- Преподавателю
- Физика
- Конспект урока по теме: Кипение. Удельная теплота парообразования
Конспект урока по теме: Кипение. Удельная теплота парообразования
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Напреенкова Л.А. |
Дата | 11.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема урока: Кипение. Удельная теплота парообразования.
Вид урока: комбинированный с использованием ЦОР интернета.
Тип урока: изучение и первичного закрепления знаний.
Цель урока: Сформировать понятие кипения, как парообразования; выявить и объяснить особенности кипения.
Задачи:
Образовательные:
-
продолжить изучение процесса парообразования,
-
рассмотреть процесс кипения и его особенности: постоянство температуры при кипении жидкости в открытом сосуде и зависимости температуры кипения от внешнего давления;
-
выявить основные особенности кипения: образование пузырьков, шум, предшествующий кипению;
-
ввести понятие удельной теплоты парообразования и формулу для расчета количества теплоты, необходимого для испарения жидкости, взятой при температуре кипения.
Развивающие:
-
научить видеть вокруг физические явления и уметь их правильно объяснять;
-
формировать умение проводить обобщения; развитие мыслительной деятельности учащихся.
Воспитательные:
-
воспитывать внимательность, познавательный интерес к предмету;
-
расширять кругозор, формировать умение строить логическую цепочку рассуждений.
Оборудование: персональный компьютер, проектор, экран, флеш-ролик «Агрегатные состояния вещества» (Приложение1), презентация «Кипение. Удельная теплота парообразования» (Приложение 2).
Педагогические технологии: здоровьесберегающая, проблемное обучение, личностно-ориентированное.
План урока:
1.Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
3. Изучение нового материала.
4. Работа учащихся с электронным ресурсом.
5. Физкультминутка.
6. Закрепление.
7. Итог урока.
ХОД УРОКА:
I. Организационный момент. (1 минута) (Задача: создание благоприятного психологического настроя).
Здравствуйте ребята! Прошу садиться.
II. Актуализация знаний: (5 минут) (Задача: организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся; форма организации познавательной деятельности - фронтальная; метод обучения - репродуктивный)
Фронтальная работа с классом (презентация слайды 2-9 )
Согласны ли вы со следующими утверждениями?
-
Испарением называют переход молекул из жидкости в пар. (да)
-
Испарение происходит при температуре кипения.(нет)
-
Если нет притока энергии к жидкости извне, то ее температура при испарении понижается. (да)
-
Вода, пролитая на пол, испаряется значительно медленнее, чем то же количество воды в стакане. (нет)
-
Чем выше температура жидкости, тем испарение происходит медленнее. (нет)
-
Конденсацией называется процесс перехода молекул из пара в жидкость. (да)
-
Конденсация пара сопровождается выделением энергии. (да)
-
Изучение нового материала: (20 минут)
( Задача: сформулировать основные понятия и законы; форма организации познавательной деятельности - фронтальная; методы обучения - исследовательский, индуктивный)
Сегодня мы познакомимся с еще одним способом парообразования - кипением. Запишите в тетради тему урока.
Внимание на экран!
Будем нагревать воду в открытом сосуде, измеряя ее температуру. Проследим пошагово за изменением состояния воды в сосуде.
-
а) Работа с моделями флеш - объекта по теме: «Кипение. Удельная теплота парообразования»(Модель 2.15 (1-5))
-
б) Давайте ответим на вопрос: Что такое кипение? (Учащиеся формулируют определение.)
Кипение- это интенсивное парообразование, происходящее по всему объему жидкости при определенной температуре.
Температура, при которой жидкость кипит, называется температурой кипения.
-
в) Знакомство с графиком кипения (Модель 2.16)
-
г) Зависимость температуры кипения воды от атмосферного давления. (Модель 2.17)
Температура кипения зависит от атмосферного давления. При повышении атмосферного давления она увеличивается, при понижении уменьшается.
-
д) Работа учащихся с моделью 2.18. Проведение опыта, демонстрирующего, как температура кипения зависит от давления.
-
е) Самостоятельная работа учащихся с моделью 2.19 по сравнению количеств теплоты, необходимых для плавления нагревания и парообразования воды.
Формирование понятия Удельная теплота парообразования (рисунок 2.10)
Физическая величина, показывающая какое количество теплоты необходимо для превращения в пар жидкости при постоянной температуре называется удельной теплотой парообразования.
(Рисунок 2.11)
Удельную теплоту парообразования обозначают буквой L. Её единица- Дж/кг (джоуль на килограмм)
Физический смысл удельной теплоты парообразования: Удельная теплота парообразования показывает, на сколько увеличивается внутренняя энергия вещества массой 1 кг при переходе из жидкого состояния в газообразное при температуре кипения.
-
и)Наблюдение конденсации (на модели 2.20)
-
к) Запись формулы Q=mL.
IV.Физкультминутка (2 минуты)(Дети выполняют гимнастику для снятия напряжения с глаз и мышц спины)
V . Закрепление. (10 минут) (Задача: закрепить знания, умения; форма организации познавательной деятельности - индивидуальная; метод обучения - репродуктивный)
1)Самостоятельная работа учащихся с моделью 2.21
2) Решение графических задач (Слайды10-12)
VI.Домашнее задание: (3 минуты) (Задача: разъяснить методику выполнения домашнего задания, мотивировать обязательность выполнения).
§18, ответить на вопросы, Лукашик: №1118, 1119.
VII. Итог урока: (3 минуты)(Задача: получить информацию о степени усвоения материала учащимися; форма организации познавательной деятельности - индивидуальная; приём обучения - упражнения).
(Слайды 13-14)
-
Какие процессы протекают в жидкости в начале кипения?
-
Какие процессы протекают в жидкости во время кипения?