Урок по астрономии Звездное небо

Раздел Физика
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Звездное небо»

Цель урока: сформировать понятие созвездие, познакомить ребят с обозначением звезд, каковы условия видимости созвездий, научить находить созвездия на карте

Иметь: понятия созвездие, видимая звездная величина, блеск небесного светила, фотометр, абсолютная звездная величина

Уметь: ориентироваться по звездной карте

Развивать память,

Воспитывать интерес к предмету

Тип

Оборудование: учебники, тетради, карта звездного неба, музыкальная композиция, отрывок песни «Под небом голубым …» в исп А. Градского, таблицы, схемы, созвездие Большой Медведицы, стихотворения отпечатанные на альбомном листе

Ход урока.

  1. Организационный момент

  2. Подготовка к изучению нового материала.

Ребята обратите внимание на доску. Что вы видите? (звездное небо) Правильно. Темой нашего урока станет именно Звездное небо.

Запишем тему урока.

Уходя с сегодняшнего урока вы должны Цели.

Узнать интересные легенды о созвездиях, которые, казалось бы, вам давно знакомы

Учитель: Ночное небо! Множество звезд мерцает во мраке. Так много они хотят рассказать о себе, научить нас понимать их, ориентироваться по ним.

В безоблачную безлунную ночь на небе сверкает бесчисленное количество звезд, привлекая к себе внимание человека. На небе можно увидеть около 3х тысяч звезд.

Звездами можно любоваться просто так, но когда знаешь о них хоть немного, становится во 100 крат интереснее наблюдать, как меняется картина звездного неба в зависимости от времени года и времени суток, как восходят и заходят звезды, следуя по неизменным путям из года в год. Каждого человека приступающего к изучению звездного неба, прежде всего, удивляют названия созвездий. Как правило, в расположении звезд даже с богатым воображением трудно увидеть то существо или тот объект, который фигурирует в названии созвездий.

Большая Медведица напоминает скоре ковш, а беспорядочно разбросанные по соседству группы слабых звездочек, называющихся созвездиями Жирафа и Рыси, совсем не похожи на настоящих жирафа и рысь.

Для того чтобы различать и запоминать звезды, еще в глубокой древности люди в разных уголках Земли взаимное расположение звезд объединили в группы и уподобили полученные начертания животным или различным предметам, дав им названия.

  1. Изучение нового материала.

Учитель:У вас на столах лежит карта звездного неба. Обратите внимание. Название некоторых созвездий вам знакомы из древних мифов.

Все знают Большую Медведицу, но кто знает, почему это созвездие - Медведица.

Две Медведицы смеются:

  • эти звезды нас надули!

Нашим именем зовутся,

А похожи на кастрюли.

Разные народы по-разному воспринимали вид звездного неба. По разному сочиняли сказки (мифы) о звездном небе. Все хорошо знают семь звезд ковша Большой Медведицы. Но это только часть созвездия. На современных картах все созвездие занимает гораздо больше места. Невооруженный глаз различает в этом созвездии 125 звезд, т. е. свыше ста солнц, среди которых наше Солнце выглядело бы самой заурядной звездой

Двое учащихся рассказывают миф о созвездии Большой Медведицы с точки зрения Греков и Тюркских народов

Учащиеся:

Греки: представляли, что на небе находится Медведица, и что с ней произошли события, о которых рассказывает очень красивая сказка. Только медведица - странная с длинным хвостом, чего на Земле не бывает. Почему? Судьба у нее такая была.… Как только наступало новолуние (когда на небе не было Луны), Артемида - богиня Луны и охоты - ходила по лесам и долинам в сопровождении свиты из восьмидесяти прекрасных девушек, лесных нимф. Однажды она оставила своих нимф и отправилась на охоту одна. Но надо же было так случиться, что на ту поляну, где резвились нимфы, опустился с неба Зевс, бог - громовержец. Ему очень понравилась нимфа Каллисто, ведь она была самой прекрасной (Каллисто и означает прекраснейшая), но об этом узнала Гера - жена Зевса, богиня - хранительница домашнего очага. Как же она рассердилась! А с ней шутки плохи. И вот Гера, конечно, в тайне от всех, решила отомстить несчастной сопернице и превратила ее в медведицу, надеясь, что ее застрелит из лука Артемида. Артемида во время очередного новолуния спустилась на Землю, увидела медведицу, натянула лук и хотела застрелить ее, но в самый последний момент об этом узнал Зевс. Конечно, он решил спасти несчастную, мгновенно схватил ее и потащил на небо, где и спрятал. Но тащил он ее за хвост, поэтому хвост и стал таким длинным.

Но история не окончилась! Гера все-таки узнала, что Зевс превратил медведицу в созвездие, и тогда она, тоже в тайне от всех, сделала еще одно созвездие - Гончих псов. Собаки «побежали» за «Медведицей», а Медведица от них.

Тюркские народы : представляли стр 137 учебник «Физика астрономия» 9 кл автор Башарулы Р. и др.

Учитель: несколько дней назад некоторыми ребятами были получены вопросы ответы на которые они должны были найти

Вопрос 1 Каково происхождение медицинской эмблемы, с каким созвездием оно связано.

С созвездием змееносца. Асклепий (Эскулап) первый врачеватель. Он собирал травы, исцеляющие от различных болезней, например, предохраняющие от укусов змеи. Змею, ядом которой Асклепий воскрешал мертвых, он держит в руке. Это символ врачевания.

Вопрос 2. Какие звезды связаны с путешествием аргонавтов?

Овен, Киль, Паруса, Корма, близнецы и др. Когда-то Киль, Корма и Паруса входили в одно созвездие Корабль Арго, на нем согласно греческой мифологии, Ясон и аргонавты отправились на поиски золотого руна.

Вопрос 3. Какие созвездия связаны с подвигами Геракла?

Вопрос 4. По какому созвездию ориентируются моряки в Южном полушарии?

По Южному Кресту. Его длинная «прекладина» почти точно указывает на Южный полюс мира. Всякий кто впервые видит южный крест, как правило бывает разочарован: он не так великолепен, как воображают и скорее похож на змея, который запускают дети в ветреный день.

Геркулес, Лев, Орел, Стрела, Стрелец (кентавр Хирон - друг Геракла), Гидра, Рак и др.

Учитель: из глубокой древности к нам дошло 48 названий созвездий, известных со времен Древнего Египта, Вавилона и Древней Греции. Древнегреческие астрономы Гиппарх и Клавдий Птолемей привели в систему названия созвездий, составили первые списки звезд и их описание. Однако это только созвездия которые могли видеть на небе люди, жившие в северном полушарии Земли. А остальные звезды были сгруппированы и нанесены на звездные карты путешественниками, посещавшими южное полушарие , лишь в 16-18 вв.

У вас на столах лежит таблица с которую необходимо заполнить


Астроном или ученый

Внес в развитие науки следующие открытия и события

Гиппарх

составили первые списки звезд и их описание, разделил все видимые величины на шесть групп

Клавдий Птолемей

первые списки звезд и их описание

Бируни

Перевел названия системы звезд Птолемея на арабский язык и несколько их изменил

Иоганн Байер

начал обозначать яркие звезды каждого созвездия буквами греческого алфавита в порядке убывания их блеска

Норман Погсон

Предложил современную школу звездных величин

На доске определение

СОЗВЕЗДИЕМ называется участок небесной сферы со строго определенными границами.

схема

Всего 88 созвездий

Северное полушарие неба 31 созвездие

Экватор

9 созвездий

Южное полушарие неба 48 созвездийУрок по астрономии Звездное небоУрок по астрономии Звездное небо

Урок по астрономии Звездное небо


Название созвездий на международном уровне употребляются на латинском языке, названия же на национальных языка принято давать в переводе с латинского

Например:

на доске Большая Медведица - Ursa Major( сокращенно - Uma), Лев(Leo) Кассиопея (Cas), Орион (Ori).

Большинство ярких звезд имеют собственные названия, своим происхождением они уходят в глубокую древность и отражают как особенности самой, звезды , так и связь с самими созвездиями, в которые они входят

На доске

Сириус - «ярчайшая»,

Альдебаран - «последующая» или «идущая следом»,

Мерак - «живот»

Мегрец -«начало хвоста»

Мицар - «середина»

Фекда - «бедро»


В таблицу вносим еще одного астронома имя, которого мы узнали

Бируни перевел названия системы звезд Птолемея на арабский язык и несколько их изменил

Из трехсот собственных астрономических названий звезд 15 % - греческого, 5% - латинского, 80% - арабского происхождения

Ученик: названия звезд у народов Центральной Азии.

Учитель: В 1603 г. Иоганн Байер начал обозначать яркие звезды каждого созвездия буквами греческого алфавита в порядке убывания их блеска. Эти обозначения используются и в наши дни. Таблица 9 на странице 139.

Для выражения яркости звезд в численном значении астрономы применяют понятие, которое называется видимой звездной величиной. Эту величину ввел древнегреческий астроном Гиппарх. Он разделил все видимые звезды на шесть групп, наиболее яркие отнес к звездам первой величины, едва различимые невооруженным глазом - к шестой. В середине 19 в. английский астроном Норман Погсон предложил современную шкалу звездных величин. В этой шкале разность в 5 звездных величин соответствует изменению блеска звезды в 100 раз. Тогда разница на одну звездную величину соответствует отличию блеска в 2,5 раза.

m - видимые звездные величины. ( табл. 10 стр. 140)

Кроме этого используют еще одну величину блеск небесного светила - это освещенность, создаваемая светилом в месте наблюдения на перпендикулярной к лучам плоскости

Формула Погсона Урок по астрономии Звездное небо=2,512m1-m2 - выражает связь между блеском двух звезд Е1 и Е2 и их звездными величинами m1 и m2.

Существует прибор, с помощью которого определяют блеск небесных светил, используя спектральный анализ - фотометр.

Для определения истинного блеска звезд и других небесных объектов применяют понятие:

Абсолютная звездная величина М - это видимая звездная величина, которую имела бы звезда, находясь на стандартном расстоянии в 10 парсек, или 32,6 светового года. О единицах измерения дальности мы с вами узнаем чуть позже.

Есть еще одна формула которая выражает связь между абсолютной звездной величиной, видимой звездной величиной и расстоянием до звезды.

М=m+5-lgR


  1. Закрепление.

Задание 1. На столах лежат карты Звездного неба. Найти на звездной карте созвездия, названия которых прозвучат в стихотворении( включается музыка и читается стихотворение) через несколько минут учитель проходит и проверяет правильно ли дети нашли эти созвездия на карте.

Под небом голубым

Есть город золотой.

С прозрачными воротами

И яркою звездой.

А в городе том сад:

Все травы да цветы,

Гуляют там животные

Невиданной красы:

Одно, как желтый огнегривый лев,

Другое - вол, исполненный очей,

С ними золотой орел небесный,

Чей так светел взор незабываемый.

А в небе голубом

Горит одна звезда.

Она твоя, о ангел мой,

Она твоя всегда.

Кто любит, тот любим,

Кто светел , тот и свят.

Пускай ведет звезда твоя

Дорогой в дивный сад.

Тебя там встретит огнегривый лев

И синий вол, исполненный очей,

С ними золотой орел небесный,

Чей так светел взор незабываемый.

Если успеем Задание 2. работа с таблицей упр 30. (1)

  1. проверка понимания

Тест на проверку остаточных знаний

Вариант 1

1. Сколько звезд можно увидеть в безлунную ночь на небе?

А. 1 тыс Б. 2 тыс В.* 3 тыс Г. 4 тыс

2. От куда пришло название созвездия Большая медведица?

А. От греков Б. От тюркских народов В. от греков Г. нет правильного ответа

3. Какое созвездие связано с медицинской эмблемой?

А. Северный крест Б. Змееносец В. Большая медведица Г. Лев

4. Сколько созвездий находится в северном полушарии?

А. 31 Б. 32 В.33 Г. 34

5. Как употребляется название созвездий на международном языке?

А. на греческом языке Б. на латинском языке В. на английском Г. на немецком языке

6. С помощью какого прибора определяют блеск небесных светил?

А. фотометр Б. спидометр В. телескоп Г. источники радиоизлучения


Вариант 2

  1. Что называется созвездием?

А. называется участок небесной сферы со строго определенными границами Б. называется участок небесной сферы В. называется участок небесной сферы без границ Г. множество звезд

2. Сколько созвездий находится в южном полушарии?

А. 45 Б. 42 В.43 Г. 48

3. Какими буквами обозначаются звезды в созвездиях?

А. греческий алфавит Б. латинский алфавит В. английский алфавит Г. немецкий алфавит

4. Видимая звездная величина?

А. означает освещенность создаваемую светилом Б. выражения яркости звезд в численном значении

В. определения истинного блеска звезд и других небесных объектов В. нет правильного ответа

5. С какими созвездиями связаны подвиги Геракла? (напиши самостоятельно в строчку, через запятую)

6. Благодаря какому физическому явлению мы видим звезд?

А. излучению Б. конвекции В. отражению Г. преломлению


  1. Домашнее задание §38. прочитать. Найти ответы на вопросы: как найти Полярную звезду, в каком созвездии она находится ее характеристики Перльман Я. И. Занимательная астрономия - М. ВАП, 1994.

На половину альбомного листа сделать рисунок к следующему уроку

Урок по астрономии Звездное небоУрок по астрономии Звездное небоУрок по астрономии Звездное небо

Урок по астрономии Звездное небо

Урок по астрономии Звездное небо


  1. итог урока.


© 2010-2022