- Преподавателю
- Физика
- Рабочая программа по физике 7 класс. УМК А. В. Пёрышкин
Рабочая программа по физике 7 класс. УМК А. В. Пёрышкин
Раздел | Физика |
Класс | 7 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Малышенко Е.В. |
Дата | 26.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа села Казаяк»
муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан
Утверждено
директором школы.
Приказ №____
«__» _________ 2015 г.
«Согласовано»
Руководитель РМО:
_________ / Л.В.Силантьева/
«___» _________ 2015 г.
«Согласовано»
Заместитель директора
школы по УВР:
_______ Шакирова В.В.
«___» _________ 2015 г.
Рабочая программа учебного курса
«Физика»
для 7 класса
Составитель: учитель физики
Малышенко Елена Владимировна
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
-
Конституция РФ ст. 43,
2. Конвенции о правах ребенка;
3. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
4. Приказа № 1089 от 5 марта 2004 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" (в соответствии с изменениями);
5. Приказа от 9 марта 2004 г. N 1312 Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования;
6. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
7. Закона Республики Башкортостан «Об образовании в Республике Башкортостан» от 1 июля 2013 г. № 696-з;
8. Концепции развития национального образования в Республике Башкортостан от 31 декабря 2009 г. № УП-730;
9. Регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Республики Башкортостан, реализующих программы общего образования (Приказ министерства образования РБ №824 от 6 мая 2014г);
10. Авторской программы Е.М. Гутник, А.В. Пёрышкин, составленной в соответствии с утверждённым в 2004 г. Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по физике. Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 кл./сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. - М.: Дрофа, 2011г.
11. Учебного плана МБОУ СОШ с.Казаяк Приказ № 41 от «28» августа 2015г
-
Положения о рабочей программе МБОУ СОШ с.Казаяк Приказ № 58 от «31» мая 2014 г.
Программа ориентирована на обучающихся 7 класса и соответствует учебнику: Физика - 7, А.В.Перышкин, М., Дрофа, 2013 г.
(*)Для обучающихся с отклонениями в развитии осуществляется подбор заданий и изложение материала с учетом их особенностей.
Цели и задачи:
- развитие мышления обучающихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;
- овладение обучающимися знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира;
- о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;
- усвоение обучающимися идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов;
- формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.
- освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, о методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
-овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения интеллектуальных проблем, физических задач и выполнения экспериментальных исследований; способности к самостоятельному приобретению новых знаний по физике в соответствии с жизненными потребностями и интересами;
- воспитание убежденности в познаваемости окружающего мира, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
- применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для обеспечения безопасности.
- программа предусматривает использование Международной системы единиц (СИ), а в ряде случаев и некоторых внесистемных единиц, допускаемых к применению.
Общая характеристика учебного предмета.
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач сформирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Курс физики в программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.
Место предмета в учебном плане ОУ.
Предмет «физика» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 7 классе в общем объёме 68 часов по 2 часа в неделю. Место предмета «физика» в учебном плане МБОУ СОШ с. Казаяк МР Иглинский район РБ определяется на основе Базисного учебного плана для образовательных учреждений Республики Башкортостан, предусматривающего обязательное изучение физики в 7 классе 2 часа в неделю. В соответствии с календарем 2015-2016 учебного года, всего 68 часов.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценностные ориентиры содержания курса физики в средней (полной) школе не зависят от уровня изучения и определяются спецификой физики как науки. Понятие «ценности» включает единство объективного (сам объект) и субъективного (отношение субъекта к объекту), поэтому в качестве ценностных ориентиров физического образования выступают объекты, которые изучаются в курсе физики и к которым у обучающихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.
Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания, а ценностные ориентиры, формируемые у обучающихся в процессе изучения физики, проявляются:
- в признании ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;
- в ценности физических методов исследования живой и неживой природы;
- в понимании сложности и противоречивости самого процесса познания как извечного стремления к истине.
В качестве объектов ценностей труда и быта выступают творческая созидательная деятельность, здоровый образ жизни, а ценностные ориентиры содержания курса физики могут рассматриваться как формирование:
- уважительного отношения к созидательной, творческой деятельности;
- понимания необходимости эффективного и безопасного использования различных технических устройств;
- потребности в безусловном выполнении правил безопасного использования веществ в повседневной жизни;
- сознательного выбора будущей профессиональной деятельности.
Курс физики обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностные ориентиры направлены на воспитание у обучающихся:
- правильного использования физической терминологии и символики;
- потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;
- способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения физики ученик должен:
Знать/уметь
• смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие
• смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия.
• смысл физических законов: Ньютона, Паскаля, Архимеда.
• описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию
• использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры
• представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины.
• выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы
• приводить примеры практического использования физических знаний
о механических явлениях
• решать задачи на применение изученных физических законов
• осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем)
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств; контроля за исправностью водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире; рационального применения простых механизмов
Содержание учебного предмета
Введение 3 часа.
Что изучает физика. Физические величины.
Первоначальные сведения о строении вещества 6 часов
Молекулы Диффузия Три состояния вещества
Взаимодействие тел 20 час
Механическое движение Скорость. Единицы скорости. Расчет пути и времени движения Инерция Масса тела. Единицы массы Плотность вещества Сила. Явление тяготения. Связь м/д силой тяжести и массой тела Сила упругости. Вес тела Сила - векторная величина. Сложение сил Сила трения
Давление твердых тел, жидкостей и газов. 22 час
Давление. Единицы давления Давление газа. Закон Паскаля Давление в жидкости и газе Сообщающиеся сосуды Вес воздуха Измерение атмосферного давления Атмосферное давление. Манометры Поршневой жидкостный насос Гидравлический пресс Действие жидкости на погруженное тело Архимедова сила Плавание тел Плавание судов Воздухоплавание
Работа и мощность. Энергия. 12 часов
Механическая работа. Мощность Простые механизмы. Рычаг Момент силы. Рычаги в технике, быту, природе. Применение закона равновесия рычага к блоку. «Золотое правило» механики. Коэффициент полезного действия. Потенциальная и кинетическая энергия.
Повторение 5 часов
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:
Познавательная деятельность:
-
использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
-
формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
-
овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
-
приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
-
владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
-
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
-
владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;
-
организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.
Критерии оценивания знаний обучающихся:
Оценка ответов обучающихся
Оценка «5» ставиться в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а так же правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения: правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ собственными примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» ставиться, если ответ обучающегося удовлетворяет основным требованиям на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, 6eз использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении др. предметов: если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставиться, если обучающийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению вопросов программного материала: умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул, допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более 2-3 негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил 4-5 недочётов.
Оценка «2» ставится, если обучающийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов чем необходимо для оценки «3».
Оценка контрольных работ
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и
недочётов.
Оценка «4» ставится за работу выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.
Оценка «3» ставится, если обучающийся правильно выполнил не менее 2/3 всей
работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочётов, при наличии 4 - 5 недочётов.
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для
оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Оценка лабораторных работ
Оценка «5» ставится, если обучающийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасности труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.
Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5», но было допущено два - три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.
Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, позволяет получить правильные результаты и выводы: если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов: если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
График проведения контрольных и лабораторных работ:
-
Название
№
Тема
Дата
план
факт
Лабораторная работа
1
Определение цены деления измерительного прибора
Лабораторная работа
2
«Измерение размеров малых тел»
Лабораторная работа
3
Измерение массы тела на рычажных весах
Лабораторная работа
4
Определение плотности твердого тела
Лабораторная работа
5
«Измерение объёма тела»
Лабораторная работа
6
Градуирование пружины и измерение сил динамометром
Лабораторная работа
7
Выяснение условий плавания тела в жидкости
Лабораторная работа
8
Выяснение условия равновесия рычага
Контрольная работа
1
Скорость. Плотность вещества.
Контрольная работа
2
Силы в природе.
Контрольная работа
3
Давление твердых тел и жидкостей.
Контрольная работа
4
Атмосферное давление. Архимедова сила.
Контрольная работа
5
Работа, мощность, энергия.
Контрольная работа
6
Итоговая. (Годовая).
Календарно-тематическое планирование.
№ урока
Содержание программного материала
Кол-во
часов
Дата проведения
Примечание
План
Факт
Введение
3 ч
1
Техника безопасности на уроке физики. Что изучает физика?
1
2
Физические величины и их измерения.
1
3
Л.Р.№1 «Определение цены деления прибора»
1
Первоначальные сведения о строении вещества
6ч
4
Молекулы.
1
5
Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах.
1
6
Взаимное притяжение и отталкивание молекул.
1
7
Л.Р.№2 «Измерение размеров малых тел»
1
8
Три состояния вещества.
1
9
Различие в молекулярном строении тел.
1
Взаимодействие тел.
20ч
10
Механическое движение
1
11
Скорость. Единицы скорости. Расчёт пути и времени движения.
1
12
Инерция. Взаимодействие тел.
1
13
Решение задач на тему «Скорость».
1
14
Масса тела и её единицы
1
15
Л.Р. №3 «Измерение массы тела на рычажных весах»
1
16
Плотность вещества
1
17
Л.Р.№4 «Определение плотности тела»
1
18
Расчёт массы и объёма тела по его плотности. Решение задач
1
19
Л.Р.№5 «Измерение объёма тела»
1
20
Контрольная работа №1.по теме » Скорость. Плотность вещества.»
1
21
Сила. Явление тяготения
1
22
Сила упругости. Единицы силы
1
23
Динамометр. Решение задач на тему «Сила упругости».
1
24
Л.Р.№6 «Градуирование пружины и измерение силы динамометром»
1
25
Сила - векторная величина. Сложение двух сил.
1
26
Сила трения. Трение покоя.
1
27
Решение задач на тему «Сложение двух сил».
1
28
Решение задач на тему «Силы в природе».
1
29
Контрольная работа № 2 по теме «Силы в природе.»
1
Давление твёрдых тел, жидкостей и газов.
22ч
30
Давление. Единицы давления.
1
31
Способы увеличения и уменьшения давления.
1
32
Давление газа.
1
33
Закон Паскаля.
1
34
Давление в жидкости и газе.
1
35
Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда.
1
36
Сообщающие сосуды.
1
37
Вес воздуха. Атмосферное давление.
1
38
Измерение атмосферного давления.
1
39
Решение задач на тему «Давление».
1
40
Барометр - анероид. А/д на различных высотах.
1
41
Манометры. Поршневой жидкостный насос.
1
42
Гидравлический пресс. Решение задач
1
43
Контрольная работа №3 по теме «Давление твердых тел и жидкостей.»
1
44
Действие жидкости и газа на погруженное в них тело
1
45
Архимедова сила
1
46
Решение задач на тему «Архимедова сила».
1
47
Плавание тел. Плавание судов
1
48
Л.Р.№7 «Выяснение условий плавания тела в жидкости»
1
49
Воздухоплавание. Решение задач
1
50
Подготовка к контрольной работе. Решение задач.
1
51
Контрольная работа №4 по теме «Атмосферное давление. Архимедова сила.»
1
Работа и мощность. Энергия.
12ч
52
Механическая работа
1
53
Мощность. Единицы мощности.
1
54
Простые механизмы. Рычаг
1
55
Момент силы. Применение рычагов.
1
56
Решение задач на тему «работа и мощность».
1
57
Применение закона равновесия рычага к блоку.
1
58
Лабораторная работа №8 «Выяснение условия равновесия рычага»
1
59
КПД механизма. Решение задач.
1
60
Энергия. Потенциальная и кинетическая энергии.
1
61
Превращение одного вида энергии в другой.
1
62
Решение задач на тему «КПД механизмов».
1
63
Контрольная работа №5 по теме «Работа, мощность, энергия.»
1
Повторение
5 ч
64
Взаимодействие тел
1
65
Давление твердых тел, жидкостей и газов
1
66
Работа и мощность. Энергия
1
67
К. р № 6: Годовая
1
68
Обобщающий урок
1
Материально-техническое обеспечение:
-
Оборудование для проведения демонстрационных опытов и лабораторных работ.
-
Портреты ученых.
Литература:
-
Учебник Физика - 7 кл., А.В.Перышкин, М. Дрофа, 2013 г.
-
Сборник задач по физике 7 - 9 , В.И.Лукашик, Е.В.Иванова, М., Просвещение, 2003 г.
-
Дидактические материалы А.Е. Марон, Е.А. Марон. Дрофа 2009г.
-
Диск: Живая физика
-
Диск: Уроки физики «Кирилл и Мефодия»
10. school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов)
11. ict.edu.ru (Портал «Информационно-коммуникативные технологии в образовании»)
12. fiz.1september.ru/ (Электронная версия газеты «Физика»)
13. archive.1september.ru/fiz/ (Газета "1 сентября": материалы по физике. Подборка публикаций по преподаванию физики в школе. Архив с 1997 г.)
14. ЭОР - fcior.edu.ru/
15. ФИПИ - fipi.ru/
16. «Образовательная система 2100» - school2100.ru/
17. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - school-kollection/edu.ru.
11