Развернутое календарно-тематическое планирование по физике 7 класс

Раздел Физика
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

№ п/п

Наименование раздела программы

Тема урока

(этап проектной или исследовательской деятельности)

Кол-во

часов

Элементы

содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Д/з

Дата проведения

план

факт

1

2

3

4

6

7

10

11

12

1/1

Введение

Что изучает

физика. Некоторые физические

термины. Наблюдения и опыты

1

Физические явления, вещество, тело, материя. Основные методы изучения физики, их различие.

Демонстрации. Скатывание шарика по желобу, колебания математического маятника, нагревание спирали электрическим током


Знать, объяснять, описывать физические явления, отличать физические явления от химических;

Уметь проводить наблюдения физических явлений, анализировать и классифицировать их, различать методы изучения физики

§ 1 - 3



1/2


Физические

величины. Измерение физических

величин. Точность и по-

грешность измерений

1

Понятие о физической величине. Международная система единиц. Простейшие измерительные приборы. Цена деления прибора. Нахождение погрешности измерения. Демонстрации. Измерительные приборы: линейка, мензурка, измерительный цилиндр, термометр, секундомер и др.

Знать как измерять расстояния, промежутки

времени, температуру;

Уметь обрабатывать результаты измерений; определять цену деления шкалы измерительного цилиндра; определять объем жидкости с помощью измерительного цилиндра;

переводить значения физических величин в СИ, определять погрешность измерения

§ 4, 5



1/3


Лабораторная

работа № 1 «Определение

цены деления измерительного прибора»

1

Лабораторная

работа № 1 «Определение

цены деления измерительного прибора»

Знать, как находить цену деления любого измерительного прибора

Уметь анализировать результаты по определению цены деления измерительного

прибора, делать выводы; работать в группе




1/4

Введение

Физика и тех-

ника

1

Современные достижения науки. Роль физики и ученых нашей страны в развитии

технического прогресса. Влияние технологических процессов на окружающую

среду.

Знать основные этапы развития физической науки и называть имена выдающихся ученых;

Уметь делать выводы о развитии физической

науки и ее достижениях;

составлять план презентации

§ 6



2/1

Первоначаль-ные сведения о строении вещества








Первоначаль-ные сведения о строении вещества

Строение

вещества.

Молекулы. Броуновское

движение

1

Представления о строении вещества. . Размеры

молекул.

Демонстрации. Модель хаотического движения

молекул в газе, изменение объема твердого тела и жидкости при нагревании

Знать опыты, подтверждающие

молекулярное строение вещества, броуновское движение;

Уметь определять размер малых тел;объяснять: основные свойства молекул, физические явления на основе знаний о строении вещества

§ 7-9



2/2

Лабораторная работа № 2 «Определение

размеров малых тел»

1

Лабораторная работа № 2 «Определение

размеров малых тел»

Знать как измерять размеры малых тел методом рядов;

Уметь представлять результаты измерений в виде таблиц; выполнять исследовательский эксперимент по определению размеров малых тел




2/3

Движение молекул

1

Диффузия в жидкостях, газах и твердых телах. Связь скорости диффузии и температуры тела.

Демонстрации. Диффузия в жидкостях и газах. Модели строения кристаллических

тел. Выращивание кристаллов поваренной соли

Знать явление диффузии и зависимость скорости ее протекания от температуры тела;

Уметь приводить примеры диффузии в окружающем мире; наблюдать процесс образования кристаллов; анализировать результаты опытов по движению молекул и диффузии

§ 10



2/4

Взаимодействие молекул

1

Существование сил взаимного притяжения и отталкивания молекул. Явление смачивания и несмачивания тел.

Демонстрации. Разламывание хрупкого

тела и соединение его частей, сжатие и выпрямление упругого тела.

Знать опыты по обнаружению сил взаимного притяжения и отталкивания молекул; объяснять явления

смачивания и несмачивания тел Уметь проводить эксперимент по обнаружению действия сил молекулярного притяжения, делать выводы

§ 11



2/5

Агрегатные

состояния вещества. Свойства газов,

жидкостей и твердых тел

1

Агрегатные состояния вещества. Объяснение свойств газов, жидкостей

и твердых тел на основе молекулярного строения.

Демонстрации. Сохранение жидкостью объема, заполнение газом всего предоставленного ему объема, сохранение твердым телом формы

Знать различия в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов;

Уметь выполнять исследовательский эксперимент по изменению агрегатного состояния воды, анализировать его и делать выводы

§ 12, 13



2/6

Контрольная работа №1 по теме «Первоначальные сведения о строении вещества»

1






3/1

Взаимодей-ствие тел





Взаимодей-ствие тел











Взаимодей-ствие тел











Взаимодей-ствие тел











Взаимодей-ствие тел

Механическое движение.

Равномерное и неравномерное движение

1

Механическое движение. Траектория движения тела,

путь. Равномерное и неравномерное движение. Относительность движения.

Демонстрации. Траектория движения мела по доске, движение шарика по горизонтальной поверхности

Знать как переводить основную единицу пути в

км, мм, см, дм; различия равномерного и неравно-

мерного движения;

Уметь доказывать относительность движения тела; определять тело, относительно которого происходит движение;

§ 14, 15



3/2

Скорость.

Единицы скорости

1

Скорость равномерного и неравномерного движения. Векторные и скалярные физические величины. Единицы измерения скорости. Решение задач.


Знать как рассчитывать скорость тела при равномерном и среднюю скорость при неравномерном движении;

Уметь выражать скорость в км/ч, м/с; анализировать таблицу скоростей движения

§ 16



3/3

Расчет пути

и времени движения

1

Определение пути, пройденного телом при

равномерном движении, по формуле и с

помощью графиков. Нахождение времени

движения тел. Решение задач.

Знать как представлять результаты измерений

и вычислений в виде таблиц и графиков;

Уметь определять: путь, пройденный за данный промежуток времени, скорость тела по графику

§ 17



3/4

Инерция

1

Явление инерции.

Решение задач.

Демонстрации. Движение тележки по

гладкой поверхности и поверхности с песком.

Знать примеры проявления явления инерции в быту;

Уметь объяснять явление инерции; проводить исследовательский эксперимент по изучению явления инерции

§ 18



3/5

Взаимодействие тел

1

Изменение скорости тел при взаимодействии. Демонстрации. Изменение скорости движения тележек в результате взаимодействия.

Знать явление взаимодействия

тел;

Уметь объяснять опыты по взаимодействию

тел и делать выводы

§ 19



3/6

Масса тела.

Единицы массы.

Измерение массы

тела на весах

1

Масса. Масса - мера инертности тела.

Инертность - свойство тела. Единицы массы.

Демонстрации.

Различные виды весов. Взвешивание монеток на демонстрационных весах

Знать зависимость изменения скорости движения тела от его массы;

Уметь переводить основную единицу массы в т, г, мг;

работать с текстом учебника,

различать инерцию и инертность тела

§ 20, 21



3/7

Лабораторная работа № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах»

1

Лабораторная работа № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах»

Знать как взвешивать тело на учебных весах и с их помощью определять массу тела;

Уметь пользоваться разновесами; работать в группе




3/8

Плотность

вещества

1

Плотность вещества.

Единицы плотности.

Демонстрации. Сравнение масс тел,

имеющих одинаковые объемы.

Знать как определять плотность вещества;

Уметь анализировать табличные данные; переводить значение плотности из

кг/м3 в г/см3

§ 22



3/9

Лабораторная работа № 4 «Измерение объема тела».

Лабораторная работа № 5 «Определение

плотности твердого тела»

1

Лабораторная работа № 4 «Измерение объема тела».

Лабораторная работа № 5 «Определение

плотности твердого тела»

Знать как измерять объем тела с помощью измерительного цилиндра;

Уметь измерять плотность твердого тела с помощью весов и измерительного цилиндра; делать выводы; представлять результаты измерений в виде таблиц




3/10

Расчет массы и объема тела

по его плотности

1

Решение задач.

Демонстрации. Измерение объема деревянного бруска

Знать как определять массу тела по его объему и плотности; формулы для нахождения массы тела, его объема и плотности;

Уметь работать с табличными данными

§ 23



3/11

Решение задач по темам «Механическое

движение», «Масса», «Плотность вещества»

1

Решение задач по темам «Механическое

движение», «Масса», «Плотность вещества»

Использовать знания из курса математики и физики при расчете массы тела, его плотности или объема;

Уметь анализировать результаты, полученные при решении задач




3/12

Контрольная работа №2 по темам«Механиче-

ское движение», «Масса»,«Плотность вещества»

1






3/13

Сила

1

Сила - причина изменения скорости движения. Графическое изображение силы. Сила - мера взаимодействия тел.

Демонстрации. Взаимодействие шаров

при столкновении. Сжатие упругого тела.

Знать понятие сила.

Уметь графически, в масштабе изображать

силу и точку ее приложения;

определять зависимость изменения скорости тела от приложенной силы;


§ 24



3/14

Явление тяготения. Сила тяжести. Сила тяжести на других

планетах

1

Сила тяжести.Зависимость силы тяжести от массы тела. Свободное падение тел. Сила тяжести на других планетах.

Демонстрации. Свободное падение тел в трубке Ньютона

Знать примеры проявления тяготения в окружающем мире;

Уметь находить точку приложения и указывать направление силы тяжести;

систематизировать и обобщать сведения о явлении тяготения и делать выводы

§ 25, 26



3/15

Сила упру-

гости. Закон Гука

1

Возникновение силы упругости. Природа

силы упругости.

Формулировка закона Гука.

Демонстрации. Виды деформации.

Знать отличие силы упругости от силы тяжести;

Уметь графически изображать силу упругости, показывать точку приложения

и направление ее действия

§ 27



3/16

Вес тела.

Единицы силы.

Связь между си-

лой тяжести и массой тела

1

Вес тела. Отличие веса тела от силы тяжести.

Решение задач

Знать как графически изображать вес тела и точку его приложения; рассчитывать силу тяжести и вес тела;

Уметь находить связь между силой тяжести и массой тела

§ 28, 29



3/17

Динамометр. Лабораторная работа № 6 «Градуирование

пружины и измерение сил динамометром».

1

Изучение устройства динамометра. Измерения сил с помощью динамометра

Знать как градуировать пружину;

Уметь различать вес тела и его массу; работать в группе

§ 30



3/18

Сложение

двух сил, направ-

ленных по одной

прямой.Равнодей-

ствующая сил

1

Равнодействующая сил. Сложение двух

сил, направленных по одной прямой в одном направлении и в противоположных.

Знать как экспериментально находить равнодействующую двух сил;

Уметь рассчитывать равнодейс-

твующую двух сил

§ 31



3/19

Сила трения. Трение покоя

1

Сила трения. Измерение силы трения скольжения. Сравнение силы трения с весом тела. Трение покоя. Демонстрации.

Сравнение силы трения

скольжения с силой трения качения. Подшипники

Знать как измерять силу трения скольжения; способы увеличения и уменьшения силы трения;

Уметь применять знания о видах трения и способах его изменения на практике

§ 32, 33



3/20

Трение в природе и технике. Лабораторная работа № 7 «Измерение силы трения спомощью динамометра»

1

Роль трения в технике. Способы увеличения и уменьшения трения.

Знать влияние силы трения

в быту и технике;

Уметь измерять силу трения с помощью динамометра

§ 34



3/21

Решение задач по темам «Силы», «Равнодействующая сил»

1

Решение задач по темам «Силы», «Равнодействующая сил»

Применять знания из курса математики, физики к

решению задач;

Уметь переводить единицы измерения




3/22

Контрольная работа № 3 по темам «Вес тела»,

«Графическое изображение сил», «Силы»,

«Равнодействующая сил»

1






4/1

Давление твердых тел, жидкостей и газов




Давление твердых тел, жидкостей и газов











Давление твердых тел, жидкостей и газов










Давление твердых тел, жидкостей и газов


Давление.

Единицы давле-

ния

1

Давление. Единицы давления. Решение задач.

Демонстрации. Зависимость давления от действующей силы и площади опоры.

Знать зависимость действующей силы от площади опоры;

Уметь вычислять давление по известным массе и объему;

переводить основные единицы давления в кПа, гПа




4/2

Способы

уменьшения и увеличения давления

1

Выяснение способов изменения давления в

быту и технике

Знать примеры увеличения площади опоры для уменьшения давления. Уметь выполнять исследовательский эксперимент по изменению давления, анали-

зировать его и делать выводы

§ 36



4/3

Давление газа

1

Причины возникновения давления газа. Зависимость давления газа данной массы

от объема и температуры.

Демонстрации. Давление газа на стенки сосуда

Знать отличия газов по их свойствам от твердых тел и жидкостей;

Уметь анализировать результаты эксперимента по изучению давления газа, делать выводы

§ 37



4/4

Передача

давления жидкос-

тями и газами. За-

кон Паскаля

1

Передача давления

жидкостью и газом. Закон Паскаля. Демонстрации. Шар Паскаля

Знать причину передачи давле-

ния жидкостью или газом во все стороны одинаково;

Уметь анализировать опыт по передаче давления жидкостью и объяснять его результаты

§ 38



4/5

Давление в

жидкости и газе.

Расчет давления

жидкости на дно и стенки сосуда

1

Наличие давления внутри жидкости. Увеличение давления с глубиной погружения. Решение задач.

Демонстрации.

Опыт с телами различной плотности, погруженными в воду

Знать как выводить формулу для расчета давления жидкости на дно и стенки сосуда;

Уметь работать с текстом учебника; составлять план проведения опытов

§ 39, 40



4/6

Решение задач.

по теме «Давление в жидкости и газе.

Закон Паскаля»

1

Решение задач.

Самостоятельная работа

(или кратковременная контрольная работа)

Применять знания из курса математики, физики к

решению задач;

Уметь решать задачи на расчет давления

жидкости на дно и стенки сосуда




4/7

Сообщающиеся сосуды

1

Обоснование расположения поверхности однородной жидкости в сообщающихся сосудах на одном уровне

Демонстрации. Равновесие в сообщающихся сосудах однородной жидкости и

жидкостей разной плотности

Знать примеры сообщающихся

сосудов в быту;

Уметь проводить исследовательский эксперимент с сообщающимися сосудами,

анализировать результаты, делать выводы

§ 41



4/8

Вес воздуха.

Атмосферное дав-

ление

1

Атмосферное давление.

Явления, подтверждающие существование

атмосферного давления.

Демонстрации. Определение массы воздуха

Знать как вычислять массу воздуха; сравнивать атмосферное давление на

различных высотах;

Уметь проводить опыты по обнаружению атмосферного дав

§ 42, 43



4/9

Измерение

атмосферного давления. Опыт Торричелли

1

Определение атмосферного давления. Опыт Торричелли.

Решение задач. Демонстрации. Измерение атмосферного давления. Опыт с магдебургскими полушариями

Знать как вычислять атмосферное давление;

Уметь наблюдать опыты по измерению атмосферного давления и делать выводы




4/10

Барометр-

анероид. Атмос-

ферное давление

на различных вы-

сотах

1

Знакомство с работой и устройством барометра-анероида. Решение задач.

Демонстрации. Измерение атмосферного давления барометром-анероидом.


Знать как измерять атмосферное давление с помощью барометра-анероида;

Уметь объяснять изменение атмосферного

давления по мере увеличения высоты над уровнем моря;

§ 45, 46



4/11


Манометры

1

Устройство и принцип действия открытого

жидкостного и металлического манометров.

Знать как измерять давление с помощью манометра;

Уметь определять давление с помощью манометра

§ 47



4/12

Поршневой

жидкостный на-сос. Гидравличе-

ский пресс

1

Принцип действия поршневого жидкостного насоса и гидравлического пресса.


Знать примеры применения

поршневого жидкостного насоса и гидравлического пресса;

Уметь работать с текстом учебника

§ 48, 49



4/13

Действие

жидкости и газа на погруженное в них тело

1

Причины возникновения выталкивающей силы. Природа выталкивающей силы. Демонстрации. Действие жидкости на погруженное в нее тело

Знать примеры, подтверждающие существование выталкивающей силы;

Уметь применять знания о причинах возникновения выталкивающей силы на практике

§ 50



4/14

Закон Архимеда

1

Закон Архимеда. Плавание тел. Решение задач.

Демонстрации. Опыт с ведерком Архимеда

Знать как рассчитывать силу Архимеда; указывать причины, от которых зависит сила Архимеда;

Уметь выводить формулу для определения выталкивающей силы;

§ 51



4/15

Лабораторная работа № 8 «Определение

выталкивающей силы, действующей на

погруженное в жидкость тело»

1

Лабораторная работа № 8 «Определение

выталкивающей силы, действующей на

погруженное в жидкость тело»

Знать как обнаруживать выталкивающее действие жидкости на погруженное в нее тело;

Уметь определять выталкивающую силу; работать в группе




4/16

Плавание

тел

1

Условия плавания тел. Зависимость глубины погружения тела в жидкость от его плотности. Демонстрации. Плавание в жидкости тел различных плотностей

Знать причины плавания

тел;

Уметь приводить примеры плавания различных тел и живых организмов;


§ 52



4/17

Решение

задач по темам «Архимедова си-

ла», «Условия плавания тел»

1

Решение

задач по темам «Архимедова сила», «Условия плавания тел»

Знать как рассчитывать силу Архимеда;

Уметь анализировать результаты, полученные при решении задач




4/18

Лабораторная работа № 9 «Выяснение ус-

ловий плавания тела в жидкости»

1

Лабораторная работа № 9 «Выяснение ус-

ловий плавания тела в жидкости»

Знать условия, при которых тело плавает, всплывает, тонет

в жидкости;

Уметь работать в группе




4/19

Плавание

судов. Воздухо-

плавание

1

Физические основы плавания судов и воздухоплавания. Водный и воздушный

транспорт. Решение задач.


Знать условия плавания судов;

приводить примеры плавания и воздухоплавания;

Уметь применять на практике знания условий плавания судов и воздухоплавания

§ 53, 54



4/20

Решение задач по темам «Архимедова сила», «Плавание тел»

1

Решение задач по темам «Архимедова сила», «Плавание тел. Плавание судов. Воздухоплавание»

Применять знания из курса математики, физики при решении задач

Уметь решать задачи на данную тему




4/21

Контрольная работа №4 по теме «Давление твердых тел, жид-

костей и газов»

1

Контрольная работа №4 по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов»





5/1

Работа и мощность. Энергия









Работа и мощность. Энергия










Работа и мощность. Энергия







Механическая работа. Единицы работы

1

Механическая работа, ее физический смысл. Единицы работы. Решение задач.

Знать как вычислять механическую работу;

Уметь определять условия, необходимые для совершения механической работы

§ 55



5/2

Мощность.

Единицы мощнос-

ти

1

Мощность. Единицы мощности. Решение задач.

Демонстрации. Определение мощности,

развиваемой учеником при ходьбе

Знать как вычислять мощность по известной работе; приводить примеры единиц мощности-Уметь выражать мощность в различных единицах

§ 56



5/3

Простые механизмы. Рычаг.

1

Простые механизмы. Рычаг. Условия равновесия рычага. Решение задач.

Знать условия равновесия рычага;

Уметь определять плечо силы;

решать графические задачи

§ 57, 58



5/4

Момент силы

1

Момент. Правило моментов. Единица момента

силы. Решение качественных задач.

Демонстрации. Условия равновесия рычага

Знать примеры, иллюстрирую-

щие, как момент силы характеризует действие силы;

Уметь работать с текстом учебника


§ 59



5/5

Рычаги в технике, быту и природе. Лабораторная работа № 10 «Выяснение ус-

ловия равновесия рычага»

1

Устройство и действие рычажных весов.

Лабораторная работа № 10 «Выяснение условия равновесия рычага»

Знать при каком соотношении сил и их плеч рычаг

находится в равновесии;

Уметь проверять на опыте правило моментов





5/6

Блоки. «Золотое правило» механики

1

Подвижный и неподвижный блоки - простые механизмы.

Суть «золотого правила» механики. Решение задач. Демонстрации. Подвижный и неподвижный блоки

Знать примеры применения не-

подвижного и подвижного блоков на практике;

Уметь сравнивать действие подвижного и неподвижного блоков

§ 61, 62



5/7

Решение задач по теме «Условия равновесия рычага»

1

Решение задач по теме «Условия равновесия рычага»

Применять знания из курса математики, физики;

Уметь анализировать результаты, полученные при решении задач




5/8

Центр тяжести тела

1

Центр тяжести тела. Центр тяжести различных твердых тел. Опыты. Нахождение центра тяжести плоского тела

Знать понятие центра тяжести Уметь находить центр тяжести плоского тела;


§ 63



5/9

Условия равновесия тел

1

Условия равновесия тел.

Демонстрации. Устойчивое, неустойчивое и безразличное равновесия тел

Уметь устанавливать вид равновесия по изменению положения центра тяжести

тела;

Знать примеры различных ви-

дов равновесия, встречающихся в быту;

§ 64



5/10

Коэффициент полезного дейст-вия.Лабораторная работа № 11 «Определение КПД при подъеме тела понаклонной плоскости»

1

Понятие о полезной и полной работе. КПД механизма. Наклонная плоскость. Определение ее КПД. Лабораторная работа № 11 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»

Знать, что полезная работа, выполненная с помощью простого механизма, меньше

полной;

Уметь анализировать КПД различных механизмов; работать в группе

§ 65



5/11

Энергия.

Потенциальная и

кинетическая

энергия

1

Понятие энергии. Потенциальная энергия. Зависимость потенциальной энергии тела, поднятого над землей, от его массы и

высоты подъема. Кинетическая энергия.

Зависимость кинетической энергии от массы тела и его скорости. Решение задач

Приводить примеры тел, обладающих потенциальной, кинетической

энергией; работать с текстом учебника

§ 66, 67



5/12

Превращение одного вида

механической

энергии в другой

1

Переход одного вида механической энергии в другой. Переход энергии от одного тела к другому. Решение задач

Приводить примеры: превращения энергии из одного вида в другой; тел, обладающих одновременно и кинетической и потенциальной энергией;

-работать с текстом учебника

§ 68



5/13

Контрольная работа по теме «Работа. Мощность, энер-

гия»

1

Контрольная работа по теме «Работа. Мощность, энер-

гия»





5/14

Повторение пройденного материала

1

Повторение пройденного материала

Демонстрировать презентации;

выступать с докладами;

участвовать в обсуждении докладов и презентаций




5/15

Повторение пройденного материала

1




5/16

Повторение пройденного материала

1




5/17

Повторение пройденного материала

1






© 2010-2022