Мастер-класс «Технология уровневой дифференциации»

   Любой школьный класс состоит из учеников с неодинаковым развитием и степенью подготовленности, разным отношением к учению и разными интересами.     Цель дифференцированного обучения - создание комфортной среды для обучения и развития личности с учетом индивидуально - психологических особенностей. Дифференциация обучения имеет как преимущества, так и негативные моменты.    Для практического осуществления дифференциального подхода важно решить вопрос о количестве и составе групп.     Дифференци...
Раздел Физика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Мастер-класс «Технология уровневой дифференциации»



План:

  1. Сущность дифференциального подхода

  2. Рациональные критерии дифференциации учащихся

  3. Осуществление дифференциально - группового подхода к учащимся в разных звеньях учебно - воспитательного процесса

  4. Заключение

1. Сущность дифференциации обучения младших школьников

Любой школьный класс состоит из учеников с неодинаковым развитием и степенью подготовленности, разным отношением к учению и разными интересами. При традиционной организации учебного процесса учитель зачастую вынужден вести обучение применительно к среднему уровню развития и обученности детей. В подобной ситуации учитель строит обучение, ориентируясь на некоего мифического "среднего" ученика. Это приводит к тому, что "сильные" ученики искусственно сдерживаются в своем развитии, теряют интерес к учению, которое не требует от них умственного напряжения, а "слабые" ученики обречены на хроническое отставание... Те, кто относится к "средним", они тоже с разными особенностями восприятия, памяти, воображения, мышления.

Поэтому обучение должно быть вариативным к индивидуальным особенностям школьников. Нужно, чтобы каждый ученик работал в полную меру своих сил, ощущал радость учебного труда, сознательно и прочно усваивал программный материал, продвигался в развитии. Для этого учебный процесс необходимо строить на основе индивидуального подхода к школьникам. Следует ориентироваться на индивидуально-психологические особенности учеников, включать в работу с ними специальные способы и приемы, соответствующие их индивидуальным особенностям.

Один из путей реализации индивидуального подхода к детям - дифференциация обучения. Поскольку та или иная индивидуальная особенность часто является типической, т.е. характерной для нескольких учеников, то индивидуальный подход может осуществляться применительно к группе школьников, отличающихся одними и теми же особенностями. В педагогике такой подход к учащимся называется дифференцированным.

Цель дифференцированного обучения - создание комфортной среды для обучения и развития личности с учетом индивидуально - психологических особенностей. Дифференциация обучения имеет следующие преимущества:

  • исключается уравниловка и усреднение детей;

  • повышается уровень мотивации учения в сильных группах;

  • в группе, где собраны дети с равными способностями, ребёнку легче учиться;

  • создаются щадящие условия для слабых;

  • у учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному;

  • отсутствие в классе отстающих позволяет не снижать общий уровень преподавания;

  • реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании; повышается уровень Я - концепция ученика: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности.


Но есть и негативные моменты:

  • Деление детей по уровню развития негуманно

  • «Слабые» лишаются возможности тянуться за «сильными»

  • Перевод в «слабую» группу воспринимается как унижение

  • У «слабых» может развиваться зависть к «удачливым» одноклассникам

2. Рациональные критерии дифференциации учащихся


Психологическими основами дифференциации и индивидуализации обучения являются:

  • уровень обученности и обучаемости

  • уровень общих умственных способностей

  • скорость усвоения

  • индивидуальный стиль умственной деятельности

  • психофизические особенности учащихся


Для практического осуществления дифференциального подхода важно решить вопрос о количестве и составе групп:

3-я группа, ученики с высокими учебными способностями.

  • а) высокий уровень развития и высокая трудоспособность (отметки 5);

  • б) средний уровень развития и высокая трудоспособность (отметки 5, 5, 4);

  • в) высокий уровень развития и средняя трудоспособность (отметки 4, 5, 4);

2-я группа - учащиеся со средними способностями.

• а) средний уровень способностей к учению и средняя работоспособность (отметки 5, 4,

3);

  • б) низкий уровень развития и высокая работоспособность (отметки 4 и 3);

  • в) низкий уровень развития и средняя работоспособность (отметки 3 и редко 4);

1-я группа - учащиеся с низкими учебными способностями.

  • а) высокий уровень развития и низкая работоспособность (отметки 2, 3, 4, 5);

  • б) средний уровень развития и низкая работоспособность (отметки 3, 3, 2);

  • в) низкий уровень развития и низкая работоспособность (отметки 3, 2, 2...);

3. Осуществление дифференциально - группового подхода к учащимся в разных звеньях учебного процесса



СПОСОБЫ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЬНИКОВ

На основе результатов диагностики учитель распределяет детей по группам (уровням). Дифференциация осуществляется чаще всего при закреплении и повторении ранее изученного материала, поскольку имеется возможность организовать самостоятельную работу учащихся. Поэтому мы рассмотрим те способы дифференциации, которые используются на уроке, на этапе закрепления. Способы дифференциации предполагают:

• дифференциацию содержания учебных заданий:

  • по уровню творчества;

  • по уровню трудности;

  • по объему;

• разные способы организации деятельности детей, при этом содержание заданий является единым, а работа дифференцируется:

  • по степени самостоятельности учащихся;

  • по степени и характеру помощи учащимся;

  • по характеру учебных действий.

Способы дифференциации могут сочетаться друг с другом, а задания предлагаться ученикам на выбор.

Рассмотрим некоторые способы.

Дифференциация учебных заданий по уровню творчества

Дифференциация учебных заданий по уровню творчества предполагает различный характер познавательной деятельности школьников: репродуктивный или продуктивный (творческий).

К репродуктивным заданиям относятся типовые упражнения. Например, на уроках математики - решение арифметических задач знакомых видов, вычисление значений выражений, т.е. решение примеров на изученные вычислительные приемы, на уроках русского языка - спиши словосочетания, в скобках укажи (род, число, падеж) и т.д.

От учащихся требуется воспроизведение знаний и их применение в знакомой ситуации, работа по образцу, выполнение тренировочных упражнений.

К продуктивным заданиям относятся упражнения, отличающиеся от стандартных. Учащимся применяют знания в измененной или новой, незнакомой ситуации, выполняют более сложные мыслительные действия (поисковые, преобразующие и др.), В процессе работы над продуктивными заданиями школьники приобретают опыт творческой деятельности.

Поиск закономерностей

Задание 1

1 группа


2 группа


3 группа


3+ 6= 1+ 7= 3+5=

2 + 7= 2 + 6= 1+ 8=


2+ □ =9 3+ □ =9 4+ □ =9

□+ 4 = 8 □+ 2 = 8 □+ 5 = 8


Подумайте, по какому правилу составлена таблица и заполните пустые клетки

3

2

1

8

4

6

6

7

8

1

2

3

5





3 -я группа

Задание 2

1 и 2 группа

Найди значение выражений:

3 группа

Догадайтесь, по какому правилу записан каждый ряд, и продолжите его еще тремя числами.

324*3 72*7 144*2 875 *5 324*3 36 • 3 175 • 5 108*3

а) 4, 28, 196...

б) 18, 36,72...

в) 7, 35, 175...

г) 12, 36, 108...

а) 7, 35, 175...

б) 302, 322, 342...

в) 12, 36, 108...

г) 2, 14, 26, 38...

д) 4, 28, 196...

Мастер-класс «Технология уровневой дифференциации»

В задании для второй группы подобраны ряды с одинаковой закономерностью, а в задании для третьей группы ряды чисел построены на основе разных закономерностей, поэтому это задание труднее.

В) землеройка - червь - отмершие части растений - жук могильщик.




Подбор или восстановление пропущенных чисел, знаков арифметических действий, цифр и других недостающих элементов (деформированные равенства и неравенства)

Задание 4

Всему классу даны одинаковые равенства.

1-я группа

2-я и 3-я группы

Расставьте порядок действий и найдите значения выражений:

5 • 8 - (6 + 4) 5 + (8 + 6)

5 • 8 + 6 • 4 5 • 8 - (6 - 4)

Расставьте между числами в равенствах знаки действий и, если нужно, скобки так, чтобы соблюдался указанный порядок действий:

52 83 6 1 4=30 5 3 8 1 62 4=60

62 8 3 6 1 4=38 5 1 8 3 6 2 4 = 64

У 1 группы - репродуктивный характер задания. У 2 и 3 - продуктивный: они должны записать равенства, ориентируясь на ответы и указанный порядок действий.

Задачи с недостающими или лишними данными или связями


Задание 5

Задачи с лишними данными

1-я группа

2-я и 3-я группы

Коля поймал 10 рыбок, а Петя на 3 рыбки меньше, чем Коля. Сколько рыбок поймал Петя?

Коля поймал 10 рыбок, Саша на 2 рыбки больше, чем Коля, а Петя на 3 рыбки меньше, чем Коля. Сколько рыбок поймал Петя?

Данная информация о Сашиных рыбках - лишняя. Ученикам 3 группы можно предложить изменить вопрос задачи, чтобы использовать все числовые данные.

Задание 6

1-я группа 2-я группа 3-я группа

Садовод собрал осенью 80 кг яблок, груш - в 4 раза меньше, чем яблок, а слив- на 5 кг больше, чем груш. Сколько слив собрал садовод?

Решите задачу. Сравните ее с

задачей для 2-й и 3-й групп. В чем сходство? В чем отличие?

Садовод собрал осенью 80 кг яблок, груш - в 4 раза меньше, чем яблок, а слив - больше, чем груш. Сколько слив собрал садовод? Дополните условие так, чтобы задача имела решение. Решите задачу

Измените вопрос так, чтобы задача решалась больше, чем в 2 действия. Решите задачу.



Дифференциация учебных заданий по уровню трудности


Дифференциация учебных заданий по уровню трудности предполагает либо усложнение, либо упрощение заданий для отдельных групп учащихся.

Одним учащимся (1 группы) предлагается задание из учебника (базовое задание), а другим (2 и 3 группы) - более сложное по сравнению с базовым задание.



Поиск закономерностей.

Задание 7

1 группа

2 группа

3 группа

Поставь к именам существительным вопрос, определи их падеж и склонение, выдели окончания. Работай по образцу:

-прибил (к чему?) к стене (Д.п., стена - 1 скл, _-+) -^

-задумался о жизн_ -приблизился к звезд_ -подбежал к речк_

Допиши окончания имён существительных: -на ветке сирен_ -в тетрадке по музык_

-у дедушк_ в деревн_ -к дедушк_ в деревн_ -на тропинк_ в рощ_ -около тропинк_ в рощ_

Найди ошибки в написании и характеристике форм имён существительных: 1)подошёл к площади (1 -е скл., на земле)

2)прочитал в книги (1 -е скл.,

Р.п.)

3)приблизился к школе (1 -е
скл., к собаке)
4)увидел на вершине (1 -е
скл., Д.п.)

Базовым является задание для первой группы. Оно дано с алгоритмом. Для второй группы дано базовое задание без алгоритма. Для третьей группы задание ещё более усложнено.

Выполнение операции сравнения в дополнение к основному заданию

Задание 8

1-я группа

2-я группа

3-я группа

Найдите значения

Запишите выражения в порядке увеличения их значений

выражений:

24 • 3 28 •4

24 • 3 28 • 4

24^ 3 2Ь 2 26 О

22 •3 26 •3

22 • 3 26 •3

2Ь 3 28 в 28^ 4

В задании для второй группы достаточно сравнить только первые множители и на основе этого определить порядок увеличения произведений. В задании для третьей группы нужно соотносить друг с другом выражения с одинаковым вторым и с одинаковым первым множителями.

Увеличение количества действий в упражнениях, в решении задач и т.д.

Задание 9

1 -я группа

2-я группа

3-я группа

28 : 8 + 3 45 - 7 • 3

28 : 2 + 56 : 8 5•9-7 • 3

28 : 2 + (50 + 6) : 8

(35 - 30) • 9 - 7 • 3

Усложнение заданий от первой к третьей группе заключается не только в увеличении количества действий в выражениях, но и в изменении ситуации применения правил о порядке выполнения действий. В задании для третьей группы необходимо использовать все известные детям правила.

Задание 10

1 группа

2 и 3 группы

В первом куске 5 м проволоки, во втором куске

на 3 м больше, чем в первом, а в третьем - в 2

раза меньше, чем во втором. Сколько метров проволоки в третьем куске?

В первом куске 35 м проволоки, во втором куске

на 7м больше, чем в первом, а в третьем - в 6 раз меньше, чем во втором. Сколько метров проволоки в трех кусках?

В задаче для второй и третьей групп изменен вопрос, поэтому увеличивается количество действий в ее решении. Более сложными являются и производимые при решении задачи вычисления, так как подобраны другие числовые данные.


Дифференциация заданий по объему учебного материала

Дифференциация заданий по объему учебного материала предполагает, что часть учащихся выполняет кроме основного задания еще и дополнительные. В качестве дополнительного обычно предлагается задание, аналогичное основному, однотипное с ним.

Например, основное задание: найти значения выражений в трех столбиках. Дополнительное задание: два столбика выражений на тот же вычислительный прием.

Задание 11

1 группа

2 группа 3 группа

Основное задание.

Найдите значение выражений:

Дополнительное задание: найдите сумму ответов в каждом

15-7 12-6

столбике.

13-8 16-9

14-9 11-8

Необходимость использования дифференциации заданий по объему обусловлена разным темпом работы учащихся. Медлительные дети, а также дети с низким уровнем обучаемости, обычно не успевают полностью выполнить самостоятельную работу к моменту ее фронтальной проверки в классе, поэтому им требуется дополнительное время на выполнение задания. Но это время должно проходить с пользой для остальных учеников, которым и дается дополнительное задание. Обычно оно выполняется по желанию детей, но учитель спе­циально стимулирует учащихся, чтобы они захотели делать необязательную для них работу. В качестве стимулов используются различные поощрения.

Как правило, дифференциацию заданий по объему учителя сочетают с другими способами дифференциации. Например, в качестве дополнительных предлагаются творческие упражнения или более трудные.


Другие виды дифференциации


  • Дифференциация работы по степени самостоятельности учащихся

  • Дифференциация работы по степени и характеру помощи учащимся

  • Дифференциация работы учащихся по характеру учебных действий

  • Дифференциация домашних заданий



4. Заключение

Осуществление дифференцированного подхода должно иметь место во всех звеньях учебного процесса: изучение нового материала; дифференцированная домашняя работа; учет знаний на уроке; текущая проверка усвоения пройденного материала; самостоятельные и контрольные работы; организация работы над ошибками; уроки закрепления.

Уровень выявленных знаний, послуживших критерием дифференциации, характерен только для конкретного и довольно краткого отрезка времени.

По составу группы создаются на определенный срок, несколько раз в течение года может быть произведено перераспределение детей на основе проверочных и итоговых работ по теме.

Учитель в свою очередь получает возможность создать благоприятные условия для организации работы при изучении материала.

© 2010-2022