- Преподавателю
- Физика
- Внеклассное мероприятие по физике
Внеклассное мероприятие по физике
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Махметова Г.К. |
Дата | 07.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Внеклассное мероприятие
«Занимательные опыты по физике»
Дата: 15.04.15
Класс: 8 «Ф», 7 «М»
Цель:
-
познакомить с интересной, важной наукой - физикой;
-
формирование интереса к предмету, создание положительной мотивации;
-
показать, что любое явление имеет физическое объяснение.
Приглашенные: учащиеся 6-х классов.
Оборудование:
-
электрофорная машина, куочек ватки;
-
воздушный шарик, свеча, стакан с водой, спички;
-
вертушки, изготовленные из бумаги, скрепки;
-
варенное яйцо, сосуд с водой, соль;
-
стеклянная бутылка;
-
открытка, монета;
-
линейка длинная;
-
бутылка пластиковая 0,5 л или 0,25 л;
Ход мероприятия
Вступительное слово ведущего (Полина Денисенко):
Здравствуйте, уважаемые гости! Сегодня мы хотели вас познакомить с интересной, замечательной, важной, экспериментальной наукой - физикой, которую вы начнете изучать на следующий год. Вашему вниманию мы хотим предоставить несколько опытов, которые вы должны попытаться объяснить. Эти эксперименты вы можете провести у себя на кухне, используя самые обычные бытовые предметы: тарелки, стаканы, бутылки и т.п. Более полное подробное и точное объяснение будет дано каждым проводившим опыт.
Опыт 1 «Теплопроводность»
Влада Сергеева, 8ф
Воздушный шар, частично заполненный водой нагревают на пламени свечи. Шар не плавится. Если нагревать воздушный шар без воды, то он лопается.
Объяснение: вода имеет большую удельную теплоемкость, чем резиновая оболочка, поэтому забирает все подводимое тепло.
Опыт 2 «Вертолет»
Полина Денисенко, 8ф
Для постройки вертолета нам понадобится тетрадный листок, ножницы, линейка, карандаш и несколько канцелярских скрепок. Сложите и разрежьте вдоль лист бумаги. Одну из получившихся половинок сложите вдоль. При помощи карандаша и линейки нарисуйте прямоугольный треугольник в соответствие с чертежом. Вырежьте заштрихованный треугольник одновременно на двух слоях бумаги. Разверните сложенный лист и разрежьте его до точки, указанной на рисунке. Получится 2 крыла. Загните к центру оба выступа, идущие от треугольника до конца листа, и защемите их снизу скрепкой. Отогните крылья - одно в одну сторону, другое в противоположную. Поднимите вертолет над головой и опустите его. Добавляйте по одной скрепке и снова запускайте вертолет. По мере увеличения веса скорость вращения до определенного момента растет, а потом при увеличении нагрузки до некоторой величины возросший вес так сильно увлекает вертолет вниз, что крылья распрямляются - и он падает, как любой другой предмет.
Объяснение: когда бумажный вертолет падает, воздух из-под крыльев вырывается во всех направлениях. Воздушный поток давит на крылья вертолета, и он вращается. При увеличении нагрузки вертолет падает быстрее, из-за чего воздушный поток сильнее воздействует на него и скорость вращения возрастает.
Опыт 3 «Инерция»
Максим Ширшов, 8ф
Положите листок бумаги на край стола. На листок поставьте брусок или стакан с водой. Свешивающийся конец листка возьмите в одну руку, а ребром ладони другой руки резко ударьте по нему. При этом листок выдергивается, а стакан остается. Почему?
Объяснение: при резком выбивании листка из-под стакана время взаимодействия указанных тел мало, поэтому небольшая сила трения, действующая на стакан с водой, не может сообщить скорость в горизонтальном направлении. Практически стакан с водой сохраняет состояние покоя по инерции.
Опыт 4 «Инерция»
Данил Вусатый, 8ф
Положите на стакан кусок картона размером 7*10 см с монетой наверху. Резко щелкните по ребру картона. При этом он вылетит, а монета упадет на дно стакана. Почему?
Объяснение: при резком выбивании куска картона из-под монеты время взаимодействия указанных тел мало, поэтому небольшая сила трения, действующая на монету, не может сообщить скорость в горизонтальном направлении. Практически монета сохраняет состояние покоя по инерции и падает на дно стакана.
Опыт 5 «Сила трения»
Танирберген Жанмуканбет, 8ф
Возьмите линейку и положите ее горизонтально на указательные пальцы рук. Не торопясь, перемещайте пальцы к центру линейки. Почему линейка двигается то по одному, то по другому?
Объяснение: сила давления со стороны линейки на пальцы изменяется при движении. Следовательно, изменяется и сила трения между пальцами и линейкой. Если один палец расположен ближе к центру, чем другой, то на него сила давления действует больше. Между ним и линейкой действует большая сила трения, тогда перемещается второй палец.
Опыт 6 «Вода в перевернутом стакане»
Алишер Ганиулы, 8ф
Наполните до краев стакан с водой и прикройте листком плотной бумаги (опыт получается лучше с толстостенным стаканом). Переверните стакан, придерживая лист бумаги ладонью. Затем уберите руку. Почему вода из стакана не выливается?
Объяснение: вода удерживается атмосферным давлением.
Опыт 7 «Яйцо в бутылке»
Полина Денисенко, 8ф
Для опыта сварите вкрутую яйцо. Очистите его от скорлупы. Возьмите листок бумаги размером 8*8 см, сверните его гармошкой и подожгите. Затем опустите горящую бумагу в бутылку. Через 1-2 с горлышко накройте яйцом. Горение бумаги прекращается, и яйцо начинает втягиваться в бутылку. Объясните наблюдаемое явление.
Примечание. Если опыт не получится, то перед повторением не забудьте удалить из графина углекислый газ простым выдуванием.
Объяснение: при горении бумаги воздух нагревается, давление увеличивается и часть воздуха выходит. После того как бутылку накроют яйцом, воздух охладится и там возникает разрежение. Втягивание яйца в бутылку объясняется атмосферным давлением.
Опыт 8 «Условия плавания тел»
Нурадиль Жангуатов, 8ф
Возьмите две стеклянные банки: одну с чистой водой, вторую - с соленой. В каждую из них опустите по клубню картофеля. В первой картофель тонет, во второй - плавает. Объясните наблюдаемое явление.
Объяснение: соленая вода имеет большую плотность, чем картофель, поэтому он в ней плавает. Чистая вода имеет меньшую плотность, поэтому картофель тонет.
Опыт 9 «Летающая ватка»
Мурат Жунусов, 8ф
Установите полюсы электрофорной машины с промежутком 7-8 см и слегка зарядите ее. Возьмите кусочек ватки массой 3-5 мг и опустите его на один из полюсов. Почему ватка начинает прыгать с одного полюса на другой? В процессе движения ватки машину слегка подзаряжайте.
Можно показать перемещение ватки между ладонью и полюсом машины. Для этого раздвиньте полюсы машин, руку расположите на расстоянии 100 мм от полюса, весите ватку и наблюдайте явление.
Объяснение: движение ватки от одного полюса к другому объясняется ее периодической перезарядкой. Допустим ватка заряжена отрицательно и двигается в сторону положительно заряженного полюса. При приближении к нему происходит перезарядка гильзы. Положительный полюс отталкивает положительно заряженную гильзу.
Опыт 10 «Живой резиновый шарик»
Асдара Айтбаева, Тургамбаева Гаухар, 7м
Резиновый шарик плотно закрепите ниткой к горлышку пустой пластиковой бутылки объемом 0,25 л. Нагрейте бутылку горячей водой из-под крана, шарик начнет надуваться. Почему?
Объяснение: при нагревании бутылки давление внутри нее увеличивается, в результате чего давление возрастает внутри шарика и он начинает увеличиваться в объеме.
Опыт 11 «Пузырьки воздуха»
Жакишев Мирас, 7м
Бутылку вместимостью 0,25 л или 0,5 л возьмите за горлышко, облейте ее холодной водой и опустите горлышком в стакан с водой. Обхватите бутылку ладонями. Через некоторое время из нее будут выходить пузырьки воздуха. Почему?
Объяснение: при нагревании давление воздуха внутри бутылки увеличивается, оно становится больше атмосферного; поэтому часть воздуха выходит из бутылки до тех пор, пока давление внутри не станет равным атмосферному.
Опыт 12 «Монета в воде»
Никита Рыжков, 7м
Положите на дно тарелки или блюдца монету и налейте немного воды. Как достать монету, не замочив пальцы?
Объяснение: надо зажечь бумагу, положить ее на маленький поплавок из пробки или крышки бутылки. Пламя накрыть стаканом. Воздух в нем нагреется, давление увеличится, и часть воздуха выйдет. Оставшийся в стакане воздух через некоторое время охладится, давление уменьшится. Под действием атмосферного давления вода войдет в стакан, освобождая монету.