Конспект урока по теме: Кипение. Удельная теплота парообразования

Раздел Физика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Кипение. Удельная теплота парообразования.

Вид урока: комбинированный с использованием ЦОР интернета.

Тип урока: изучение и первичного закрепления знаний.

Цель урока: Сформировать понятие кипения, как парообразования; выявить и объяснить особенности кипения.

Задачи:

Образовательные:

  • продолжить изучение процесса парообразования,

  • рассмотреть процесс кипения и его особенности: постоянство температуры при кипении жидкости в открытом сосуде и зависимости температуры кипения от внешнего давления;

  • выявить основные особенности кипения: образование пузырьков, шум, предшествующий кипению;

  • ввести понятие удельной теплоты парообразования и формулу для расчета количества теплоты, необходимого для испарения жидкости, взятой при температуре кипения.

Развивающие:

  • научить видеть вокруг физические явления и уметь их правильно объяснять;

  • формировать умение проводить обобщения; развитие мыслительной деятельности учащихся.

Воспитательные:

  • воспитывать внимательность, познавательный интерес к предмету;

  • расширять кругозор, формировать умение строить логическую цепочку рассуждений.

Оборудование: персональный компьютер, проектор, экран, флеш-ролик «Агрегатные состояния вещества» (Приложение1), презентация «Кипение. Удельная теплота парообразования» (Приложение 2).

Педагогические технологии: здоровьесберегающая, проблемное обучение, личностно-ориентированное.

План урока:

1.Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
3. Изучение нового материала.
4. Работа учащихся с электронным ресурсом.

5. Физкультминутка.
6. Закрепление.
7. Итог урока.

ХОД УРОКА:

I. Организационный момент. (1 минута) (Задача: создание благоприятного психологического настроя).

Здравствуйте ребята! Прошу садиться.

II. Актуализация знаний: (5 минут) (Задача: организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся; форма организации познавательной деятельности - фронтальная; метод обучения - репродуктивный)

Фронтальная работа с классом (презентация слайды 2-9 )

Согласны ли вы со следующими утверждениями?

  1. Испарением называют переход молекул из жидкости в пар. (да)

  2. Испарение происходит при температуре кипения.(нет)

  3. Если нет притока энергии к жидкости извне, то ее температура при испарении понижается. (да)

  4. Вода, пролитая на пол, испаряется значительно медленнее, чем то же количество воды в стакане. (нет)

  5. Чем выше температура жидкости, тем испарение происходит медленнее. (нет)

  6. Конденсацией называется процесс перехода молекул из пара в жидкость. (да)

  7. Конденсация пара сопровождается выделением энергии. (да)


  1. Изучение нового материала: (20 минут)

( Задача: сформулировать основные понятия и законы; форма организации познавательной деятельности - фронтальная; методы обучения - исследовательский, индуктивный)

Сегодня мы познакомимся с еще одним способом парообразования - кипением. Запишите в тетради тему урока.

Внимание на экран!

Будем нагревать воду в открытом сосуде, измеряя ее температуру. Проследим пошагово за изменением состояния воды в сосуде.

  • а) Работа с моделями флеш - объекта по теме: «Кипение. Удельная теплота парообразования»(Модель 2.15 (1-5))

  • б) Давайте ответим на вопрос: Что такое кипение? (Учащиеся формулируют определение.)

Кипение- это интенсивное парообразование, происходящее по всему объему жидкости при определенной температуре.

Температура, при которой жидкость кипит, называется температурой кипения.


  • в) Знакомство с графиком кипения (Модель 2.16)

  • г) Зависимость температуры кипения воды от атмосферного давления. (Модель 2.17)

Температура кипения зависит от атмосферного давления. При повышении атмосферного давления она увеличивается, при понижении уменьшается.


  • д) Работа учащихся с моделью 2.18. Проведение опыта, демонстрирующего, как температура кипения зависит от давления.

  • е) Самостоятельная работа учащихся с моделью 2.19 по сравнению количеств теплоты, необходимых для плавления нагревания и парообразования воды.

Формирование понятия Удельная теплота парообразования (рисунок 2.10)

Физическая величина, показывающая какое количество теплоты необходимо для превращения в пар жидкости при постоянной температуре называется удельной теплотой парообразования.

(Рисунок 2.11)

Удельную теплоту парообразования обозначают буквой L. Её единица- Дж/кг (джоуль на килограмм)

Физический смысл удельной теплоты парообразования: Удельная теплота парообразования показывает, на сколько увеличивается внутренняя энергия вещества массой 1 кг при переходе из жидкого состояния в газообразное при температуре кипения.


  • и)Наблюдение конденсации (на модели 2.20)

  • к) Запись формулы Q=mL.

IV.Физкультминутка (2 минуты)(Дети выполняют гимнастику для снятия напряжения с глаз и мышц спины)

V . Закрепление. (10 минут) (Задача: закрепить знания, умения; форма организации познавательной деятельности - индивидуальная; метод обучения - репродуктивный)

1)Самостоятельная работа учащихся с моделью 2.21

2) Решение графических задач (Слайды10-12)

VI.Домашнее задание: (3 минуты) (Задача: разъяснить методику выполнения домашнего задания, мотивировать обязательность выполнения).

§18, ответить на вопросы, Лукашик: №1118, 1119.

VII. Итог урока: (3 минуты)(Задача: получить информацию о степени усвоения материала учащимися; форма организации познавательной деятельности - индивидуальная; приём обучения - упражнения).

(Слайды 13-14)

  • Какие процессы протекают в жидкости в начале кипения?

  • Какие процессы протекают в жидкости во время кипения?


© 2010-2022