Цикл лабораторных работ по физике по теме

Базовая программа курса физики на второй ступени обучения ставит перед собой задачу сформировать у учащихся представления о явлениях и законах окружающего мира, с которыми они непосредственно сталкиваются в жизни, природу которых  пытаются постичь. Большой ошибкой было бы нацеливать школьников лишь на формальное знакомство с курсом.       Предполагается, что материал учащимися  должен усваиваться  на уровне понимания наиболее важных проявлений физических законов в окружающем мире, их использова...
Раздел Физика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Итоговая проектная работа по дистанционному курсу «Проектирование обучения физике на основе современных дидактических технологий».

Цикл лабораторных работ для 7 класса.


Выполнила:

учитель физики

МОУ Суоярвская средняя школа

Г.Суоярви Республики Карелия

Мотолыга Марина Ивановна.

г. Суоярви

2008 год

Базовая программа курса физики на второй ступени обучения ставит перед собой задачу сформировать у учащихся представления о явлениях и законах окружающего мира, с которыми они непосредственно сталкиваются в жизни, природу которых пытаются постичь. Большой ошибкой было бы нацеливать школьников лишь на формальное знакомство с курсом. Предполагается, что материал учащимися должен усваиваться на уровне понимания наиболее важных проявлений физических законов в окружающем мире, их использования в практической деятельности человека. Для того чтобы это происходило необходимо развивать у учащихся способности к исследованию, формировать умения проводить наблюдения, выполнять экспериментальные задания. Почему именно так? Да ответ очень простой. Человек- это существо по своей природе деятельное. А это будет означать лишь то, что наиболее прочными будут те знания, которые учащийся получил не в результате простого созерцания поведения учителя на уроке или текста своего учебника, а те, что он добыл самостоятельно. Ведь ничему в нашей жизни нельзя научиться, не прикладывая к этому никаких усилий. Причем, это могут быть как экспериментальные задания, занимающие целый урок, так и короткие экспериментальные задания, не требующие длительной подготовки. Экспериментальные исследования позволяют школьникам самостоятельно выявить закономерности физических явлений, установить связь между физическими величинами, убедиться в справедливости законов, полученных теоретически. Все это дает возможность заинтересовать учащихся физикой.

Элементарная исследовательская грамотность выражается, преимущественно в способности детей видеть мир в проблемах, в умении проявлять исследовательский интерес в виде вопроса( вопрос- инструмент изучения мира).

А основой развития исследовательских умений является проблемная ситуация (проблемная ситуация- это осознанное учеником затруднение) и проблемная задача, которая отражает некоторые стороны проблемной ситуации.

Именно поэтому я и предлагаю небольшой цикл лабораторных работ для учащихся 7 класса в теме «Движение и силы», который позволит им уже на начальной стадии изучения нового для них предмета стать экспериментаторами и увидеть, что так не просто должно быть, согласно науке, а так есть на самом деле. И они этот результат получили действительно сами.




Лабораторная работа №1 «Градуирование пружины школьного динамометра»

Цель обучающая:проградуировать шкалу измерительного прибора- динамометра.

Цели развивающие: наблюдение (анализ, сравнение, абстрагирование, аналогия).

Воспитательная цель: организация сотрудничества.

Оборудование: динамометр с закрытой шкалой, набор грузов, ученическая линейка.

Вопросы, предложенные учащимся:

Если в руках находится свободный динамометр, то какую силу может показать его стрелка- указатель?

  • Что значит измерить какую- либо физическую величину, в том числе и силу?

  • Какие силы возникают в рабочей системе, если к крючку динамометра подвесить стандартный груз?

  • Какими по величине будут эти силы, если груз будет находиться в равновесии?

  • Какие изменения при этом действии происходят со стрелкой- указателем динамометра?

  • Какую силу он теперь показывает?

  • Как добиться, чтобы динамометр показал силу в два раза большую? В три раза большую? В 4 раза большую?

  • Чем отличается полученная вами шкала динамометра от шкалы вашей линейки?

  • Какие действия необходимо произвести с полученной вами шкалой, для того, чтобы изменить ее цену деления в 10 раз?

В результате нашего урока на каждом рабочем месте, у каждой пары экспериментаторов появляется абсолютно рабочий динамометр- прибор, с помощью которого можно производить измерение сил в диапазоне от 0Н до 4Н.
















Лабораторная работа №2 «Исследование зависимости жесткости материала пружины от приложенной силы»


Цель обучающая: выяснить, зависит ли жесткость пружины от приложенной силы

Цели развивающие: наблюдение (анализ, сравнение, абстрагирование, аналогия).

Воспитательная цель: организация сотрудничества.

Оборудование: динамометр, набор грузов, ученическая линейка.

Вопросы, предложенные учащимся:

  • Где встречается понятие жесткости пружины?

  • Как звучит этот закон?

  • Каким образом из этого закона можно выразить жесткость пружины?

  • Можно ли найти жесткость экспериментально?

  • А если можно, то, что для этого необходимо сделать?

В результате данного обсуждения совместно с экспериментаторами приходим к выводу, что для нахождения жесткости материала необходимо измерить силу, действующую на пружину и соответствующее этой силе удлинение пружины, а далее величины поделить друг на друга.

Возникает таблица для заполнения следующего вида:

F, H

1

2

3

4

x, м





к,H/м





В результате небольшого эксперимента возникает вывод, что при небольших нагрузках на пружину ее жесткость остается величиной постоянной, т.е. не зависит от приложенной силы.







Лабораторная работа №3 « Измерение сил с помощью динамометра».


Цель обучающая: измерить с помощью динамометра несколько различных сил.

Цели развивающие: наблюдение (анализ, сравнение, абстрагирование, аналогия).

Воспитательная цель: организация сотрудничества.

Оборудование: динамометр, деревянный брусок, деревянная доска, круглые карандаши, набор грузов.

Установка на работу:

К настоящему моменту мы изучили несколько сил. Это- сила тяжести, сила упругости, вес тела и силы трения качения, скольжения, покоя.

На сегодняшний урок наш класс превращается в научно- исследовательскую лабораторию, перед которой поставлены следующие задачи:

  1. Предложить методы измерения всех известных вам сил. Это- сила тяжести, сила упругости, вес тела и силы трения качения, скольжения, покоя.

  2. Сравнить между собой: а) силу тяжести и вес бруска;

б) силы трения и вес тела;

в) три вида сил трения.

Так как лаборатория работает в условиях строжайшей секретности, то переговоры возможны только между ближайшими работниками- соседями по парте.








Лабораторная работа №4 « Изучение силы трения скольжения».


Цель обучающая: изучить силу трения скольжения.

Цели развивающие: наблюдение (анализ, сравнение, абстрагирование, аналогия).

Воспитательная цель: организация сотрудничества.

Оборудование: динамометр, деревянный брусок, деревянная доска, набор грузов, клеенка (или обложка от тетради).

Установка на работу:

В начале урока, после небольшого организационного момента, раздается стук в двери и в кабинет физики приносят телеграмму: В результате сотрясения мозга в голове прочно засели следующие мысли:1. чем меньше нагрузка, тем больше сила трения скольжения; 2. по чему бы не двигалось тело, сила трения скольжения всегда будет одной и той же. Помогите утвердить или исправить эти утверждения, если они являются несправедливыми. Верю, что вы мне поможете. Физикон.

Объявляется пятиминутный мозговой штурм, в результате которого ребята предлагают: 1. выяснить зависит ли сила трения скольжения от нагрузки (в данном случае нагрузка- это вес тела) и заполнить таблицу:

Р, Н

Fтр, Н



  1. выяснить, зависит ли сила трения скольжения от рода поверхности, и заполнить следующую таблицу:

Fтр дерево по дереву

Fтр. дерево по клеенке



Результатом данного урока будет написание телеграммы Физикону с правильными утверждениями: чем больше нагрузка, тем больше сила трения; сила трения скольжения зависит от рода соприкасающихся поверхностей.

6

© 2010-2022