Рабочая программа по физике 7 класс

Раздел Физика
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по физике для 7 класса разработана с учетом:

- положений Закона об образовании;

- требований федерального государственного образовательного стандарта общего образования;

- программы основного общего образования. Физика. 7-9. Авторы: А. В. Перышкин, Е. М. Гутник, 2012 г.;

- Федерального перечня учебников, рекомендованного (допущенного) к использованию в образовательном учреждении, реализующего программы общего образования на 2015-2016 учебный год:

учебником (включенным в Федеральный перечень):Перышкин А.В. Физика-7 - М.: Дрофа, 2012;

сборниками тестовых и текстовых заданий для контроля знаний и умений:

Лукашик В.И. сборник вопросов и задач по физике. 7-9 кл. - М.: Просвещение, с 2004. - 192с.

- образовательной программы школы;

- требований федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

Согласно Уставу школы, базисному учебному плану, годовому календарному графику на изучение физики в объеме обязательного минимума содержания основных образовательных программ отводится 2 ч в неделю (68 ч в год).

Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Определен также перечень демонстраций, лабораторных работ и практических занятий.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Школьный курс физики - системообразующий для естественнонаучных предметов, поскольку физические законы, лежащие в основе мироздания, являются основой содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии. Физика вооружает школьников научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире. В 7 и 8 классах происходит знакомство с физическими явлениями, методом научного познания, формирование основных физических понятий, приобретение умений измерять физические величины, проводить лабораторный эксперимент по заданной схеме. В 9 классе начинается изучение основных физических законов, лабораторные работы становятся более сложными, школьники учатся планировать эксперимент самостоятельно.

Цели изучения физики в основной школе следующие:

_ усвоение учащимися смысла основных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;

_ формирование системы научных знаний о природе, ее фундаментальных законах для построения представления о физической картине мира;

_ систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы, о закономерностях процессов и о законах физики для осознания возможности разумного использования достижений науки в дальнейшем развитии цивилизации;

_ формирование убежденности в познаваемости окружающего мира и достоверности научных методов его изучения;

_ организация экологического мышления и ценностного отношения к природе;

_ развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся, а также интереса к расширению и углублению физических знаний и выбора физики как профильного предмета. Достижение целей обеспечивается решением следующих задач:

_ знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;

_ приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;

_ формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;

_ овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;

_ понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В основной школе физика изучается с 7 по 9 класс. Учебный план составляет 204 учебных часов, в том числе в 7,8,9 классах по 68 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю.

В соответствии с учебным планом курсу физики предшествует курс «Окружающий мир», включающий некоторые знания из области физики и астрономии. В свою очередь, содержание курса физики основной школы, являясь базовым звеном в системе непрерывного естественнонаучного образования, служит основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Изучение физики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

  • овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

  • использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:

_ сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

_ убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

_ самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

_ готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

_ мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно-ориентированного подхода;

_ формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:

_ овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

_ понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

_ формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

_ приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

_ развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

_ освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

_ формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Предметными результатами обучения по данной теме являются:

-понимание физических терминов: тело, вещество, материя;

-умение проводить наблюдения физических явлений; измерять физические величины: расстояние, промежуток времени, температуру;

-владение экспериментальными методами исследования при определении цены деления шкалы прибора и погрешности измерения;

-понимание роли ученых нашей страны в развитии современной физики и влиянии на технический и социальный прогресс.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

7 класс (68 ч, 2 ч в неделю)

Введение (4 ч)

Физика - наука о природе. Физические явления. Физические свойства тел. Наблюдение и описание физических явлений. Физические величины. Измерения физических величин: длины, времени, температуры. Физические приборы. Международная система единиц. Точность и погрешность измерений. Физика и техника.

ФРОНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

  1. Определение цены деления измерительного прибора.

Первоначальные сведения о строении вещества (6 ч)

Строение вещества. Опыты, доказывающие атомное строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул.

Броуновское движение. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Взаимодействие частиц вещества. Агрегатные состояния вещества. Модели строения твердых тел, жидкостей и газов. Объяснение свойств газов, жидкостей и твердых тел на основе молекулярно-кинетических представлений.

ФРОНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

  1. Определение размеров малых тел.

Предметными результатами обучения по данной теме являются:

-понимание и способность объяснять физические явления: диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел;

-владение экспериментальными методами исследования при определении размеров малых тел;

-понимание причин броуновского движения, смачивания и несмачивания тел; различия в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов;

-умение пользоваться СИ и переводить единицы измерения физических величин в кратные и дольные единицы;

-умение использовать полученные знания в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды).

Взаимодействия тел (21 ч)

Механическое движение. Траектория. Путь. Равномерное и неравномерное движение. Скорость. Графики зависимости пути и модуля скорости от времени движения. Инерция. Инертность тел. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела. Плотность вещества. Сила. Сила тяжести. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела. Сила тяжести на других планетах. Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая двух сил. Сила трения. Физическая природа небесных тел Солнечной системы.

ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ

  1. Измерение массы тела на рычажных весах.

  2. Измерение объема тела.

  3. Определение плотности твердого тела.

  4. Градуирование пружины и измерение сил динамометром.

  5. Измерение силы трения с помощью динамометра.

Предметными результатами обучения по данной теме являются:

-понимание и способность объяснять физические явления: механическое движение, равномерное и неравномерное движение, инерция, всемирное тяготение;

-умение измерять скорость, массу, силу, вес, силу трения скольжения, силу трения качения, объем, плотность тела, равнодействующую двух сил, действующих на тело и направленных в одну и в противоположные стороны;

-владение экспериментальными методами исследования зависимости: пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести тела от его массы, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления;

-понимание смысла основных физических законов: закон всемирного тяготения, закон Гука;

-владение способами выполнения расчетов при нахождении: скорости (средней скорости), пути, времени, силы тяжести, веса тела, плотности тела, объема, массы, силы упругости, равнодействующей двух сил, направленных по одной прямой;

-умение находить связь между физическими величинами: силой тяжести и массой тела, скорости со временем и путем, плотности тела с его массой и объемом, силой тяжести и весом тела;

-умение переводить физические величины из несистемных в СИ и наоборот;

-понимание принципов действия динамометра, весов, встречающихся в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании;

-умение использовать полученные знания в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды).

Давление твердых тел, жидкостей и газов (21 ч)

Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. Передача давления газами и жидкостями. Закон Паскаля. Сообщающиеся сосуды. Атмосферное

давление. Методы измерения атмосферного давления. Барометр, манометр, поршневой жидкостный насос. Закон Архимеда. Условия плавания тел. Воздухоплавание.

ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ

  1. Определение выталкивающей силы, действующей

на погруженное в жидкость тело.

  1. Выяснение условий плавания тела в жидкости.

Предметными результатами обучения по данной теме являются:

-понимание и способность объяснять физические явления: атмосферное давление, давление жидкостей, газов и твердых тел, плавание тел, воздухоплавание, расположение уровня жидкости в сообщающихся сосудах, существование воздушной оболочки Землю; способы уменьшения и увеличения давления;

-умение измерять: атмосферное давление, давление

жидкости на дно и стенки сосуда, силу Архимеда;

-владение экспериментальными методами исследования зависимости: силы Архимеда от объема вытесненной телом воды, условий плавания тела в жидкости от действия силы тяжести и силы Архимеда;

-понимание смысла основных физических законов и

умение применять их на практике: закон Паскаля, закон

Архимеда;

-понимание принципов действия барометра-анероида,

манометра, поршневого жидкостного насоса, гидравлического пресса и способов обеспечения безопасности при их использовании;

-владение способами выполнения расчетов для нахождения: давления, давления жидкости на дно и стенки сосуда, силы Архимеда в соответствии с поставленной задачей на основании использования законов физики;

-умение использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды).

Работа и мощность. Энергия (12 ч)

Механическая работа. Мощность. Простые механизмы. Момент силы. Условия равновесия рычага. «Золотое правило» механики. Виды равновесия. Коэффициент полезного действия (КПД). Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение энергии.

ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ

  1. Выяснение условия равновесия рычага.

  2. Определение КПД при подъеме тела по наклонной

плоскости.

Предметными результатами обучения по данной теме являются:

-понимание и способность объяснять физические явления: равновесие тел, превращение одного вида механической энергии в другой;

-умение измерять: механическую работу, мощность, плечо силы, момент силы, КПД, потенциальную и кинетическую энергию;

-владение экспериментальными методами исследования при определении соотношения сил и плеч, для равновесия рычага;

-понимание смысла основного физического закона: закон сохранения энергии;

-понимание принципов действия рычага, блока, наклонной плоскости и способов обеспечения безопасности при их использовании;

-владение способами выполнения расчетов для нахождения: механической работы, мощности, условия равновесия сил на рычаге, момента силы, КПД, кинетической и потенциальной энергии;

-умение использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды).

Итоговое повторение (2 ч)

Формы и средства контроля.

Основными методами проверки знаний и умений учащихся по физике являются устный опрос, письменные и лабораторные работы. К письменным формам контроля относятся: физические диктанты, самостоятельные и контрольные работы, тесты. Основные виды проверки знаний - текущая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая - по завершении темы (раздела), школьного курса. Ниже приведены контрольные работы для проверки уровня сформированности знаний и умений учащихся после изучения каждой темы и всего курса в целом.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В результате изучения физики 7 класса ученик должен

знать/понимать:

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, атом, атомное ядро,

  • смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия,

  • смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии

  • уметь:

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию, теплопроводность, конвекцию

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры;

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;

  • решать задачи на применение изученных физических законов;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств;

  • контроля за исправностью водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;

  • рационального применения простых механизмов;


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ и МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Программа курса физики для 7-9 классов общеобразовательных учреждений (авто ры А. В. Перышкин, Н. В. Филонович, Е. М. Гутник).

УМК «Физика. 7 класс»

1. Физика. 7 класс. Учебник (автор А. В. Перышкин).

3. Физика. Методическое пособие. 7 класс (авторы Е. М. Гутник, Е. В. Рыбакова).

4. Физика. Тесты. 7 класс (авторы Н. К. Ханнанов,Т. А. Ханнанова).

5. Физика. Дидактические материалы. 7 класс (авторы А. Е. Марон, Е. А. Марон).

6. Физика. Сборник вопросов и задач. 7-9 классы (авторы А. Е. Марон, С. В. Позойский, Е. А. Марон).

Список наглядных пособий

Таблицы общего назначения

1. Международная система единиц (СИ).

2. Приставки для образования десятичных кратных и дольных единиц.

3. Физические постоянные.

4. Шкала электромагнитных волн.

5. Правила по технике безопасности при работе в кабинете физики.

6. Меры безопасности при постановке и проведении лабораторных работ по электричеству.

7. Порядок решения количественных задач.

Перечень учебно-методических средств обучения.

Основная и дополнительная литература:

Гутник Е. М. Физика. 7 кл.: тематическое и поурочное планирование к учебнику А. В. Перышкина «Физика. 7 класс» / Е. М. Гутник, Е. В. Рыбакова. Под ред. Е. М. Гутник. - М.: Дрофа, 2006. - 96 с. ил.

Кабардин О. Ф., Орлов В. А. Физика. Тесты. 7-9 классы.: Учебн.-метод. пособие. - М.: Дрофа, 2004. - 96 с. ил.

Кривченко И. В. Сборник задач и вопросов по физике 7 класс. - Курск, 1999

Лукашик В. И. Сборник задач по физике: Учеб пособие для учащихся 7-8 кл. сред. шк.

Лукашик В. И. Физическая олимпиада в 6-7 классах средней школы: Пособие для учащихся.

Минькова Р. Д. Тематическое и поурочное планирование по физике: 7-й Кл.: К учебнику А. В. Перышкина «Физика. 7 класс»/ Р. Д. Минькова, Е. Н. Панаиоти. - М.: Экзамен, 2003. - 127 с. ил.

Перышкин А. В. Физика. 7 кл.: Учеб. для общеобразоват учеб. заведений. М.: Дрофа, 2012

Дидактические карточки-задания М. А. Ушаковой, К. М. Ушакова, дидактические материалы по физике (А. Е. Марон, Е. А. Марон), тесты (Н К. Ханнанов, Т. А. Ханнанова) помогут организовать самостоятельную работу школьников в классе и дома.


Календарно-тематическое планирование (7 класс, 2015-2016 уч.год)

№ урока учебного занятия


Тема урока


Количество часов



Вид деятельности учащихся

Сроки прохождения


Приме

чание

Плановые

Фактические

ВВЕДЕНИЕ 4 ч

1/1

Вводный инструктаж по ТБ в кабинете физики. Что изучает физика. Физические термины. Наблюдения и опыты.

1

-Объяснять, описывать физические явления, отличать физические явления от химических;

-проводить наблюдения физических явлений, анализировать и классифицировать их, различать методы изучения

физики




2/2

Физические величины и их измерение. Точность и погрешность измерений.

1

-Измерять расстояния, промежутки времени, температуру;

-обрабатывать результаты измерений;

-определять цену деления шкалы измерительного цилиндра;

-определять объем жидкости с помощью измерительного цилиндра;

-переводить значения физических величин в СИ, определять погрешность измерения, записывать результат изме-

рения с учетом погрешности




3/3

Инструктаж по ТБ . Лабораторная работа №1 «Определение цены деления измерительного прибора»

1

-Находить цену деления любого измерительного прибора, представлять результаты измерений в виде таблиц;

-анализировать результаты по определению цены деления измерительного

прибора, делать выводы;

- работать в группе




4/4

Физика и техника

1

-Выделять основные этапы развития физической науки и называть имена

выдающихся ученых;

-определять место физики как науки,

делать выводы о развитии физической науки и ее достижениях;

-составлять план презентации




ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА 6 ч

5/1

Строение вещества. Молекулы. Броуновское движение.

1

-Объяснять опыты, подтверждающие

молекулярное строение вещества, броуновское движение; -схематически изображать молекулы воды и кислорода;

-определять размер малых тел;

-сравнивать размеры молекул разных

веществ: воды, воздуха;

-объяснять: основные свойства молекул, физические явления на основе знаний о строении вещества




6/2

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №2 «Измерение размеров малых тел»

1

-Измерять размеры малых тел методом рядов, различать способы измерения размеров малых тел;

-представлять результаты измерений в виде таблиц;

-выполнять исследовательский эксперимент по определению размеров малых тел, делать выводы;

-работать в группе



7/3

Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах.

1

-Объяснять явление диффузии и зави-

симость скорости ее протекания от тем-

пературы тела;

-приводить примеры диффузии в ок-

ружающем мире;

-наблюдать процесс образования кристаллов;

-анализировать результаты опытов по движению молекул и диффузии;

-проводить исследовательскую работу

по выращиванию кристаллов, делать выводы




8/4

Взаимное притяжение и отталкивание молекул.

1

-Проводить и объяснять опыты по обнаружению сил взаимного притяжения и отталкивания молекул;

-наблюдать и исследовать явление смачивания и несмачивания тел, объяс

нять данные явления на основе знаний о взаимодействии молекул;

-проводить эксперимент по обнаружению действия сил молекулярного притяжения, делать выводы




9/5

Агрегатные состояния вещества. Различие в молекулярном строении газов, жидкостей и твердых тел

1

-Доказывать наличие различия в молекулярном строении твердых тел,

жидкостей и газов;

-приводить примеры практического использования свойств веществ в различных агрегатных состояниях;

-выполнять исследовательский эксперимент по изменению агрегатного состояния воды, анализировать его и делать выводы




10/6

Проверочная работа по теме «Первоначальные сведения о строении вещества»

1





ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛ 21 ч

11/1

Механическое движение. Равномерное и неравномерное движения.

1

-Определять траекторию движения

тела;

-переводить основную единицу пути в

км, мм, см, дм;

-различать равномерное и неравномерное движение;

-доказывать относительность движения тела;

-определять тело, относительно которого происходит движение;

-использовать межпредметные связи физики, географии, математики;

-проводить эксперимент по изучению механического движения, сравнивать опытные данные, делать выводы




12/2

Скорость. Единицы скорости

1

-Рассчитывать скорость тела при равномерном и среднюю скорость при не-

равномерном движении;

-выражать скорость в км/ч, м/с;

-анализировать таблицу скоростей движения некоторых тел;

-определять среднюю скорость движения заводного автомобиля;

-графически изображать скорость,

описывать равномерное движение;

-применять знания из курса географии, математики




13/3

Расчет пути и времени движения.

1

-Представлять результаты измерений

и вычислений в виде таблиц и графиков;

-определять: путь, пройденный за данный промежуток времени, скорость тела

по графику зависимости пути равномерного движения от времени




14/4

Инерция

1

-Находить связь между взаимодействием тел и скоростью их движения;

-приводить примеры проявления явления инерции в быту;

-объяснять явление инерции;

-проводить исследовательский эксперимент по изучению явления инерции;

Анализировать его и делать выводы



15/5

Взаимодействие тел.

1

-Описывать явление взаимодействия

тел;

-приводить примеры взаимодействия

тел, приводящего к изменению их скорости;

-объяснять опыты по взаимодействию

тел и делать выводы




16/6

Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на весах

1

Устанавливать зависимость изменения скорости движения тела от его массы;

-переводить основную единицу массы

в т, г, мг;

-работать с текстом учебника, выделять главное, систематизировать и

обобщать полученные сведения о массе

тела;

-различать инерцию и инертность

тела




17/7

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №3 «Измерение массы тела на рычажных весах».

1

-Взвешивать тело на учебных весах и с их помощью определять массу тела;

-пользоваться разновесами;

-применять и вырабатывать практические навыки работы с приборами;

-работать в группе



18/8

Плотность вещества.


-Определять плотность вещества;

-анализировать табличные данные;

-переводить значение плотности из

кг/м3 в г/см3;

-применять знания из курса природоведения, математики, биологии




19/9

Инструктаж по ТБ Лабораторная работа №4 «Измерение объема тела». Лабораторная работа №5 «Определение плотности твердого тела»

1

-Измерять объем тела с помощью измерительного цилиндра;

-измерять плотность твердого тела

с помощью весов и измерительного цилиндра;

-анализировать результаты измерений и вычислений, делать выводы;

-представлять результаты измерений

и вычислений в виде таблиц;

-работать в группе



20/10

Расчет массы и объема тела по его плотности.

1

-Определять массу тела по его объему

и плотности;

-записывать формулы для нахождения массы тела, его объема и плотности вещества;

-работать с табличными данными




21/11

Решение задач

1

-Использовать знания из курса математики и физики при расчете массы тела, его плотности или объема;

-анализировать результаты, полученные при решении задач




22/12

Контрольная работа №1 по теме «Масса и плотность»

1

-Применять знания к решению задач




23/13

Сила.

1

-Графически, в масштабе изображать

силу и точку ее приложения;

-определять зависимость изменения скорости тела от приложенной силы;

-анализировать опыты по столкновению шаров, сжатию упругого тела и делать выводы




24/14

Явление тяготения. Сила тяжести. Сила тяжести на других планетах

1

-Приводить примеры проявления тяготения в окружающем мире;

-находить точку приложения и указывать направление силы тяжести;

-выделять особенности планет земной

группы и планет-гигантов (различие и

общие свойства);

-работать с текстом учебника, систематизировать и обобщать сведения о явлении тяготения и делать выводы




25/15

Сила упругости. Закон Гука.

1

-Отличать силу упругости от силы тя-

жести;

-графически изображать силу упру-

гости, показывать точку приложения

и направление ее действия;

-объяснять причины возникновения

силы упругости;

-приводить примеры видов деформации, встречающиеся в быту




26/16

Вес тела. Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела.

1

-Графически изображать вес тела и точку его приложения;

-рассчитывать силу тяжести и вес тела;

-находить связь между силой тяжести

и массой тела;

-определять силу тяжести по известной массе тела, массу тела по заданной силе тяжести




27/17

Динамометр. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром»

1

-Градуировать пружину;

-получать шкалу с заданной ценой деления;

-измерять силу с помощью силомера, медицинского динамометра;

-различать вес тела и его массу;

-работать в группе




28/18

Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил.

1

Экспериментально находить

равнодействующую двух сил;

-анализировать результаты опытов по нахождению равнодействующей сил и делать выводы;

-рассчитывать равнодействующую двух сил




29/19

Сила трения. Трение покоя.

1

-Измерять силу трения скольжения;

-называть способы увеличения и

уменьшения силы трения;

-применять знания о видах трения

и способах его изменения на практике;

-объяснять явления, происходящие из-за наличия силы трения, анализировать их и делать выводы




30/20

Трение в природе и технике. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №7 «Измерение силы трения с помощью динамометра»

1

-Объяснять влияние силы трения в быту и технике;

-приводить примеры различных видов трения;

анализировать, делать выводы;

-измерять силу трения с помощью динамометра




31/21

Самостоятельная работа по теме «Сила»

1

-Применять знания к решению задач




ДАВЛЕНИЕ ТВЕРДЫХ ТЕЛ, ЖИДКОСТЕЙ И ГАЗОВ 21 ч

32/1

Давление. Единицы давления

1

-Приводить примеры, показывающие

зависимость действующей силы от площади опоры;

-вычислять давление по известным

массе и объему;

-переводить основные единицы давления в кПа, гПа;

-проводить исследовательский эксперимент по определению зависимости

давления от действующей силы и делать выводы




33/2

Способы увеличения и уменьшения давления.

1

-Приводить примеры увеличения площади опоры для уменьшения давления;

-выполнять исследовательский эксперимент по изменению давления, анализировать его и делать выводы




34/3

Давление газа.

1

-Отличать газы по их свойствам от твердых тел и жидкостей;

-объяснять давление газа на стенки сосуда на основе теории строения веще-

ства;

-анализировать результаты эксперимента по изучению давления газа, де-

лать выводы




35/4

Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля.

1

-Объяснять причину передачи давления жидкостью или газом во все стороны одинаково;

-анализировать опыт по передаче давления жидкостью и объяснять его результаты




36/5

Давление в жидкости и в газе. Расчет давления на дно и стенки сосуда.

1

-Выводить формулу для расчета давления жидкости на дно и стенки сосуда;

-работать с текстом учебника;

-составлять план проведения опытов




37/6

Решение задач. Кратковременная контрольная работа № 2по теме «Давление»

1

-Решать задачи на расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда




38/7

Сообщающиеся сосуды.

1

-Приводить примеры сообщающихся

сосудов в быту;

-проводить исследовательский эксперимент с сообщающимися сосудами,

анализировать результаты, делать выводы




39/8

Вес воздуха. Атмосферное давление

1

-Вычислять массу воздуха;

-сравнивать атмосферное давление на

различных высотах от поверхности Земли;

-объяснять влияние атмосферного

давления на живые организмы;

-проводить опыты по обнаружению

атмосферного давления, изменению

атмосферного давления с высотой, анализировать их результаты и делать выводы;

-применять знания из курса географии при объяснении зависимости давления от высоты над уровнем моря, математики для расчета давления




40/9

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли.

1

-Вычислять атмосферное давление;

-объяснять измерение атмосферного

давления с помощью трубки Торричелли; -наблюдать опыты по измерению атмосферного давления и делать выводы




41/10

Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах

1

-Измерять атмосферное давление с по-

мощью барометра-анероида;

-объяснять изменение атмосферного

давления по мере увеличения высоты

над уровнем моря;

-применять знания из курса географии, биологии




42/11

Манометры.

1

-Измерять давление с помощью манометра;

-различать манометры по целям использования;

-определять давление с помощью манометра




43/12

Поршневой и жидкостный насос. Гидравлический пресс.

1

-Приводить примеры применения поршневого жидкостного насоса и гидравлического пресса;

-работать с текстом учебника




44/13

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.

1

-Доказывать, основываясь на законе

Паскаля, существование выталкиваю-

щей силы, действующей на тело;

-приводить примеры, подтверждающие существование выталкивающей

силы;

-применять знания о причинах возникновения выталкивающей силы на

практике




45/14

Архимедова сила

1

-Выводить формулу для определения

выталкивающей силы;

-рассчитывать силу Архимеда;

-указывать причины, от которых

зависит сила Архимеда;

-работать с текстом учебника, обобщать и делать выводы;

-анализировать опыты с ведерком Архимеда




46/15

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №8 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»

1

-Опытным путем обнаруживать выталкивающее действие жидкости на погруженное в нее тело;

-определять выталкивающую силу;

-работать в группе



47/16

Плавание тел.

1

-Объяснять причины плавания

тел;

-приводить примеры плавания раз-

личных тел и живых организмов;

конструировать прибор для демонстрации гидростатического давления;

-применять знания из курса биологии, географии, природоведения при

объяснении плавания тел



48/17

Решение задач по теме «Архимедова сила»

1

-Рассчитывать силу Архимеда;

-анализировать результаты, полученные при решении задач




49/18

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №9 «Выяснение условий плавания тела в жидкости»

1

-На опыте выяснить условия, при которых тело плавает, всплывает, тонет

в жидкости;

-работать в группе



50/19

Плавание судов. Воздухоплавание.

1

-Объяснять условия плавания судов;

-приводить примеры плавания и воздухоплавания;

-объяснять изменение осадки судна;

-применять на практике знания условий плавания судов и воздухоплавания




51/20

Решение задач по теме «Давление твердых тел ,жидкостей и газов»

1

-Применять знания из курса математики, географии при решении задач




52/21

Контрольная работа №3 по теме «Давление твердых тел ,жидкостей и газов»

1




РАБОТА И МОЩНОСТЬ. ЭНЕРГИЯ 14 ч

53/1

Механическая работа. Единицы работы

1

-Вычислять механическую работу;

-определять условия, необходимые

для совершения механической работы




54/2

Мощность. Единицы мощности

1

-Вычислять мощность по известной

работе;

-приводить примеры единиц мощности различных приборов и технических

устройств;

-анализировать мощности различных

приборов;

-выражать мощность в различных

единицах;

-проводить исследования мощности

технических устройств, делать выводы




55/3

Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге.

1

-Применять условия равновесия рычага в практических целях: подъем и перемещение груза;

-определять плечо силы;

-решать графические задачи




56/4

Момент силы.

1

-Приводить примеры, иллюстрирующие, как момент силы характеризует

действие силы, зависящее и от модуля силы, и от ее плеча;

-работать с текстом учебника, обобщать и делать выводы об условиях рав новесия рычага




57/5

Рычаги в технике, быту и природе. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №10 «Выяснение условий равновесия рычага»

1

-Проверять опытным путем, при каком соотношении сил и их плеч рычаг

находится в равновесии;

-проверять на опыте правило моментов;

-применять знания из курса биологии, математики, технологии;

-работать в группе




58/6

Блоки. «Золотое правило» механики»

1

-Приводить примеры применения неподвижного и подвижного блоков на практике;

-сравнивать действие подвижного и неподвижного блоков;

-работать с текстом учебника;

-анализировать опыты с подвижным и неподвижным блоками и делать выводы




59/7

Решение задач по теме «Мощность и работа»

1

-Применять знания из курса математики, биологии;

-анализировать результаты, полученные при решении задач




60/8

Центр тяжести тела.

1

-Находить центр тяжести плоского тела;

-работать с текстом учебника;

-анализировать результаты опытов по нахождению центра тяжести плоского

тела и делать выводы




61/9

Условия равновесия тел.

1

-Устанавливать вид равновесия по изменению положения центра тяжести

тела;

-приводить примеры различных видов равновесия, встречающихся в быту;

-работать с текстом учебника;

-применять на практике знания об условии равновесия тел




62/10

КПД. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №11 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»

1

-Опытным путем устанавливать, что полезная работа, выполненная с по-

мощью простого механизма, меньше

полной;

-анализировать КПД различных

механизмов;

-работать в группе



63/11

Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия.

1

-Приводить примеры тел, обладающих потенциальной, кинетической

энергией;

-работать с текстом учебника




64/12

Превращение одного вида механической энергии в другой.

1

-Приводить примеры: превращения

энергии из одного вида в другой; тел,

обладающих одновременно и кинетической и потенциальной энергией;

-работать с текстом учебника




65/13

Контрольная работа №4 по теме « Работа и мощность .Энергия»


-Знать формулы нахождения физических величин; работа, мощность ,КПД, энергия.




66/14

Повторительно обобщающий урок по пройденным темам

1

Демонстрировать презентации;

-выступать с докладами;

-участвовать в обсуждении докладов

и презентаций




67/15

Итоговая контрольная работа

1

Знают базовые понятия(Стандарт)




68/16

Итоговое повторение

1

Демонстрировать презентации;

-выступать с докладами;

-участвовать в обсуждении докладов

и презентаций




Итого:

68




21


© 2010-2022