/12

Интерференция света.

52/13

Электромагнитная природа света.

53/14

Лабораторная работа №6: "Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания"

54/15

Повторение. Решение задач. Подготовка к контрольной работе.

55/16

Контрольная работа №4 по теме «Электромагнитное поле».

Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер.

56/1

Анализ. Радиоактивность. Модель атома. Опыт Резерфорда.

57/2

Радиоактивные превращения атомных ядер. Экспериментальные методы исследования частиц.

58/3

Открытие протона и нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Зарядовое число. Изотопы.

59/4

Альфа-, бета-, гамма-распад. Ядерные силы. Энергия связи. Дефект масс. Деление ядер урана. Цепная реакция.

60/5

Деление ядер урана. Цепная реакция.

61/6

Лабораторная работа №7: "Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков"

62/7

Лабораторная работа №8: "Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям"

63/8

Ядерный реактор. Атомная энергетика. Биологическое действие радиации. Термоядерные реакции.

64/9

Обобщающий урок по теме «Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер».

65/10

Решение задач. Подготовка к контрольной работе.

66/11

Контрольная работа №5 по теме «Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер».

Подведение итогов. Повторение.

67/1

Анализ контрольной работы. Обобщающее повторение.

68/2

Подведение итогов.


Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

1. Перышкин А.В., Гутник Е.М. Физика 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений - М.: Дрофа, 2011.

2. Лукашик В.И., Сборник задач по физике. 7-9 классы. - М.: Просвещение, 2007.

Список литературы

1. Марон, А.Е. Физика. 9 класс: Дидактические материалы/ А.Е. Марон, Е.А. Марон. - М.: Дрофа, 2013

2. Марон, А.Е. Физика Сборник вопросов и задач. 7-9 классы / А.Е. Марон, Е.А. Марон, С.В. Позойский. - М.: Дрофа, 2013

3. Громцева О.И. Физика. 9 класс: Тесты / О.И. Громцева. - М.: Экзамен, 2014

4. Учебное электронное издание. Интерактивный курс физики для 7 - 11 классов. Практикум. ФИЗИКОН. 2004 .(CD - диск)

5. «Занимательная физика на уроках и внеклассных мероприятиях 7-9 классы» / сост. Ю.В. Щербакова. 2-е изд., стереотип. -М.: Глобус, 2010. - 192 с.

6. Перельман Я.И. «Занимательная физика» Книга 1. - М.: РИМИС, 2009, - 208 с., ил












Приложение


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ.


Оценка устных ответов

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения: правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ собственными примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4» ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, 6eз использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставится, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению вопросов программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул, допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более 2-3 негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил 4-5 недочётов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов чем необходимо для оценки «3».

Оценка контрольных работ

Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.

Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочётов, при наличии 4 - 5 недочётов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки «3» или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.


Оценка лабораторных работ

Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасности труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5» , но было допущено два - три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.

Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, позволяет получить правильные результаты и выводы: если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов: если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования правил безопасности труда.


Учитель _______________Королёв Б.И.



Рассмотрено на МО учителей

естественного цикла

Протокол №__ от ___________2015г.

__________________Л.А. Цыбрина

Согласовано зам. директора по УВР

___________________Т.Р. Игнатова

«____» ____________________2015г.


© 2010-2022