- Преподавателю
- Физика
- Межпредметные связи на уроках физики
Межпредметные связи на уроках физики
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Самсонова Е.В. |
Дата | 05.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Проект на тему :
« Межпредметные связи на уроках физики ».
План
І. Введение
ІІ. Межпредметные святи как дидактическая категория
-
Связь преподавания физики с математикой
-
Связь преподавания физики с химией
-
Связь преподавания физики с биологией
-
Связь преподавания физики с гуманитарными предметами
ІІІ. Заключение
Список использованной литературы
І. Введение
Физика - это наука о природе в самом общем смысле. Она изучает вещество (материю) и энергию, а также фундаментальные взаимодействия природы, управляющие движением материи. Физику иногда называют «фундаментальной наукой», поскольку другие естественные науки (биология, геология, химия, география и др.). Описывают только некоторый класс материальных систем, подчиняющихся законам физики.
Современный этап развития науки характеризуется все возрастающей связью и взаимопроникновением наук. В последние годы возникла наука бионика, использующая данные физики, биологии, психологии, математики, радиоэлектроники и других наук для изучения живых организмов в целях решения инженерно-технических задач.
В настоящее время происходит величайшая научно-техническая революция, которая началась более четверти века назад. Она произвела глубокие качественные изменения во многих областях науки и техники. Одна из древнейших наук - астрономия, переживает революцию, связанную с выходом человека в космическое пространство. Рождение кибернетики и электронных вычислительных машин революционно изменило облик математики, проложило путь к новой области человеческой деятельности, получившей название информатики. Возникновение молекулярной биологии и генетики вызвало революцию в биологии, а создание большой химии стало возможным благодаря революции в химической науке. Аналогичные процессы происходят также в геологии, метеорологии и многих других современных науках.
ІІ. Межпредметные святи как дидактическая категория
Объективный процесс связи между науками находит отображение и в процессе обучения физики в школе. Этого требует не только принцип научности, но и те задания, которые становятся перед школьным курсом физики. В частности, формирование диалектико-материалистического мировоззрения невозможно без установления и выявления связи с другими естественными учебными процессами.
Межпредметные связи - это дидактическая категория, которая отображается во взаимосвязанном и взаимообусловленном изучении учебных предметов в школе.
Межпредметные связи обеспечивают:
- согласованное во времени изучение разных учебных дисциплин с целью их взаимной поддержки;
- обоснованную последовательность в формировании понятий;
- единство требований к знаниям, умениям, навыкам;
- использование при изучении физики знаний, полученных при изучении других предметов;
- ликвидацию неоправданного дублирования в содержании учебных параметров;
- показ общности методов, которые применяются в разных дисциплинах (генерализация знаний);
- раскрытие взаимосвязи природных явлений, показ единства мира;
- подготовку учеников к овладению современными техноплогиями.
Рис. 1. Классификация межпредметных связей
Хронологические связи обеспечивают согласованное преподавание предметов во времени в соответствии с потребностями каждого предмета.
Информационные связи проявляются в единстве трактовки понятий, фактов, положений, которые рассматриваются при изучении разных предметов.
Пути осуществления межпредметных связей:
- использование знаний, полученных при изучении других дисциплин;
- выполнение комплексных экспериментальных работ;
- проведение комплексных экскурсий;
- обобщающие повторение.
-
Связь преподавания физики с математикой
Современная физика развивается в тесной связи с математикой. Математика - это не только язык физики, это язык плюс рассуждение, это как язык и логика вместе. Математические методы широко используются физике как для обработки опытного материала, так и для разработки теорий, они дают возможность глубже проникнуть в тайны природы. В свою очередь, физика оказывает значительное влияние на развитие математики.
Межпредметная связь между курсами физики и математики содержит больше возможности в деле повышения научного уровня преподавания каждой из этих дисциплин, поэтому взаимосвязь между ними необходима с самого начала их изучения.
При формировании у школьников измерительных умений и навыков учителю физики необходимо учитывать, что уже в начальной школе на уроках математики школьники получили первоначальные сведения об измерении длин, времени, температуры, массы, понятие о цене деления шкалы измерительного прибора, о скорости движения и изучали метрическую систему мер.
В научной учебной и методической литературе имеются различные определения понятия физической величины. Однако для всех определений можно выделить два общих признака:
-
Физическую величину понимают как количественную характеристику объекта изучения;
-
Определение физической величины тесно связывают с возможностью ее измерения тем или иным способом.
Важной формой связи физики и математики является решение математических задач с физическим содержанием. Содержание этих задач и методов их решения учителю математики необходимо согласовывать с учителем физики для разработки единого методического подхода и требований. При этом следует обратить внимание на выработку у учащихся умения выполнять операции с обозначением единиц физических величин. Как на занятиях по физике, так на уроках математики нужно стремиться к единообразному определению математических и физических величин, одинаковым формулировкам правил, теории, к единым требованиям в оформлении графического материала и знаний.
-
Связь преподавания физики с химией
Физика и химия часто взаимно дополняют друг друга, поскольку на уроках по этим предметам одни и те же явления в природе рассматривают с разных сторон. Здесь в полную меру проявляются и фактические, и понятийные, и теоретические межпредметные связи. К числу важнейших, общих для физики и химии, понятий относятся: вещество, масса, вес, энергия, молекула, атом. Общими являются также фундаментальные законы: сохранения и превращения энергии, сохранения электрических зарядов.
Важнейшие теоретические межпредметные связи физики и химии обусловлены изучением одних и тех же теорий: молекулярно-кинетической, и электронной, теории строения атома и т.д.
Важные формы связи преподавания физики и химии: решение физико-химических или химико-физических задач, проведение комплексных экскурсий, вечеров занимательной физики и химии, изготовление наглядных пособий, необходимых для изучения как физики, так и химии.
Следует учитывать и использовать практические навыки, которые получают учащиеся на занятиях по химии: навыки обращения с лабораторным оборудованием, измерений, выполнение расчетов, выведение формул.
-
Связь преподавания физики с биологией
Взаимосвязь физики с биологией давняя и плодотворная. Она особенно расширилась в последние десятилетия, когда возникли такие науки, как биофизика, агрофизика, бионика и др. Эти межнаучные связи находят отражение в изучении соответствующих учебных дисциплин.
Соотношение между физикой и биологией можно трактовать как отношение общего и частного. Знания из биологии могут лишь расширить знания о рамках действия физических законов и способствовать пониманию учениками единства природы. Этому же способствует рассмотрение вопросов, связанных с использованием методов физики в биологии.
Связь физики с биологией имеет три аспекта:
-
Физика в живых организмах. При изучении разных тем на уроках физики приводятся примеры, которые показывают роль физических процессов в протекании биологических процессов.
-
Бионика. Много принципов, реализованных в живых организмах широко используется в современных технических устройствах, основой которых является физика.
-
Экология. Физические законы имеют отношение к процессам, которые происходят в природе в связи с производственной деятельностью человека. И для ликвидации негативных влияний такой деятельности, для охраны природы нужно использовать знание законов физики.
-
Связь преподавания физики с гуманитарными предметами
Физика как наука развивалась в конкретных исторических условиях, которые отображены в гуманитарных науках. Изучение физики с ссылкой на исторические обстоятельства улучшает восприятие учебного материала. Так конкретнее звучит материал, связанный с исследованиями Дж. Бруно, Г. Галилея, И. Ньютона и т.д., если одновременно вспоминаются тогдашние общественно-политические условия, хронология, связь с другими событиями. Позитивные результаты дает также использование физических задач с историческим содержанием, исторических картин, фотографий.
География. Необходимо использовать при обучении физики и знания, полученные в курсе географии. Многие взаимосвязанные вопросы изучаются сначала на уроках географии, а позднее используются на уроках физики. В курсе географии это важно, как изучение переноса влаги, энергии, минеральных веществ, а в курсе физики - это пример, помогающий изучить агрегатное превращение воды. Связано друг с другом изучение таких вопросов, как атмосферное давление, ориентирование по компасу.
ІІІ. Заключение
Во всем мире наблюдаются глубокие качественные перемены в основных отраслях техники. Революция в энергетике связана с переходом от тепловых электростанций, работающих на органическом топливе, к атомным электростанциям. Создание индустрии искусственных материалов с необычными, но очень важными для практики свойствами произвело революцию в материаловедении. Комплексная механизация и автоматизация ведут нас к революции в промышленности и сельском хозяйстве. Транспорт, строительство, связь становятся принципиально новыми, значительно более производительными и совершенными отраслями современной техники.
Реализация межпредметных связей способствует систематизации, а следовательно, глубине и прочности знаний, помогает дать ученикам целостную картину мира. При этом повышается эффективность обучения и воспитания, обеспечивается возможность сквозного применения знаний, умений, навыков, полученных на уроках по разным предметам. Учебные предметы в известном смысле начинают помогать друг другу. В последовательном принципе межпредметных связей содержатся важные резервы дальнейшего совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Список использованной литературы
-
Безденежных Е.А., Брикман И.С. Физика в живой природе и медицине. - «Радянська школа». - Киев. - 1876 г.
-
Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. - М.: Педагогика. - 1985 г.
-
Межпредметные связи естественно-математических дисциплин. / Под ред. В.Н, Федоровой. - М.: Просвещение. - 1989 г.
-
Турышев И.К. и др. Межпредметные связи физики. - М.: Просвещение. - 1992 г.
-
Усова А.В. Межпредметные связи в преподавании основ наук в школе. Народное образование. - 1984. - №8, с. 78-118
-
Усова А.В. Методика преподавания физики. М.: Просвещение, 1998