- Преподавателю
- Физика
- Статья по теме Применение ЦОР на уроке физики
Статья по теме Применение ЦОР на уроке физики
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Теклюк В.А. |
Дата | 25.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное образование Новокубанский район п. Прикубанский
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 8 им. А.Я.Тимова
п.Прикубанского муниципального образования
Новокубанский район
статья по физике
«Использование цифровых образовательных ресурсов на уроке физики.»
Подготовила
учитель физики и информатики
МОБУСОШ №8 им. А.Я.Тимова
Теклюк В.А.
Важнейшей задачей школы, в том числе, и преподавания физики, является формирование личности, способной ориентироваться в потоке информации в условиях непрерывного образования. Осознание общечеловеческих ценностей возможно только при соответствующем познавательном, нравственном, этическом и эстетическом воспитании школьника. Естественной в учебно-воспитательном процессе становится установка на самостоятельное получение знания обучаемыми, на их самообразование и на самопознание. Свою задачу вижу в том, чтобы помочь учащимся через использование информационно - коммуникационных технологий создать условия для овладения общеучебными навыками, знаниями по предмету и для формирования интереса к физике. Моя основная деятельность на уроке физике состоит в том, чтобы сделать урок более насыщенным, для этого я на своих уроках использую цифровые образовательные ресурсы ( видеоролики, презентации Microsoft Power Point, различную текстовую, графическую, музыкальную информацию). Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. При использовании компьютера на уроке информация представляется не статичной не озвученной картинкой, а динамичными видео- и звукорядом, что значительно повышает эффективность усвоения материала.
Так как XXI век это век информационных технологий, актуально накапливать и использовать ЦОР, что соответствует запросам современной школы. Физика - наука связанная с экспериментом и исследованиями, поэтому использование ЦОР на уроке дополняет его.
На уроках физики я следующие ЦОР:
- материалы, созданные своими руками или руками учеников школы (фотографии, видеоролики, отсканированные рисунки из различных печатных изданий);
- приобретённые цифровые образовательные ресурсы (компакт-диски CD):
- материалы из Интернет-источников. Основным Интернет-ресурсом мной выбран сайт «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов», так как его можно использовать не только при изучении нового материала, но и для контроля знаний, для проведения лабораторных работ;
· компьютерное моделирование;
· компьютерные демонстрации;
· лабораторно - компьютерный практикум;
· решение задач в электронной таблице Excel;
· компьютерное тестирование.
Значительное число компьютерных моделей, охватывающих почти весь школьный курс физики, содержится в учебных электронных изданиях: "Физика в картинках", "Открытая физика", "Живая физика". Существуют большие возможности моделирования физических задач в среде MicrosoftExcel. Программной средой компьютерного моделирования являются языки программирования.
Разумеется, компьютерная лаборатория не может полностью заменить настоящую физическую, но этого и не требуется. Не секрет, что учащиеся с огромным удовольствием и старанием выполняют практические, экспериментальные и лабораторные работы, где идёт непосредственное соприкосновение с приборами, механизмами.
Так, в 8 классе при изучении математического маятника, сначала выполняем лабораторную работу «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины», а затем проводим компьютерное исследование этой же зависимости. Разность значений, полученных при реальном и компьютерном эксперименте, позволяет говорить о погрешностях измерения не как об отвлечённых математических величинах, а как об обязательном факторе проведения реального компьютерного эксперимента.
Компьютер является неотъемлемой частью при объяснении нового материала. Это и создание презентаций средствами PowerPoint. По сравнению с традиционной формой ведения урока использование мультимедийных презентаций высвобождает большее количество времени, которое можно употребить для объяснения нового материала, отработки умений, проверки знаний учащихся, повторения пройденного материала.
На этапе обобщения и систематизации знаний создаю и заполняю различные таблицы одновременно с учащимися, используя мультимедийный проектор. Например, в 7 классе при изучении темы «Агрегатные состояния вещества» вывожу на экран документ в формате Word, содержащий следующую таблицу
Агрегатное состояние
Сохраняет ли форму
Сохраняет ли объём
Характер взаимодействия
Газ
Жидкость
Твёрдое тело
Затем, совместно с учащимися эту таблицу заполняем: они в тетрадях, учитель на экране.
Также при помощи компьютера и интернета учащиеся могут методом поиска информации изучать темы урока. Например в 11 классе при изучении темы: «Свойства электромагнитных волн», учащимся раздаются таблицы, которые они самостоятельно заполняют в группах, т.е. расписывают свойства всех видов излучения. Таким образом, они методом поиска информации в интернете самостоятельно изучают тему.
Компьютерное тестирование эффективный способ контроля знаний.
На своих уроках я часто использую кабинет информатики, где мы с ребятами, пройдя тему по физики, закрепляем усвоенный материал при помощи тестов онлайн ( например: onlinetestpad.com, reshuege.com), что способствует к дальнейшей подготовки к итоговой аттестации.
В 11 классе, в четвертой четверти ученики, для которых физика и астрономия не профильный предмет, в качестве зачетной работы составляют презентацию в POWER POINT, а те, кто занимался исследованиями в физике, пишут рефераты, оформляют проекты в текстовом процессоре WORD.
Часто для закрепления материала, я использую проверочные тесты в электронной таблице Excel.
На сегодня в моей творческой лаборатории компьютерных технологий обучения есть:
1. Тесты для 7-11 классов по всем разделам физики. .
2. Модели физических явлений, опытов в презентациях и программах
3.ППС:
- «Наглядная физика»(интерактивное пособие, Экзамен медиа);
-«Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» (ООО Кирилл и Мефодий 2006)
-«Физика 7-11кл» (пл.1С:Образование);
Уже на этапе подготовки к урокам, на компьютере я с помощь текстового процессора готовлю дидактические карточки, опорные конспекты, изготавливаю наглядный материал, различного рода инструкции к групповым работам. Часто в качестве опорного конспекта, с небольшими изменениями, использую конспекты из электронных пособий. Открытость систем ППС позволяет дополнять материал, и систематизировать его на одной из платформ, в моем случае на платформе «1С ОБРАЗОВАНИЕ 3.0. Удобство заключается и в том, что она снабжена системой поиска.
Но все это возможно тогда, когда твои дети умеют пользоваться ЭВМ имеют навыки быстрой работы. Поэтому я часто провожу интегрированные уроки «информатика + физика». Это экономит учебное время, усиливает межпредметную связь.