Курс по выбору «Особенности строения и восприятия глаза человека»

Курс по выбору « Особенности строения и восприятия глаза человека» предназначен для учащихся 9-х классов и имеет межпредметный характер. Целью данного курса является: дать учащимся 9-х классов возможность определиться с выбором профиля дальнейшего обучения в старшей школе, показать привлекательность содержательной стороны предмета «Физика». Для этого необходимо решить следующие задачи: - Создать и закрепить положительную мотивацию к дальнейшему более глубокому знакомству с физической н...
Раздел Физика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Курс по выбору « Особенности строения и восприятия глаза человека»

Разработала учитель физики МБОУ РСОШ №10

Мироненко Елена Львовна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс по выбору « Особенности строения и восприятия глаза человека» предназначен для учащихся 9-х классов и имеет межпредметный характер. В курсе физики 8 класса на изучение строения глаза и его свойств, особенности зрения отводится лишь 1 час. В течение этого времени невозможно достаточно хорошо изучить особенности строения и восприятия человеческого глаза, узнать факторы которые приводят к обману зрения. Очень мало говорится и о видах деятельности человека, в которых особенности зрительного восприятия играют важную роль.

Целью данного курса является: дать учащимся 9-х классов возможность определиться с выбором профиля дальнейшего обучения в старшей школе, показать привлекательность содержательной стороны предмета «Физика».

Для этого необходимо решить следующие задачи:

- Создать и закрепить положительную мотивацию к дальнейшему более глубокому знакомству с физической наукой.

- Расширить представление о практической значимости физического знания, как в адекватном восприятии окружающего мира, так и в практической области.

- Дать элементы достаточно высокой степени научности и сложности, чтобы у учащихся не возникло иллюзии простоты при дальнейшем изучении физики в профильной школе.

- Материал курса не должен дублировать школьную программу, а лишь опираться на имеющиеся знания и стимулировать исследовательскую деятельность учащихся.

- Продолжить работу по формированию здорового образа жизни.

Дидактические цели курса:

- Создать условия для формирования взгляда на человека как биологическую систему, в которой протекают физические процессы.

- Использовать развивающий потенциал выбранного материала для развития интеллектуальных способностей учащихся, поддержания у них веры в собственные силы и возможности - расширить арсенал приёмов мыслительной деятельности.

- Формирование навыков групповой работы.

Ожидаемые результаты обучения:

-Увеличение количества учащихся выбирающих для профилизации предметы естественно-научного цикла.

- Повышение познавательного интереса к предмету.

-Формирование критического отношения к результатам визуальных наблюдений.

- Приобретение и развитие навыков самостоятельной работы с различными источниками информации.

- Осознание связи между различными областями науки и деятельности человека: физикой, биологией, психологией, техникой, дизайном одежды, строительством, медициной.

Контроль результативности осуществляется: сравнением результатов анкетирования учащихся в начале и по завершении курса; состоянием текущей успеваемости по предмету; результатами тестирования с включением заданий базового уровня и заданий по программе элективного курса; умением представлять результаты исследовательских работ в форме сообщений, графиков, таблиц, буклетов, презентаций, рефератов.

Программа рассчитана на базовый уровень и опирается на УМК Пёрышкина, данный курс можно использовать в любой четверти 9 класса. Объем программы составляет 14 часов.

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Дата

Тема занятия

Часы

Форма проведения

Форма контроля

МПС

I. Особенности строения глаза

1.

Вводное занятие.

1

Беседа.

Анкетирование,

вводное тестирование.

Биология,

Литература.

2-3

Глаз как оптический аппарат и как орган зрения.

2

Лекция- диалог. Беседа с врачом.

Практическая работа №1.

Участие в диалоге. Обсуждение качественных задач, результатов анкетирования в ходе практической работы.

Биология, психология, анатомия.

4-5

Изучение свойств глаза.

2

Практические работы №2,3,4 «Наблюдение изменения диаметра зрачки глаза», «Наблюдение аккомодации глаза», «Наблюдение изображения на сетчатке».

Обсуждение результатов практических работ.

Биология, психология.

6

Итоговые занятия

1

Защита проектов

Оценивается степень самостоятельности, оригинальности.

II. Иллюзии восприятия, или всегда ли мы видим то, что видим.

1.

Иллюзии зрения.

1

Практическая работа №5 «Обнаружение слепого пятна».

Оценивается работа с дополнительной литературой. Обсуждение результатов практической работы.

Психология, биология.

2.

Зрительное восприятие «целого» и «части».

1

Исследование восприятия «целого» «части».

Сравнения визуальных наблюдений. Оценивается работа с дополнительной литературой.

Психология.

3.

Зрительные обманы стрелок и линий.

1

Практическая работа №6 «Исследование влияния штриховки на форму правильных фигур».

Обсуждение результатов практической работы и наблюдений.

Черчение.

4.

Маскировка и штриховка.

1

Практические работы №7,8

Обсуждение результатов практической работы.

Биология, черчение.

5.

Загадочные портреты.

1

Исследование загадочных портретов.

Обсуждение того, что мы видим и почему.

Живопись, рисование.

6-7

Подготовка презентаций проектов исследований учащихся.

2

Метод проектов.

Информатика.

8

Итоговое занятие.

1

Защита проектов

Оценивается оригинальность, использование Интернета и дополнительной литературы.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:

1.Значение зрения для животных и человека. Планирование основных направлений исследований элективного курса. Процесс эволюции органа зрения.

2-3.Глаз как оптический аппарат и как орган зрения.

Глаз - живой оптический аппарат (особенности строения глаза). Глаз как орган зрения. Некоторые свойства глаза (аккомодация, дальнозоркость, близорукость, бинокулярность зрения, дальтонизм). Аналитическая основа цвета человеческих глаз. Связь режима питания с оттенком цвета глаз.

Практическая работа №1.

4-5.Изучение свойств глаза.

Практическая работа №1 «Наблюдение изменения диаметра зрачка».

Практическая работа №2 «Наблюдение аккомодации глаза».

Практическая работа №3 «Наблюдение изображения на сетчатке глаза»

Гигиена глаза. Глазная гимнастика.

6.Защита проектов.

7.Иллюзии зрения.

Иллюзии, связанные с особенностями строения глаза: слепое пятно, иррадиация. Лабораторная работа №4 «Обнаружение слепого пятна».

8.Зрительное восприятие «целого» и «части». Психологические аспекты восприятия.

9.Зрительные обманы стрелок и линий: переоценка вертикальных линий; преувеличение острых углов; меняющийся рельеф и перспектива; «Фигура» и «Фон», иллюзия стрелок. Штриховка и прямолинейность. Лабораторная работа №5 «Исследование влияния штриховки на форму правильных фигур»; Иллюзии смещения.

10.Маскировка и мимикрия как формы приспособления животных и насекомых. Маскировка и штриховка. Лабораторная работа №6 «Исследование возможности маскировки человеческого лица. Одежда и фигура человека». Лабораторная работа №7 «Исследование влияния штрихов, заполнения и стрелок на фигуру человека».

11.Загадочные портреты: портретные иллюзии, иллюзии цветового зрения, иллюзия восприятия размера.

Анкетирование учащихся.

Дерево профессий связанных с иллюзиями зрения.

12-13.Подготовка проектов. 14.Итоговое занятие.

Представление результатов деятельности в форме презентаций, буклетов, публикаций.

Литература:

1.Перельман Я.И. Занимательная физика.

Книга 1. М.: Наука 1983 г.

2.Пёрышкин А.В. Чемакин В.П. Факультативный курс физики 7 кл. М.: Просвещение 1975 г.

3.Газета «Физика» Издательский дом «Первое сентября» №3 2005 г., №7, №14 2004 г.

4.Артманов И.Д. Иллюзии зрения. М.: 1961 г.

5.Демидов В. Как мы видим то, что видим. М., изд. «Знание», 1987 г.

6.Рок И. Введение в зрительное восприятие. Книга 1. М., «Педагогика»,

1980 г.

ТЕСТ ДЛЯ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ.

1.Какое изображение получится на сетчатке глаза человека?

А.Действительное, прямое.

Б.Мнимое, прямое.

В.Действительное, перевёрнутое.

Г.Мнимое, перевёрнутое.

2.Находясь на дне моря и глядя вверх, водолаз видит отдалённые участки дна. Это объясняется…

А.Прямолинейным распространением света.

Б.Преломлением света на границе двух сред.

В.Полным отражением.

Г.Отражением света на границе двух сред.

3.Истинная глубина водоёма больше кажущейся. Это объясняется…

А.Прямолинейным распространением света.

Б.Преломлением света на границе двух сред.

В.Отражением света на границе двух сред.

Г.Полным отражением.

4.Для каких глаз можно сделать очки из линз показанных на рисунке.

Курс по выбору «Особенности строения и восприятия глаза человека»1 Курс по выбору «Особенности строения и восприятия глаза человека» 2

А.1-для близоруких, 2-для дальнозорких,

Б.1-для дальнозорких, 2-для близоруких.

В.1и2 - для близоруких, Г 1 и 2 - для дальнозорких.

5.Какое платье рекомендуется носить высоким и полным людям?

А.Белое платье.

Б.Бежевое платье.

В.Чёрное платье.

Г.Жёлтое платье.

6.Зрительные, иллюзии - это процесс зрения, представляющий сложный акт, в ходе которого играют определённую роль…

А.Только работа мозга.

Б.Только память.

В.Оптическое изображение в глазу.

Г. И работа мозга, и память, и оптическое изображение в глазу.

7.После выключения телевизора, мы продолжаем некоторое время видеть изображение лица диктора. Это объясняется…

А.На сетчатке глаз от попадающего света происходит раздражение

колбочек, которое сразу не прекращается.

Б.На сетчатке глаз от падающего света происходит раздражение палочек,

которое сразу не прекращается.

В.На сетчатке глаза от попадающего света происходит раздражение и

палочек и колбочек, которое сразу не прекращается.

Г.Среди ответов А-В нет верного.

8.На рисунке представлена иллюзия курительной трубки. Каковы размеры правых и левых чёрточек?

Курс по выбору «Особенности строения и восприятия глаза человека»А.Левые короче правых Б.Правые короче левых

Г.Одинаковых размеров Д.Среди ответов А-В нет верного

Вводное занятие.

Цели занятия:

Образовательные: создать условия для осуществления учащимися осознанного выбора направления исследования, актуализировать знания учащихся по представленной проблеме.

Воспитательные: воспитание профессионально-значимых качеств - организованности, уверенности в себе, самостоятельности, сотрудничества,

ответственности, самооценки. Содействие в ходе урока формированию идеи познаваемости мира.

Развивающие: развивать умение анализировать, выделять главное, обобщать, осуществлять выбор способов учебной деятельности, давая оценку и самооценку её результатов.

План занятия:

1.Организационный момент.

2.Вводный тест.

3.Работа в группах по определению плана исследований.

4.Рефлексия.

5.Домашнее задание.

Ход занятия:

«Зрение - самое совершенное и самое восхитительное из всех наших чувств» (Д. Аддисон)

А можно ли противоречить донному высказыванию? Почему? (Ребята высказывают свои мысли).

Тема нашего курса «Особенности строения и восприятия глаза человека».

Глаз - это 95% информации. Так каково же значение зрения для любого живого организма? В течение некоторого времени ребята обсуждают поставленный вопрос.

Некоторые возможные ответы:

- Зрение для человека играет огромную роль, т.к. мы видим и познаем окружающий нас мир: живую и неживую природу, природные явления.

- Глядя друг на друга, мы может легко общаться. То чего не сказать словами, можно выразить глазами.

- Мы можем читать, общаться с компьютером.

- Зрение даёт возможность наблюдать, делать опыты и открывать определенные закономерности.

- Зрение обеспечивает ориентацию человека в окружающем мире. С помощью глаз мы можем различать форму предметов и их цвет, свет и тьму.

- Животные, особенно не домашнее, за счет зрения выживают в условиях природы.

Итак, мы выяснили, что зрение - одна из важнейших функций нашего организма. Удивительный механизм- наши глаза! Именно благодаря глазам мы с вами получаем 95% информации об окружающем нас мире. Они же, по подсчётам Сеченова, дают человеку до тысячи ощущений в минуту. Веками люди знали: страшно потерять зрение. Издревле на Руси самым страшным наказанием считалось ослепление. Великим зодчим, архитекторам замечательного храма Василия Блаженного - Барме и Бостнику печально известный своей аномальной жестокостью царь Иван Грозный приказал выколоть глаза, дабы нигде и никогда не могли повторять они такую красоту.

Поскольку зрение имеет такое огромное значение, чего вы ожидаете от предстоящего курса, какую цель может поставить перед собой каждый учащийся. Прописать в тетрадях.

Представление вниманию учащихся презентации курса «Особенности строения и восприятия глаза человека».

После того как определены основные цели курса, необходимо определить основные темы курса. Для этого учащимся предлагается анкетирование:

1.Если вам скажут, что в поле вашего зрения есть участок, которого вы совершенно не видите, хотя он находится прямо перед вами, вы этому поверите?

А. Да. Б. Нет.

2.В романе «Человек - невидимка» английский писатель Уэллс стремится убедить своих читателей, что возможность стать невидимым вполне осуществима.

А как вы считаете, может ли невидимый человек что-то видеть?

А. Да. Б. Нет.

3.Прав ли Сергей Есенин, написав такие строки: «Лицом к лицу - лица не увидать. Большое видится на расстоянии»…?

А. Да. Б.Нет.

4.Верно ли гласит поговорка «Ночью все кошки серы»?

А.Да. Б.Нет.

5.Не поворачивая головы, заяц своими широко расставленными глазами видит не только то, что находится впереди, но и то, что позади. Обладают ли такой способностью глаза человека?

А. Да. Б. Нет.

6.Если мы смотрим сквозь тюлевую штору на удалённые предметы, то отчётливо видим их, но не видим узора тюля. Если же рассматриваем переплетения нитей, то хорошо видим их, но перестаём отчётливо видеть то, что находится за шторой. Можно ли это явление объяснить с точки зрения физики?

А. Да. Б.Нет.

8.Часто степного человека характеризуют так: «Глаз как у орла». Каким зрением обладает человек?

А. Нормальное зрение

Б. Дальнозоркость

В. Близорукость

9.Есть люди, которые плохо отличают красный цвет от зелёного, у других ослаблено восприятие зелёного цвета, А встречаются ли люди цветослепые?

А.Да. Б. Нет.

10.Встречаются ли случаи, когда мы, доверяя зрению, обнаруживаем, что наше суждение о виденном оказывается обманчивым, ложным?

А. Да. Б. Нет.

11.Верно ли, что мы воспринимаем мир таким, каким его «видит» мозг?

А. Да. Б. Нет.

Давая ответы на вопросы, учащиеся должны звёздочкой отметить наиболее заинтересовавшие их вопросы. Таким образом, можно будет сформировать группы для дальнейшей работы.

В тестах нет вопросов «Почему? Как?» Над этими вопросами будут работать группы, сформированные по интересам на последующих занятиях курса. Учитель знакомит учащихся с учебным планом курса.

Первое задание групп связано со значением зрения для живых организмов.

Задание: проследить попытки природы создать орган, специально реагирующий на световой раздражитель на различных ступенях развития органических форм.

Группам предлагается соответствующая литература: Биология 7,8 кл. энциклопедический словарь по биологии, Интернет.

Группы работают над вопросами:

I - кольчатые черви

II - моллюски

III - стрекоза

IV - пчела, окунь

V - лошадь

Результаты представляются в виде коротких сообщений.

Наши новые знания об особенностях строения и восприятия глаза человека будут основываться на знаниях, полученных в 8 классе, в результате изучения темы: «Световые явления». Проверить остаточные знания можно с помощью вводного теста (приложение 1).

Над вводным тестом ребята работают в течение 10 мин., обсуждение результата (по ключу) в течение 2 мин.

Итогом занятия будет являться прописание рефлексии учебной деятельности учащихся в тетрадях.

Домашнее задание для групп: подборка литературы, информации из Интернета по выбранной теме, продумывание основополагающего вопроса.

ВВОДНЫЙ ТЕСТ (остаточные знания по теме «СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ»)

(Приложение 1)

1.Ниже приведена формулировка одного из законов физики: свет в прозрачной однородной среде распространяется прямолинейно. Назовите этот закон.

А.Закон отражения света. Б. Закон преломления света. В. Закон прямолинейного распространения света. Г. Среди ответов А-В нет правильного.

2.Доказательством какого закона является образование тени?

А. Только закона преломления света. Б. Только закона отражения света. В. Только закона прямолинейного распространения света. Г. Всех трёх законов, названных в А-В. Д. Ни одного из законов.

3.Известно, что мы видим тела и не являющиеся источниками света. Какое явление приводит к этому?

А. Отражение света. Б. Преломление света. В. Поглощение света. Г. Все три явления, названные в А-В. Д. Ни одно из приведённых в А-В явлений.

4.На рисунке изображена схема падения луча света АО на поверхность KL. Назовите угол падения луча.

А. KОА Б. АОC В. ВОС Г. BОL

Курс по выбору «Особенности строения и восприятия глаза человека»

5.На рисунке представлен ход лучей света через линзу. Здесь МN - оптическая ось линзы. Какая из точек, отмеченных на рисунке, является фокусом линзы?

Курс по выбору «Особенности строения и восприятия глаза человека»

А. 1 Б. 2 В. 3 Г. 4 Д. 5

6.Оптическая сила одних очков (№1) равна + 2 дптр, других (№2) - 2 дптр. Для каких глаз предназначены эти очки?

А. 1 - для близоруких, 2- для дальнозорких.

Б. 1 - для дальнозорких, 2 - для близоруких.

В. И 1, и 2 - для близоруких Г. И 1, и 2 - для дальнозорких.

Д.Ни 1, ни 2 не подходят для людей, страдающих близорукостью.

7.Как изменился угол между падающим и отраженными лучами света, если угол падения уменьшится на 10

А.Уменьшится на 5 . Б. Уменьшится на 10 .

В.Уменьшится на 20 . Г. Не изменится.

8.Перед вертикально поставленным плоским зеркалом на расстоянии 1 м от его плоскости стоит человек. Чему равно расстояние между изображением человека и зеркалом?

А. 0,5 м. Б. 1 м В. 2 м Г. 4 м.

© 2010-2022