- Преподавателю
- Физика
- Тезисы: Анализ методов обучения и их применение в преподавании физики
Тезисы: Анализ методов обучения и их применение в преподавании физики
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Шаферова Н.Н. |
Дата | 11.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
АНАЛИЗ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ В ПРЕПОДАВАНИИ ФИЗИКИ
Шаферова Наталья Николаевна учитель физики
ГБПОУ «Ангарский педагогический колледж, отделение УКП
Россия, г. Ангарск, e-maill: [email protected]
Сегодня с внедрением ФГОС процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений, но и как процесс развития личности. Каждый педагог сегодня должен ответить для себя на вопрос «Как обучать в новых условиях?».
Любой педагог знает, что основой методической системы обучения являются методы обучения, дающие ответ на вопрос «как учить?». В методах обучения выделяются объективная (не зависящая от учителя) и субъективная (зависящая от него) части.
В неразрывной части с методами обучения находятся: формы обучения, виды занятия, средства обучения.
Методы обучения - это упорядоченная система последовательных, взаимосвязанных действий педагога и обучающихся, включающая совокупность однородных приёмов, средств, способов предъявления изучаемого материала, обеспечивающих его усвоение и преобразование в знания, умения, навыки, а также формирование качеств личности.
Ряд исследователей (Е.И. Перовский, Е.Я. Голант, Д.О. Лордкипанидзе и др.) классифицировали методы обучения по источникам знаний: словесные, наглядные практические. В ходе культурного прогресса к ним присоединяется ещё один - книга, а в последнее десятилетие всё сильнее заявляет о себе мощный безбумажный источник информации - видео в сочетании с новейшими компьютерными системами.
С позиции функционирования педагогической системы разработал классификацию методов обучения Ю.К. Бабанский. В данной классификации присутствуют три группы методов:
-
методы организации и осуществления познавательного процесса;
-
методы мотивации и стимуляции учебно - познавательного процесса;
-
методы контроля и самоконторля за эффективностью протекания учебно- познавательного процесса.
Первая группа включает следующие методы:
-
персептивные (передача и восприятие учебной информации посредством чувств);
-
словесные (лекция, рассказ, беседа и др.);
-
наглядные (демонстрация, иллюстрация и др.);
-
практические (опыты, упражнения, выполнение заданий);
-
логические, т. е. организация и осуществление логических операций (индуктивные, дедуктивные, аналогии и др.);
-
гностические (исследовательские, проблемно-поисковые, репродуктивные);
-
самоуправление учебными действиями (самостоятельная работа с книгой, приборами и пр.).
Ко второй группе методов стимулирования и мотивации учения относятся:
-
методы формирования интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии, создание проблемных ситуаций и др.);
-
методы формирования долга и ответственности в учении (поощрение, одобрение, порицание и др.).
К третьей группе отнесены различные методы устной, письменной и машинной проверки знаний, умений и навыков, а также методы самоконтроля за эффективностью собственной учебно-познавательной деятельностью.
Современный урок невозможен без использования разнообразных методов, форм и приёмов. Методы обучения взаимосвязаны и, применять их при обучении физике для лучшего понимания и усвоения необходимо в определённых сочетаниях.
Так, метод устного изложения очень хорошо сочетается с обсуждением и показом, упражнение - с показом, показ - с объяснением (изложением).
В процессе изучения школьного курса физики ученики должны получать не только наборы понятий для описания и объяснения явлений, но и определённые умения, прописанные в стандарте физического образования. Это требует владения некоторыми интеллектуальными и физическими процедурами.
В любом поурочном планировании учителя физики вы найдете уроки по выполнению лабораторных работ.
При недостатке физического оборудования, что в полной мере не позволяет провести физический практикум, в помощь учителю всегда найдутся наглядные пособия на основе объектов ЭИ (электронных изданий). Использование ЭИ также способствуют осмысленному и прочному усвоению и пониманию учебного материала, и позволяет учителю физики включать в план урока демонстрационный эксперимент, показ опыта, без лишних затрат времени, при этом и сам урок, без сомнения, будет эмоционально окрашен.
Выбор методов обучения, их соотношение в ходе занятий зависят от следующих условий: см. рисунок 1
Рисунок 1. Выбор методов обучения
Любые методы и приемы, используемые учителем, не обходятся без устного изложения материала, где слово является ведущим источником информации.
Какие бы изменения не происходили в системе образования, как бы ни изменялись стандарты, слово учителя было и остается самым доступным и эффективным инструментом, активизирующим стремление учащихся стать лучше. Это должен знать каждый преподаватель, так как устная речь содержит в себе невербальный и эмоциональный компоненты.