Рабочая программа по физике 7 класс

Раздел Физика
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Казённое образовательное учреждение Воронежской области

«Специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа-интернат № 3 III-IV вида для

обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями

здоровья»



«Рассмотрено»


Председатель МО учителей естественно-математичес-кого цикла

________Мишанина О.А.


Протокол № 1

«__»__________ 2015 г.



«Согласовано»


Заместитель директора по УР:



__________Ю.Ю. Меркулова



«__» ______________2015 г.

«Утверждаю»


Директор:



__________Т.В. Столярова


Приказ №________

«__»_____________2015 г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по физике


в 7 классе


ЯПРЫНЦЕВОЙ ОЛЬГИ ГРИГОРЬЕВНЫ,


Учителя I квалификационной категории




2015-2016 учебный год










Пояснительная записка


  1. Нормативными документами для составления рабочей программы являются:


  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования

  • Базисный учебный план специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений IV вида (Приложение к приказу МО Российской Федерации от 10.04.2002. №29/2065-п).

  • Региональный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Воронежской области, реализующих программы общего образования (приказ департамента образования, науки и молодёжной политики Воронежско области №760 от 27.07.2012г)

  • Учебный план КО специальной школы-интерната №3 на 2015-2016 учебный год

  • «Примерная программа основного общего образования по физике. 7-9 классы» под редакцией В. А. Орлова, О. Ф. Кабардина, В. А. Коровина и др.

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в общеобразовательном процессе, в общеобразовательных учреждениях на 2015/2016 учебный год. (Сайт Минобразования и науки РФ //edu.ru).

  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.



1.2 Учебно-методическое обеспечение:


  1. Пёрышкин А.В. Физика. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. -М.: Дрофа,2012г.

  2. Сборник задач по физике 7-9 кл.; к учебникам А.В Пёрышкина и др. /А.В. Пёрышкин; сост. Г.А.Лонцова.- 7-е изд. 2012г.

  3. Степанова Г.Н. Сборник вопросов и задач по физике для 7-8 классов. 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: СпецЛит,2000г.

  4. Орлов В.А. Тематические тесты по физике, 7-8 классы. М.: Вербум-М,2000г.

  5. Марон А.Е. Физика. 7 класс : учебно-методическое пособие / А.Е.Марон, Е.А.Марон. -7-е изд.,стереотип.-М.:Дрофа,2009г.

  6. Марон Е.А. Опорные конспекты и дифференцированные задачи по физике : 7,8,9кл. : кн. для учителя / А.Е.Марон, Е.А. Марон. - 4-е изд. - М.: Просвещение,2008г.


1.3.Цели, задачи.


  • Освоение знаний о механических, тепловых явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, о методах научно­го познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;


  • овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обоб­щать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения фи­зических задач;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения интеллектуальных проблем, физических задач и выполнения экспе­риментальных исследований; способности к самостоятельному приобретению новых знаний по физике в соответствии с жизненными потребностями и интересами;

  • воспитание убежденности в познаваемости окружающего мира, в необходимости ра­зумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач повсе­дневной жизни, для обеспечения безопасности.

В содержа­нии календарно-тематического планирования предусмотрено формирование у школьников обще­учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. При­оритетами на этапе основного общего образования являются:

Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных ме­тодов: наблюдения, измерения, эксперимента, моделирования;

  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательст­ва, законы, теории;

  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач

. • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспе­риментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умение предвидеть возможные результаты своих действий;

  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Воспитательные задачи:

  • способствовать формированию ключевых и базовых компетенций:


1.4. Формирование компетенций.

общеобразовательных:

- умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную

деятельность (от постановки до получения и оценки результата);

- умения использовать элементы причинно-следственного и структурно-

функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта,

развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

- умения использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для

обработки и презентации результатов познавательной и практической деятельности;

- умения оценивать и корректировать свое поведение в окружающей среде, выполнять

экологические требования в практической деятельности и повседневной жизни.

предметно-ориентированных:

- понимать возрастающую роль науки, усиление взаимосвязи и взаимного влияния

науки и техники, превращения науки в непосредственную производительную силу

общества: осознавать взаимодействие человека с окружающей средой, возможности и

способы охраны природы;

- развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе

самостоятельного приобретения физических знаний с использований различных

источников информации, в том числе компьютерных;

- воспитывать убежденность в позитивной роли физики в жизни современного общества,

понимание перспектив развития энергетики, транспорта, средств связи и др.; овладевать

информационной, направленной на поиск, анализ, преобразование информации для решения проблем и задач;

коммуникативной , направленной на эффективное сотрудничество с товарищами и учителем;

самоорганизационной, т.е. способствовать формированию умений самостоятельно ставить цели опыта, планировать свои действия, этапы урока; планировать опыт, эксперимент, решение задачи, деятельность на данном этапе урока; полноценно использовать личностные ресурсы;

самообразовательной, т.е. способствовать формированию умений осуществлять собственную образовательную траекторию, обеспечивать собственную успешность и конкурентоспособность;

1.5. Основное содержание (70 ч.)

Введение (4 ч.)

Физика - наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физические приборы. Физические величины и их измерение. Международная система единиц. Физический эксперимент и физическая теория. Роль математики в развитии физики. Физика и техника. Физика и развитие представлений о материальном мире.

Демонстрации

Примеры механических, тепловых, электрических, магнитных и световых явлений.

Физические приборы.

Лабораторные работы

Измерение объёма с помощью измерительного цилиндра.


Строение вещества (6 ч.)


Строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел и объяснение свойств вещества на основе этих моделей.

Демонстрации

Сжимаемость газов.

Диффузия в газах и жидкостях.

Модель хаотического движения молекул.

Сохранение объема жидкости при изменении формы сосуда.

Сцепление свинцовых цилиндров

Лабораторные работы

Определение размеров малых тел

Взаимодействие тел (22 час)

Механическое движение. Относительность движения. Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения. Методы измерения расстояния, времени и скорости.

Неравномерное движение. Средняя скорость. Формулы пути и времени движения.

Явление инерции. Масса тела. Плотность вещества. Методы измерения массы и плотности.

Взаимодействие тел. Сила. Правило сложения сил.

Сила упругости. Методы измерения силы.

Сила тяжести. Закон всемирного тяготения.

Сила трения. Трение в природе и технике.

Сила упругости. деформация, виды деформаций. Закон Гука

Демонстрации

Равномерное прямолинейное движение.

Относительность движение

Свободное падение тел в трубке Ньютона.

Явление инерции.

Взаимодействие тел.

Зависимость силы упругости от деформации пружины.

Сложение сил.

Сила трения.

Лабораторные работы

Измерение массы на рычажных весах

Измерение плотности твёрдого тела

Измерение силы с помощью динамометра


Давление твёрдых тел, жидкостей и газов ( 24 ч.)

Давление. Сила давления. Способы уменьшения и увеличения давления. Причина давления газа, передача давления в жидкости и газе. Закон Паскаля. Гидростатическое давление, формула для расчёта давления жидкости, возрастание давления с глубиной, условия существования на глубине, водолазный колокол, акваланг, скафандр, батисфера, батискаф. Определение сообщающихся сосудов. Закон сообщающихся сосудов. Примеры их использования. Атмосфера. Атмосферное давление. Методы измерения давления. Гидравлические машины. Причины возникновения архимедовой силы. Закон Архимеда. Условие плавания тел. Архимедова сила в воздухе.

Демонстрации

Зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры.

Обнаружение атмосферного давления.

Измерение атмосферного давления барометром - анероидом.

Закон Паскаля.

Гидравлический пресс.

Закон Архимеда.

Лабораторные работы

Измерение выталкивающей силы


Работа и мощность (12 ч.)

Момент силы. Условия равновесия рычага.

Работа. Мощность. Простые механизмы. Коэффициент полезного действия. Методы измерения энергии, работы и мощности.

Демонстрации

Исследование условий равновесия рычага.

Вычисление КПД наклонной плоскости.

Простые механизмы.

Лабораторные работы

Выяснение условия равновесия рычага

Определение КПД наклонной плоскости


Обобщающее повторение 2 часа.


1.6. Требование к уровню подготовки учащихся.


В результате изучения физики ученик 7 класса должен

знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество.

  • смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, коэффициент полезного действия.

  • смысл физических законов: Паскаля, Архимеда.

уметь

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию;

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры;

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления;

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;

  • решать задачи на применение изученных физических законов;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

  • применять полученные знания в повседневной жизни

1.7. Коррекционная работа.

формирование:

предметных представлений мышления в процессе анализа, синтеза, обобщения и сравнения, целостных образах об окружающей действительности и природных явлениях, пространственных представлениях, представление о различных технических устройствах.

развитие:

зрительного и осязательного восприятий, глазомера, вычислительных навыков, графических навыков, различных видов памяти, пространственного восприятия, представлений, ориентировки в большом и малом пространстве, речи (логичности, обоснованности, точности), активного словаря, внимания, наблюдательности, осязания и мелкой моторики,

коррекция:

мышления в процессе анализа, синтеза, обобщения и сравнения, личностных качеств (самостоятельности, уверенности, коммуникабельности, самооценки), моторики и двигательных способностей, предупреждение вербализма.

1.8. Материально-техническое обеспечение

оборудование:

измерительные цилиндры, мерный стакан, круглодонная и плоскодонная колбы, сообщающиеся сосуды, ливер, пипетка, термометр, шар для взвешивания воздуха, весы с гирями, металлические цилиндры, штативы, рычаги, подвижный и неподвижный блоки, наборы грузов массой 100 г, измерительные ленты, динамометры лабораторные, деревянные бруски, деревянные дощечки, трубка Ньютона, прибор для демонстрации расширения тел при нагревании, модели молекул, кристаллические решётки, спиртовка, барометр-анероид, ареометры. Компьютер, мультимедийное оборудование.

таблицы:

  1. Определение объёма измерительным цилиндром.

  2. Определение массы тела на рычажных весах.

  3. Измерение длины масштабной линейкой.

  4. Измерение штангенциркулем.

  5. Измерение промежутков времени секундомером.

















































2. Календарно-тематическое планирование. 70 часов ( 2 часа в неделю) 7 кл.



Тема

Домашнее задание

Дата

план

факт

1. Введение - 4ч

1

Что изучает физика. Наблюдение и опыт.

§ 1-3



2

Физические величины. Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений..


§4,5


3

Л/Р №1 «Определение цены деления измерительного прибора».

§4,5 повт., ЛР №1

.


4

Физика и техника.


§6



2.Первоначальные сведения о строении вещества -6 ч

5

Строение вещества. Молекулы.

§7,8, ЛР №2



6

Л/Р №2 «Измерение размеров малых тел».

§7,8 повт.



7

Диффузия в газах, жидкостях, твердых телах.

§9



8

Взаимное притяжение и отталкивание молекул.

§10



9

Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов.

§11,12; 7-10 повт.



10

Повторительно-обобщающий урок по теме «Первоначальные сведения о строении вещества»

Повт. гп. 2



3. Взаимодействие тел - 22ч

11

Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение.

§13,14

.


12


Скорость. Единицы скорости.

§15



13

Расчёт пути и времени движения. Решение задач.

§16



14

Явление инерции.

§17



15

Взаимодействие тел.

§18



16

Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на весах.

§19,20, Л/Р №3



17

Л/Р №3

«Измерение массы тела на рычажных весах»

§17-20 повт., Л/Р №4



18

Л/Р №4

«Измерение объёма тела»

§17-20



19

Плотность вещества.

§21, Л/Р №5



20

Л/Р №5 «Определение плотности вещества твердого тела»

§21 повт.



21

Расчёт массы и объёма тела по его плотности.


§22



22

Решение задач.

§13-22 повт.



23

Контрольная работа по теме «Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества.»

§13-22 повт.



24

Сила. Явление тяготения. Сила тяжести.

§23,24



25

Сила упругости. Закон Гука.

§25



26

Вес тела.

§26



27

Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела.

§27



28

Динамометр. Л/Р №6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром»

§28



29

Сложение двух сил, направленных по одной прямой

§29



30

Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя. Трение в природе и технике.


§30=32



31


Повторительно-обобщающий урок по теме «Силы в природе»

§23-32 повт.



32


Контрольная работа по теме «Силы в природе»

§23-32 повт.



4. Давление твердых тел, жидкостей и газов - 24 ч

33


Давление. Единицы давления. Способы уменьшения и увеличения давления.

§33-34



34

Давление газа.

§35



35

Закон Паскаля.

§36



36

Давление в жидкости и газе.

§37



37

Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда.

§38



38

Решение задач.

§33-38 повт.



39

Сообщающиеся сосуды.

§39



40

Вес воздуха. Атмосферное давление.

Почему существует воздушная оболочка Земли.

§40,41



41

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли.

§42



42

Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах.

§43,44



43

Манометры. Поршневой жидкостный насос.


§45,46



44

Гидравлический пресс.

§47



45

Решение задач

§33-47 повт.



46

Контрольная работа по теме: «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов».

§33-47 повт.

.


47

Действие жидкостей и газов на погруженное в них тело.

§48



48

Архимедова сила.

§49, Л/Р №7



49

Л/Р № 7 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело».

§48,49 повт.



50

Плавание тел.

§50



51

Решение задач

§50 повт., Л/Р № 8



52

Л/Р № 8 «Выяснение условий плавания тела в жидкости».

§50 повт.



53

Плавание судов.

§51



54

Воздухоплавание.

§52



55

Повторительно-обобщающий урок по теме «Архимедова сила и условие плавания тел».

§48-52 повт.



56

Контрольная работа по теме: «Архимедова сила и условие плавания тел».

§48-52 повт.



5. Работа и мощность. Энергия - 12 ч

57

Механическая работа.

§53



58

Мощность.

§54



59


Простые механизмы.

Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Момент силы.


§55-57,Л/Р № 9



60


Л/Р № 9 «Выяснение условия равновесия рычага». Рычаги в природе, технике, быту.

§58



61

Применение условия равновесия рычага к блоку.

§59



62


Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики.

§60



63


Коэффициент полезного действия механизма

§61, Л/Р № 10



64


Л/Р № 10 «Определение КПД простых механизмов»

§61 повт.



65

Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия.

§62,63



66


Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии.

§64



67

Решение задач.

§53-64 повт.



68

Контрольная работа по теме «Работа и мощность. Энергия»

Повт, гл. 1,2



Обобщающее повторение (2 часа)

69

Повторительно-обобщающий урок по теме «Первоначальные сведения о строении вещества. Взаимодействие тел»

Повт, гл.3, 4



70

Повторительно-обобщающий урок по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов. Работа и мощность. Энергия»»





3. Распределение учебной нагрузки по четвертям.




I четверть

9 недель

II четверть

7 недель

III четверть

11 недель

IV четверть

8 недель

Уч. год

35 недель


Учебных часов

18


14

22

16

70

из них:






  • Контрольных работ


  • Лабораторных работ

-


4

2


2

1


2

2


2

5


10


4. График контрольных и лабораторных работ

Тема работы

Дата

Контрольная работа

Лабораторная работа

План

Фактич.

I четверть

Определение цены деления измерительного прибора.

Измерение размеров малых тел

Измерение массы тела на рычажных весах

Измерение объёма тела.











1

1

1

1

II четверть

Определение плотности вещества твёрдого тела

Механическое движение. Масса тела. Плот-ность вещества.

Градуирование пружины и измерение сил с помощью динамометра.

Силы в природе.







1



1



1




1


III четверть

Давление твёрдых тел, жидкостей и газов.

Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.

Выяснение условий плавания тела в жидкости




1







1


1

IV четверть

Архимедова сила и условие плавания тел.

Выяснение условия равновесия рычага.

Определение КПД простых механизмов.

Работа и мощность. Энергия.





1



1



1

1


© 2010-2022