Рабочая программа по физике 7 класс. УМК А. В. Пёрышкин

Раздел Физика
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа села Казаяк»

муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан




Утверждено

директором школы.

Приказ №____

«__» _________ 2015 г.

«Согласовано»

Руководитель РМО:

_________ / Л.В.Силантьева/

«___» _________ 2015 г.

«Согласовано»

Заместитель директора

школы по УВР:

_______ Шакирова В.В.

«___» _________ 2015 г.





Рабочая программа учебного курса

«Физика»

для 7 класса








Составитель: учитель физики

Малышенко Елена Владимировна






2015-2016 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

  1. Конституция РФ ст. 43,

2. Конвенции о правах ребенка;

3. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

4. Приказа № 1089 от 5 марта 2004 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" (в соответствии с изменениями);

5. Приказа от 9 марта 2004 г. N 1312 Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования;

6. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

7. Закона Республики Башкортостан «Об образовании в Республике Башкортостан» от 1 июля 2013 г. № 696-з;

8. Концепции развития национального образования в Республике Башкортостан от 31 декабря 2009 г. № УП-730;

9. Регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Республики Башкортостан, реализующих программы общего образования (Приказ министерства образования РБ №824 от 6 мая 2014г);

10. Авторской программы Е.М. Гутник, А.В. Пёрышкин, составленной в соответствии с утверждённым в 2004 г. Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по физике. Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 кл./сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. - М.: Дрофа, 2011г.

11. Учебного плана МБОУ СОШ с.Казаяк Приказ № 41 от «28» августа 2015г

  1. Положения о рабочей программе МБОУ СОШ с.Казаяк Приказ № 58 от «31» мая 2014 г.

Программа ориентирована на обучающихся 7 класса и соответствует учебнику: Физика - 7, А.В.Перышкин, М., Дрофа, 2013 г.

(*)Для обучающихся с отклонениями в развитии осуществляется подбор заданий и изложение материала с учетом их особенностей.

Цели и задачи:

- развитие мышления обучающихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;

- овладение обучающимися знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира;

- о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;

- усвоение обучающимися идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов;

- формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.

- освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, о методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

-овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения интеллектуальных проблем, физических задач и выполнения экспериментальных исследований; способности к самостоятельному приобретению новых знаний по физике в соответствии с жизненными потребностями и интересами;

- воспитание убежденности в познаваемости окружающего мира, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

- применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для обеспечения безопасности.

- программа предусматривает использование Международной системы единиц (СИ), а в ряде случаев и некоторых внесистемных единиц, допускаемых к применению.

Общая характеристика учебного предмета.

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач сформирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

Курс физики в программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

Место предмета в учебном плане ОУ.

Предмет «физика» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 7 классе в общем объёме 68 часов по 2 часа в неделю. Место предмета «физика» в учебном плане МБОУ СОШ с. Казаяк МР Иглинский район РБ определяется на основе Базисного учебного плана для образовательных учреждений Республики Башкортостан, предусматривающего обязательное изучение физики в 7 классе 2 часа в неделю. В соответствии с календарем 2015-2016 учебного года, всего 68 часов.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценностные ориентиры содержания курса физики в средней (полной) школе не зависят от уровня изучения и определяются спецификой физики как науки. Понятие «ценности» включает единство объективного (сам объект) и субъективного (отношение субъекта к объекту), поэтому в качестве ценностных ориентиров физического образования выступают объекты, которые изучаются в курсе физики и к которым у обучающихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.

Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания, а ценностные ориентиры, формируемые у обучающихся в процессе изучения физики, проявляются:

- в признании ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;

- в ценности физических методов исследования живой и неживой природы;

- в понимании сложности и противоречивости самого процесса познания как извечного стремления к истине.

В качестве объектов ценностей труда и быта выступают творческая созидательная деятельность, здоровый образ жизни, а ценностные ориентиры содержания курса физики могут рассматриваться как формирование:

- уважительного отношения к созидательной, творческой деятельности;

- понимания необходимости эффективного и безопасного использования различных технических устройств;

- потребности в безусловном выполнении правил безопасного использования веществ в повседневной жизни;

- сознательного выбора будущей профессиональной деятельности.

Курс физики обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностные ориентиры направлены на воспитание у обучающихся:

- правильного использования физической терминологии и символики;

- потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;

- способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения физики ученик должен:

Знать/уметь

• смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие

• смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия.

• смысл физических законов: Ньютона, Паскаля, Архимеда.

• описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию

• использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры

• представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины.

• выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы

• приводить примеры практического использования физических знаний

о механических явлениях

• решать задачи на применение изученных физических законов

• осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем)

• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств; контроля за исправностью водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире; рационального применения простых механизмов

Содержание учебного предмета

Введение 3 часа.

Что изучает физика. Физические величины.

Первоначальные сведения о строении вещества 6 часов

Молекулы Диффузия Три состояния вещества

Взаимодействие тел 20 час

Механическое движение Скорость. Единицы скорости. Расчет пути и времени движения Инерция Масса тела. Единицы массы Плотность вещества Сила. Явление тяготения. Связь м/д силой тяжести и массой тела Сила упругости. Вес тела Сила - векторная величина. Сложение сил Сила трения

Давление твердых тел, жидкостей и газов. 22 час

Давление. Единицы давления Давление газа. Закон Паскаля Давление в жидкости и газе Сообщающиеся сосуды Вес воздуха Измерение атмосферного давления Атмосферное давление. Манометры Поршневой жидкостный насос Гидравлический пресс Действие жидкости на погруженное тело Архимедова сила Плавание тел Плавание судов Воздухоплавание

Работа и мощность. Энергия. 12 часов

Механическая работа. Мощность Простые механизмы. Рычаг Момент силы. Рычаги в технике, быту, природе. Применение закона равновесия рычага к блоку. «Золотое правило» механики. Коэффициент полезного действия. Потенциальная и кинетическая энергия.

Повторение 5 часов

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:

Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;

  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.

Критерии оценивания знаний обучающихся:

Оценка ответов обучающихся

Оценка «5» ставиться в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а так же правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения: правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ собственными примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4» ставиться, если ответ обучающегося удовлетворяет основным требованиям на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, 6eз использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении др. предметов: если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставиться, если обучающийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению вопросов программного материала: умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул, допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более 2-3 негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил 4-5 недочётов.

Оценка «2» ставится, если обучающийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов чем необходимо для оценки «3».

Оценка контрольных работ

Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и

недочётов.

Оценка «4» ставится за работу выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.

Оценка «3» ставится, если обучающийся правильно выполнил не менее 2/3 всей

работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочётов, при наличии 4 - 5 недочётов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для

оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

Оценка лабораторных работ

Оценка «5» ставится, если обучающийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасности труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5», но было допущено два - три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.

Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, позволяет получить правильные результаты и выводы: если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов: если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.




График проведения контрольных и лабораторных работ:


Название

Тема

Дата

план

факт

Лабораторная работа

1

Определение цены деления измерительного прибора



Лабораторная работа

2

«Измерение размеров малых тел»



Лабораторная работа

3

Измерение массы тела на рычажных весах



Лабораторная работа

4

Определение плотности твердого тела



Лабораторная работа

5

«Измерение объёма тела»



Лабораторная работа

6

Градуирование пружины и измерение сил динамометром



Лабораторная работа

7

Выяснение условий плавания тела в жидкости



Лабораторная работа

8

Выяснение условия равновесия рычага



Контрольная работа

1

Скорость. Плотность вещества.



Контрольная работа

2

Силы в природе.



Контрольная работа

3

Давление твердых тел и жидкостей.


Контрольная работа

4

Атмосферное давление. Архимедова сила.


Контрольная работа

5

Работа, мощность, энергия.



Контрольная работа

6

Итоговая. (Годовая).
















Календарно-тематическое планирование.


№ урока

Содержание программного материала

Кол-во

часов

Дата проведения

Примечание

План

Факт

Введение

3 ч

1

Техника безопасности на уроке физики. Что изучает физика?

1

2

Физические величины и их измерения.

1

3

Л.Р.№1 «Определение цены деления прибора»

1


Первоначальные сведения о строении вещества

4

Молекулы.

1

5

Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах.

1

6

Взаимное притяжение и отталкивание молекул.

1

7

Л.Р.№2 «Измерение размеров малых тел»

1

8

Три состояния вещества.

1

9

Различие в молекулярном строении тел.

1


Взаимодействие тел.

20ч

10

Механическое движение

1

11

Скорость. Единицы скорости. Расчёт пути и времени движения.

1

12

Инерция. Взаимодействие тел.

1

13

Решение задач на тему «Скорость».

1

14

Масса тела и её единицы

1

15

Л.Р. №3 «Измерение массы тела на рычажных весах»

1

16

Плотность вещества

1

17

Л.Р.№4 «Определение плотности тела»

1

18

Расчёт массы и объёма тела по его плотности. Решение задач

1

19

Л.Р.№5 «Измерение объёма тела»

1

20

Контрольная работа №1.по теме » Скорость. Плотность вещества.»

1

21

Сила. Явление тяготения

1

22

Сила упругости. Единицы силы

1

23

Динамометр. Решение задач на тему «Сила упругости».

1

24

Л.Р.№6 «Градуирование пружины и измерение силы динамометром»

1

25

Сила - векторная величина. Сложение двух сил.

1

26

Сила трения. Трение покоя.

1

27

Решение задач на тему «Сложение двух сил».

1


28

Решение задач на тему «Силы в природе».

1

29

Контрольная работа № 2 по теме «Силы в природе.»

1


Давление твёрдых тел, жидкостей и газов.

22ч

30

Давление. Единицы давления.

1

31

Способы увеличения и уменьшения давления.

1

32

Давление газа.

1

33

Закон Паскаля.

1

34

Давление в жидкости и газе.

1

35

Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда.

1

36

Сообщающие сосуды.

1

37

Вес воздуха. Атмосферное давление.

1

38

Измерение атмосферного давления.

1

39

Решение задач на тему «Давление».

1

40

Барометр - анероид. А/д на различных высотах.

1

41

Манометры. Поршневой жидкостный насос.

1

42

Гидравлический пресс. Решение задач

1

43

Контрольная работа №3 по теме «Давление твердых тел и жидкостей.»

1

44

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело

1

45

Архимедова сила

1

46

Решение задач на тему «Архимедова сила».

1

47

Плавание тел. Плавание судов

1

48

Л.Р.№7 «Выяснение условий плавания тела в жидкости»

1

49

Воздухоплавание. Решение задач

1


50

Подготовка к контрольной работе. Решение задач.

1

51

Контрольная работа №4 по теме «Атмосферное давление. Архимедова сила.»

1


Работа и мощность. Энергия.

12ч

52

Механическая работа

1

53

Мощность. Единицы мощности.

1

54

Простые механизмы. Рычаг

1

55

Момент силы. Применение рычагов.

1

56

Решение задач на тему «работа и мощность».

1

57

Применение закона равновесия рычага к блоку.

1

58

Лабораторная работа №8 «Выяснение условия равновесия рычага»

1

59

КПД механизма. Решение задач.

1

60

Энергия. Потенциальная и кинетическая энергии.

1

61

Превращение одного вида энергии в другой.

1

62

Решение задач на тему «КПД механизмов».

1

63

Контрольная работа №5 по теме «Работа, мощность, энергия.»

1


Повторение

5 ч

64

Взаимодействие тел

1

65

Давление твердых тел, жидкостей и газов

1

66

Работа и мощность. Энергия

1

67

К. р № 6: Годовая

1

68

Обобщающий урок

1







Материально-техническое обеспечение:

  1. Оборудование для проведения демонстрационных опытов и лабораторных работ.

  2. Портреты ученых.

Литература:

  1. Учебник Физика - 7 кл., А.В.Перышкин, М. Дрофа, 2013 г.

  2. Сборник задач по физике 7 - 9 , В.И.Лукашик, Е.В.Иванова, М., Просвещение, 2003 г.

  3. Дидактические материалы А.Е. Марон, Е.А. Марон. Дрофа 2009г.

  4. Диск: Живая физика

  5. Диск: Уроки физики «Кирилл и Мефодия»

10. school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов)

11. ict.edu.ru (Портал «Информационно-коммуникативные технологии в образовании»)

12. fiz.1september.ru/ (Электронная версия газеты «Физика»)

13. archive.1september.ru/fiz/ (Газета "1 сентября": материалы по физике. Подборка публикаций по преподаванию физики в школе. Архив с 1997 г.)

14. ЭОР - fcior.edu.ru/

15. ФИПИ - fipi.ru/

16. «Образовательная система 2100» - school2100.ru/

17. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - school-kollection/edu.ru.

11


© 2010-2022