Урок по физике для II курса «Явление электромагнитной индукции»

" Тема : Явление электромагнитной индукцииПреподаватель: Саранцева М.Ю.Время проведения: 2 семестрМежпредметные связи: историяВ заключении, ребята выражают отношение к уроку через синквейн.Создание синквейна (пример)Индукция.Электромагнитная, возникающая.Появляется, наводится, возникает.Магнетизм превращён в электричество.Ток (явление). Оцени свою работу на уроке! Мои умения и навыки    Я умею проводить опыты Фарадея Я знаю, от чего зависит возникновение индукционного тока в проводнике Я знаю, что такое индукционный ток Я умею решать...
Раздел Физика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Предмет: физика

Уровень образования: 11 класс

Тема: Явление электромагнитной индукции

Тип урока: урок изучения нового материала

Время проведения: 45 минут

Цель: формирование знаний о явлении электромагнитной индукции, опытах Фарадея; выяснение причины возникновения индукционного тока; осмысливание алгоритма решения задач по теме: «Электромагнитная индукция»; развитие речи, мышления; совершенствование умственной деятельности, анализ, синтез, способность наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки объектов, выдвигать гипотезы, проверять результаты.

Основные понятия: явление электромагнитной индукции, индукционный ток

Оборудование к уроку: две катушки индуктивности, полосовой магнит, универсальный штатив, миллиамперметр, источник тока, ключ, реостат, провода соединительные.

Технологическая карта урока


Этапы урока

Деятельность

преподавателя

Деятельность

обучающихся,

ФОУД

Формирование УУД

Определение потребностей и мотивов

Готовит обучающихся к работе на уроке. Формулирует вопросы, актуализирующие опорные знания и умения обучающихся по теме урока.

  1. Что вы знаете об электрическом и магнитном полях?

  2. Есть ли связь между электрическими и магнитными явлениями?

Майкл Фарадей поставил перед собой задачу получить из магнетизма электричество. (слайд №1) "Превратить магнетизм в электричество"- написал он в своем дневнике. (слайд №2) При этом он постоянно носил в кармане моток проволоки и постоянный магнит. Почти 10 лет упорной работы потребовалось Фарадею на решение этой задачи. Но мы с вами не располагаем таким длинным временным отрезком, урок наш ограничен, поэтому выполним некоторые опыты Фарадея на современном оборудовании.

Учитель демонстрирует учащимся опыт Фарадея с катушкой и постоянным магнитом.

Ставит проблему: Откуда появился ток в замкнутом контуре?

Отвечают на вопросы, включаются в мыслительный процесс по изучению явления электромагнитной индукции (Ф)





Личностные: смыслообразование Регулятивные: целеполагание

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, поста­новка вопросов

Принятие учебных целей и условий их достижения

Преподаватель побуждает учащихся к выдвижению гипотез.


Это явление было названо явлением электромагнитной индукции.

Давайте откроем наш учебник на странице 163, запишем тему нашего сегодняшнего урока - «Явление электромагнитной индукции». Это новое для вас явление мы изучим сегодня на уроке.

(слайд №3)

Давайте вместе сформулируем цели урока.

Высказывают предположения, выдвигают гипотезу:

Электрический ток можно получить с помощью магнитного поля.

Фиксируют гипотезу в тетради.

Обучающиеся определяют цели, что они хотели бы узнать. (Ф)

  • Понять в чем заключается сущность явления.

  • Уметь описывать и объяснять физическое явление.

  • Приводить примеры практического использования физического явления.

Регулятивные: планирование

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, выдвижение гипотез и их обоснование

Коммуникативные: разрешение конфликтов

Проверка принятой гипотезы, сбор данных, их анализ, формулирование выводов

(слайд №4)

Для проверки выдвинутой гипотезы класс разбивается на 3 группы, каждая из которых выполняет экспериментальное задание.

Итак, возвращаясь к теме нашего урока, мы теперь можем сформулировать определение и сказать, в чем же заключается явление электромагнитной индукции. При всяком изменении магнитного потока, пронизывающего контур замкнутого проводника, в этом проводнике возникает электрический ток, существующий в течение всего процесса изменения магнитного потока. В этом и заключается явление электромагнитной индукции.

(слайд №5)

Электрический ток, возникающий при явлении электромагнитной индукции, называется индукционным. (слайд №6)

-«Еще раз давайте скажем, за счет чего мы можем изменить магнитный поток, а, следовательно, получить индукционный ток?»

Обучающиеся выполняют экспериментальное задание по группам (Приложение 2), после чего идет обсуждение и заполнение таблицы на доске. (Приложение 3)

(Г)





-«За счет изменения вектора магнитной индукции»

-«За счет изменения площади контура»

-«За счет изменения ориентации контура относительно вектора магнитной индукции»

(слайд №7) (Ф)

Познавательные: структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи

Итоговый самоконтроль и самооценка (рефлексивное осмысление и самопознание)

-«Отлично, ребята, мы с вами прекрасно поработали. Теперь мы должны закрепить наши новые знания, чтобы время, проведенное на уроке, не прошло зря. Легкой разминкой для вас будет выполнение нескольких тестовых заданий, они перед вами на экране.

В современной технике явление электромагнитной индукции используется в таких приборах как: электропечь для плавки металлов (слайд №8), поезд на магнитной подушке (слайд №9), детектор для обнаружения металлических предметов (слайд №10).

Домашнее задание: (слайд №11)

В учебнике: § 8.

Дополнительное задание: Подготовить сообщение о значении явления электромагнитной индукции в современном мире.

Рефлексия

Оцени свою работу на уроке!


А теперь выразите свое отношение к изученному явлению через синквейн.


Спасибо за активную работу на уроке! Вы у меня просто молодцы! До свидания! (слайд №12)

Выполняют задания (Тест к уроку Явление электромагнитной индукции) (Ф)


Возвращаются к цели урока и проблемному вопросу, отвечают на него, делают вывод по гипотезе, выходят на практическое применение.


Записывают домашнее задание


Ребята оценивают урок и свою работу на нем, делают выводы о том достигнуты ли цели урока. Говорят о том, что узнали нового. (Ф)

Создание синквейна. (пример) (И)

Индукция.

Электромагнитная, возникающая.

Появляется, наводится, вызывается.

Магнетизм превращен в электричество.

Ток.(Явление)

Личностные: нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор. Регулятивные: оценка, саморегуляция

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;


© 2010-2022