Многоуровневые задачи по физике

Раздел Физика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование уровневых заданий

Применение уровневых заданий при обучении в настоящее время весьма актуально, поскольку не все учащиеся имеют одинаковый интерес к изучаемому предмету, у них разные способности, а значит, не каждый может проявить собственное «Я» на том или ином уроке. Такой подход помогает ученикам создать для себя на уроке ситуацию успеха, благодаря личностному выбору. Кроме того, он позволяет выявить не только конкретные знания по теме, но и проверить их усвоение в комплексе, прогнозировать результаты обучения, создаёт возможность для творческого усвоения знаний, являясь побудительным мотивом к дальнейшему росту и самосовершенствованию. Уровневые задания могут быть с успехом могут быть использованы при: изучении нового материала; контроле усвоения, знаний, умений и навыков; проверке знаний.

В своей работе уровневый подход я использую на уроках решения задач. Поскольку большинство учащихся и родителей считают «камнем преткновения» решение задач по физике. Класс на уроке делится на две - три рабочие группы, которые имеют заведомо различный уровень знаний. Деление на типологические группы является динамичным и подвижным.

Чтобы сократить время подготовки к урокам и при этом и максимально реализовать компоненты технологии уровневого обучения, использую многоуровневые физические задачи, которые состоят из нескольких относительно самостоятельных задач, дополняющих и сочетающих друг друга. Их можно назвать задачами с развивающим содержанием, так как каждая последующая часть задачи развивает, а иногда и углубляет предыдущую. По информационной ёмкости многоуровневые задачи можно разделить на два типа:

1 тип - к одним и тем же исходным данным ставятся несколько качественных или количественных вопросов (требований), такие задачи всегда решались, но им не приписывались какие - либо особые дидактические функции; 2 тип - содержание задачи постепенно развивается, вводится новая информация и новые исходные данные, выдвигаются новые учебные требования. Таких задач в учебной литературе мало, поэтому в работе использую учебное пособие Н.В. Лёзиной и А.М. Левашова «Многоуровневые задачи с ответами и решениями» ( «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2003г.)

Деятельность учителя и учащихся, а так же учащихся между собой в процессе решения многоуровневых задач можно организовать, используя следующие учебные ситуации:

Учебная ситуация №1. Коллективное решение двухуровневой задачи нарастающей степени сложности. Педагогическое взаимодействие учителя и учащихся в процессе решения задачи имеет следующую структуру: при решении 1-ой части задачи ведущей является группа, работающая на базовом уровне усвоения материала (базовая группа); при решении 2-ой части ведущей является группа, работающая на основном уровне (основная группа) См. схему - вставка. На каждом из этапов решения задачи педагог выступает в роли консультанта для обеих групп.

Многоуровневые задачи по физикеМногоуровневые задачи по физике

Учебная ситуация №2. Решение задачи, которая представлена в виде двух уровней примерно одинаковой сложности. В том случае можно рассмотреть два подхода в организации учебного процесса:

1-ый: Основная группа является ведущей при решении первой части многоуровневой задачи. Вторая часть задачи решается путём парной работы учеников разных групп (базовой и основной). При организации подобной работы имеют место взаимопомощь и взаимоконтроль. Парная работа при таком подходе является разновидностью групповой формы работы. Возможно так же и самостоятельное фронтальное решение второй части задачи.

2-ой: Этот подход более продуктивен. Первая часть задачи решается фронтально при ведущей роли основной группы. Но если вторая часть для основной группы оказывается слишком простой, и не будет вызывать интереса, то часть задачи, соответствующей второму уровню, то её решает (частично самостоятельно) только базовая группа, основной группе целесообразно предложить более сложную задачу, которую они решают самостоятельно. Фронтальная работа при решении задачи переходит в групповую. (См. схему - вставка.)

Многоуровневые задачи по физике

Учебная ситуация №3. Частичное решение двухуровневой задачи.

В этом случае так же можно рассмотреть два подхода в организации учебного процесса:

1-ый: Первую часть задачи решает только базовая группа, т.к. для основной группы она слишком проста, поэтому основная группа в это же время решает самостоятельно более сложную одноуровневую задачу. После краткого коллективного обсуждения и анализа первой части многоуровневой задачи весь класс переходит к решению задачи второго уровня, при ведущей роли основной группы.

2-ой: Может оказаться, что вторая часть задачи для базовой группы является сложной даже в роли ведомой группы, поэтому вторую часть можно опустить и предложить решить самостоятельно одноуровневую задачу, по сложности близкой к первой части многоуровневой.

Многоуровневые задачи по физикеМногоуровневые задачи по физике

  • Возможные учебные ситуации при решении трёхуровневых задач.

Учебная ситуация №1. Если задача третьего уровня близка по содержанию к задаче второго уровня, но в ней имеется полезная для всех групп учащихся информация, и этот уровень доступен для всех учеников, то так же возможны два подхода: 1. фронтальное коллективное решение с обсуждением и анализом третьего уровня задачи или самостоятельное фронтальное решение без обсуждения; 2. учащиеся основной группы решают последнюю часть задачи самостоятельно, а учащиеся базовой группы - под руководством учителя.

Многоуровневые задачи по физике

Учебная ситуация №2. Иногда задача может не содержать существенной физической информации и тогда ученикам основной группы целесообразно опустить решение последней части и предложить решить более содержательную задачу. На данном этапе учитель выступает в роли консультанта для всех групп учащихся.

Учебная ситуация №3. Если задача недоступна для базовой группы, то на данном этапе учащимся базовой группы целесообразно предложить одноуровневую задачу, которую они решают по известному образцу. Ученики основной группы продолжают решение третьего уровня. Решение проводится ими самостоятельно или при частичном руководстве учителя.

Многоуровневые задачи по физике

Все организационные формы решения задач невозможно вложить в данные схемы, но они могут послужить хорошим ориентиром для выбора схемы в новых учебных ситуациях. К каждой схеме можно относиться как к модели отдельного этапа урока и использовать творчески.

Таким образом, многоуровневые задачи создают реальные условия для совместного обучения учеников с разными учебными возможностями. Кроме того, они усиливают основные функции физических задач, эффективно сочетая в процессе решения все организационные формы работы учащихся. Их можно использовать на уроках различных типов, кроме того, ученики могут предварительно оценить результат своей работы, так как ученик сам выбирает уровень задачи.

© 2010-2022