Конкурс по физике Счастливый случай ( 9 класс)

    Внеклассная работа по предмету является важной частью учебного процесса.Большинство учащихся считают физику трудным, но не нелюбимым предметом.Всегда имеются группы ребят, проявляющих повышенный интерес к ней и изучающих физику с увлечением.    Для создания положительной мотивации к изучению физики между классами можно проводить конкурсы, соревнования.    В данном материале приведен сценарий конкурса по физике"Счастливый случай".Конкурс составлен по типу одноименной телевизионной игры.В сцен...
Раздел Физика
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конкурс по физике «Счастливый случай»


Автор: Шевела С.И. - учитель МОУ ГСОШ г.Калязин


Игра проводится для параллели 9 классов.

Классам сообщается об игре заранее, за 2 недели до игры. Из каждого класса формируются команды и группы поддержки.

Цели:

1. Развитие интереса к дисциплине.

2. Систематизация знаний по физике.

3. Развитие внимания, внимательности, умение концентрироваться, привитие навыков общения.

Порядок игры:

Играют 4 команды по 6 человек; у каждой команды группа поддержки в количестве 5 - 6 человек. Конкурс проводится в большом кабинете, команды садятся по периметру прямоугольника, за каждой - группа поддержки. Ведущий в центре прямоугольника; стол, на котором часы, оборудование (накрытое) «бочка». Перед 1, 3, 4, конкурсами капитаны команд вытаскивают билеты с номером задания.

Конкурсы:

1. Разминка - (10 баллов ), учитывается количество правильных ответов. Самая быстрая команда получает дополнительно 1 балл.

2. « Заморочки» из бочки - 2 балла.

3. Конкурс капитанов - 5 баллов.

4. Тёмная лошадка - 3 балла ответ по физике

3 балла ответ по литературе.

Если не отвечает команда, то отвечает группа поддержки. Во 2,3,4 конкурсах, каждый ответ + 1балл команде.

Подведение итогов ведётся по ходу игры и заносится в таблицу помощником.


1 команда

2 команда

3 команда

4 команда

1 конкурс





2 конкурс





3 конкурс





4 конкурс





ИТОГО






1. Разминка.

Каждой команде задаётся 10 вопросов - (каждый вопрос -1балл)

(На вопросы, которые не отвечает команда - отвечает группа поддержки) - 0,5 балла.

2. « Заморочки» из бочки.

Капитаны вытаскивают вопрос из бочки - обсуждают группой (3-5мин) - Ответ - 2 балла.

-Не отвечают - Отвечает группа поддержки - 1 балл.

3. Конкурс капитанов. - Ответ-5 баллов.

На столе:

1) плоскопараллельная стеклянная пластинка со скошенной гранью (или треугольная призма)

2) магнитная стрелка

3)полотенце

4) ручка и кусочек шерсти

5)чайник.

Капитанам необходимо выбрать приборы (предметы) при помощи которых можно доказать или продемонстрировать следующие явления.

1) Радуга

2) Падение тел на землю

3) Явление смачивания

4) Явление электризации

5) Закон сообщающихся сосудов.

4. Тёмная лошадка. - Ответ - 3 балла.

Задание: Кто автор строк?

Как называется произведение?

Что представляют с точки зрения физики «на стёклах лёгкие узоры»?

1) В окно увидела Татьяна

Поутру побелевший двор.

Куртины, кровли и забор,

На стёклах лёгкие узоры,

Деревья в зимнем серебре…..

Ответ: А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Кристаллики пара - десублимация, Иней.

2)

Помнишь время молодое?

Мы врывались на пари,

Оставляя пол-ладони

Примороженной к двери.

Почему «пол-ладони» оказалось «примороженной к двери»?

Ответ: А. Вознесенский «Мороз». Металл, обладая большей, чем дерево теплопроводностью, активно «отводит» тепло от руки, вследствие чего влага, имеющая в её порах и на ней, быстро охлаждается до температуры кристаллизации и примерзает.

3)

Всё молчит, - лучина с треском

Лишь горит багровым блеском,

Да по кровле ветер шумит.

Почему лучина «горит с треском».

Ответ: А.А. Фет «Метель». При горении лучины из её древесины испаряется влага; пар увеличивается в объёме, с треском разрывает древесные волокна.

4)

Вот морозы затрещали

И сковали все пруды

И мальчишки закричали

Ей «Спасибо» за труды.

Какое явление связано с событием «сковали все пруды»?

Ответ: С. Есенин «Зима» .Кристаллизация воды при понижении температуры ниже нуля градусов.

5. Подведение итогов.

Выигрывает команда, набравшая большее количество баллов


I этап.

Разминка.

1 команда

1. Водяные пары в воздухе при температуре ниже точки росы (туман).

2. Переход вещества из твёрдого состояния в жидкое (плавление).

3. Изменение магнитных полей на солнце (солнечная активность).

4. Четвёртое фазовое состояние вещества (плазма).

5. Лягушки квакают к …? (дождю).

6. Прибор для измерения влажности воздуха (психрометр).

7. Свечение разреженного воздуха на полюсах земли (северное сияние).

8. Щит Земли от действия космического излучения (магнитосфера)

9. Чем объясняется смена времён года на Земле (движением Земли вокруг Солнца).

10. Сколько цветов в радуге (7).

2 команда

1. Содержание водяных паров в атмосфере (влажность).

2. Тонкие трубки, по которым поднимается жидкость (каппиляр).

3. Переход вещества из жидкости в газ (парообразование).

4. Искровой разряд в атмосфере (молния)

5. Потоки заряженных частиц, отрывающихся от Солнца (солнечный ветер).

6. При какой температуре замерзает вода ( 0)

7. Твёрдое состояние воды (лёд).

8. Перемешивание тёплого и холодного воздуха (конвекция).

9. Кристаллы льда в воздухе (снежинки).

10. Механическая волна, вызывающая у человека слуховое ощущение (звук).

3 команда

1. Переход вещества из жидкого состояния в твёрдое (кристаллизация).

2. Где существует четвертое состояния вещества (на звёздах, Солнце).

3. Каким явлением объясняется зависание дыма в воздухе (диффузией).

4. Газообразное состояние воды (пар).

5. Мельчайшие нейтральные частицы, из которых состоят вещества (атом, нейтрон).

6. При какой температуре кипит вода

7. Чем объясняется смена дня и ночи (вращением Земли вокруг оси).

8. Разряд на линиях электропередач во влажную погоду (коронный)

9. Как движутся заряды в магнитном поле Земли (по спирали).

10. Шум, возникающий во время грозы (гром).

4 команда

1. период солнечной активности (11 лет)

2. Фазовые состояние вещества, которые на Земле в природных условиях не встречается (плазма).

3. В дождь петух кукарекает (к Солнцу, к прекращению дождя).

4. Причиной радуги является явление (дисперсия).

5. Животные, которые ориентируются при помощи ультразвуковых волн (летучие мыши).

6. Чем объясняется окраска крыльев насекомых (интерференцией).

7. Электромагнитная волна, вызывает у человека зрительные ощущения (свет).

8. Колебание магнитного поля Земли (магнитные бури).

9. Сколько времени удерживается зрительное ощущение на сетчатке глаза (1/10 с).

10. Какую жидкость можно налить выше краёв (смачивающую).


II этап.

Заморочки из бочки.



  1. В бутылке, завёрнутой в мокрую тряпку, вода имеет температуру ниже, чем температура окружающего воздуха. Почему?

Ответ: С мокрой тряпки происходит испарение и внутренняя энергия бутылки и воды уменьшается, следовательно понижается и температура.

2) Почему пруды замерзают раньше рек?

Ответ: Движение воды в реке постоянно выносит со дна на поверхность тёплую воду.

3) Почему морская вода не замерзает при температуре 0°С.

Ответ: температура замерзания солёной воды ниже 0°С.

4) Верно ли, что ласточки предвещают приближение дождя. Почему?

Ответ: Крылья насекомых тяжелеют, т.к. перед дождём увеличивается относительная влажность воздуха. Ласточки питаются насекомыми и летают низко над землей.

5) Почему птицы слетают с провода высокого напряжения, когда включаю ток?

Ответ: При включении тока высокого напряжения на перьях возникает электрический заряд, перья топорщатся и это пугает птицу.

6) В каком месте Земли магнитная стрелка обоими концами показывает на юг.

Ответ: на северном географическом полюсе.

7) Почему днём не видно звёзд?

Ответ: Рассеянный атмосферой солнечный свет намного ярче света звёзд, поэтому днём звёзд не видно.

8) Животные, имеющие на теле волосяной покров, весной линяют, а осенью волосяной покров восстанавливается. Какое значение это имеет для животных?

Ответ: Слой воздуха между волосинками увеличивают толщину теплоизоляционного слоя между телом животного и волосяного покрова.









© 2010-2022