• Преподавателю
  • Физика
  • Статья на тему Формирование и развитие универсальных учебных действий в процессе обучения физикее

Статья на тему Формирование и развитие универсальных учебных действий в процессе обучения физикее

В этой статье рассматривается проблема развития универсальных учебных действий при недостатке времени, отводимого на изучение предмета. В этом случае велика роль внеурочной деятельности. Сначала рассматривается теория: что такое универсальные учебные умения, какие виды выделяются:личностные, познавательные,регулятивные, коммуникативные. На примере работы с командой десятиклассников "Шестнадцать плюс", участвующей в интернет-проекте "Удивительный мир физики" г. Ярославля, рассматривается, как раз...
Раздел Физика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Статья на тему Формирование и развитие универсальных учебных действий в процессе обучения физикееСтатья на тему Формирование и развитие универсальных учебных действий в процессе обучения физикееСтатья на тему Формирование и развитие универсальных учебных действий в процессе обучения физикееСтатья на тему Формирование и развитие универсальных учебных действий в процессе обучения физикееСтатья на тему Формирование и развитие универсальных учебных действий в процессе обучения физикееСтатья на тему Формирование и развитие универсальных учебных действий в процессе обучения физикееСтатья на тему Формирование и развитие универсальных учебных действий в процессе обучения физикееСтатья на тему Формирование и развитие универсальных учебных действий в процессе обучения физикееСтатья на тему Формирование и развитие универсальных учебных действий в процессе обучения физикееФормирование и развитие универсальных учебных действий в процессе обучения физике.

Совсем недавно произошел случай, когда колесо самолета, на котором лете Д. Медведев, в аэропорту пришлось срочно менять. Тогда Медведев посетовал на это, хотя, конечно он понимает цепочку: плохое знание физики в школе - падают ракеты. Наша техника неконкурентоспособна. Рынок переполнен гуманитариями, не хватает инженеров. Объяснение этому дал космонавт Серебров, когда сказал, что за два часа в неделю понять и полюбить физику невозможно. Поэтому я считаю, что вовлечение учащихся во внеурочную деятельность-это мощный способ решения вопроса.

А сейчас немного теории. Какая задача ставилась перед школой? Дать ученикам знания, умения и навыки в рамках конкретного учебного предмета. Сегодня с введением ФГОС цели ставятся другие. Вспомните известное размышление. « Если ты не хочешь чтобы я голодал, не давай мне рыбу, дай мне удочку и научи меня ловить рыбу». Я бы еще добавила, что в этом случае человек не только будет сытым, но и будет чувствовать себя состоявшейся личностью. Поэтому в школе необходимо научить учиться, при этом если раньше учитель ставил цель, показывал, как ее достичь, оценивал результаты, то сейчас с точностью до наоборот: учащиеся самостоятельно ставят цели, размышляют о способах реализации, контролируют и оценивают свои достижения. Функции учителя сводятся к минимуму? Нет. Роль учителя возрастает: дать удочку и показать, как действовать. Иными словами, сформировать универсальные учебные действия (УУД).

УУД

личностные

коммуникативные

познавательные

регулятивные

Познавательные действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу

сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Личностными результатами обучения физике являются:
сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; убежденность в возможности познания природы в необходимости различного использования достижений науки и технологии для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
Регулятивные действия обеспечивают организацию обучающимися своей деятельности: постановка учебной задачи, планирование - составление плана и последовательности действий; прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения.

Хочу рассказать о своем опыте формирования УУД. Пятый год я являюсь руководителем команды нашей школы, участвующей в интернет - проекте «Удивительный мир физики», который проводит Ярославский Университет. В течение года проходит два тура: осенний и весенний. Каждый тур включает три задания. Первое задание может представлять викторину на определенную тему, например, энергосбережение, или нестандартные вопросы и задачи. Во втором задании экспериментальное исследование. Например, определить количество воды во влажном песке, рассчитать, сколько энергии потребляет ваша семья. Третье задание творческое: сообщается тема, например, роль физиков в годы войны, как люди разных профессий используют знания физики. Снова проводятся исследования, оформляется презентация, проводятся уроки в других классах с видеосъемкой.

При выполнении проекта формируются личностные действия: укрепляется мотивация учебной деятельности, формируется чувство ответственности за общий результат (мне не приходится ходить за командой), учащиеся овладевают новыми компетенциями, например, проводить опыты. При этом заметно повышается их личная самооценка, появляется чувство гордости за свою команду.

В совместной деятельности формируются познавательные действия. Осенью мы выполняли задание: определить соленость морской воды. Учащиеся сначала нашли информацию о том, что такое соленая вода, как сделать искусственную соленую воду, спланировали и провели опыты: сравнение масс дистиллированной воды и морской, определение плотности с помощью ареометра, измерение сопротивления воды с разной соленостью. Провели измерения, сделали расчеты, представили результаты с помощью таблиц, графиков, схем. Статья на тему Формирование и развитие универсальных учебных действий в процессе обучения физикее Творческая тема звучала так: в каких зимних видах спорта используется закон сохранения импульса? В интернете информации практически не нашли, поэтому учащиеся самостоятельно смоделировали трамплин, выбирая, какие параметры можно менять, встали на лыжи и сравнили разный ход (классический и коньковый), разные смазки; взяли клюшки и шайбы, с удовольствием катались с горок. Естественно, что были измерения, расчеты и выводы. Статья на тему Формирование и развитие универсальных учебных действий в процессе обучения физикее

Формировались регулятивные УУД: организовать свою деятельность так, чтобы хватило времени на все, в том числе и на проект, так как были жесткие временные рамки, поэтому формируются целеустремленность и упорство в достижении цели, трудолюбие.

Участие в проекте дает богатый опыт совместной работы в группе, когда есть цель и ее надо достичь, формируются навыки бесконфликтного общения в общем деле, выявляются позиции лидеров, способных организовать работу. Члены команды адаптируются к разным характерам и темпераментам, учатся обсуждать, строить диалог, принимать чужую точку зрения, приобретают навыки публичного выступления. Помню, как ученики 11 класса проводили урок по теме «Королевство кривых зеркал» в 4 классе. Какие сильные радостные эмоции испытали выпускники школы, когда увидели, с каким жадным интересом малыши слушали сказку, удивлялись, когда видели опыты( перевернутое изображение пламени свечи) и долго не расходились, пробуя делать опыты снова и снова.

Результаты нашего участия в проекте: команда « Десяточка» имеет три диплома первой степени, в этом году новая команда « Шестнадцать +» имеет диплом второй степени. Проект общероссийский, число команд больше ста пятидесяти. Как здорово, что есть у нас такие ребятки!

Статья на тему Формирование и развитие универсальных учебных действий в процессе обучения физикее

Преподаватель физики МКОУ СОШ № 19 г. Верхняя Тура.

© 2010-2022